9 работ за три года: от «подай принеси» до собственного проекта или почему жизнь — это бесконечное тестирование гипотез

Лиза Минаева — театральный режиссер и CEO компании по обучению питчингу PROJECT-or о том, почему работа в корпорации не поможет построить успешный стартап, как понять, как устроен мир, когда тебе двадцать и нет опыта работы (и вообще никакого опыта) и как не выгореть, зачем-то запуская бесперспетивные проекты и смело идти в новый опыт при запредельном уровне неопределенности

О том, как я планировала стать известной

В детстве я занималась в детском музыкальном театре, но выходило, мягко говоря, не очень: седьмой разбойник, третий слуга, одиннадцатый наркоман — все роли, конечно, без слов.

О том, что стать богатой тоже неплохо

Лет в 14 я решила, что раз не выходит стать известной, стану ка я богатой! Но живя в маленьком провинциальном городе достаточно сложно понять: чем оптимально заниматься, чтобы стать богатой, если предрасположенности нет примерно ни к чему?

Так я решила стать экономистом, предварительно прочитав книгу «стратегия инвестирования Уоррена Баффета» и придя к выводу, что экономист — это что-то среднее между трейдером и математиком (хаха). Чтобы выбрать вуз, я спросила своего лучшего друга, куда он поступает, а он поступал по олимпиаде в НИУ ВШЭ. Ну наверное НИУ ВШЭ — нормальный универ, подумала я.

О попытках понять, как жить, если решил стать экономистом

Первые два курса ушли на осознание того, кто же такой экономист, и кем ты можешь работать после окончания экономического факультета. О том, чтоб стать богатой речи уже не шло, потому что насущным вопросом было, как не остаться безработной. hh.ru как-то подводил в плане вакансий для двадцатилетних с горой амбиций без опыта работы. Карьерный центр факультета тоже оказался достаточно бесполезным.

О мечтах про IB

Но главная проблема состояла в том, что инвестиционные банки, которые я планировала использовать для достижения богатства, закрылись до моего прихода (я поступала в 2015, а в 2014 случился кризис, после которого часть инвест банков просто ушли из России, а часть сократили штат и остановили рекрутмент).

Venture Capital как альтернатива Investment Banking (смешно)

Нужен был новый план: в качестве альтернативы для инвест банков, я выбрала венчурный капитал. Прочитала книжку с золотым яйцом на обложке и подумала, что в целом мне подходит: интересно, динамично, денежно (хаха).

О поиске первой работы «по профессии»

Конец третьего курса: я сделала список всех венчурных фондов России, написала по имейлу в каждый. Суть была такая: ни черта не знаю, опыта ноль, но мне очень надо.

*позже я ни раз убеждалась, что этот метод работает: куда бы ты ни шёл, если «пропускающая инстанция» поверит, что тебе надо больше всех — успех твой.

Около 10 фондов мне ответили, кажется, 3 позвали на интервью, ни один не взял на работу. Возможно, дело было в зелёных волосах, возможно, в том, что я не имела ни малейшего представления о реальном мире.

*для меня до сих пор российское экономическое образование — большая загадка, потому что как его можно сделать ещё менее прикладным, я даже представить не могу. Это был первый момент в моей жизни, когда я осознала, что расчитывать надо всегда на себя.

Тогда я решила пойти не сразу в венчурный фонд, а так сказать постоять рядом — и устроилась ассистентом к партнёру только что собранного нового венчурного фонда. И как-то так получилось, что через неделю партнёра уволили, а меня оставили (я думаю потому, что работать кому-то было нужно, а сотрудников набрать ещё не успели, но возможно причина была в другом). Через месяц работы я стала самым низкооплачиваемым венчурным аналитиком в мире.

Так себе достижение, если честно (мне было двадцать, я перешла на четвертый курс), но учеба в универе сформировала такой миф, что, если ты экономист — ты должен радоваться абсолютно любой работе, собственно я следовала предписаниям и радовалась.

Я проработала там пол года, а потом поняла, что это конечно весело (это была моя самая веселая работа), но с точки зрения опыта — абсолютно неприменимо никуда кроме конкретно этого фонда, да и вообще появились сомнения, что русский венчур — хороший выбор для профессиональной реализации.

О попытках строить карьеру в венчурном фонде

Тогда я пошла в другой фонд, там были международные сделки, более поздняя стадия и очень умные партеры. Ещё у этого фонда был офис в штатах, там я узнала, что вообще венчур это что-то очень про штаты, там «венчурная трава» зеленее, правда тогда было совсем непонятно, почему.

В этом фонде я проработала ещё пол года. После чего у меня появилось три гипотезы: то ли я не хочу работать в фонде, то ли я не хочу работать в найме, то ли я не хочу работать по определению.

Чтобы проверить эти гипотезы, я пошла в третий фонд, это был микс из Private Equity и Venture Capital. Там я проработала ещё год.

В фонде были интересные проекты и умные (а иногда очень умные) люди вокруг (что позволяло быстро учиться думать и обретать хоть какое-то минимально достаточное понимание реального мира). Но в какой-то момент я поняла, что люди, работающие в фондах (аналитиками, ассоциатами, вице президентами) даже если они реально умные, они как правило никогда не делали стартапы руками, и вся их аналитика — это абстрактная теория. Меня это искренне опечалило, и я решила с фондами закончить (это был май 2020, коронавирусный флёр витает кругом, все держатся за работу, я бесстрашно ухожу с работы, потому что отношусь к когорте «слабоумие и отвага, а там разберёмся»).

О том, как нетворкинг стал game changer моей жизни

В январе 2020 (за пять месяцев до ухода с работы) я узнаю про некий нетворкинг (не в теории, как это было в универе, а на практике — через комьюнити) и делаю около 40-50 новых знакомств.

На момент ухода из фонда моя профессиональная самооценка была ниже плинтуса, мне казалось, что моя ценность примерно равна ценности степлера. Пока я учусь делать нетворкинг, я замечаю, что люди, ощутимо старше и опытнее, не засыпают во время диалога со мной и даже не зевают, вообще есть ощущение, что им интересно. Так у меня появляется гипотеза, что, возможно, я немного посообразительнее степлера и могу принести ценность какому-нибудь стартапу. Я бесстрашно пишу об этом в фейсбуке, добавляя картинку с собачкой и текстом «ищу работу в стартапе». Удивительно, но около 30 человек просят прислать cv, и почти 10 из них делают мне оффер прийти к ним работать. В основном это джуниор продуктовые позиции. Но мой выбор падает на продуктовый консалтинг, потому что больше опыта, больше опыта, ещё больше опыта отважному экономисту, который очень спешит жить, а ещё считает, что «все и сразу» это и есть «в самый раз»

О второй работе и питч-деках

Сделаем шаг назад: работая в последнем фонде у меня уже появилась вторая работа: упаковка стартапов под фандрайзинг в европейском агентстве (питч-деки, фин модели, etc.), потому что зачем же бог дал нам выходные, если не для второй работы.

Так прошло 2.5 года моей жизни... я прошла какую-то уйму курсов, поработала на пяти работах, прочитала тонну книг и обрела ощущение, что теперь я что-то знаю об этом мире. А если я что-то знаю — its the high time пилить собственные проекты ...

О первых попытках стартапить

После попытки поиска работы в фейсбуке у меня появился невнятный парт-тайм, который обещал много, давал мало (это скорее про уровень занятости и количество проектов), а так как работали мы как-то (так уж получилось) без документов, спрашивать было не с кого, поэтому я просто ждала и радовалась, когда была хоть какая-то работа. Параллельно пытаясь изобретать свои проекты.

О гипотезе запустить ювелирный бренд

Первой гипотезой был бренд ювелирных украшений по подписке, примерно такой же клевый и одновременно масс-маркетный как Zara с точки зрения одежды (собственно эта гениальная идея пришла ко мне после прочтения книги про Zara). Моим MVP стала пилотная линия ювелирки (которая делалась в 3 раза дольше и в 2 дороже, чем обещалась, и до сих пор лежит у меня дома). После пилотного тиража я поняла, что ювелирку продавать достаточно сложно, что чтобы было дешево (как в заре) надо делать большие партии на производстве где-нибудь в Тайланде, а еще если делать дешево (как в заре) у тебя будет маленькая маржа, и нужен стартовый капитал, а идея сомнительная более чем. Тестирование этой гипотезы стоило мне 50к рублей, на тот момент это очень много, я в месяц зарабатывала 70-80.

О гипотезе сделать app для тех, кому грустно, и хочется с кем-то поговорить

Второй гипотезой был app для тех, кому грустно и хочется с кем-то поговорить. Идея была в том, что когда человеку грустно, он проходит тест на то, какой он фрукт, животное и звук, то есть мы как бы определяем его вайб, и метчим с человеком с таким же вайбом в анонимном чате, где нельзя ничего кроме текста, стикеров и мемов. MVP делалось как бот в телеге, тогда она была заблокирована в России, поэтому подключить платежи так и не удалось. Как (а главное зачем) тестировать гипотезу без платежного механизма было непонятно. Мои стартаперские амбиции в этом проекте обошлись мне где-то в 40к.

Когда я уходила из фонда, у меня была такая мысль, что мол пойду я поделаю что-нибудь руками, пойму, как все происходит в реальном мире. Пытаясь соорудить ювелирный бренд и app для грустных, руками я что-то поделала, а вот как работает реальный мир – осталось так и не поняла.

О том, как я делала первый стартап (очень плохо)

После двух хаотичных экспериментов я решила поделать что-то в кофаундерстве. И тут (как будто так кстати) мне пишет моя знакомая, мол мы тут хотим делать app для медитации, давай с нами? Я спрашиваю, мол а кто есть вы? Она объясняет, что они вот три кофаундера, никогда раньше не делавшие стартапы, но обладающие другим ценным ресурсом и экспертизой. Я, взвесив ценность ресурса и экспертизы, конечно же согласилась, как минимум потому что мне обещали платить зарплату, долю в компании, да и в целом рынок и продукт были плюс минус понятными.

Примерно дня через 3 эта самая знакомая (она была типа наш CEO) приехала ко мне пожить на пару дней, мол чтоб было проще работать, примерно 2.5 месяца она говорила «дада ищу квартиру, вот завтра иду смотреть», и ничего не происходило. Я проводила кастдевы, собирала команду, считала рынок, пытаясь понять, мы вообще туда поместимся или нет
*сейчас кстати думаю, что не поместились бы, потому что в 2020 mindfulness уже перестал расти экспоненциально и стал просто поддерживать свое существование, а сильного запроса на новые массовые продукты в этом сегменте у рынка нет

Моя знакомая (она же наш CEO) в это время рисовала UX карандашом на бумажке, командовала другими и искала ангельского инвестора (хотя изначально она обещалась вложить свои $200k на запуск первой версии). Зарплату мне конечно никто не платил.

У меня были сомнения, что рисование UX несуществующего (функционально) продукта в альбоме для рисования – это ключевая задача CEO, но с другой стороны, вдруг она знала о реальном мире что-то такое, чего не знала я.

Но вернемся к поиску инвестора: инвестор (что удивительно) был найден, такой русско-французский около технологический чувак, производивший впечатление нормального адекватного, мы завтракали на веранде, он задавал вполне себе резонные вопросы про продукт, отстройку от конкурентов и рынок, я вполне резонно на них отвечала, наша CEO мечтательно смотрела в небо.

Где-то через 2.5 месяца наша CEO все еще жила у меня дома и заняла денег у предполагаемого инвестора (про деньги я конечно не знала). И вот когда она была в спб с другим кофанудером, мне написал инвестор, что мол «эта женщина» взяла у меня денег, бросила в черный список во всех мессенджерах и отдавать видимо не планирует. А так как живет она у тебя дома, я выезжаю за деньгами, ну она не отдает – ты отдашь, вы же одно общее дело делаете! А если не отдашь мне – отдашь фсб (и дальше сканы моих документов, что мол вот я все про тебя знаю и адрес знаю).

Если бы у меня были эти деньги, я бы, наверное, их отдала, но у меня было в тот момент 15к рублей, а он планировал забрать ощутимо больше…

Что делать – непонятно. Я сидела на бордюре и думала, к кому я могу обратиться в москве с таким вопросом, а еще лучше пойти пожить на пару дней. И, если честно, оказалось, что ни к кому. Но так как к кому-то обратиться все же пришлось, я позвонила своему когда-то близкому другу (с которым мы уже год или около того как не общались), и он мне посоветовал говорить, что я её не знаю. Это звучит очень просто и даже комично, но это сработало. Инвестор еще пару раз требовал деньги, я говорила «Катя? Не знаю никакой Кати. Один раз виделись и больше не общались» и это почему-то помогло.

*если у вас возникает вопрос, почему я так долго была в этом «стартапе», хотя с порога было понятно, что это шарашкина контора, так вот потому, что, во-первых, я верю в лучшее в людях, а во-вторых, ни в школе, ни в институте не учат жить реальную жизнь в реальном мире – училась как могла.

Я вышла из чата нашего «стартапа» без объяснений и сказала себе, что никогда, абсолютно никогда я больше не буду делать проекты в кофаундертсве, только single-founder и никак иначе (выпила новопассит и легла спать).

О том, как я планировала никогда больше не делать стартапы особенно с другими людьми

Я планировала спокойно работать в продуктовом консалтинге с конкретным количеством рабочих часов и денег, которые мне заплатят за эти часы. У продуктового консалтинга планы были другие: проекты были нестабильные, платили за них не всегда вовремя. Меня это несколько печалило, поэтому, когда однажды ко мне обратились с вопросом «а могла бы я сделать питч-дек?» – я конечно могла.

Экспертизу в производстве питч-деков я получила, работая в агентстве, в котором года полтора была аналитиком параллельно с основной работой. Там тоже проекты были не стабильные и платили за них не всегда вовремя, но делать питч-деки было интересно, а я достаточно молода и беззаботна, чтобы иногда забивать на такой элемент работы как деньги.

Потом меня спросили, не могла бы я сделать еще один питч-дек, я снова конечно могла. И так я начала делать питч-деки как фрилансер (лучше назовем это «как независимый консультант»), и ушла из найма.

То есть гипотеза о том, что я не хочу работать в фонде оказалась верной. Гипотеза о том, что я не хочу работать в найме тоже оказалась верной. Оставалась последняя гипотеза о том, что я просто не хочу работать.

Питч-деки как смысл жизни

Год я делала питч деки «как независимый консультант», через год мне снова стало скучно. Может показаться, что я меняла работы как перчатки и искала себя, но на самом деле я приходила, брала максимум опыта за минимум времени и шла дальше. Мой запрос был – понять как работает реальный мир. И лучшим источником понимания были умные люди с большим жизненным и профессиональным опытом (собственно я и сейчас так считаю) и практика.

Через 2.5 года работы с питч-деками я научилась делать структуру, понимать, что важно для инвестора, дизайнить и очень много общалась с фаундерами. И из последнего факта родился мой следующий проект.

О том как я снова запускала (не стартап, но это не точно) lifestyle бизнес

Когда мы говорим «упаковка проекта под фандрайзинг» обычно имеется ввиду питч-дек, финансовая модель, 1pager и прочие сопроводительные материалы, но по сути, когда фаундер показывает инвестору питч-дек – он рассказывает сказку о том, каким будет мир, когда инвестор даст денег. И вопрос сделки – это вопрос того, поверит инвестор в эту сказку или не поверит.

Так родился PROJECT-or: компания, где мы учим фаундеров, топ-менеджеров, sales и IT специалистов питчить и выступать на публике на базе американской актерской школы.

Идею мне подкинул человек, у которого я работала, когда однажды я открыла гугл таблицу и поняла, что я не помню, как она работает. А мне надо делать финансовую модель для стартапа, а я не понимаю, как, хотя я сделала несколько десятков финансовых моделей (в целом учитывая, что в то время я работала с 10 утра до 4-5 утра следующего дня – такой исход не удивителен, но у нас была молодость, а еще «слабоумие и отвага, а там разберемся»).

Привет, прокрастинация!

И вот вроде бы идея есть, проблема, которую я планирую решать, тоже есть, даже пошаговое понимание, что именно делать, тоже есть, и партнер, который разбирается в том, как учить людей питчить, тоже есть. Проходит неделя, месяц, два месяца, это все продолжает быть в моей голове, но я ничего не делаю. Потому что, во-первых, я боюсь теперь кофаундерства, потому что предыдущее закончилось какой-то жестью, во-вторых, запускать новый проект – это снова погрузиться в тотальную неопределенность, а я только что оттуда, а в-третьих, за последний год я пробовала запускать три проекта, потратила уйму сил, и все это закончилось ничем или иными словами «жизненным опытом». Если называть вещи своими именами, вместе с жизненным опытом я приобрела гору страхов, что, если не получилось тогда – не получится никогда.

В декабре 2020 я поехала в кэмп сообщества heg.ai, где одной из инициатив был Case Clinic – это что-то вроде форума или мастер майнда, но, когда ты рассказываешь свой кейс, задачу, проблему, другие участники говорят о своих ощущениях от твоего кейса, без конкретных советов. Я рассказала, что у меня есть конкретная идея, которую я хочу превратить в конкретную компанию, но почему-то этого не делаю. И после фидбэка от других участников поймала ощущение «сейчас или никогда». На следующий день после возвращения из кэмпа я поняла, что пора, сейчас самое время. В начале января мы с партнером начали работать над продуктом и компанией.

В конце января пришел первый клиент. В конце апреля я свернула все другие инициативы и направления, перестала делать питч-деки и фул-тайм ушла в работу над PROJECT-or. Это и есть результат тестирования третьей гипотезы о том, а хочу ли я работать вообще? Да, хочу. Просто это должен быть классный продукт, приносящий понятную ценность конкретным людям. Это должен быть work-hobby-people-health balance. И это должно быть в кайф. Я люблю общаться с людьми, мне искренне нравится наш продукт (потому что он дает конкретные видимые изменения, как меняется скилл питчинга во время обучения), а, следовательно, и продажи, и развитие компании мне в кайф.

(параллельно я учусь в режиссерской магистратуре МХАТа и готовлю премьеру спектакля, но это совсем другая история).

О том, что сейчас я искренне довольна своей жизнью, но все еще абсолютно не знаю, как правильно жить и строить взлетающие компании

За эти три года я работала в 7 компаниях и запускала 3 собственных, из каждой получая максимум опыта, не всегда приятного и не всегда того, на который рассчитывала. В мире амбициозных людей принято говорить «дальше – больше», но я скажу «дальше – тише». Потому что любой бизнес (как и жизнь в целом) – это про постоянное тестирование гипотез. А еще, потому что я, как истинный миллениал, ставлю в приоритет ощущение кайфа в моменте, а не призрачное ачиверство в будущем.

Я иногда разговариваю с состоявшимися предпринимателями, и они, запуская даже пятую компанию, понятия не имеют, что и как делать, чтобы проект полетел. Они просто делают что-то, видят результат, делают выводы, повторяют итерацию. Работая в фондах, я думала, что успешно запускают свои проекты люди с многолетним опытом в корпорациях, но сейчас мне кажется, что это делают люди, умеющие думать.

Если вам откликается какой-то мой опыт относительно вашей жизни или 10 работ за 3 года вызывают вопросы, вы всегда можете написать мне в фейсбуке :)

1212
5 комментариев

Кинуть инвестора, а потом говорить "Катя? Я не знаю никакой Кати" - это, извините, пиздец.

2

Это были деньги который лично другой кофаундер взял у инвестора в личном порядке для себя, не имеющие никакого отношения к компании

3

Все правильно, хороший текст, благодарю. успехов вам!