Как мы попали на деньги при разработке сайта
Мы занимаемся разработкой сайтов 3 года. Это небольшой срок, но уже за 3 года мы смогли два раза оказаться в досудебке по поводу наших работ. Это не много и в целом мы даже довольны такой статистикой, но все же тратить время/энергию на подобные вещи хочется меньше.
Статья написана на основе нашего последнего дела, в котором нам пришлось возмещать 30% от стоимости договора. Часть материала написана на опыте наших коллег по цеху из Ижевска.
Задача поста - помочь начинающим веб-студиям делать проекты юридически чисто.
Итак, поехали. Если вы разрабатываете сайты, то учтите следующие моменты:
- Имейте оригинал договора и всех допников на руках, независимо от того, есть сканы подписанные в электронном виде (по почте). Даже, если в договоре указано, что сканы имеют юридическую силу. Когда в год 50-70 новых договоров, то всегда есть контрагенты, которые не присылают оригинал договора.
- Если проект затягивается, то сроки переносить дополнительными соглашениями (допниками). У нас в договоре есть пункт: “Если заказчик согласовывает этап дольше 3-х рабочих дней, то течение сроков приостанавливается”. Но на деле это надо еще доказать и поэтому, чтобы этого делать не пришлось, сроки проще менять через допник.
- Коммуникация в мессенджерах допустима, если это указано в самом договоре, но все значимые документы отправлять нужно по почте. В суде сложно доказать причастность переписки в мессенджерах к договору, однако, уже стали появляться прецеденты, когда их приобщают к материалам дела. Но, я бы не стал на это сильно надеяться.
- При отправке значимых документов по электронной почте, в письме необходимо писать сопроводительный текст. Пример: “Скидываю вам техническое задание согласно п.2 договора №33 от 01.01.2021 на разработку сайта. Прошу ознакомиться и дать обратную связь.”. В суде будет сложно доказать, что ТЗ в письме относилось конкретно к этому договору.
- Проверять подписи на договоре, ТЗ, актах и прочих документах. Могут расходиться. Причем заказчик (или представитель) это может сделать неосознанно. Если подписи разные, то документ считается недействительным.
- Если делаете сайты и покупаете программное обеспечение, например БУС или шаблоны Аспро для Битрикса, то продавать/передавать их отдельным договором. В будущем, если будет суд, то это может уменьшить пени.
- Работать через Git (с Битриксом сложно, но это лучше, чем бэкапить по 250 гб).
- Работать только на своих серверах (если нет Git). Даже если у заказчика есть свой сервер, то все равно работы проводить на своем, а результат переносить на сервер заказчика. Это усложнит работу, но зато вы будете защищены от вмешательств в код сторонних программистов.
- Если проект касается доработки шаблонного решения (например, доработка Аспро), то ТЗ делается первым этапом в договоре, и,если оно затянулось, то со счетом на 2 этап присылать допник на увеличение сроков. Это важный пункт, потому что на ТЗ иногда уходит много времени.
- Если появляются какие-то сложности в общении или подозрение на недобросовестное отношение со стороны Заказчика, то все документы отправляются согласно условиям договора. У нас это Почта России с описью вложений. И лучше в этот момент нанять юриста, чтобы он начал оценивать риски.
- Если Заказчик поменял доступы, либо вы чувствуете, что он вносит изменения в код сайта, то это все необходимо фиксировать в формате видеозаписи экрана с указанием исходных доступов. Запись должна быть непрерывной, с возможностью идентификации пользователя (IP адрес, системные учетки и тд.)
- Не принимайте оплату по договору наличными, если вы работаете по расчетному счету и нет онлайн-кассы.
Ну и последнее наблюдение.
Надеюсь, что статья будет полезной для вас и вы сможете сделать свою работу юридически более чистой. Если есть что дополнить - пишите в комментариях свой опыт.
В качестве бонуса тем, кто дочитал статью, готов скинуть шаблон нашего договора, который нам составлял юрист. Там есть договор на продажу программного обеспечения (шаблоны, лицензии Битрикса) и договор на основные работы. Пишите в телеграм @fredizh с пометкой “договор vc.ru”. Ну и кому нужен юрист по подобным делам - также пишите в телеграм, скину контакты.
Тема не раскрыта. Что именно повлекло выплату 30%?
10% мы выплатили пени за то, что не подписали допник на увеличение сроков, хотя по почте и в мессенджерах была активная переписка по проекту вплоть до его сдачи и проект затянул заказчик.
20% мы выплатили за некачественную работу. Ошибки были предъявлены на основании аудита сторонней компанией и около 60% пунктов не соответствовали ТЗ. Причина: заказчик просил изменить ТЗ и вся переписка по этому поводу у нас была в телеграме.
Переписка в месседнджерах может быть заверена у нотариуса (да-да, как с пресловутыми скриншотами) и приложена к делу в суде.
Как это соотносится с неподписанными допниками, впрочем, не подскажу. Лучше все оформлять своевременно.
Да, все верно, но суды у нас в Удмуртии пока неохотно это все принимают к делу. Поэтому тут 50% на 50%.
На суды первой инстанции не имеет смысла надеяться в таких делах - это вне зависимости от региона.
Уже охотно, Стас. Я так телеграмм переписку заверял.
А есть практика, когда другая сторона оспаривала, что аккаунт в мессенджере ей принадлежит, что этот канал связи одобрен сторонами и что (например) его сообщение не подредактировали как-нибудь?
Наверняка есть. Поинтересйтесь у юристов )
Походу "вилами по воде" и этими заверенными нотариально скриншотами можно подтираться (если бумага мягкая конечно).
Можете подтираться, разрешаю )
В целом со своим разрешением можете сделать тоже самое)
Разрешаете? )
Знаю случай, когда парень, доказывая свою непричастность к убийству, заверял скрины переписки соцсетей с убитой, показывая тем самым их позитивное общение, и суд их принял скрины. А ещё суд принял распечатку (не заверенную!) его истории перемещений из акка гугла и историю запуска приложений, тоже их аккаунта гугля, привязанного к телефону, тоже не заверенную. Короче говоря, тут все от судьи зависит и как приподнести эти скрины. Я был как раз типа специалист, который на суде пояснял процесс извлечения этих данных и их происхождения.
А у этой сторонней компании есть какая-то аккредитация на производство аудитов для суда? Если есть, то можете их название скинуть, а то я таких не встречал) От левой конторы суд не должен был никакие аудиты принимать.
Да там похоже тоже зависит от того, будут ли оспаривать такой аудит или нет. Я лет 15 назад примерно тоже для суда какую-то справку заверял как ИП, который занимается разработкой сайтов. Мол сайт по адресу такому-то, недоделан по таким-то признакам, ориентировочные сроки разработки такие-то. Они несколько справок таких собрали, но насколько их приняли в суде (и приняли вообще) - не в курсе, но дело в итоге они выиграли.
В досудебке это не имеет значение. В суде имеет. То есть должно быть именно гос образование, например программист.
Поддерживаю, статья безусловно не самая бесполезная, но заголовок гласит немного о другом
Можно просто с мудаками не работать. Тогда и допниками по каждой запятой обмазываться не придется.
95% проектов именно так и закрывается, но юристы тоже платят ипотеку и берут кредиты.
Не всегда на старте понятно, что контрагент - мудак. Переговоры могут быть прекрасными, Заказчик может показаться душечкой, а потом начнется головомойка. А когда полпроекта сделано - заднюю давать уже поздно
Тут была другая тема. Сменился ЛПР (ген дир) на середине проекта, у которого свое видение на развитие компании. Если кратко по ситуации, то в ней и мы тоже виноваты, мы это прекрасно понимаем.
Был у меня заказчик который орал в суде что ничего не сделано, и вообще я откатов надавал чтоб мне акты подписали :) Весёлая история, от меня прятали акты выполненных работ, шифровались, пугали прокуратурой, звонили юристы заказчика пытались пугать гражданским кодексом, в итоге оказалось что я его лучше знаю и т.д. Когда посчитали количество подписей на документах разных стадий подтверждения работ, оказалось что "в доле" даже новый гендир который больше всех орал, он тоже успел подмахнуть пару бумажек. В догонку пошла распечатка из почты, естественно копии всех документов, ребята сами захотели подробный перечень работ получать каждый месяц. Потом орал что хочет экспертизу и т.д. по итогу граждане оплатили всё в полном объеме, за просрочку платежа влетели на сумму почти от половины договора и суд с них ещё в догонку что-то в бюджет взыскал. Друг с этими же ребятами так же прилип, практически параллельно, но дорожка уже была протоптана в суды, заседания один в один только у меня на месяц раньше. В общем горе заказчик по итогу экономя 1,5 ляма суммарно прилип на 3 через суды. Судиться страшно в первый раз :) потом когда понимаешь как это работает уже не страшно :) но надо адекватного юриста для консультаций иметь вот такого найти уже сложнее :)
Ахахаха, кайф
Почему сложно? Все отправляете в Гит кроме папки bitrix и upload.
Шаблоны и модули храните в папке local которая в корне сайта.
В принципе, и папку bitrix можно в гит, кроме кэшей, бэкапов и dbconn.php,.settings.php. Как раз будет видно, если кто лапы запускает.
Скажу так, в РФ в принципе не существует культуры документооборота. Редкий менеджер следит, чтобы подписи были людей имеющих полномочия подписывать, на нужных документах и вовремя. Значительная часть даже не в состоянии понять, что полномочия описанные в доверенности имеют исчерпывающий характер и какой-нибудь исполнительный директор или коммерческий директор не имеет права подписать договор, если у него в доверенности не прописано явно это право.
Если требовать, чтобы все было четко, количество клиентов уменьшиться. А существующие будут жаловаться на излишний формализм.
Единственный выход вижу в ЭДО.
А как вы ЭДО организуете между подрядчиком и заказчиком? Получается надо, чтоб у обоих было единая ERP?
Контур.Диадок, СБИС ЭДО и прочие подобные облачные сервисы для обмена подписанными ЭП электронными докуменами.
Согласен, на ЭДО мы перешли давно и как раз таки акты последние им по ЭДО отправили. Только тут смущает вопрос, надо ли в договоре прописывать конкретно через что работаем (Сбис или Диадок) или же просто написать, что можем отправлять акты по ЭДО?
А зачем? Законодательством установлено, что ЭЦП - это аналог собственноручной подписи.
Я с каждым договором подписываю доп соглашение на электронный документооборот. У меня диадок, могу выслать его на ознакомление.
Ежики плакали, кололись...
В целом, статья информативна, много потенциальных подводных перечислено.
Но... вот как так-то можно было делать?
Не принимайте оплату по договору наличными, если вы работаете по расчетному счету и нет онлайн-кассы.Я когда статью готовил, то сам был в шоке, как так можно было когда-то сделать :)
Не очень понятно какой изначально заложен жизненный цикл разработки. Кто и на каком этапе писал ТЗ? Если очень утрировать:
1. В большинстве случаев заказчик не в состоянии написать ТЗ, и в основу договора кладутся общие функциональные / технические требования, уже на основе которых в рамках договора подрядчик пишет полную техническую документацию ТЗ/ЧТЗ. Это первый этап договора, по итогам которого ТЗ направляется на согласование (сроки и количество итераций согласования обычно так же прописываются в договоре), по итогам согласования заказчик или согласовывает или не согласовывает документацию, ссылаясь на несоответствие ФТ/ТТ, подрядчик в свою очередь устраняет замечания в заявленный договором срок. Тут уже вопрос к подрядчику - умеет ли он писать грамотные ТЗ.
2. По итогам согласования ТЗ можно пускаться в разработку, но параллельно с разработкой готовится ряд артефактов, которые используются для приемки работ: руководства администраторов/операторов, программа и методика испытаний. Эти документы в обязательном порядке согласовываются с заказчиком, и опять же, приёмка той же методики испытаний должна быть согласована заказчиком с возможностью апелляции только к ТЗ. По итогам согласования методики и реализации проекта уже можно приступать к этапу приемосдаточных испытаний.
3. Приёмка/обучение/тестирование должно происходить на основе не ТЗ, а ПМИ и руководства.
Повторюсь, это очень утрировано, но это базис, без понимания которого вот эти все сборы рабочей переписки в качестве каких-то доказательств - просто пшик. И да, это применимо не только в классическом кас каскаде, но, хоть и с натяжкой, и в ныне модном аджайле.
Сразу видно вы из производства. Не хватает слова "пусконаладка". Мы таких слов не знаем, но в целом так все и делаем теперь. Ключевое слово "теперь".
Я как раз из ИТ, и веба в том числе. К сожалению, в большинстве случаев у компаний, которые позиционируют себя не как интеграторы, а как "просто веб-студии", нет культуры ведения проектов со всеми присущими ИТ проектам артефактами, на близкой дистанции это кажется экономией в части работы аналитика и менеджера (а зачастую это совмещённая позиция, что есть страшная дикость), но в долгую как раз приводит вот к таким случаям, когда приходится судиться и доказывать, что ты не баран и сделал все хорошо и правильно, а ещё зачастую приводит к издержкам, когда клиент говорит на любую неточную формулировку: "а я не это имел в виду - переделывайте". Ну а договор - это просто формализация того принципа управления, который исповедует компания.
Это все мега круто. И всем надо стремится к такому, но вы судите с высоты компании сидящей на денежной подушке. Которая не сильно зависит от стабильных ежемесячных платежей от клиентов. 90% студии же не могут себе позволить растягивать подписание договора и получение оплат за этапы. К сожалению это горькая правда, которой клиенты не редко пользуются.
Вообще не понял комментарий. Если договор поделить на этапы: 1. Проектная документация, 2. Разработка, 3. Тестирование. По итогу закрытия этапа выставлять акт и счёт за весь этап, в чем растягивание то?
Лет 10 назад занимался супер бюджетными проектами, и там стремились к максимальной унификации документов. Да, на старте пришлось потрудиться и сделать максимально подробную документацию, но в последствии под каждый проект требовалось минимум усилий на составление документов: убрать лишнее, добавить уникальный кастом (для бюджетных проектов в большинстве случаев это минимум). Зато на выходе от клиента было минимум вопросов, и разговоры были не на уровне "ну мы же обсуждали", а на уровне "какому пункту документации не соответствует итоговый продукт".
Ну если так, то может и сработает. Если есть рыба и минимум модификации. Хотя это сработает только для студии с конвейерным производством типовых проектов. А вот если студия специализируется на уникальной разработке, да еще и разных направлении, то тут ни какой шаблон не поможет. Разве что описания процесса авторизации и регистрации будет одинаково.
Отличная статья, взял на заметку! Благодарю за описание своего опыта🙏
Выпустить УКЭП, подписывать все доки ею. Средние/крупные компании чаще всего заводят ее в момент открытия, мелким/частникам можно тоже выпустить. Даже не нужно в договоре этот момент отражать, все что подписано УКЭП имеет юридическую силу.
Да, тоже не понял. Кому и за что 30%.
Мы как разработчик сайта выплатили 30% от стоимости проекта обратно Заказчику. По процентам написал выше.
Было бы неплохо еще озвучить что именно было не принято по ТЗ заказчиком. Ну и результат работ показать. А то как-то однобоко выходит. 60% пунктов ТЗ с несоответствием - это серьезно.
Напишу по-другому. В аудите было около 20 пунктов с ошибками. 12 из них были либо вообще выдуманные, либо Заказчик сам попросил эти работы сделать вопреки ТЗ.
8 ошибок были на нашей совести. Но там ошибки были формата "на пиксель левее, чем по ТЗ". То есть реально работ на 7-8 часов.
Это же Битрикс шаблон был, там сложно накосячить прямо и все работы там делаются очень быстро.
Можно работать с заказчиком поэтапно?
Взяли аванс за месяц. Через месяц показываем, что готово. Если заказчику нравится - платит еще за месяц вперед. И так пока не надоест.
Нет, проекты средней сложности делаются сразу с привлечением 3-4 специалистов. Допустим это подбор сервера/настройка, доработка шаблона, разработка структуры сеошником, интеграция с 1С (двусторонний обмен), настройка б24. Если это все делать поэтапно, то проект будет разрабатываться 1.5 года.
Спасибо за кейс, скину запрос. В шаблон договора же внесли правки на основе опыта?
Конечно
У меня ровно два вопроса:
1) Где @$%& кейс?! Что это за методичка менеджера-извращенца? Большинство пунктов пытаются дублировать положения гражданско-правового кодекса об деловых отношениях в очень грубой форме!
2) Если в ходе суда всё не ясно, то какая религия не позволила оспорить в аппеляции?!!