VR тренажеры и симуляторы. Как опыт в виртуальной реальности помогает снижать риски и затраты в реале

Виртуальный опыт — реальные навыки.

VR тренажеры и симуляторы. Как опыт в виртуальной реальности помогает снижать риски и затраты в реале

Самый эффективный формат обучения - персональное обучение специалистом на практике. Однако такая подготовка имеет свою цену. Потребуются затраты времени и финансов: на работу наставников, командировки, возможные поломки оборудования новыми сотрудниками в процессе отработки навыков. Часто компаниям это обходится слишком дорого. Сократить финансовые издержки, риски возникновения ЧС, угрозы жизни и здоровью, повысить эффективность обучения и, как следствие, последующей работы, призван VR-тренажер.

Что это такое

Тренажер-симулятор виртуальной реальности (ВР) представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из:

  • Оборудования — VR-шлема одного из ключевых производителей (Oculus, HTC Vive, Samsung и др.).
  • Интерактивного контента — цифровой среды, создаваемой путем отрисовки и программирования вымышленного или реально существующего пространства. В его пределах пользователь может перемещаться и взаимодействовать с виртуальными объектами.

Сценариев для пользователя в VR-тренажере может быть несколько, они обновляемы и создаются в зависимости от целей и задач клиента. Часть программирования отвечает за то, какой набор возможностей для взаимодействия с иммерсионной средой будет заложен в виртуальную обучающую систему.

Для кого разрабатывают тренажеры ВР

Десятки организаций из списка Fortune 1000 используют виртуальную реальность для формирования и развития практических навыков у персонала.

Директор по обучению компании Hilton Блэр Бойвани считает: «Чем ближе к реальной рабочей обстановке находится сотрудник во время обучения, тем выше уровень усвоения знаний. Это именно то, что делает виртуальная реальность. Это будущее обучения».

В пользу этого говорит и прогнозируемый рост рынка VR-симуляторов, который достигнет ~ $ 13 млрд в 2026 году (по сравнению с $ 656 млн в 2018).

Свыше 60% российских компаний промышленного сектора планировали в 2020 году купить готовые решения AR/VR или инвестировать в разработку новых проектов. Об этом говорится в исследовании Ассоциации виртуальной и дополненной реальности России и СНГ (AVRA) «Применение виртуальной и дополненной реальности на промышленных предприятиях».

Наибольшей популярностью на российском рынке пользуется внедрение VR-тренажеров в программы обучения на промышленных, производственных, нефтеперерабатывающих предприятиях. Там, где работа сотрудников сопряжена с рисками для жизни и здоровья, а также с взаимодействием со сложным, опасным и дорогостоящим оборудованием.

Преимущества виртуальных обучающих систем

Требуемый модуль обучения можно преобразовать в цифровой формат VR-тренажера и масштабировать на неограниченное количество пользователей. Вместо штата тренеров и наставников, необходимых для организации учебного процесса или проведения аттестации, нужен всего один сотрудник — администратор, что существенно сокращает расходы компании. Количество сессий не ограничено. Поэтому пользоваться VR-симулятором можно столько, сколько нужно для достижения требуемого результата: 5, 10, 15 или 20 раз. Кроме того, в тренажер можно внедрить систему оценки прохождения обучения.

VR позволяет воссоздать сложные процессы и наглядно показать их работу. Виртуальные тренажеры обучают новых сотрудников компании регламенту работы с дорогостоящим или опасным оборудованием без рисков для жизни, вероятности поломки и опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Эффективность VR-систем в усвоении знаний — самая высокая по сравнению с другими методами обучения. Она достигается за счет возможности погружать пользователей в достоверные пространства и ситуации. С помощью ВР у человека создаются ассоциативные связи между теорией и практикой. Он усваивает новые знания и сразу применяет их в цифровом пространстве.

Согласно исследованию, с помощью таких тренажеров-симуляторов можно тренироваться в 4 раза быстрее, чем в классе. VR-пользователи более уверены в своих знаниях, вовлечены, сосредоточены и сфокусированы на процессе отработки навыков.

Для чего еще нужен виртуальный тренажер

С помощью VR-симулятора можно отрабатывать не только производственные операции и последовательности выполнения задач, но и обучаться производственной безопасности и охране труда, которая затрагивает практически все компании. К популярным видам подобных разработок относятся противопожарный тренинг и отработка алгоритмов действий при возникновении аварийной или чрезвычайной ситуации.

Виртуальная реальность — эффективное решение для имитации внештатных ситуаций. Воспроизвести такие случаи в реальной жизни либо опасно, либо слишком дорого. Поэтому зачастую сотрудники только в теории знают, как нужно действовать. Благодаря VR-тренажеру персонал будет готов к столкновению с любой проблемой. Так, например, согласно дорожной карте развития технологий AR/VR в «Газпром нефти» к 2025 году обучение в виртуальной реальности по охране труда и промышленной безопасности будет проходить каждый сотрудник компании.

Вывод

VR-тренажеры используются для обучения персонала и отработки навыков. Использование таких систем помогает компаниям повышать уровень компетентности своих сотрудников, скорость и точность выполнения задач, экономя при этом время и деньги.

Финансовая выгода от применения симуляторов виртуальной реальности достигается за счет минимизации рисков, связанных с безопасностью во время обучения (травмы, порча имущества) и в процессе работы с оборудованием. Также технологический подход позволяет снизить расходы на командировки и услуги тренеров, а также повысить эффективность процесса отработки практических навыков.

1212
2 комментария

TeslaSuit лучший XR тренажёр с максимально полным погружением, включая ощущения всем телом.

Должен отметить, что TeslaSuit не VR тренажер, а ПАК, в состав которого входят костюм с обратной связью и отдельные датчики и контроллеры, в зависимости от комплектации, и ПО, позволяющее отслеживать и настраивать отдельные параметры костюма. На его базе действительно можно реализовать VR тренажеры с высокой степенью погружения (но не только) :)