6 заповедей для заказчика – как работать с иллюстратором
Я читала много статей о том, как иллюстратору работать с заказчиком — спрашивать рефы, задавать вопросы, брать предоплату и т.д. Но нигде особо не видела информации для клиентов — как им работать с иллюстраторами.
Это — сложная тематика, и если клиент заказывает иллюстрации первый раз, то рискует напороться на кучу правок или вообще полное несоответствие задаче.
Поэтому я создала небольшой гайд для заказчиков — как работать с нами, иллюстраторами, и на что обращать внимание. Итак, поехали!
Выбираем по одежке… Точнее, портфолио
Кажется, очевидная вещь. Но в портфолио нужно смотреть не только качество, но и стилистику работ. Если у иллюстратора в портфолио сплошь детские рисунки, то вряд ли он нарисует что-то похожее на Симпсонов.
Отсутствие определенного стиля не значит, что иллюстратор не нарисует то, чего вам хочется. Если работы художника разнообразны, и вы видите, что он прекрасно работает в абсолютно разных стилях – то, скорее всего, и вам он изобразит то, что хочется. Например, у меня долго не было заказов в аниме-тематике – при этом во все остальных стилях я рисую очень давно. Когда мне попался проект, я показала заказчику несколько самых разноплановых своих работ и убедила, что легко нарисую в любом стиле. В итоге, стиль аниме стал для меня одним из любимых. В общем, не стесняйтесь спрашивать и показывать референсы и ТЗ.
Помните, что 70-90% иллюстраторов работает только в одной-двух стилистиках, сужу по моему опыту отбора десятков иллюстраторов на крупные проекты. Каждая стилистика требует дополнительного обучения, “натяжки” на стиль. Иллюстраторов, которые умеют всё - крайне мало, ведь даже годы опыта не помогут иллюстратору делать что угодно, только практика, причем, очень разная и эффективная. У меня она есть, однако, даже умея рисовать 30+ стилей — я не защищена от того, что завтра придет заказчик и попросит нарисовать 31, который я не умею, и мне придется учиться практически заново :)
Итак, ТЗ
Оно не просто нужно, а очень нужно. Я знаю, насколько тяжело работать без ТЗ по дизайну, а без ТЗ по иллюстрациям работать в принципе невозможно.
Например, мне говорят нарисовать девушку, сидящую на подоконнике. Я прекрасно могу изобразить такую девушку в стиле аниме, поп-арт, пин-ап и еще десятке других стилей. И она может сидеть на подоконнике с ногами, на корточках, в пледе и с кофе, с котом, полулежа… В общем, вы поняли. 1000 вариантов в моем воображении и только 1, который хочет заказчик.
Я обязательно запрашиваю желаемый стиль и примерную композицию. Идеально, если вы скинете референсы — фото или иллюстрации. Если нет, мы обговариваем все очень детально — как персонаж сидит/стоит/лежит, в каких цветах должна быть иллюстрация, какого размера и т.д.
Итого, чтобы сделать работу с первого раза, нужно:
- Профессиональный иллюстратор, который работает в выбранной вами стилистике — 1 штука.
- Примеры желаемого (рефы). Стиль, цвета, композиция.
- Четкое описание идеи. Что будет изображено, в каких позах, какие движения нужно передать, какие надписи будут.
- Заполненный бриф — на некоторые задачи. Например, на лого со вписанной иллюстрацией.
- Предоплата и оптимистичный настрой.
Кстати, меня часто спрашивают: «Иллюстрация — это же творчество, нечто эфемерное. Как мне понять, сможет ли художник точно отобразить то, что мне нужно, а не то, как он видит?» В этом и отличие свободного художника от профессионального иллюстратора. Художник — это творец, который имеет свой стиль, а иллюстратор — это качественный исполнитель, который выполняет пожелания заказчика. И если вы скинете подробное ТЗ и референсы, то задание будет не менее четким, чем задачка по математике — и вы точно получите то, чего хотели.
Кстати, о размере
Обязательно уточните, в каком формате вам нужна иллюстрация — в векторе или растре. Я рисую в растре, и некоторые изображения потом могу перевести в вектор, а некоторые нет.
Мне нравится работать именно в растре, потому что в таком формате можно отобразить все мелкие детали — изображение получается более «живым». Но здесь есть свои особенности: растровую иллюстрацию нельзя увеличить без потери качества, поэтому при отрисовке мне нужны четкие размеры будущей работы.
Многие заказчики принципиально хотят вектор — якобы из-за того, что только такие иллюстрации можно распечатать или разместить на сайте. Но на самом деле, я прекрасно и распечатывала, и вешала на сайт растровые работы. Ограничения у растра есть, однако если я сразу понимаю куда пойдет работа и у меня есть четкое ТЗ — вы их не заметите.
Итак, работаем
С ТЗ определились, с форматом тоже — готовим эскиз. Он важен, чтобы мы окончательно утвердили композицию и стилистику. Здесь необходимо помнить 3 вещи:
- Если вы видите, что эскиз совсем не соответствует ожидаемому, не ругайте иллюстратора, а сначала еще раз проверьте ТЗ — корректно ли там описана ваша задумка.
- Если вы до этого не работали с иллюстраторами, то эскиз может показаться вам незаконченным, небрежным — но многие моменты добавляются потом, при покраске. Оценивайте на эскизе только композицию и соответствие стилистике.
- Если эскиз не подходит совсем — просите переделать, уточняйте ТЗ. Доработать эскиз гораздо проще, чем переделать готовую иллюстрацию.
Наши любимые правки
На самом деле, или мне везет, или дело еще в чем-то — но в большинстве случаев после эскиза мы с заказчиками переходим к дальнейшей работе. Но иногда, особенно с новыми клиентами, правки все же бывают. Я сразу оцениваю правки на соответствие ТЗ. Если в ТЗ написано «у персонажа поднята правая рука», а клиент просит поднять левую ногу, то это уже платное изменение ТЗ.
Пожалуйста, вносите правки наиболее конкретно. Понятие «красиво» у всех разное. Понятие «что-то тут не то» тоже разное. Вы можете попросить, например, сделать крупнее отдельные части, добавить больше детализации или заменить какие-то мелкие детали. Желательно приводить референс, на котором правильно изображена та деталь, которая вам важна.
И просьба — не заставляйте иллюстратора переделывать что-то, чтобы «просто посмотреть». Иллюстрация — очень трудоемкая работа, и часто, чтобы поменять, казалось бы, незначительную деталь, приходится тратить до 3 часов. Если иллюстрация — на это могут уйти даже сутки кропотливой работы.
Финализируем работу
Итак, эскиз утвержден — приступаем к покраске. На самом деле, хотя этот этап более сложный, чем эскиз, небольшие изменения внести в него относительно легко. Можно довольно быстро перекрасить те или иные детали, сделать цвета ярче или углубить тени.
Но — еще одна моя большая просьба — пожалуйста, не просите на этом этапе изменить композицию. В большинстве случаев, придется практически полностью перерисовывать раскрашенную картинку. Для меня это — лишнее время, для вас — деньги… Давайте стараться согласовывать основные вещи на этапе эскиза :)
И вместо заключения
Конечно, иллюстрации для нас, художников — прежде всего работа. Но мы, как и все творческие люди, очень благодарны за теплые слова и эмоции. Поэтому, если вам понравилась работа — не поскупитесь на похвалу. Поверьте, ему будет очень приятно!
А я на этом с вами прощаюсь — и увидимся в комментариях!
В 2023 я больше всех продавал на маркетплейсах в своей товарной категории, работал со всеми крупными ритейл-сетями, а всего бизнес приносил 1,1 млрд ₽ выручки и 55 млн ₽ прибыли в год.
Привет! С вами команда сервиса журналистских запросов Pressfeed. И мы не зря в вашей ленте. Вы ведь совсем забыли, что продвигаться можно не только через соцсети, SEO и рекламу? Напомним и покажем короткую дорогу в СМИ.
Большинство против включения альткоинов.
Я не буду впустую тратить ваше время и расскажу, как быстро набрать подписчиков в Телеграм-канал. Разберу инструменты, которые ежедневно влияют на охваты постов, прирост подписчиков. Все советы основаны на анализе разборов каналов-миллионников, топовых экспертов и глобальных трендов социальных сетей на предстоящий год.
Какая цена одной илюстрации? Средняя
Здравствуйте! Цена одной иллюстрации - от 4000 руб
@Ирина Сальварт здравствуйте. Вы есть на кворке ?
Добрый день! На кворке нет, к сожалению. Есть на иллюстраторс.ру https://illustrators.ru/users/irina-salvart-96bb901a-d466-46ea-82ea-5e37053435f3