Страх, что идею украдут: стоит ли опасаться и как подстраховаться

Среди начинающих бизнесменов или стартаперов встречается мнение, что их идеи могут украсть, раскрыть или воплотить в жизнь самостоятельно. С одной стороны, это похоже на правду, ведь своя мысль кажется настолько гениальной, что обязана понравиться всем и принести кучу денег.

Страх, что идею украдут: стоит ли опасаться и как подстраховаться

Это одна из причин, почему будущие начинания в бизнесе не приносят запланированных прибылей, а иногда и совсем разоряются. Как понять, какие моменты необходимо обсудить, чтобы, привлечь внимание к идее, заинтересовать на воплощение не раскрывая, ключевых деталей?

Попробуем разобраться в теме вместе с основателем компании Creative Motion Владиславом Черновым, автором книги «Запланируй успех или Бизнес-план по созданию и продаже бизнеса».

Почему одной идеи недостаточно

Если вы проснулись утром и вас внезапно озарила гениальная мысль открыть какой-то совершенно новый бизнес или стартап, то будьте уверены точно так же просыпались тысячи других со схожим замыслом. Новая и свежая, она именно для вас и до тех пор, пока вы не смотрели вокруг.

Стоит запустить поиск в интернете, желательно на разных языка, и вы найдёте сотни подобных проектов. Похожий эффект бывает, когда покупаешь новую машину и через время начинаешь механически обращать внимание на десятки таких же. А ведь они точно так же кружили по городу и до вас.

Есть и десятки сайтов в интернете, предлагающих готовые бизнес-планы и идеи для быстрого обогащения. Найти, что-то подобное не составит труда. Купить их несложно, но готов ли кто-то предоставить гарантии их успешной реализации. Хоть малейшие гарантии. Попробуйте спросить.

Скорее всего таких вы не найдёте. Ни одного. Ситуация подобна игре на бирже. Когда вы приходите в банк с целью размесить деньги, вам предложат кучу акций с возможностью получить и 20, и 30, и 40 процентов годовых. Спросите про гарантии для таких вложений и скорее всего, кроме депозита под 6 -7 процентов вам ничего не предложат.

А чем можете гарантировать вы, реализацию своей идеи? Новизной, оригинальностью, отличием от других? Чем она выделяется из сотен подобных? Что вы готовы дать в обеспечение её успешности?

Реализация

Доля идеи в успехе предприятия, на мой взгляд, не превышает 20 процентов. Когда вы хороший продавец, то вам не важно чем торговать, апельсинами или яблоками. Если же продавец никудышный, то наличие даже самых вкусных фруктов на полках в долгосрочной перспективе успеха не даст.

Чтобы воплотить идею в жизнь, важен положительный опыт прошлых побед, активная и целеустремлённая команда, наличие финансовых запасов, годы личного труда и немного везения. Без совокупности всех факторов надеяться на успех проекта – всё равно, что играть в рулетку.

Участие всех членов команды в разработке идеи с самого начала повышают шансы на успех. Можно посмотреть на проблему под разными углами зрения, получить новые мысли, предусмотреть риски. Одному такое не под силу. Собственная идея настолько увлекает, что недостатки заметить тяжело.

Привлечь к обсуждению важно и тех людей, которые будут воплощать идею в жизнь. Если они будут вовлечены в разработку проекта, то становятся его «соучастниками». Воплощать в жизнь свои замыслы будут с большим рвением, чем чужие и непонятные задачи от начальства.

Проще быть вторым

В гонках велосипедистов часто побеждает не тот, кто лидировал с самого начала. За лидером пристраиваются несколько преследователей, дышат в спину и вырываются вперёд на последних кругах. Такая тактика бережёт силы, уменьшает сопротивление ветра для преследователя.

Почему бы это не использовать в бизнесе? Если идею похожую на вашу пытаются внедрить без вашего участия, можно попробовать извлечь из этого пользу для себя. Ничто не мешает вам наблюдать за успехами или неудачами тех, кто пошёл по пути раньше вас, вдруг они оступятся.

Тот, кто первым запускает продукт должен потратить много усилий на «подогрев рынка», проработать несколько гипотез и понять будут пользоваться продукты спросом или нет, попробовать разные методы продвижения. На эксперименты потребуются и время, и деньги.

Вторые приходят на всё готовое и только копируют те модели и товары, которые показали свою жизнеспособность, не тратя время на неудачные попытки. Экономия времени на выборе оптимального решения приводит к снижению затрат на единицу продукции и срокам выпуска.

Самыми яркими примерами применения такой тактики являются производители Китая. Когда китайские «туристы» приходят в итальянские бутики с фотокамерами, через считанные недели, точно такие же модели одежды появляются на фабриках Китая, только дешевле в разы.

Модель копирования успешного лидера позволяет направить сэкономленные средства из производства на реализацию. Получается многократный выигрыш – копируется только ходовой товар, себестоимость продукции ниже, непроданных остатков меньше, цена заметно дешевле.

Ещё раньше подобными методами пользовалась Япония. Японские компании покупали образцы техники в США, разбирали их и делали почти такие же, только намного надёжнее. Теперь Японские товары считаются образцом качества, а в начале, слова «сделано в Японии» тщательно скрывались.

Авторские права

Компаниям со стажем и репутацией выгоднее идеи покупать, а не воровать. Обвинения в плагиате и нарушении авторских прав могут привести к существенным потерям, как финансовым, так и репутационным. Для подтверждения своего авторства используются различные способы и методы.

Для каких-то изобретений необходим патент, дающий право на защиту от копирования и использование без согласия разработчика, для других достаточно быть первыми упомянутыми в прессе или в интернете и нет необходимости в официальном заверении специальными органами.

Часто это применимо авторов художественных или научных произведений или для программного компьютерного кода. Поискав десять минут в сети, можно найти как способ закрепить права за собой, так и ответственность в случае их нарушения. Она бывает как финансовой, так и уголовной.

Иногда финансово выгоднее, имея права, на разработки вообще ничего не делать. Не тратить время и силы на производство и продажи, а просто ждать пока другие в течение нескольких лет будут пробовать, ошибаться. А когда выйдут на окупаемость подать иск на возмещение ущерба.

Что-то стоит оставить на десерт

Раскрывать все карты полностью с самого начала всё же не стоит. Важно продумать ряд процедур, защищающих уникальность ваших проектов. Помимо защиты авторских прав, следует предусмотреть и иные способы юридической защиты.

Для каждого случая они свои, но можно выделить основные:

· При подаче на рассмотрение бизнес-плана нелишним будем вставить пункт о необходимости соблюдать конфиденциальность полученной информации и не передавать её третьим лицам. Текст стоит согласовать с юристами и послать по электронной почте, чтобы удостоверить факт передачи.

· Патенты и лицензии не только защищают ваши права, но и повышают стоимость проекта. Их можно оценить, как интеллектуальную собственность. Стоит учитывать, что процедура патентования в каждой стране своя, и возможно территорий понадобится несколько.

· Нет ничего страшного, если вы открыто заявите, что какая-то ключевая часть или «ноу хау» являются коммерческой тайной. Если презентация идеи грамотно проработана, подтверждена цифрами, мнением экспертов и вызывает интерес, то дополнительная интрига только усилит эффект.

· Поэтапное раскрытие ключевых данных. Можно представить в презентации основные показатели, а последующие предоставлять по мере вхождения инвесторов в проект. Переход к новому этапу необходимо оформлять соглашениями и договорами заверенными юристами.

Главная задача любой бизнес-идеи – её успешное воплощение, а не владение личным секретом. Советы грамотных специалистов, значительно увеличат шансы на успех и дальнейшее развитие.

24
41 комментарий

К слову, есть в России компании, которые запросто могут воровать идею. Это раз. То ли в Стратегии голубого океана, то ли в Inside Tornado есть информация о ресурсах, необходимы для получения сопоставимой доли рынка, если ты заходишь вторым или даже третьим. Так вот, быть вторым круто, если у тебя есть ресурсы. Если ресурслов недостаточно, то быть вторым - это просто красивая фраза, которая не коррелирует с действительностью. Ну и далее по тексту, но чет лень писать.

4
Ответить

К слову, есть в России компании, которые запросто могут воровать идею. Это раз.Никто не ворует идеи. Воруют исключительно реализацию. Идея ни стоит ничего. Идея, это как сундук под землей, не известно где, не ясно есть ли ключ, да и есть ли что-то внутри совсем не понятно. Идей у всех полно, а вот ресурсов, чтобы их проверить не очень. 
 Так вот, быть вторым круто, если у тебя есть ресурсы. Это просто две разные концепции. Очевидно, что второй также может может потерять вообще все, потому что рынок уже будет захвачен первым.
 Если ресурслов недостаточно, то быть вторым - это просто красивая фраза, которая не коррелирует с действительностью.Мысль огонь! Если ресурсов недостаточно, то их мало))
Будь стартап даже первым, если у него хватает ресурсов, то ему жопа))

4
Ответить

почти каждый кто запускает стартап говорит что его проект уникальный. потом эта иллюзия разбивается в пух и прах

4
Ответить

стартапы проваливаются из-за poor execution, а не из-за идей

Ответить

что за бред вы написали

Ответить

классика жанра. никому не расскажу -  ведь у менч гениальнейшая идея

3
Ответить

и конечно никогда такого не было

1
Ответить