Долбаный перфекционизм, или где та грань, на которой нужно остановиться?

Моя история про то, как я научилась делать 3-5 крупных проектов одновременно, зарабатывать сотни тысяч в месяц на дизайне сайтов и не косячить по-крупному.

Беды российские

Часто я встречаю людей, которых жизнь огранила в одну из крайностей - или делаем наотшибись, или сдаем тогда, когда результат уже никому не вперся, перфекционисты, не иначе.

Тех, кто делает на “итак сойдет” - очень много. Не буду говорить про дорожников и бюджетников, моя беда - верстальщики. Pixel-perfect не умеет почти никто, “плящущие блоки”, несоответствие шрифтов, листы по 50-100 правок (не шучу) и 90% верстаков, встреченных мной - такие. На что они надеются? Непонятно. Я же дизайнер, я проверю всё, нет - сдают так и хотят денег…

И чего только не встречается на этих ваших фрилансах...
И чего только не встречается на этих ваших фрилансах...

И пипл хавает! Орды староверов-дизайнеров на FL с 50+ отзывами, не умеющих в шрифты и композицию - тому подтверждение. Ну ладно дизайнеры, творческую работу оценить трудно, но вот верстку проверить у себя на компьютере, телефоне и планшете можно.”Нет” - говорит средний российский заказчик и принимает работу как есть. А потом даже на сайтах авиакомпаний типа Победы - детские косяки, которые видишь открывая сайт со “стандартного” 10 айфона.

Пользуясь случаем. Если вы умеете pixel-perfect, любите WP (а не он любит вас), работаете за адекватный прайс - моя почта el@nexman.org, жду.

Другая крайность - перфекционисты. Вместо того, чтобы дать заказчику оценить эскиз, они будут делать до конца, а потом переделают 2 раза, и только потом покажут. Вот только срок уже прошел. А из-за того, что заказчик не смог оценить промежуточную работу - получилось совсем не то, что нужно. Ребята, окститесь, ваш перфекционизм никому не нужен…

Да-да, это правда
Да-да, это правда

Когда-то и я была такой. Однако, суровая реальность и адекватный подход к жизни научили меня делать работу так, чтобы в среднем успевать в сроки и не факапить проекты. Как?

Делайте так, чтобы к работе не могли придраться

Нет, это не про перфекционизм. Мой “стоп”-фактор - сделать работу на приемлемом уровне, хороший середнячок, за который будет не стыдно. А вот делать дальше или нет - возможны варианты. Чтобы вы не подумали, что Лена делает треш, уточняю:

  • Не все проекты мне нравятся. Те, которые нравятся - я делаю с крутой анимацией и новыми идеями. Те, которые не нравятся - я или отдаю кому-нибудь из партнеров, или делаю сама на базе отсмотренного материала, не хуже чем у конкурентов, современно, но без “вау”.
  • Не все заказчики мне нравятся. Если в общении проскакивает токсичность, заказчик старается “подмять” дизайнера под себя, присылает ультимативные правки (хотя дизайнер-специалист тут я), не спрашивает мнения, проект получится максимум “середнячком”.
  • Не все соглашаются на хорошую цену. Дизайн 12 страниц у меня может стоить 150.000₽, а может и 340.000₽. Отношение, естественно, разное, и заказчика об этом я предупреждаю.
Долбаный перфекционизм, или где та грань, на которой нужно остановиться?

Однако, это лирика. Как работу стоит делать вам, если вы - дизайнер?

  • Дайте заказчику подробный бриф, получите его и час обсудите голосом. Так вы поймете многое об адекватности заказчика.
  • Убедитесь, что рассмотрели 3-5 основных конкурентов заказчика. 10 - не надо, перфекционизм. Составьте на их базе документ на пару страниц А4.
  • Напишите ТЗ. Просто список блоков по каждой странице. Если очень хочется - опишите функциональность каждого блока на 2 строчки. Утвердите.
  • Сделайте прототип, в котором просто будут показаны блоки и места их размещения. Делать прототип, близкий к дизайну - трата вашего времени.
  • Внимательно просмотрите всю документацию, вдохновитесь бихансом и другими площадками, нарисуйте сайт.
  • Сделайте мобильную и планшетную версии, если вдруг вы не делаете mobile first.
  • Напишите короткое ТЗ для верстальщика, опять-таки, пару страниц А4 по анимациям, ховерам и переходам.
  • Проверьте работу верстальщика. Просто на своем ПК, телефоне и планшете. Или в сервисе за пару кликов. Зачем вам шакальный проект в портфолио?
Долбаный перфекционизм, или где та грань, на которой нужно остановиться?

А теперь - вопрос.

Как много дизайнеров, с которыми вы работали - делали этот минимальный чеклист? Я, работая с десятками дизайнеров на стороне заказчика, с другими студиями, ни разу не получала даже половины этого без пинка и задоринки. И это - печально.

Я - дизайнер и хочу много денег

Будучи дизайнером, для себя нужно понять следующее.

  • Чем быстрее вы организуете простой, функциональный конвейер, тем быстрее у вас станет много денег. Если вы не умеете в конвейеры - найдите помощника, который будет гонять вас по чеклисту каждый раз.
  • Если каждую работу вы будете выполнять на уровне хотя бы “достаточно, чтобы не придрались” - вас будут советовать и рекомендовать. В России это уже вау!
  • Наличие конвейера не говорит о том, что вы станете плохим дизайнером. Просто вы сможете делать креативно те проекты, которые захотите сделать так.
  • Будьте честными с заказчиком и с собой. Сделайте четкую тарификацию и покажите что получит заказчик за 10.000₽, а что получит за 50.000₽. Если человек выбирает уровень “достаточно” - он получит именно его.
  • Работайте по регламенту, отказывайтесь от крайне токсичных людей, заказов которые когда-нибудь может быть что-то принесут, не давайте скидок и работайте за живые деньги.
  • Всегда, ну совсем всегда имейте документы на каждый чих.
  • Думайте. Даже самый дешевый, самый придонный проект, за который вы взялись - нужно делать с головой. Вникайте в проект, когда рисуете - не витайте в облаках. Думайте о пользователе, о композиции и не делаете ли вы какую-то хрень (сверяясь с конкурентами). Self-test на идиота нужно проводить каждый раз, как вы закончили очередную страницу.
Долбаный перфекционизм, или где та грань, на которой нужно остановиться?

Сложно? Ни разу. Я + 1 помощник справлялась с заказами до 1.000.000₽ за 2-3 месяца, попутно ведя еще несколько заказов с чеками поменьше. Все беды и ограничения - они в голове и с ними нужно вовремя справляться. Всякие “я - творческий человек и не создан для этого” - не более чем нытье. Работайте нормально или не работайте вовсе, найдите себя в другом месте.

Ода заказчику, или какую таблетку выберете вы

В том же дизайне, вероятность получить современный, интересный проект и заплатить за него менее 50 тысяч рублей - сказки венского леса. Просто запомнить.

Долбаный перфекционизм, или где та грань, на которой нужно остановиться?

Если вы хотите получить просто хороший проект - скорее всего, вы сможете найти дизайнера за 70-200 тысяч рублей и вы получите его.

Хотите “вау” - для этого нужно многое:

  • Слушать и слышать профессионала, которому вы получили проект.
  • Работать рука об руку. Да, дизайн сайта будет занимать 2-4 часа вашего времени в неделю, а то и больше, на протяжении всего срока проекта. Или вы к этому готовы, или получите середнячка.
  • Быть готовым к тому, что даже лендинг будет стоить от 100к, а большой сайт может стоить и 500к, и 800к.
  • Don’t be toxic! Проблемы с женой, сыном, собакой - ваши проблемы, не дизайнера, который делает вам проект.

Этим всем я прозрачно намекаю на то, что именно уважаемый заказчик своим отношением решает, что он получит в результате. Минимально допустимую версию или проект, который получит награды и будет вызывать восторг у пользователей.

Итого

Чем бы вы не занимались, делать работу спустя рукава - себе дороже. Завалят правками, негативом и не разгребетесь. Быть перфекционистом - дорога туда же, только под другим углом.

Делайте как минимум на хорошо (7-8 по 10 балльной шкале), с головой, и будет вам счастье. Ищите этот уровень и, когда найдете, вы станете высокооплачиваемым специалистом, которого советуют другим.

С вами была Лена и ее критическое настроение после очередного горе-верстальщика. Не прощаюсь :)

2323
53 комментария

Комментарий недоступен

7
Ответить

О, давно вас не видела.
Конечно, за много лет в дизайне я не поняла тривиальных вещей, wp - кал и ваши комментарии - самые ценные. Ок-ок. 

В статье я призываю делать хорошо. Хорошо значит не то, что в верстке все должно быть идеально с первого раза, не значит что в IE6 все должно работать, не значит что могут влиять особенности браузеров и т.п. Есть люди, с которыми я работаю и которые делают этот самый ненавистный вам пиксель-перфект, но в поисках новых - я натыкаюсь на такоооооое качество работы, аж страшно. 

2
Ответить

Либо делайте хорошо, либо не делайте вообще. Какой ещё середнячок? Что за оправдания? Бред.

2
Ответить

Моя статья - мотивация не делать шлак. Не делать работу на отшибись и т.п., что часто распространено среди фрилансеров. На "авось", вдруг заказчик примет. И подробно рассказано почему так не стоит делать :)

"Либо делайте хорошо, либо не делайте вообще." - к этому и призываю. Но хорошо не значит что нужно упороться по перфекционизму, пытаться выжать себя на 110% и в итоге сдать тогда, когда это уже не нужно и не то, что нужно. 
Есть грань этого "хорошо", которую нужно почувствовать, чтобы быть успешным в работе. 

2
Ответить

Картинка зачет, поржал.

1
Ответить

Их тут шесть

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить