Купил фургон и ушёл из бизнеса: почему “простые” идеи не такие уж простые

В 2020 года я занимался созданием изделий из камня. Работа была по большей части сезонной - зимой заказов почти не было и я решил уйти в другое направление.
Начал мониторить Avito в поисках идей для бизнеса и наткнулся на старый Ford Transit 2001 года, который был на ходу с минимум рыжиков. Взяв в кредит 300 000 я отправился к продавцу.

Так начался мой мини-эксперимент: перевоз грузов как дополнительный источник заработка.

Картинка, сгенерированная ИИ, чисто для антуража
Картинка, сгенерированная ИИ, чисто для антуража

Первые шаги

В моей голове сразу же родился план: подключится к АТИ (сервис поиска грузов и перевозчиков), заплатить 2000 за лицензию, брать заказы и кататься.

К этому всему подкрутил Авито - "Перевозка мебели и грузов недорого". Обычное объявление, которое привлекало бы больше новых клиентов.

Ставку сделал на нишу малых заказов, где клиенту не нужна целая «Газель», но и такси не справится.

Моя формула:

Газель просит 1000–1500 рублей, я беру 800.

Благодаря маленькому расходу бензина, я мог предложить такую цену. За час-полтора работы (~30 км) оставалось около 600 рублей чистыми. В день выходило 4–6 тысяч.

Пример долгого рейса и стоимость такого маршрута
Пример долгого рейса и стоимость такого маршрута

Как я нашёл свою нишу

Быстро стало понятно: рынок перегрет, но спрос всё равно есть. Большинство перевозчиков не хотят возиться с “мелочёвкой” — шкафом, холодильником или несколькими коробками с “Авито”. Я просто закрыл эту дыру.

Через пару месяцев появились постоянные клиенты: студенты, переезжающие по городу, частники, мелкий бизнес. Иногда возил грузы для Ozon — всё по телефону, без бумаг, деньги на карту.

Несколько историй с дороги

  • 🐕 Переезд-зоопарк. Вёз женщину из Ростовской области под Петербург — две собаки, кошка, попугай и куры. Два дня дороги под оркестр из лая, кудахтанья и бешеных криков (своих).
  • 🚨 “Контрабанда”. Один заказчик попросил перевезти коробки через Матвеев Курган. На границе остановили ФСБ, пять часов разбирались, кто я и почему без паспорта в погранзоне. Закончилось штрафом 500 рублей и промокшими клиентами.
  • 🏔 Рейсы по Кавказу. Подписал контракт на развоз рекламы: 2–4 поездки в месяц, 2 400 км за рейс, по 30 000 рублей. Иногда совмещал с BlaBlaCar, возил попутные грузы, а по пути заезжал на море.
Были и такие интересные заказы. Обезьяна вела себя прилично :)
Были и такие интересные заказы. Обезьяна вела себя прилично :)

Когда всё пошло в гору (и почему закончилось)

В какой-то момент бизнес стал напоминать систему:

  • постоянные клиенты,
  • контракты,
  • нанятый водитель,
  • друг в партнёрах.

Я работал вместе с близким другом и только так мы успевали закрывать городские заказы и дальняки. И всё бы ничего, но нагрузка росла быстрее, чем прибыль.

Чтобы заработать 100 000 рублей в месяц, нужно было провести 200+ часов за рулём, постоянные ремонты, звонки, логистика.

Так получилось, что друг уезжал в другой город на учёбу и стало очевидно, что бизнес без напарника развалится. Так и вышло: зимой 2021 года продали фургон и закрыли дело.

Почему идея не сработала

Это не история про провал, а про понимание. Модель «сам себе бизнес» выглядит красиво только на бумаге. Пока ты и водитель, и механик, и диспетчер — это не бизнес, а фриланс на колёсах.

Да, можно зарабатывать 4–6 тысяч в день, быть “в движении” и без начальства. Но роста нет: чтобы масштабироваться, нужно нанимать, автоматизировать, строить систему — а это уже другой уровень инвестиций и ответственности.

Что я понял

Бизнес должен давать время и развитие, а не просто деньги. Если без тебя он не работает — это не актив, а замена работы. “Простые идеи” вроде перевозок, кофейни или пиццы на вынос часто кажутся лёгкими, потому что порог входа маленький. Но и потолок — такой же низкий.

💬 “Не каждая подработка может стать бизнесом. И не каждый бизнес стоит превращать в подработку.”

💬 Вместо вывода

Я не жалею — за два года перевозок я понял экономику рынка, логику клиентов и цену времени. И сегодня, оглядываясь назад, понимаю: это был не бизнес, а опыт, который научил больше, чем любой курс.

Если Вам понравился этот разбор и Вы не хотите пропустить следующий кейс, — подпишитесь на мой профиль здесь, на VC.

Как раз готовлю большой разбор про OZON, который не щадит своих партнеров, но зарабатывает с банка.

P.S. Спасибо за дочитывание. Дайте знать в комментариях, какой бизнес-провал или успех вы бы хотели, чтобы я разобрал следующим?

1
3 комментария