Глухой микрофон

На летнем VK Fest внезапный куплет Тимати в одной песне Егора Крида стал поводом для мемов: «первый день работы звукорежиссёра». По реакции Крида видно — эта версия песни не планировалась.

Глухой микрофон

Если по-простому: на фестивалях много артистов и время выступления каждого короче, нежели на их сольных шоу. И обычно играют укороченные версии песен без гостевых куплетов, чтобы уложиться в тайминг. Здесь же по ошибке ушла «полная» версия с куплетом Тимати — отсюда и шутки 🙂.

Интернет быстро нашел виноватого — концертного звукорежиссёра. Я засомневался: неужели крайний именно «звукарь»?...

Видео отправил Роману Обухову из RSND Stage Crew — системному инженеру, концертному звукорежиссёру, работающему с Feduk, Eldzhey, Big Baby Tape, GUF и многими другими. Поговорили с ним и с его коллегой звукорежиссёром Дмитрием Козловым, обсудили за что отвечает звукорежиссёр.

Как стать звукорежиссёром?

Свой путь пересказал Роман Обухов:

Карьерный путь в концертном звуке редко начинается с пульта. В 2009-м работал в прокате в Новосибирске: разгрузка, железо, сцена, электрика. Дефицит монтажников и техников был всегда — все хотят сидеть за пультом и работать стадионы, а не собирать стадионы буквально руками — систему, аппарат, железо. Начинал так же, как и все: с маленьких сцен, ДК, с аналоговых пультов и т.д. Позже, по классике, кавера. В 2018 переехал в Москву, где начал работать с крупными артистами — первым был Eldzhey.

«Много настоящих профи — не из столицы, а из приезжих», — улыбается Дмитрий.

Уже долгое время RSND Stage Crew — полноценный продакшн. Идеология простая: ценность в людях и профессионализме. Для них TikTok-звукорежиссура и пустой самопиар — мимо.

Как физика помещения влияет на акустику?

Например, вернувшись с концерта Гуфа в Минске, Рома вспоминал:

Фраза «звук г***» — некорректный диагноз. Звук зависит от архитектуры: колонны, балконы, зонирование.. Вот в Falcon Arena (Минск) в фан-зоне звук отличный, а балкон, глухая зона..(по причине отсутствия коммуникации между службами (продающие билеты службы дезинформировали инженерный состав о зонах продажи)), хотя билеты стоят дороже. Это геометрия и дезинформация, а не кривые руки.

Дмитрий сформулировал решение:

Чтобы «победить» комнату - т.е. концертный зал - нужен грамотный системный инженер. Их еще меньше, чем толковых звукорежиссеров...

Мне запомнились некоторые задачи и принципы системного инженера:

– моделирование зала, акустический расчет;

– DWG и 3D-модель площадки важнее обещаний;

– линейные массивы работают на большие дистанции, точечные источники — до 20 м;

– на арены приезжать заранее, проверять нагрузки и пересчитывать, если факт не совпал с планом;

– из смешного: пультовая звукорежиссёра — не розетка для всех. Однажды выбило электричество из-за подключенного чайника на 2 кВт. «Можно зарядить телефон?» — тоже нет.

Судить по записи с телефона или только с балкона — бессмысленно. Смартфоны и некоторые наушники заточены «выхватывать» лишь голос, заглушая остальное, тем самым сглаживая пики. И лайв-звук в сториз не равен тому, что слышат зрители в зале. Live слушают в зале, а не с динамика телефона

— говорит Дмитрий.

Перевес звука площадки — не каприз?

Даже у Metallica или Lady Gaga звук не везде одинаковый

— дополняет Дмитрий.

Это же не «звук артиста», а свойства площадки и множества факторов как площадки, так и бюджетов, людей, наличия того или иного оборудования в доступе. Частая «классика» владельцев концертных залов — повесить минимум аппаратуры и брать доплату за «доборы». Звукари артистов же требуют довес и перевес колонок из стандартного «у нас все так выступали до вас и не жаловались» в индивидуальный развес ради равномерности качества звука по всему залу.

Что значит «shit in – shit out» и сонастройка звукорежиссёра, артиста и зрителя?

Нового мы не скажем. На больших шоу работают минимум два звукорежиссёра: FOH и MON. FOH отвечает за микс для зала и зрителей, MON — за то, что слышит сам артист на сцене. 90% качества лайва зависит от вокальной базы фронтмена. Голос, дыхание, артикуляция, педагог и фониатр — инвестиция №1. Это норма для артистов больших площадок. «Фанера» или автотюн могут быть инструментом, но не костылём. Поставленный голос усиливает всё шоу — от пиротехники до хореографии. Банально? Увы, тем не менее, далеко не каждый артист фактически занимается своим вокалом.

За что не отвечает звукорежиссёр

И возвращаясь к истории с Кридом и Тимати из начала. Парни переглядываются и смеются, вспоминая многолетний опыт:

Звукорежиссёр не лечит настроение артиста. Не исправляет вокал «волшебными» плагинами и не отвечает за чужие файлы. Его задача — не испортить эмоцию. Опытный звукорежиссёр слышит перегруз раньше «красных лампочек». На разных пультах метрика отличается и индикация не показатель, но ухо профессионала не ошибается.

Если включилась не та песня на концерте — кто крайний-то?

Спойлер: иногда диджей артиста. А серьезно: тот, кто занимается исходниками и подготовкой материала (возвращаемся к важности коммуникации).

Глухой микрофон
Звукорежиссёр редко жмёт кнопку “плей”. Он не отвечает за то, что приходит в микрофон, и за версии песен, которые прислали.

—объяснил Роман.

Иногда концертные звукорежиссёры действительно занимаются плейбеком. И у артистов выступающих с диджеем – чаще он же, а не звукорежиссёр, и отвечает за плейбек. Он хранит треки, проверяет интро, цензурные версии и клики. Ну, а ошибка возможна:

– при неверном монтаже или цензуре мультитрека;

– если прислали не тот файл;

– если диджей не проверил пак перед шоу.

А делать-то что?

– прослушать материал перед выходом на сцену вместо раздувания проблемы;

– чётко закрепить роли — кто монтирует, кто цензурит, кто запускает;

– чек-лист диджея: версии, длины, маркеры, тест перед выходом на сцену;

– на фестивалях — иметь все версии: основную и резерв.

Вместо послесловия

Живой звук — это не «студия вживую». Это воздух, эмоция и 500, 5 000, 50 000 разных мест в зале, забытые слова и сбившийся ритм гитары. Когда артист работает над вокалом, роли закреплены, файлы проверены, геометрия честная, есть резервные микрофоны и протоколы «плана Б», даже «глухой микрофон» — не катастрофа, а решаемая задачка. Точно так же, как перегоревшая лампочка — неприятно, но решаемо.

Спасибо Роману Обухову и Дмитрию Козлову (RSND Stage Crew) за честность и время. Я только задавал вопросы. Ответы — их профессиональная позиция и практика.

2
Начать дискуссию