{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

3 причины начать свой IT-проект с создания MVP: минимализм, жизнеспособность, продукт

Разбираемся, как создание “Минимального жизнеспособного продукта” поможет стартапу протестировать актуальность своего продукта и не прогореть.

Проблематика

При создании IT-продукта начинающие предприниматели нередко ставят перед собой задачу реализовать максимально возможный функционал и решить всевозможные проблемы клиента, которые могут возникнуть.

А через некоторое время после релиза продукт по какой-то причине не приносит ожидаемых результатов. Ключом к пониманию этой проблемы является тот факт, что предприниматели не всегда знают, что нужно рынку.

Стартаперы стремятся объять необъятное: сотворить новый Amazon и уделать конкурентов своей уникальностью. А потом, когда проекты не выстреливают, предприниматели осознают, что они потратили много сил, времени и денег, делая невостребованный у целевой аудитории продукт.

Для того, чтобы минимизировать свои потенциальные потери, целесообразно начать с создания чего-то минимального - того, что поможет проверить идею в короткий срок без больших трудозатрат.

Это “что-то” называется MVP.

Определение MVP

MVP - расшифровывается как Minimum Viable Product или “Минимальный жизнеспособный продукт”.

По сути - это демо-продукт, целью которого является проверка гипотезы на закрытие главных потребительских "болей" целевой аудитории.

3 причины, почему нужно начинать IT-проект с MVP

1. Минимальный

Ситуация, когда люди годами создают бизнес в секрете не редкость. А после оказывается, что в таком виде он никому не нужен. Проведено много исследований о стартапах, но сегодня для нас интересно это исследование.

На первом месте с показателем в 42% - продукт не востребован на рынке (No market need). Предприниматели не стали создавать минимальный функционал и тестировать свою идею, а сразу начали решать много проблем, углубились в разработку и так далее.

Но где подтверждение тому, что видение основателей на 100% соответствует ожиданиям потенциальных клиентов?

Для ответа на этот вопрос необходимо проводить CustDev или, как его называют в англоязычной среде, User Research, а по-русски “Исследование пользователя” и далее создавать что-то "минимальное".

Если вам интересно, на тему User Research я могу написать отдельную статью. Напишите в комментариях!

Сейчас же расскажу в двух словах. Исследование пользователя - это комплекс работ по выявления у целевой аудитории потребности в будущем продукте, а также их предпочтений по функционалу, дизайну, интерфейсу и прочим составляющим продукта.

Показателен кейс Dropbox, пример которого приводят постоянно. Команда основателей сделала видео о работе их сервиса и показала его пользователям. У них не было толком продукта, только видео длиной в 2 минуты. Результат - рост подписчиков их проекта с 5 до 75 тысяч. Не потратив ничего, люди нашли способ проверить собственную идею и преуспеть.

Стоит всегда помнить, что идея - это субъективное суждение о чем-либо. Оно ограничено собственным кругозором, точкой зрения, внешними факторами. Её всегда нужно проверять на чем-то маленьком, а не пытаться за несколько лет создавать идеальный мега продукт.

2. Жизнеспособный

На старте проекта многие стартаперы стремятся создать продукт с самым широким функционалом, с самым крутым дизайном, чтобы выбить дверь рынка с ноги и смести со своего пути всех конкурентов.

По статистике, упомянутой выше, такой продукт в 42% случаев терпел неудачу, потому что предприниматели не задавались самым главным вопросом: «А нужны ли все эти ништяки пользователям?".

Владельцы бизнеса должны понимать главное - продукт, созданный для проверки теорий, прежде всего, должен работать. Этот процесс/продукт, должен решать главную задачу вашего клиента.

Допустим, вы решили создать электронный кошелек, с помощью которого работодатель может переводить криптовалюту сотрудникам своей компании. Сайт, дизайн, сервис, всё это может быть сколько-угодно неприглядным. Пользователь придёт к вам решить свою главную проблему - проведение транзакций необходимым лицам. Этот процесс должен работать без изъянов. В данном случае, транзакция должна уходить от Пользователя А и поступать Пользователю Б.

Продукт должен быть простым в использовании и полезным по целевому назначению. Эти факторы и являются показателями жизнеспособности вашего продукта. Прочие детали менее важны.

3. Продукт

Это понятие часто является предметом спора. Существует позиция, что MVP не является "продуктом", как таковым. Будто бы - это процесс перманентной проверки своей идеи, получения ответа на вопрос: "что делать дальше?".

Что ж, с моей точки зрения, ответ однозначен - MVP вполне может быть самостоятельным продуктом с большой буквы “П”.

Прежде всего, давайте определимся в терминах! Что такое “продукт”? Какими признаками обладает “продукт”?

Открываем любую книгу по маркетингу, экономике или бизнесу и находим следующие признаки:

  • Товар/услуга представлена на рынке. В данном случае, допустим, что мы уже выложили наше мобильное приложение в App Store и Google Play, запустили контекстную и таргетинговую рекламу. Так что - да, на рынке мы представлены!
  • Товар/услуга удовлетворяет потребности потребителей. Перед релизом первой версии, вы провели несколько опросов среди фокус группы и осуществили апгрейды на основе пожеланий респондентов. Вы максимально попали в цель, и данные апгрейды получили одобрение у относительно широкой аудитории.
  • Товар/услуга - становится брендом. Повышается узнаваемость, цитируемость, формируется база постоянных клиентов или фоловеров, растет шеринг, работает сарафанное радио.
  • Товаром/услугой начинает пользоваться нецелевая аудитория. Т.е. полезность в данном продукте нашли для себя те люди, на которых вы не ориентировались в первую очередь.

Таким образом, ваш MVP становится Продуктом в глазах потребителей!

Итак

Если кратко резюмировать, значения каждого слова в термине можно описать так:

  • Минимальный - не слишком усложненный и перегруженный, но решающий основные задачи и проблемы;
  • Жизнеспособный - закрывает главные потребительские боли, доказал свою необходимость и актуальность;
  • Продукт - самодостаточный, самобытный и имеющий вес на рынке.

Принципы, которых стоит придерживаться при создании MVP

Создавая Минимальный Жизнеспособный Продукт, следуйте трем заповедям, которые непременно приведут вас к успеху:

  • Решайте только главную проблему пользователей;
  • Обеспечьте себя возможностью собирать данные и получать обратную связь от пользователей;
  • Делайте выводы после каждого касания клиента и определяйте направление развития продукта в соответствии с ними.

Основное преимущества MVP подхода к проверке своей идеи и запуска бизнеса - это скорость, дешевизна и результативность. Большинство компаний ориентированы на рынок, который представлен сейчас, а не через 5 лет.

Никто не будет ждать ваш продукт годами, если его можно сделать за несколько месяцев или даже недель.

При создании вы не тратите колоссальные деньги на IT разработку, команду, создание фирменного стиля, маркетинг и PR.

Для проверки гипотезы вам не нужно всё это.

Как дальше масштабировать IT-продукт?

Наиболее эффективная стратегия дальнейшего роста - постоянное проведение “Исследования пользователей”.

На основании простой коммуникации с целевой аудиторией и ее обратной связи можно поступательно усовершенствовать продукт, делая его более “пользовательским”.

При этом, вы уже зарабатываете на своем продукте какие-никакие деньги! Пусть и минимальный, но спрос всегда найдется.

Результат, который вы получите от создания MVP, будет полезен в любом случае.

  • Если клиенты отказались пользоваться, значит, вы сэкономили много времени, денег, сил и энергии еще до начала реализации идеи, которая не нужна рынку.
  • Если гипотеза показала работоспособность, клиенты пользуются тем, что вы создали - это знак для дальнейшего развития.

А как быть, если даже MVP реализовать дорого?

С 2018 года на IT-рынок активно выходят No-code сервисы, которые ориентированы, как раз, на создание MVP IT-продуктов.

No-code сервисы — это конструкторы для создания IT-продуктов, не требующие использование кода.

В этой статье вы можете узнать о наиболее популярных No-code конструкторах сегодня.

Если коротко, разработка на No-code сервисах будет:

  • в 3 раза быстрее, чем на коде;
  • в 4 раза дешевле, чем на коде.

И это усредненные показатели. Если по срокам +/- все так же, то по бюджетам нередко наблюдается большая диспропорция. В данный момент мы реализуем 3 кейса, в которых разница цен no-code разработки с кодовой составляет 7-8 раз.

Все понятно! Какие первые шаги?

Для того, чтобы создать успешный MVP IT-продукта вам нужно идти поступательными шагами:

Первое - договориться с самим собой. Свыкнитесь с мыслью, что не нужно спешить сделать все и сразу. Если ваш продукт решит ключевые проблемы целевой аудитории, и докажет свою жизнеспособность, безусловно, люди с восторгом примут дальнейшие апдейты, которые сделают пользование сервисом более приятным и удобным.

Второе - проведите первичное “Исследование пользователей”. Оно поможет вам выявить клиентские потребности, “отделить зерна от плевел” и понять, что вашим клиентам нужно в первую очередь, а что во вторую.

Третье - сформируйте ТЗ на создание MVP своего IT-продукта. Если вы не знаете, как писать ТЗ, составьте хотя бы короткий “бриф”, в котором нужно описать цели и задачи будущего продукта, роли пользователей (например: заказчик услуги и курьер) и буквально перечислить “что должно быть в сервисе” или “что сервис должен делать”.

Четвертое - проведите анализ студий визуального программирования, которые работают на No-code конструкторах. Составьте список подрядчиков.

Пятое - проведите тендер. Разошлите ТЗ/бриф и соберите предложения.

Шестое - Выберите лучшее, заключите Договор со студией визуального программирования.

Седьмое - Быть MVP или не быть - это уже не вопрос!

Вывод

Подводя итог, MVP-подход - это искусство завоевывать рынок правильно. Не старайтесь сразу охватить весь задуманный функционал IT-продукта, используйте прототипы и проверяйте гипотезы на пользователях. Предоставьте пользователю возможность узнать о вас как можно раньше, и полюбить ваш продукт уже сегодня.

*****

На этом все!

Слышали ли вы ранее о MVP-подходе в IT-сфере? Слышали ли вы о No-code сервисах, как об инструментах для создания MVP IT-продуктов?

Интересно ли вам узнать подробнее о том, что такое “Исследование пользователей” и как его проводить?

Гоу в комментарии!

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Kirill Solntsev

Буду признателен, если удастся написать подробнее, что такое Исследование пользователей и как его проводить

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ильинский
Автор

Евгений,

в случае с no-code по сути да - с нуля.

То есть сперва вы делаете на no-code, а потом через N-время по новой пишете приложение на коде. No-code сервисы не дают возможность забрать исходный код Приложения (за исключением ситуации, если сервис закроется, это прописано у них в оферте).

Но при этом no-code сервисы дают возможность забрать в любой момент базу данных. То есть ваши пользователи будут заходить в новый релиз продукта под своими же логинами/паролями, у них сохранятся истории покупок и т.д.

У меня возник к вам встречный вопрос: а что из себя представляет ваш гипотетический "проверенный MVP"?
Ну, в плане, если у вас этот подтверждённый MVP уже написан на коде, то далее и нет смысла делать на no-code.

No-code как раз и существует для того, чтобы создать MVP - проверить его, скорректировать, отталкиваясь от фидбэка рынка, какое-то время поразвивать продукт, и при достижении потолка делать сложный продукт на коде.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ильинский
Автор

"пока с ваших слов понимаю, что при достаточно качественных: проверке гипотез, CustDev и тп использование ноу-кода нецелесообразно. "

А как вы проверите гипотезу, не создав MVP?
Ну то есть вы можете, скажем, провести User Research, провести опросики среди ЦА и т.д. Но пока у вас нет реального работающего MVP, как вы можете быть уверены, что гипотеза жизнеспособна?)
Без чего-то "живого" вы не можете, наверняка, знать жизнеспособен продукт/идея или нет. Все остальное - это уже теории и предположения.

А вот тут уже вопрос - готовы ли вы инвестировать в разработку на коде в 4 раза больше времени и денег, чем на ноу-коде, не имея гарантий, что эти вложения будут не за зря?

CustDev - это по сути дела то, что вы написали в сообщении ниже: "Хотя если посмотреть с другой стороны на ноу-код можно дальше отрабатывать гипотезы и экономить на этом, пиля основной продукт (задумчивый смайл)".

То есть CustDev это и есть последовательная докрутка продукта по мере получения фидбэка от пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ильинский
Автор

Не совсем так)
Видимо, нужно посвятить этой теме отдельную статью - похоже, тема актуальная)

Смотрите, на самом деле есть 2 термина, очень похожих и в то же время принципиально разных, их смысловую нагрузку часто путают: CustDev и User Research.

То, что вы назвали CustDev, по факту является User Research, а не CustDev.

User Research - это то, что делается ДО создания MVP. То есть вы выявляете потребности, боли и т.д. User Research формирует вашу гипотезу.

CustDev - это более широкое понятие, которое можно охарактеризовать как "доработка продукта под пользователя". То есть это то, что вы делаете уже когда у вас есть рабочее MVP. Сюда уже входит то, что вы перечислили: юзабилити тестирование, а/в тестирование и изучение трекинга глаз, и ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ доработка продукта в соответствии с фидбэком. Да и выявление болей и потребностей тоже сюда может снова войти, потому что у вас может быть более широкая аудитория респондентов, нежели на этапе User Research. Это все в комплексе и есть CustDev)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ильинский
Автор

Убедил ли вас, что MVP-подходе в IT-сфере является более гладким и безопасным способом в создании IT-продукта? Давайте обсудим!

Интересно ли вам узнать подробнее о том, что такое “Исследование пользователей”, в чем его важность и как его проводить?

You are welcome!

Ответить
Развернуть ветку
Marat Sungatullin

Работаю над MVP. Но походу всю игру придётся делать самому.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ильинский
Автор

А у вас что за проект?

Ответить
Развернуть ветку
Marat Sungatullin

Аналог Doom, развитие идей Painkiller в сторону добавления более сложных боевых действий и трюков.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда