Почему за 8 часов съемки может получиться ролик всего на 1 минуту?
В подробностях разбираем, как происходит съемочный процесс, почему его называют сложным, и от чего зависит количество идеально снятых дублей. И самое важное — как сделать съемочный день наиболее продуктивным.
Смена по часам
Предположим, на площадке работает съемочная команда из режиссера, оператора-постановщика, гафера, механика, актера, костюмера и гримера.
Необходимо отснять на кинооборудование рекламный видеоролик по согласованному сценарию. Разберем, на примере 8 часовой смены – что в течение этого времени делает съемочная группа?
Первый час.
Оператор-постановщик и режиссер поверхностно осваивают локацию, если на это не закладывался отдельный день и бюджет. Подготавливают локацию к съемкам – переставляют мебель, картины, выкладывают реквизит. В процессе обсуждают сценарий, утверждают ракурсы, планы, движения камеры, свет.
Оператор-постановщик дает задание на установку оборудования механику и гаферу. Механик приносит на локацию съемочное оборудование, разгружает его, настраивает и подготавливает. То же самое делает гафер с осветительным оборудованием.
Костюмер приводит в порядок одежду для съемок. Актера переодевают и гримируют.
Минимальный комплект кинооборудования у механика.
Второй – седьмой час. 6 часов от смены.
Непосредственно сам съемочный процесс – съемка дублей по сценарию. Совместная работа всей съемочной группы – далее разберем подробнее.
Восьмой час.
Съемочная группа собирает оборудование, переодевается, выносит оборудование из здания, загружает в транспортное средство.
Процесс съемки можно и нужно делать более продуктивным. Для этого есть несколько способов, о которых мы поговорим позже.
Но сейчас остается открытым вопрос – за 5 часов прямой съемки неужели так сложно набрать кадров более чем на 1 минуту? Не сложно. Только не все снятые кадры по итогу войдут в ролик.
Сложность кадра
В рамках задачи может быть что угодно, чтобы отснять буквально 1 кадр, к примеру:
Актер не просто говорит в камеру, а говорит, идет и в какой-то момент делает сальто.
Пока актер идет и говорит, позади него происходит сложное движение или действие, например, двигается стена и меняется задний план.
Актер может произносить речь на 30 секунд, массовка совершать определенные действия по сценарию, и во время данного процесса актер и массовка взаимодействуют.
- Внутри одного кадра происходят разные взаимодействия и диалог между актерами и массовкой.
Как думаете, сколько требуется времени, чтобы отснять один идеальный дубль из подобных сцен? По-разному. И зависит это от ряда разных причин.
- Массовка не так сработала или актер сбился – репетируем и снимаем кадр заново.
- Волосы актера растрепались, в глаза что-то попало, потерли рукой и стерли макияж – делаем исправление укладки и грима, снимаем заново.
- Произошел брак по звуку, камере, свету или иному моменту — это все неудачные дубли, снимаем заново.
- Ограниченное количество осветительного оборудования, и специалисту необходимо выстраивать свет в кадре для каждого шага актера – сложно, нужно довести кадр до идеала, снимаем много раз.
В итоге, один кадр, одна сцена, один идеальный дубль может сниматься час, два часа, пять минут. А сам кадр по сценарию может быть хронометражем в 5,10,15 секунд.
Так и получается, что прошло уже 3-4 съемочных часа, а готовых рабочих кадров вышло на несколько секунд. Все зависит от задачи, от сценария, от сложности, от исполнения.
Перестановки
Съемка может проходить в одной, двух или более локациях.
Если съемка происходит в одной локации, то это не обязательно, что в одном и том же месте помещения. Может потребоваться перестановка светового и съемочного оборудования в другой угол комнаты, а также и подготовка этого угла к съемкам.
Кроме того, мы зависим от погодных условий и естественного освещения – солнце двигается в течение дня, и нам тоже приходится перемещаться, как на улице, так и в помещении, где нет возможности закрыть окно блэкаут шторами. Даже при изменении крупности кадра свет меняется.
Если съемка происходит в двух или более локациях, то нужно добраться до второй локации, перенести с собой оборудование и установить в новом месте съемки. А иногда локация находится в другой части города, а не в соседнем помещении. То есть нужно ехать. Кроме того, в этих двух локациях может потребоваться перемещение внутри каждой из них.
Все это съемочное время.
Соответственно, команда вся собирается, едет на локации, заносит, устанавливает оборудование, подготавливается. И все дубли по новой.
Редкое исключение, когда весь ролик нужно снять в одной локации, в одном месте помещения, с одним источником света – когда не нужно ничего переставлять, перенастраивать, переподготавливать и так далее. В таком случае можно отснять 2 часа материала за 4 съемочных часа. Зависит от уровня подготовки спикера.
Подготовленность
Не в каждом проекте все идет строго по часам. А скорее даже наоборот, часто выходит за рамки заложенного времени.
Какие обстоятельства могут к этому привести?
- Неподготовленная локация к съемкам: мусор, отсутствие соответствующего декора и интерьера, неверно расставленная мебель и подобное. Здесь никак не избежать потери съемочного времени, необходимо тратить его на подготовку к съемкам.
- Опоздание кого-либо из участников на площадку. Тут вопрос решается в индивидуальном порядке в согласовании с заказчиком.
- Актер/спикер не подготовлен к речи и/или жестикуляции, сбивается. Желательно, чтобы человек, задействованный в кадре, во время подготовки перед съемками несколько раз вслух произнес свою речь.
- Сценарий в ночь перед съемками был изменен лицами, принимающими решение. Нововведения необходимо изучить на площадке – необратимая трата времени.
- Другой видеопродакшн, который перед нами снимал в необходимой нам локации, решил продлить ее аренду. В данном случае, арендодатели часто идут навстречу и продлевают наше время ровно на столько, на сколько забрали его у нас коллеги по цеху. Но далее срабатывает человеческий фактор усталости – вы приехали вовремя, но вам нужно подождать какое-то время, чтобы начать работу, а затем закончить позже запланированного времени. Это физически удручает.
- И многое другое.
Кстати, о подготовленной локации. Иногда мы работаем над проектами, в которых локацию строят с нуля. Когда строят новую комнату в просторном помещении или совсем не подходящем по задумке.
Как один из наших примеров – съемки проекта «Снято на телефон». В банкетном зале «Атриум» ресторана Эдем в г. Орехово-Зуево заказчик построил локацию для съемок интервью.
Так выглядел зал до съемок.
Так выглядел зал во время съемок.
Форматы роликов
Самые сложные ролики по съемке – рекламные. В среднем они длятся 15-30 секунд, но их могут снимать несколько дней. Потому что по сценарию может быть задействовано 5 актеров, 6 локаций в разных городах, и под каждую из которых задействован свой парк оборудования. На улице нужны флаги и отражатели, чтобы отбить ненужный свет. В лесу – генератор для дым-машины и света в вечернее время. И так далее. Нюансов много, зависит от проекта.
А что насчет обучающих или имиджевых видео?
Как ни странно, все так же.
Пару часов на подготовку оборудования, актеров, на финальный сбор в конце смены. Перестановки во время процесса, сложность кадров.
Даже если ролик простой обучающий, одноплановый и одноракурсный, здесь может вклиниться неподготовленность спикера и/или локации.
С другой стороны, имиджевый о производстве. Мы не можем снять трехминутный статичный кадр склада и эти же 3 минуты вставлять в видео. Смотреть на это интересно не будет.
Даже для статичной съемки нужно постараться добавить какой-то динамики, к примеру, снять таймлапс. И быстро это не снимешь, здесь также есть нюансы. Нужно установить камеру, подождать какое-то время, проследить за динамикой объектов в кадре, иначе таймлапс и заметен не будет.
А что насчет отчетного видео с мероприятия?
Время на подготовку и на финальные сборы здесь меньше, так как обычно меньше оборудования и специалистов. Съемочная группа приезжает за час-полчаса до мероприятия, а съемочное время равняется времени самого мероприятия. 5 часов съемки = 5 часов мероприятия.
Если планируется клиповый монтаж, значит ролик нужно снять динамично и интересно. Поэтому операторы бегают по площадке в поисках самых запоминающихся и эмоциональных моментов, обращают внимание на композицию кадра, интерьер, декор, свет, движение камеры, разноплановость. На счету каждая секунда, снимают короткими дублями, набирают как можно больше материала, около 500-1000 кадров на одной камере. А на монтаже идет отбор релевантных и лучших дублей. В финале ролик получается гармоничным и отражает масштабность, разносторонность и атмосферу мероприятия.
Если мероприятие нужно отснять в формате вебинара/лекции/семинара, то прямой расход часов съемки идет ровно столько, сколько ведущие его проводят. Мероприятие длится 5 часов, материал со съемок выйдет на 4-4,5 часа – за вычетом сбивчивой речи и перерывов на мероприятии. Тут соизмеримо.
В одной из следующих статей мы разберем подробнее съемочный процесс отчетного мероприятия, так как формат отличается от других.
Итог
В течение 8 съемочных часов можно отснять как 6 часов лекции, так и 5 секунд от рекламного ролика. Количество идеально отснятых дублей зависит от ряда подконтрольных и неподконтрольных причин.
Поэтому если мы хотим сделать съемочный процесс наиболее продуктивным, мы предлагаем нашим клиентам обратить внимание на следующие дополнительные услуги, возможности и советы:
- аренда локации в самое раннее время, чтобы избежать форс-мажорное продление от предыдущих арендаторов;
- услуга по освоению локации режиссером и оператором;
- аренда плейбека, чтобы в момент согласовывать ракурсы и планы;
- тренинг спикеров;
- найм художника-постановщика, чтобы перед началом и во время смены локация была подготовлена к съемкам;
- примерить костюмы на актере заранее и утвердить их с режиссером;
- найм ассистентов/рабочих, которые носят оборудование, пока гафер и механик выставляются.
- и другое в соответствии с конкретным проектом.
А вообще, доверьтесь менеджерам по проекту со стороны исполнителя. Они опытные ребята, и знают, когда и что поможет в съемочном процессе.
Если вы хотите знать больше информации о работе нашего видеопродакшена, переходит на наш сайт.