«Настоящее чудо — это когда ребёнок после шоу по три раза меняет мечту о профессии»: интервью с Тимуром Лайшевым, генеральным директором WOW! HOW
Ставшая уже привычной для москвичей за более чем десятилетие Научная ёлка WOW! HOW? в этом году представит новую программу — «Новый год 100 лет вперед» — сразу на двух новых площадках в центре Москвы. Представления пройдут с 18 декабря 2025 по 8 января 2026. О том, как рождаются научные чудеса и почему живые эксперименты важны в эпоху ИИ, мы поговорили с генеральным директором проекта Тимуром Лайшевым.
За 10 лет WOW! HOW? превратился из смелой идеи в устойчивый бренд в сфере эдьютеймента. Что вы считаете главным решением или принципом, который помог проекту не только выжить, но и стать лидером в нише научных шоу для детей?
Создавая WOW! HOW? в 2014 году, мы не ожидали, что проработаем больше 10 лет и количество гостей наших программ и покупателей наших наборов для экспериментов будет исчисляться сотнями тысяч. Наверное, главный принцип, благодаря которому все сложилось, – нам самим искренне нравится то, что мы делаем, и это применимо к каждому в нашей большой команде. Глубоко увлеченные люди, которые разрабатывают и проводят программы, придумывают и выполняют демонстрации, общаются с гостями и взаимодействуют с партнерами, и являются нашей главной ценностью и достижением.
В вашем проекте соединяются театр, наука и интерактив. Что важнее: эмоция или знание? И как вы находите баланс между зрелищностью и точностью экспериментов?
За пару часов никто не сможет научить ребенка физике, химии или геологии. В то же время, мы можем показать, что за формулами и правилами часто скрываются удивительные открытия, а за сложными названиями – прекрасные эффекты и настоящие научные чудеса. Именно поэтому мы и назвали проект WOW! HOW? – важно не просто удивлять юных зрителей зрелищными демонстрациями, но и побуждать его задаться вопросами, а как же они работают? Не только вызывать эмоции, но и подпитывать детскую любознательность.
Сегодня рынок развлечений для детей перенасыщен: от VR-аттракционов до TikTok-контента. Какую роль, на ваш взгляд, в этой экосистеме занимает научный театр XX–XXI века?
Мы тоже активно используем современные технологии в разработке программ – от полноэкранных проекций в шоу, создаваемых с помощью искусственного интеллекта, до интерактивных онлайн-инструкций к наборам для опытов. Но если яркую картинку и быстрый дофамин можно получить и из коротких видео, то эмоцию первооткрывателя “сработало!”, когда проводишь эксперимент своими руками и все получается, не заменить никаким ТикТоком.
Ваше новое шоу задаёт амбициозный вопрос: каким будет Новый год через 100 лет? Какие сценарии будущего вы исследовали при создании постановки – технологические, социокультурные, образовательные?
Конечно, загадывать на 100 лет вперед – занятие неблагодарное. Но мы постарались быть максимально точными с позиций современной науки и сегодняшнего развития технологий. Мы уверены, что человечество доберется до более далеких, чем Луна, небесных тел, что в ближайшее столетие наступит технологическая сигнулярность (когда технология настолько развита, что сама создает еще более совершенную технологию, и человек уже не понимает, как именно), что развитие наук о материалах и цифровых технологий шагнет далеко за рамки самых смелых предположений сегодняшней науки. И в этом окружении мы и решили посмотреть на то, что станет с Новым годом.
Какие эксперименты стали самыми сложными в постановке? Приходилось ли адаптировать научные эффекты ради безопасности, драматургии и темпа спектакля?
Безопасность всегда является приоритетом номер один, если речь заходит о детских мероприятиях. Поэтому естественно, все демонстрации, которые гости увидят на сцене, абсолютно безопасны и проводятся под строгим техническим контролем специально обученными специалистами. Мы стараемся искать нестандартные решения в аранжировке экспериментов, включать их в само тело сценария, чтобы они работали как главное выразительное средство в постановке, наряду с актерской игрой, медиаконтентом, световыми и звуковыми эффектами.
Важная часть WOW! HOW? – участие зрителей в экспериментах. Как вы превращаете детей из наблюдателей в исследователей, и почему это важно для их развития?
Научная елка состоит из двух больших блоков, которым уделяется равное количество времени – самостоятельные эксперименты в нескольких десятках интерактивных зон до начала представления и собственно сам спектакль на большой сцене. И мы стараемся сделать так, чтобы перед шоу дети своими руками проделали те же эксперименты, которые впоследствии увидят в большом масштабе на сцене. Тогда, встретив уже знакомый и подробно объясненный эффект в представлении, ребята смогут сопоставить собственноручный опыт исследователя с яркими и масштабными эффектами и понять, что они и сами способны на научные чудеса.
Вы работаете с ведущими вузами. Какие учёные и лаборатории участвовали в разработке новых эффектов? Был ли эксперимент, который пришёл прямо из научной статьи?
Среди наших разработчиков есть сотрудники МГУ, МИФИ, РХТУ и других ведущих московских вузов. Более того, в качестве ведущих в интерактивных зонах мы привлекаем наиболее активных студентов, проводя для них специальный отбор с обучением работы с детской аудиторией. Молодые люди вызывают у детей больше доверия и могут на понятном для них языке рассказать о сложных явлениях, с которыми сталкиваются в своей учебе или научной работе. А если говорить про примеры с острия технологий, на нашей елке помимо научных демонстраций гостей ждут современные высокотехнологичные дроны и роботы.
Сейчас много говорят о важности ранней STEM-мотивации. Какие изменения вы замечаете в детях, которые приходят на ваши шоу год за годом?
Действительно, многие гости приходят к нам из года в год, скажу больше, некоторые из ребят, которые посещали наши программы 10 лет назад, сегодня работают у нас. И опыт работы не только в Москве, но и в других городах России и даже мира, показывает, что дети на самом деле ничуть не изменились с появлением современных технологий и перехода от письменных экзаменов к тестовым заданиям. Они также любят удивляться, также челленджат неочевидные эффекты, также шумят и не находят себе места. Да что там дети, многие взрослые радуются и ведут себя как малые дети, когда включаются в процесс и позволяют себе снять маску серьезных больших людей.
В эпоху нейросетей и иммерсивных технологий как меняется ваше понимание “чуда”? Чему невозможно научить через экран, но возможно – вживую?
Для начала, как я говорил выше, мы активно используем и иммерсивные технологии, и нейросети в разработке и производстве шоу. Это – лишь инструменты, которые позволяют удобнее и проще доносить мысль или решать поставленную задачу. Настоящее чудо – это когда девочка, которая делала “операцию” плюшевому медведю на одной из наших медицинских программ, робко попросила забрать его домой, чтобы обеспечить ему должное восстановление после операции. Или когда ребенок после посещения очередного научного мероприятия по три раза меняет ответ на вопрос “кем ты хочешь стать, когда вырастешь?” с физика на химика, а затем на математика. Чудеса – в настоящих и неподдельных детских эмоциях. И очень здорово, что у нас есть возможность дарить чудо нескольким десяткам тысяч детей каждый год.
Какие образовательные технологии вы считаете самыми перспективными сегодня: AR-погружение, лаборатории, игровые практики, исследовательские клубы?
Современное образование должно идти в ногу со временем и использовать весь спектр доступных технологий и ноу хау. Во-первых, так будет проще конкурировать с экранными развлечениями на смартфоне или планшете, а во-вторых, это зачастую позволяет эффективнее и быстрее решать поставленные задачи.
Главное не забывать, что технология – это всего лишь инструмент, который полезен только в руках профессионала, который четко знает, что с ним делать. И очень хочется, чтобы наши дети обучались, становясь теми самыми профессионалами.