20 методов, с помощью которых я продолжил быть энерджайзером в команде (и которые сделают вас таким же)

Много текста. Ни одной цифры. Почти нет картинок. Но это личный опыт, который вам может быть полезен.

Когда я вступил на должность Head of User Acquisition в онлайн-школе (мы в топ-5 сегмента профессионального образования, ты о нас знаешь), у меня было море гипотез по привлечению клиентов, открытии новых каналах, внутрикомандных процессах и так далее. Задуманное получилось, но...

Стала заметна проблема: в моей голове все меньше нового, и в конечном счете я перестаю быть энерджайзером для команды.

Пришло понимание, что если так пойдет дальше, я не буду приносить ничего нового в компанию, главным образом в маркетинг. Поэтому стал выписывать то, что может мне помочь, и даже посоветовался с умными людьми. Ниже конспект, который составил для себя (поэтому там много “я”), но с радостью делюсь им с миром.

1. Продолжать читать статьи

Я бы не был в этой компании Head of User Acquisition, если бы не читал VC, facebook и LinkedIn. Это очевидно: на этих ресурсах огромное число ребят добровольно делятся своим опытом и мыслями. Но это ли не чудо?

Однако рабочий график делает так, что со временем ты все чаще предпочитаешь решить рабочий срочняк, а не развиться чтением бизнес-статей.

Для себя я установил такое правило: главная метрика, которая показывает, насколько у тебя все гармонично в процессах, это “1,5 часа чтения перед работой в день”.

Не читаю, следовательно, мой “work-learning balance” сбит и с этим надо что-то делать.

2. Начать читать книги

В первую очередь бизнес-литературу. Здесь мне трудно что-то говорить, ведь книг я не читаю. Не удивительно, что новых гипотез у меня становится меньше. Надо бы это исправлять.

3. Проходить онлайн-курсы самому

Фантастика! Мне не хватает аналитических скиллов, я не знаю, как внедрить машинное обучение в наш маркетинг. А ведь мы этому учим. Почему бы не обучиться?

Или окей, возьмем курсы, которых нет в нашей школе. Почему бы не заплатить и не сходить туда? В последнее время я даже стал рекомендовать это своей команде: покупайте курсы в других онлайн-школах, если хотите развиться.

4. Знать рынок

Я думал, что первое, что должен делать маркетолог — знать рынок. И даже писал об этом “Как бесплатно провести исследование рынка в 2020 году: 35 авторитетных источников”.

По моим взглядам, если я в рынке, то мои действия сами собой становятся осмысленными и обоснованными. Пообщавшись с умными людьми, я понял, что это одновременно и так, и не так.

Что так: да, мои действия будут осмысленными и обоснованными.

Что не так:

  • это явно не гарантия успеха;
  • лучше всего знают рынок не директора по маркетингу, а CEO;
  • этот процесс не имеет конца, и никогда не будет такого, что я буду “в рынке” полностью;
  • скорее всего, я итак нахожусь в топ-10 тех, кто знает, как действовать в области.

Промежуточная истина: надо жить в состоянии голода, когда я ничего не знаю об этом рынке, но стремится исправить это незнание.

Кстати, для эдтеха рекомендую подписаться на Telegram-паблик “Тренды образования”.

5. Проходиться по рейтингам и знакомиться с людьми

В эдтехе дохрена рейтингов. Есть те, которые себя считают номером один по выручке (ссылка на рейтинг). Есть те, кто считает себя на том же месте по числу трудоустроенных выпускников (ссылка на рейтинг). Есть те, кто считает себя must have в сфере образования по маркетингу.

Почему бы не познакомиться с теми, кто обеспечивает своей компании место в этих рейтингах? Методика проста:

  1. Читаешь рейтинги.
  2. Ищешь ключевых сотрудников, начиная с CEO.
  3. Пишешь им в личку или ищешь людей, кто может тебя с ними свести (например, из списка общих друзей на фейсбуке).
  4. Говоришь ясно и прозрачно, мол, хочу обменяться опытом таких-то проектов.
  5. Встречаешься и общаешься. Честно и искренне.
  6. Если и этого мало, можешь пойти от CEO к CMO, от CMO к Head of User Acquisition, от Head of User Acquisition к Team Lead Performance Manager и так далее.

6. Смотреть на онлайн-школы именно позади

Так уж вышло, но если взять топ-5 компании сегмента онлайн-образования и изучать их действия, это будет каплей в море по сравнению с тем, что делают компании вне этого списка.

Если мы росли на своих ошибках, то молодые школы растут на наших. Именно там сейчас происходит вся движуха.

7. Уметь задавать вопросы “а почему”

Известно, что:

  • у SkyEng нет одного СМО;
  • Skillbox торгует своими курсами в оффлайне;
  • Skillcup уходит в мобильный маркетинг;
  • Skypro презентует оплату за их курсы после успешного трудоустройства студентов.

Все эти знания останутся бесполезными, если ты не спросишь себя “а почему они так делают?” Возможные варианты ответа — твои возможные векторами развития. Если ты маркетолог, нужно видеть точки роста в чужом бизнесе, даже точки немаркетинговые.

8. Проходиться по людям вне рейтинга

  • Есть люди не из рейтингов, но про которых ты знаешь.
  • Есть люди не из эдтеха, но про которых ты знаешь.
  • Есть люди даже из твоей компании, но которые имели опыт работы в эдтехе или которые имеют какие-то сильные компетенции.

Берешь и знакомишься.

Есть и другая методика: написать в фейсбуке “ребят, кто работал на управленческих позициях в эдтехе, давайте поболтаем и обменяемся опытом”. Ну или попросить написать в фейсбуке эту же фразу кого-то из сферы, у кого нужных подписчиков больше, чем у тебя.

И еще, это важно: приглашать на знакомство и свою команду. Пусть зададут свои вопросы. Это можно сделать при личных встречах, а можно при каких-нибудь бизнес-завтраках, например.

9. Обращаться к агентствам

Агентства для меня бывают 2 типов:

  • которые обслуживают или обслуживали моих конкурентов;
  • которые просто клевые, бодрые и умные.

У первых можно почерпнуть опыта того, что делают коллеги по рынке, поработав вместе. У вторых можно просто заказать бесплатный аудит и сказать, мол, скажите то, чего не делаем мы, и если это нам будет выгодно, мы будем с вами сотрудничать.

10. Посмотреть на зарубу

Я для себя понял, что нужно постоянно смотреть на крупные международные исследования рынка эдтеха, а также следить за иностранными эдтех-компаниями. Как правило, этот опыт мало применим для эдтеха на русском языке, но точно нужно уметь адаптировать этот опыт на наш рынок.

Например, сколько бы я ни смотрел, что там в Udacity, все равно делал по-своему.

11. Конференции: ходить на них самому и рекомендовать своим сотрудникам

Я редко ходил на конференции. Исправился, и сразу после каждого ивента стал приходить со списком идей в 2 страницы А4. После этого стал смело рекомендовать это делать другим и даже думать, на какие деньги компании отправлять ребят на платные конференции.

12. Писать материалы

С недавних пор меня начали приглашать на лекции и вебинары. Удивительный эффект в том, что когда я читаю лекции, это структурирует и декомпозирует все мои мысли: я начинаю думать по-новому. Что называется, пока объяснял, сам понял.

Я больше не отказываюсь от лекций и вебинаров, пишу статьи чаще и рекомендую это делать всем членам своей команды. В том числе быть лектором в других онлайн-школах. Почему нет?

Ах да, и еще что самое ценное — вопросы. Тебя спрашивают, ты отвечаешь и подходишь к своим же знаниям с нового конца.

13. Побыть ментором

Немного похожая идея. Когда я вкладываюсь в какого-то сотрудника, то вижу, что развитие происходит в оба конца: и курица учит яйцо, и яйцо учит курицу.

Увидел и понял, что надо бы своим специалистам давать стажеров, студентов и так далее. Или стал просить обучить основам его специальности меня, другого коллегу или чью-то маму.

14. Устраивать фабрику гипотез внутри команды

Недавно я понял на себе, что быть главным инициатором гипотез — это ужасно неправильно. Руководители должны делать так, чтобы большинство новых гипотез принадлежало не им, в их подчинённым. Но как это сделать?

Наш директор по маркетингу сделал все просто и эффективно:

  • есть гипотеза — кидаешь ее в специальную доску;
  • тех, кто кидает, может быть много, но доска одна;
  • раз в 2 недели мы обсуждаем их всей командой и понимаем, брать или нет;
  • Если гипотеза требует доработок или на ее основе появляется новая идея, то говорим вслух и помогаем друг другу.

Изи!

15. Немного поработать в других отделах компании

По себе скажу: это супер полезно.

Притом не только для себя, но и для твоей команды. Например, контекстолога можно попросить закупать рекламу у блогеров в ютубе и наоборот. Такое плотное взаимодействие со смежными подразделениями помогает по-новому взглянуть на привычные вещи, определить новые гипотезы и найти решения задач на стыке.

16. Дать специалисту пошабашить

Вы или ваш специалист прекрасно знаете то, что в компании находится в рамках ваших компетенций. Но сможете ли вы дать действительно полезные советы другим бизнесам исходя из их запросов?

Так вот. Я как руководитель очень хочу, чтобы сотрудник пошабашил на другой работе.

Проведение аудита в другой компании + настройка там кампании + консультирование

= увидеть, что у других + перенять чужой опыт

= сделать нашу компанию лучше.

17. Быть центром связей

Наверное, это самая важная мысль. Предположим:

  • ты знаешь, что происходит в маркетинге в принципе и конкретно эдтехе;
  • ты прекрасно знаешь рынок;
  • ты имеешь много знакомых из сферы или не из сферы;
  • твоя команда генерит прекрасные гипотезы.

В этом случае ты являешься… центром связи. Ты уже направил все информационные потоки прямо к себе в голову и сделал так, чтобы каждый день она наполнялась новыми знаниями.

Что тебе еще нужно?

18. Наладить ворк-лайф бэланс и открыться чему-то новому

А нужно наладить ворк-лайф бэланс.

Когда я понял, что больше не являюсь той батарейкой для команды, какой был раньше, я был… не в ресурсе. За работой я не видел ничего и как заблудшая душа искал новое, общался и синкался. А отдыхать забывал. В итоге стал просто уставшим. Откуда тогда мне было брать место в голове для чего-то нового?

По этому поводу могу посоветовать бесплатный курс “Life-Work-Learning Balance”, который как раз учит находить баланс между трудом, отдыхом и получению знаний. Там в течение 7 дней будут приходить полезные советы просто на вашу почту.

Еще раз: это бесплатно, всё норм

Ну и вообще. Чем больше у человека нового в жизни (будь то новое увлечение, новые места, какая-нибудь игра или музыка), тем больше в его голове возникает нейронный связей. А это и есть фундамент для любого творчества.

19. Уходить с работы

Текущая работа для меня — седьмая. Я по себе знаю, что лучший способ развиваться — менять работу. У меня на текущем месте работе есть 846 идей, как привлекать клиента, но если конкретно вам больше нечего дать компании, то просто поменяйте ее. Мирно и с большой любовью. Вы друг для друга сделали все, что смогли.

20. Что еще забыл?

Коллеги, если вы можете посоветовать, как еще можно сделать так, чтобы ваши гипотезы лились рекой, а развитие не прекращалось, пишите в комментариях.

PS: если если вы тоже из эдтеха, давайте дружить. Моя личная почта: [email protected]. Отвечаю каждому.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Чижов

А, да, появилась еще одна идея: пообщаться с теми, кто учился в других школах. Например, я учился в skillbox, geekbrains, skyeng и еще в менее известных местах. Очень разный опыт. Общался с моими коллегами - тоже интересное рассказали. Причем интересные подходы были именно в менее известных школах.

Ответить
Развернуть ветку
Ed.Partners
Автор

Точно!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей из LOADING.express

Еще очень не очевидный опыт, это брать сессию в месяц у психолога, чтобы разгребать авгиевы конюшни в голове. Это дает качественный прыжок на другой уровень, потому что меняется место запуска для гипотез. То есть база становится другой, более проработанной.

Я для себя понял, что идти на уровень выше помогает две вещи.

1. Новые знания в сфере, где ты их сразу применишь и сделаешь минимальные результаты, если дальше не пойдет, то просто оставить как навык на минималке.

2. Постоянные сессии с психологами, которые помогают не уйти с цели, к которой ты идешь.

Единственный минус для мужчин, это то, что многие боятся идти к психологу, потому что там скорее всего будет больно 😢. Да, будет, но это мегаэффективно и в жизни и в работе.

С удовольствием бы встретился пообщаться в Питере. Будешь - сигналь.

Ответить
Развернуть ветку
Ed.Partners
Автор

Договорились

Ответить
Развернуть ветку
Smart Diplomat

Отличная "домашняя работа".
Одна из самых полезнейших шпаргалок на виси. Вы меня впечатлили. 
Бесплатные аудиты не делаю, поэтому и озвучивать другие способы генерации идей не буду.
Наслаждайтесь новым периодом жизни. 

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sharapov

Не стоит забывать постоянно изучать другие индустрии, в том числе радикально отличающиеся, а не только соседние. В качестве самого банального примера, маркетолог EdTech компании должен знать хотя бы базовую матчасть механик монетизации и работы с ретеншеном в индустрии игр (как сетевых, так и мобильных) — это если говорить про "соседние" и очевидные рынки.

Ответить
Развернуть ветку
Ed.Partners
Автор

Да, стопудово

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чижов

Очень ценные рекомендации. Даже затрудняюсь что-то добавить. Лично я понял для себя - мне очень важно соприкасаться с миром: читать статьи, обучаться, общаться, выступать консультантом для кого-то еще, пробовать новые проекты.

Ответить
Развернуть ветку
Ed.Partners
Автор

Еще нашел такой вот неплохой сервис:

https://proftalk.ru/

Тут люди добровольно вступают в профессиональное сообщество по своей нише (например, таргетированная реклама) и обсуждают проблемы / обмениваются рекомендациями / находят полезные связи. Тоже полезно.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда