Как мы попали на деньги при разработке сайта

Мы занимаемся разработкой сайтов 3 года. Это небольшой срок, но уже за 3 года мы смогли два раза оказаться в досудебке по поводу наших работ. Это не много и в целом мы даже довольны такой статистикой, но все же тратить время/энергию на подобные вещи хочется меньше.

Статья написана на основе нашего последнего дела, в котором нам пришлось возмещать 30% от стоимости договора. Часть материала написана на опыте наших коллег по цеху из Ижевска.

Задача поста - помочь начинающим веб-студиям делать проекты юридически чисто.

Итак, поехали. Если вы разрабатываете сайты, то учтите следующие моменты:

  • Имейте оригинал договора и всех допников на руках, независимо от того, есть сканы подписанные в электронном виде (по почте). Даже, если в договоре указано, что сканы имеют юридическую силу. Когда в год 50-70 новых договоров, то всегда есть контрагенты, которые не присылают оригинал договора.
  • Если проект затягивается, то сроки переносить дополнительными соглашениями (допниками). У нас в договоре есть пункт: “Если заказчик согласовывает этап дольше 3-х рабочих дней, то течение сроков приостанавливается”. Но на деле это надо еще доказать и поэтому, чтобы этого делать не пришлось, сроки проще менять через допник.

Коммуникацию вести только с тех почт, которые указаны в договоре. Если Заказчик или Исполнитель меняют почты, то составить допник.

  • Коммуникация в мессенджерах допустима, если это указано в самом договоре, но все значимые документы отправлять нужно по почте. В суде сложно доказать причастность переписки в мессенджерах к договору, однако, уже стали появляться прецеденты, когда их приобщают к материалам дела. Но, я бы не стал на это сильно надеяться.
  • При отправке значимых документов по электронной почте, в письме необходимо писать сопроводительный текст. Пример: “Скидываю вам техническое задание согласно п.2 договора №33 от 01.01.2021 на разработку сайта. Прошу ознакомиться и дать обратную связь.”. В суде будет сложно доказать, что ТЗ в письме относилось конкретно к этому договору.
  • Проверять подписи на договоре, ТЗ, актах и прочих документах. Могут расходиться. Причем заказчик (или представитель) это может сделать неосознанно. Если подписи разные, то документ считается недействительным.
  • Если делаете сайты и покупаете программное обеспечение, например БУС или шаблоны Аспро для Битрикса, то продавать/передавать их отдельным договором. В будущем, если будет суд, то это может уменьшить пени.
  • Работать через Git (с Битриксом сложно, но это лучше, чем бэкапить по 250 гб).
  • Работать только на своих серверах (если нет Git). Даже если у заказчика есть свой сервер, то все равно работы проводить на своем, а результат переносить на сервер заказчика. Это усложнит работу, но зато вы будете защищены от вмешательств в код сторонних программистов.
  • Если проект касается доработки шаблонного решения (например, доработка Аспро), то ТЗ делается первым этапом в договоре, и,если оно затянулось, то со счетом на 2 этап присылать допник на увеличение сроков. Это важный пункт, потому что на ТЗ иногда уходит много времени.
  • Если появляются какие-то сложности в общении или подозрение на недобросовестное отношение со стороны Заказчика, то все документы отправляются согласно условиям договора. У нас это Почта России с описью вложений. И лучше в этот момент нанять юриста, чтобы он начал оценивать риски.
  • Если Заказчик поменял доступы, либо вы чувствуете, что он вносит изменения в код сайта, то это все необходимо фиксировать в формате видеозаписи экрана с указанием исходных доступов. Запись должна быть непрерывной, с возможностью идентификации пользователя (IP адрес, системные учетки и тд.)
  • Не принимайте оплату по договору наличными, если вы работаете по расчетному счету и нет онлайн-кассы.

Ну и последнее наблюдение.

Если есть возможность решить вопрос до суда, не стоит ей пренебрегать. На сбор доказательств уйдет много времени. Суды не всегда адекватно смогут дать оценку по IT. Качество работ определяется судебной экспертизой, которая может быть не в вашу пользу (тут уж кто больше заплатит). Лучше это время потратить на новые проекты.

Кунгуров Станислав, Руководитель

Надеюсь, что статья будет полезной для вас и вы сможете сделать свою работу юридически более чистой. Если есть что дополнить - пишите в комментариях свой опыт.

В качестве бонуса тем, кто дочитал статью, готов скинуть шаблон нашего договора, который нам составлял юрист. Там есть договор на продажу программного обеспечения (шаблоны, лицензии Битрикса) и договор на основные работы. Пишите в телеграм @fredizh с пометкой “договор vc.ru”. Ну и кому нужен юрист по подобным делам - также пишите в телеграм, скину контакты.

3333
50 комментариев

Тема не раскрыта. Что именно повлекло выплату 30%?

15
Ответить

10% мы выплатили пени за то, что не подписали допник на увеличение сроков, хотя по почте и в мессенджерах была активная переписка по проекту вплоть до его сдачи и проект затянул заказчик.

20% мы выплатили за некачественную работу. Ошибки были предъявлены на основании аудита сторонней компанией и около 60% пунктов не соответствовали ТЗ. Причина: заказчик просил изменить ТЗ и вся переписка по этому поводу у нас была в телеграме.

5
Ответить

Поддерживаю, статья безусловно не самая бесполезная, но заголовок гласит немного о другом

5
Ответить

Можно просто с мудаками не работать. Тогда и допниками по каждой запятой обмазываться не придется.

9
Ответить

95% проектов именно так и закрывается, но юристы тоже платят ипотеку и берут кредиты. 

1
Ответить

Не всегда на старте понятно, что контрагент - мудак. Переговоры могут быть прекрасными, Заказчик может показаться душечкой, а потом начнется головомойка. А когда полпроекта сделано - заднюю давать уже поздно

1
Ответить

Был у меня заказчик который орал в суде что ничего не сделано, и вообще я откатов надавал чтоб мне акты подписали :) Весёлая история, от меня прятали акты выполненных работ, шифровались, пугали прокуратурой, звонили юристы заказчика пытались пугать гражданским кодексом, в итоге оказалось что я его лучше знаю и т.д. Когда посчитали количество подписей на документах разных стадий подтверждения работ, оказалось что "в доле" даже новый гендир который больше всех орал, он тоже успел подмахнуть пару бумажек. В догонку пошла распечатка из почты, естественно копии всех документов, ребята сами захотели подробный перечень работ получать каждый месяц. Потом орал что хочет экспертизу и т.д. по итогу граждане оплатили всё в полном объеме, за просрочку платежа влетели на сумму почти от половины договора и суд с них ещё в догонку что-то в бюджет взыскал. Друг с этими же ребятами так же прилип, практически параллельно, но дорожка уже была протоптана в суды, заседания один в один только у меня на месяц раньше. В общем горе заказчик по итогу экономя 1,5 ляма суммарно прилип на 3 через суды. Судиться страшно в первый раз :) потом когда понимаешь как это работает уже не страшно :) но надо адекватного юриста для консультаций иметь вот такого найти уже сложнее :)

4
Ответить