Ничего здесь не трогай: жесткий онбординг автора в контент-команду
Сначала они не верят
Сначала они не верят, когда ты говоришь, что в работе всё будет не так уж мило.
Я сталкивалась с этим уже несколько раз. У нас контент-бюро, мы помогаем предпринимателям рассказывать о своих продуктах и быть заметными. И периодически я пробую работать с новыми авторами — со временем всё реже, а вот в начале прям были «волны найма».
Спасали души
Бывало, человек хотел работать конкретно со мной. Может, со стороны я кажусь такой автор-френдли. Я предупреждаю, предупреждаю, что в работе я шефред-нарцисс (особенно в этой роли можно развернуться, когда ты в своем бюро). Я точно знаю, как надо делать — по-другому нельзя, а на каждую логическую ошибку буду записывать трехминутное голосовое, почему это катастрофа не столько с редакторской точки зрения, а в целом, идейная катастрофа.
И всякая симпатия скоро пропадет.
Конечно же (чтобы минимизировать это токсичное общение), мы пробовали собирать разные онбординг-документы: пишем инструкции и чек-листы как мы работаем. А у ассистента якобы до сих пор есть отдельный фоновый процесс — если освободилось время, писать по своим задачам гайд (Аня, не помню, я его видела, или это легенда?).
Периодически эти доки забываются, тогда «онбординг» будет из нескольких голосовых-напутствий (правило «если вы не слушаете голосовые, мы с вами не работаем», у нас тоже где-то было).
Сейчас собираю кое-что в TEAMLY — это платформа, чтобы создавать базы знаний, делать внутренние курсы для сотрудников, отслеживать кто-что прошел, трекать задачи. В общем, всякое организационное.
Переношу туда что-то потихоньку из старых доков. Может, геймификация и оформление сработает, как с трекерами привычек: можно и в блокноте ставить галочки, но иногда в приложении получается дисциплинированнее )
Смотрите, важный момент: мы небольшая компания. О какой-то глобальной автоматизации процессов сейчас речи не идет. К тому же к созданию контента мы подходим очень не конвейерно, это ручной труд. Так что про всё инструкции не напишешь, надо обсуждать, общаться.
Мне эта база знаний нужна была больше для дисциплины и организации пространства: вот все доки, которые надо прочитать новичку (точно все, ничего не потерялось), они точно актуальны, а как бонус, еще можно по всем этим докам сделать тесты и в них потыкать.
Что же брать в (свою первую) базу знаний
Можно примерить это к себе на любую небольшую компанию, не только для чего-то около контентного. Может, тоже решите что-то собрать.
Кто мы такие, что делаем и как позиционируемся
Кажется, что это для больших корпораций (при этом когда я работала в корпорациях, всё равно казалось пафосной ерундой). Но ориентиры неплохо зафиксировать, даже если ты вообще работаешь один — иначе твое позиционирование будет меняться в зависимости от того, хороший ли день сегодня, есть заказы или что-то отвалилось.
Позиционирование меняется в зависимости от того, хороший ли сегодня день
Меня тоже так расшатывает: хорошо идут кейсы — о, давайте делать ставку на кейсы. Позвали спикером — о, это ж непыльные деньги, может мне вообще так весь месяц и ездить? Покупают рекламу — всё, теперь мы блогеры, которые зарабатывают на рекламе.
А если есть описание, кто мы и что мы, можно и самому его перечитывать прежде чем открывать чатики (особенно прежде чем пытаться кому-то ответить). И ребята, кто с тобой работают, не будут вестись на твои субъективные «акценты недели», которые только сбивают приоритеты.
Привет, какой у тебя «акцент недели»?
Кроме того, у вашего сотрудника могут спросить — а где ты вообще работаешь? Что вы там делаете? И если сотрудник МНОГО РАЗ ЧИТАЛ док о том, кто вы такие, сможет ответить шире своих задач. А это уже узнаваемость и новые потенциальные клиенты )
Как общаемся с клиентами
Чтобы потом не пришлось писать «Поправь, если еще не прочитали», увидев в чатике какую-то жесть.
Можно записать общие правила, вот пару примеров:
- не обращаться к клиенту коротким именем (это я сейчас вспомнила. Однажды автор написал в чатике что-то вроде «Саш» — ну не знаю, не знаю);
- в любой непонятной ситуации брать тайм-аут на подумать;
- важный пункт! Если у клиента появилась претензия, не начинать сразу сопротивляться — дескать, мы ни при чем. Так мы не разберемся, в чем проблема;
- второй важный пункт! Открещиваться не надо, но и не стоит сразу брать вину на себя. Клиент не всегда прав, он как любой человек может что-то не понимать или напутать;
- с вопросами по цене на другие задачи направлять ко мне.
В этом же разделе можно прописать некоторые ПРИМЕРЫ сообщений, но не скрипты. Скорее, чтобы передать ощущение, показать разницу, где уверенность, а где перебор:
❌ вот это неуверенное сообщение, отсюда убираем все НЕ и ЛИ (Не успеете ли посмотреть сегодня?)
❌ вот это гопота, давай смягчать (Статьи будете заказывать?)
И так далее.
Мооожет быть, если читателю с ДОЛЖНЫМ ВНИМАНИЕМ подойти к примерам, получится перенять и использовать нужный вайб в чатиках.
В TEAMLY встречала инструмент по созданию сценариев, может быть, там тоже что-то можно будет собирать по общению с клиентами. Но пока что инструкция к нему в разработке, а самостоятельно я не поняла, как пользоваться )
Инструкция по задаче, где это возможно
У нас, например, это возможно по кейсам ) Другие задачи более нестандартные, а к кейсам у нас свой выработанный подход, и ему можно научить.
Там уже не обязательно, чтобы автор придерживался конкретного стиля или у нас был похожий вкус или ход мысли — нужно тщательно идти по структуре.
Ну, про кейсы я уже столько говорю, что уже страшно только с ними ассоциироваться. Но зато и инструкций у меня по ним достаточно.
Бонус: тесты про клиентов для внутренних мемов
Тут тоже скажу, что у нас какой-то экстренной необходимости в тестах нет, это для каких-то более прикладных и однозначных процессов. Не знаю, для пиццерий или химчистки обуви.
Но в них можно как минимум напомнить о своем подходе и создать образы, к которым потом легко будет возвращаться при разборе ошибок.
Пока такая лайт-версия базы знаний (и как мы помним, для онбординга всегда можно обойтись тремя пятиминутными голосовыми)
(а Аня продолжает записывать свой мифический гайд для ассистентов, скоро выпустим!)