Трактат о демаркации
Пролетаю над некогда спорными островами России и Китая. Со времён Нерчинского мира и по сей день (Даманский 1969) империи перетягивают друг на друга гроздья однородного ландшафта, скидывая в бездну баснословные ресурсы. Что это... Эхо чудовищной энтропии неоткалиброванных систем или же экзистенциальный смысл миллионов судеб...
Возвращаюсь в Москву с Малой Родины. Мой близкий друг ушёл дорогой цветов - и я совладал его проводить. Формирую трактат о тонкой и неуловимой грани промеж эфемерностью и ценностным фундаментализмом. Что есть суть наших рассуждений и истинности знаний... Суть бытовых сует и повседневной деятельности. Суть человеческой жизни.
Сергей Бодров выразился бы в стиле: "Вот ты умный, немец. Скажи. Мы зачем живём?". Но его с нами тоже нет.
Синопсис
Между небом и землей, между здесь и там, между жизнью и осознанием не-жизни. Этот переходный статус есть суть заданного вопроса. О природе границы как таковой.
I. Картография Абсолюта
Взгляд из стратосферы разоблачает догматизм политической картографии. Острова внизу - фрагменты литосферы. Их спорность - нарратив, нанесенный поверх реальности. Граница, существующая лишь в коллективном договоре, в символическом порядке. Платоновская пещера, тени договоров проецируются на стену реальности. Разум, вознесшийся над пещерой, способен (вынужден) узреть, что цепь гор есть просто цепь гор, а не «рубеж обороны».
Любая социально сконструированная граница условна перед лицом онтологической данности материи. Законы социума и физические законы – есть 2 большие разницы.
II. Экзистенциальная данность
Смерть - событие, которое перечеркивает все нарративы. Акт, проводящий непроходимую черту между «был» и «есть». Это не линия на карте, это разлом сущностной формации времени. Конец одной главы в этой истории и начало другой - памяти. Фундаментал ценностей произрастает именно на этом разломе, в осознании конечности. Они неоспоримы, как неоспорима тяжесть камня на могиле.
Нам необходимо принять императив онтологического разрыва, вносимого смертью. Не как конец смысла, но как его суровое условие.
III. Архитектоника грани
Тонкая и неуловимая грань демаркационной линии - это пространство «между», в котором эфемерное и фундаментальное вступают в диалектический танец. В своем абстрактном полете оно эфемерно. Но, будучи направленным на осмысление потери, оно становится инструментом строительства фундамента. Мысль возводит мост над пропастью небытия.
Быт: Чистейшая (непорочно - искренняя) симуляция жизни. Но ритуал разделенного молчания - это быт, поднятый до уровня онтологического якоря, до фундаментального акта сопротивления хаосу.
Деятельность: Может являться бессмысленным бегом по кругу. А может - воплощением замысла, продолжением воли.
Эфемерное и Фундаментальное порождают в своем напряжении осмысленную жизнь, которая признает условность границ, но действует исходя из абсолютности ценностей. Полёт. За одним бортом — эфемерные споры империй. За другим — фундаментальная тяжесть сердца, отягощенного грузом прощания.
Жить в полном осознании обоих порядков. Признавать условность социальных демаркаций, дабы не стать фанатиком. Чтить абсолютность экзистенциальных демаркаций, дабы не стать циником. И в зоне между созидать смысл.
Эпилог
Я похоронил наивную веру в незыблемость внешних границ. И теперь, возвращаясь в Москву, везу с собой новый вопрос, обретенный на краю: как строить личную вселенную, зная о призрачности одних границ и неумолимой реальности других.
Фундаментальное познание начинается не с ответов, а с правильной постановки демаркационной линии вопрошания. В точке схождения неба, земли и человеческой скорби.