60 дней фильмов и сериалов
по промокоду:
VC60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 31.10.2021 г. https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.
Личный опыт
Nick Nedelchuk

Осталось денег на 2 недели. Закрывать стартап? Или выживать?

Эта история — моя собственная. Но интереснее всего здесь ваши комментарии. Расскажите, как бы вы поступили на моем месте, и как было бы поступить правильно — с вашей точки зрения.

Команда Локали в нашем центральном офисе в Роттердаме, август 2020 Из архива команды Локали

Привет, это Ник Недельчук. С 2018 года я делаю Локали — платформу, с помощью которой путешественники могут найти близких по духу, проверенных местных жителей в 350+ городах на всех континентах. Местных жителей мы так и называем — «лóкали». А сами они могут организовать для вас индивидуальную прогулку или пригласить присоединиться к небольшой группе в 4-6 человек в авторский тур.

Вишенка на тортике — мы реже работаем с гидами, и чаще с «живыми» людьми, которые занимаются чем-то еще: учатся в зарубежном университете, работают в международной компании, развивают свой бизнес или стартап за рубежом. То есть с локали можно узнать гораздо больше интересного, чем с гидом — не только историческую справку о достопримечательностях. Некоторые бронируют прогулки с Локали, чтобы подготовиться к переезду в новую страну, узнать побольше инсайдов о жизни на новом месте. Локали — свой человек в каждом городе.

В предыдущих сериях:

  • в июле 2019-го я бросил работу руководителем глобальных ИТ-проектов в штаб-квартире IKEA в Нидерландах;
  • поднял $176 тысяч инвестиций от частных бизнес-ангелов через Твиттер;
  • добился 200+ продаж в месяц с околонулевым бюджетом на маркетинг;
  • получил стартап-визу Голландии, а позже и ВНЖ предпринимателя;
  • угодил в equity-free акселератор Madeira Startup Retreat (они сейчас набирают новый батч, кстати говоря);
  • попал в short-list самых многообещающих стартапов Нидерландов по версии самой местной экосистемы — благодаря этому, мне даже удалось пожать руку принцу Константину — брату нидерландского короля и наследнику Романовых 😎 Принц Константин занимает роль спецпосланника Правительства Нидерландов для индустрии стартапов, которая очень важна в Нидерландах. В Амстердаме стартапы, к примеру, дают феноменальные 14% от общего количества рабочих мест в городе.
Летим с командой в акселератор на Мадейру. Январь 2020. Из архива команды Локали

Но все это было до 15 марта 2020.

Тогда Европа закрыла свои границы, а весь мир полетел в тартарары. Случилось немыслимое — индустрия, занимающая 9% глобального ВВП и растущая на треть быстрее всей мировой экономики, схлопнулась в ноль. В дополнение к отсутствию продаж мы получили очередь из путешественников, требующих возврат за несостоявшиеся поездки: всего более $25 тысяч.

Первые месяцы новой нормальности

В эпоху локдаунов мы вошли подготовившись — у нас были инвестиции, их хватало до сентября 2020. Учитывая отсутствие продаж, нам пришлось серьезно сократить расходы, но сохранить команду и продолжить деятельность удалось.

Сидя дома, мы решили максимально сосредоточиться на продукте, сделать его удобнее и качественнее для наших пользователей, автоматизировать многие процессы, чтобы подготовиться к росту после пандемии.

С другой стороны, начали проводить эксперименты с альтернативными продуктами на базе маркетплейса. Ведь технология есть, поставщики — тоже. Осталось сместить фокус с путешествий и начать продавать то, что сейчас востребовано.

Вот что мы попробовали в итоге запустить:

1. Курсы подготовки к поступлению за рубеж (ведь более сотни локали переехали за рубеж, поступив в университет).

Главные минусы:

  • сложно масштабировать (находить крутых преподавателей тяжело)
  • маленький рынок (ежегодно учиться за рубеж из России уезжают 12-16 тысяч человек: если 1000 из них воспользуются нашими услугами — целых 6-8% всего рынка — то это нам принесет лишь $147,000 в год net-выручки), еще и сезонность
  • некоторые студенты, не поступив в желаемый вуз, винят в своей неудаче преподавателя и школу, требуют назад деньги; в нашем случае, был такой 1 клиент на 20 студентов в четырех потоках

2. Курсы изучения иностранного языка (ведь несколько десятков локали занимаются преподаванием языка; кроме того, они живут в среде, и могут научить студентов разговорному языку, провести интерактивное занятие с носителем).

Главные минусы:

  • рынок очень конкурентный, его плотно занимают такие гиганты как Skyeng, iTalki
  • стоимость привлечения клиента высока, привлекать новых студентов сложно — ведь недостаточно попасть в целевую аудиторию; записаться на курсы изучения языка — серьезное обязательство, люди его принимают неохотно, не все и не сразу;
  • риск ухода с платформы после первых занятий крайне велик.

3. Помощь в поиске работы за рубежом (одна из наших локали — рекрутер в крутом амстердамском агентстве, которое закрывает позиции для ведущих финтех-компаний Европы).

Главные минусы практически точь-в-точь совпадают с курсами подготовки к поступлению за рубеж. Только здесь шанс трудоустроиться без гражданства и ВНЖ Европы еще меньше — бороться с законами статистики и вероятностью, которая против нас — сложно.

Оффлайн-мероприятие для сообщества в офисе WeWork на Белорусской в Москве. Повод — запуск подкаста «Граждане мира» об историях переезда. Гости подкаста — локали. Из архива команды Локали

Динамика ни по одному из этих продуктов нас не воодушевила. Общий оборот смог компенсировать лишь до 25% от того, что было до пандемии – мы топтались на уровне $4,000 GMV в месяц без уверенного роста.

Кроме того, на том или ином этапе, в каждом продукте мы разочаровались. Симпатия к тому, что делаешь, играет важную роль в развитии любой инициативы.

К сожалению, эпоха «после пандемии» в сентябре не наступила. В августе я сидел за монитором, глядя на наш банковский счет и profit&loss sheet в соседнем окошке, и понимал:

Денег в компании осталось на 2 недели. Как быть?

Мнения экспертов на этот счет разнятся. Чаще всего я слышу следующее:

  • Здоровая ситуация — когда в компании на банковском счету средств на 12 месяцев беспрерывной работы. Даже если больше никаких продаж. Если денег меньше — нужно срочно привлекать инвестиции.
  • Если на банковском счету средств на 6 месяцев работы компании — пора бить во все колокола. Ваши дни сочтены, и если вы в самое ближайшее время не поднимете раунд — пиши пропало.
  • Если на банковском счету компании средств на 3 месяца работы — все, уже ничего не сделаешь. Нужно срочно закрывать бизнес, увольнять сотрудников и искать что-то новое, чем заняться в ближайшее время. Мы ведь не хотим стать компанией, которая кинула сотрудников, партнеров и клиентов, закрывшись ни с того, ни с сего, и не выполнив своих обязательств?

Я грязно нарушил все эти правила. И оказался наедине с P&L-кой, предрекающей смерть через 2 недели. Часы тикают.

Я понимал:

  • мы не сможем заплатить зарплаты команде в сентябре (а у них ипотека, кредиты и вот это все)
  • мы просрочим платежи подрядчикам (простите, юристы и бухгалтера, разработчики, дизайнеры)
  • я сам окажусь в трубе, поскольку лимит по кредитке практически исчерпан, а нужно платить за квартиру, еду — ну хотя бы вот это.

Текущие инвесторы не готовы были поддерживать проект, а новые осенью 2020 даже смотреть на тревел боялись.

Выход был очевидным — это все, пора закрывать Локали, нет ни единого рационального аргумента, по которому стоило продолжать бороться с ветряными мельницами и тратить самое драгоценное, что у нас есть — время.

Особенно очевидным это стало в сентябре — когда началась новая волна пандемии, и европейские страны одна за другой вновь заговорили о возвращении локдаунов. Ни о каких путешествиях и речи не шло.

В итоге, во мне сработало детское упрямство:

— Неужели я сдамся и закрою проект? Разве ради этого уходил с теплого денежного места в глобальной штаб-квартире всемирно известного бренда? Разве я смогу простить себе такое простое решение — сойти с дистанции, пусть и кажется, что вперед идти невозможно?

В своих глазах мы всегда хотим быть героями: которые вот так возьмут и пойдут против течения, сделают то, что другим кажется невозможным. Это юношеский максимализм, который, впрочем, позволяет порой творить чудеса.

Я решил идти напролом и забить на правила.

Мы не платили команде всю осень.

Мы вслепую бились и старались сделать продажи, каждый день надеясь, что вот-вот, завтра получится прорыв. Но прорыва не происходило. В сентябре наш GMV — вновь $4,500.

В октябре стало получаться немного лучше. GMV поднялся до $7,000. Мы сделали новый продукт — тревел-боксы — небольшие подарочные наборы с локальными штучками из Парижа, Барселоны и многих других городов. У этого продукта тоже оказалось много недостатков (например, дороговизна пересылки и ненадежность — посылки из Европы терялись или приходили с колоссальной задержкой из-за коронавирусных ограничений).

В ноябре продажи вновь упали до $5,800 — казалось, света в конце тоннеля нет.

Из команды начали медленно уходить ключевые участники:

  • контент-лидер
  • маркетинг-лидер
  • коммьюнити-лидер
  • дизайнер
  • operations и customer care

Ощущение декаданса заполнило все вокруг. Стало тяжело двигаться — не только в плане развития компании, а вообще. Ну то есть это когда утром вставать из кровати даже не хочется. Надежды оставалось все меньше, поддержки со стороны — тоже. Весь мир — против тебя.

Команда стартапа — это всегда как семья. У вас друг с другом химия, вы как лучшие друзья, делаете что-то невероятное и выдающееся. Вместе участвуете в потрясающих приключениях, летаете по миру, строите следующий грандиозный проект в тревел, который прогремит на весь мир.

Конечно, когда члены семьи решают покинуть вас, это воспринимается как предательство. Было очень сложно смириться с решением тех ребят, кто не выдержал осень 2020 года. Это ведь не просто коллега с работы ушел. От ухода каждого становилось невыносимее и тяжелее.

Ноябрь 2020 мы встретили командой из 4 человек, которые проявили наибольшую выдержку, лояльность и настойчивость на пути к цели:

  • Иванка, моя жена, наш операционный директор с самого начала работы Локали. Иванка продолжила вести одна весь operations, общение с клиентами, поддержку, еще и соцсети, включая создание контента — переняв всю работу от ушедших участников команды.
  • Олег Горбатюк — наш ведущий разработчик, который присоединился к проекту в 19 лет в качестве стажера. За 2 года в Локали Олег и эту осень превратился в настоящего CTO и бизнес-партнера, на которого можно положиться целиком и строить вместе любой бизнес.
  • Сергей Чебыкин — со-основатель, с которым мы вместе работаем над Локали с первых шагов, наш технический директор, архитектор и advisor.
Сентябрь 2020. Мы с Иванкой переехали назад из Нидерландов в Москву, где все очень дешево. Работаем в коворкинге «Рабочая Станция» на Балчуге. Слева от нас — Дара из Customer Care и Юля, head of growth. Обе примут решение покинуть команду через 2 месяца. Из архива команды Локали

Когда декаданс превратился в ренессанс

Я не знаю, как долго мы бы протянули без зарплат.

Я вернулся из Голландии в Россию, а для своей квартиры в Гааге нашел временных квартирантов. Они платили аренду, которую я больше не мог себе позволить.

Мы узнали наверняка все предельные лимиты для кредиток, которые были в использовании, а также то, насколько еще в минус, за пределы лимита, мы можем выйти.

Один раз, промозглым утром, я сидел на набережной Москва-реки и понимал, что у меня нет денег, чтобы позавтракать.

Огромное спасибо друзьям и близким, которые время от времени выручали какими-то крохами, которые позволяли сводить концы с концами. Мне с вами очень повезло ❤

Я не сдавался и без конца экспериментировал.

Октябрь 2020. Одна из гипотез — Локали может организовывать путешествия для экспатов по России. Это фото — из нашей экспериментального роудтрипа во Владимир. Вокруг меня — Дилан из США, Алекс из Британии и Элиф из Турции. Из архива команды Локали

Поворотный момент произошел в декабре. Туризм возвращался, и все больше людей проявляло интерес к путешествиям внутри России. Формат индивидуальных городских прогулок Локали для этого не пользовался спросом, поэтому мы подготовили новый, более расширенный вариант — авторские туры. Те же локали, тот же аутентичный опыт поездки в гости к другу, только программа на несколько дней, включает в себя все составляющие, а путешествие проходит в небольшой группе с другими участниками.

Мы начали с авторского тура в Мурманск на Северное Сияние, который я проводил самостоятельно. Зимой я слетал из Москвы в Мурманск четыре раза, промерз насквозь! Выступал в роли организатора в пилотном продукте, а на месте нас сопровождали и организовали программу локали — местные жители. К концу сезона нашел надежных ребят из местных жителей, которые подходили по концепции нашей платформе, и передал все дела им, переключившись на другое направление — Восточную Пруссию с ее средневековыми замками, немецкими городками и курортами.

Мой второй авторский тур на Северное Сияние — 18 января 2021. Из архива команды Локали

Формат для внутрироссийского туризма оказался востребованным, и GMV резко пошел в гору:

  • в декабре мы растем в 2 раза — до $11,500 — что уже сопоставимо с тем, что было до пандемии, со всем открытым миром
  • в январе продажи подскакивают еще на 60% — до $18 тысяч — а это уже даже больше, чем у нас было в последние месяцы до пандемии
  • в феврале мы устанавливаем абсолютный рекорд, продав практически на $40 тысяч, с более чем двухкратным ростом к предыдущему месяцу.

Всего, за 3 месяца, рост GMV — в 6.5 раз. Рост net-выручки — в 6 раз. Начинаем расплачиваться с долгами, снова получаем зарплаты.

Хэппиэнд?

Не совсем.

После победной зимы нам еще достанется внезапное закрытие для россиян Турции, которая весной начинает приносить до 80% оборота, или очередная волна короны со всероссийским страхом получить новый локдаун.

Тем не менее, мы ни разу не упадем ниже докризисного уровня, а весь 2021 год будем прибыльными и продолжим развиваться без привлечения инвестиций.

GMV по кварталам с начала работы Локали. За 2021 год с января по июль мы уже сделали в 2 раза больше продаж, чем за весь 2020 и 85% от всего докризисного 2019 года. Слайд из презентации для инвесторов Локали

В июне 2021 мы вновь вернулись в Нидерланды, в июле выпустились из программы equity-free акселератора Google Growth Lab. В батче мы были вместе с FlowWow, FaceApp, Uploadcare и другими. Сейчас наша стратегия — масштабируемый рост на российском рынке, и экспансия на рынок США.

Но интереснее всего станет дальше — осенью 2021 года, и в особенности в 2022 году, когда мы ждем восстановление международного туризма, вокруг которого изначально наш проект и был построен. Мы рассчитываем превратить Локали в звезду постковидных путешествий.

Так стоило продолжать, когда денег оставалось вперед лишь на 2 недели?

Хотя этот вопрос риторический, мне будет интересно узнать ваши мысли, а еще лучше — ваши собственные истории. Попадали ли в такую ситуацию, и какой выход нашли для себя лично?

Вот мои собственные выводы:

  • Если ты — фаундер, очень важно вовремя остановиться. Грустно смотреть на ребят, которые тратят годы своей жизни на продукт, а люди им не пользуются. Не хочется стать таким же.
  • Для меня главным критерием является вопрос — какой мой прогресс за год? Если я чувствую, что не стою на месте, значит все не зря. Даже в условиях пандемии и локдаунов, количество наших подписчиков выросло с 40 до 80+ тысяч с марта по ноябрь. Если бы прогресса не было — я бы радикально изменил сферу деятельности.
  • Цитата из подросткового дневника: «Самая темная ночь — перед рассветом». Я продолжал ее повторять все самые сложные месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Конечно, когда ночь длится год, этого не выдержит никто. Но 3-4 месяца — вполне терпимо.
  • Наверное, каждый успешный предприниматель в ранние годы попадал в ситуацию с кассовым разрывом и полным финансовым крахом, когда кажется — это все. Во всяком случае, об этом особенно любят писать в книгах. В этих же книгах дается вывод, что такой опыт многократно прокачивает самого предпринимателя и строит по-настоящему крепкие команды. Что ж, подпишусь здесь под каждым словом.
  • Для участников стартап-команд. На ранних стадиях, особенно в период первых проб и неудач, сложно поверить, что ваш проект — тот самый единорог. Даже если это Airbnb. Вот, посмотрите это интереснейшее интервью с основателем Брайаном Чески (на английском) — он рассказывает о первых месяцах и годах Airbnb — представьте, что вы были бы в команде вместе с ним, долго ли бы вы продержались? Каждый хотел бы стоять у истоков Google, Яндекс, Facebook и многих других известных на весь мир компаний. Но в самом начале даже с этими ребятами не было ничего ясно. Быть в founding team стартапа — это верить, уметь эту веру не терять даже в самые сложные времена, и идти напролом — несмотря ни на что. Именно такие команды создают легендарные продукты. Говорят, успех приходит после того, как ты занимаешься своим делом как минимум 1000 дней фултайм. Странно, что многие из решивших попробовать себя в стартап-мире, сдаются раньше. С другой стороны, если учесть, что большинство сдается гораздо ранее тех самых 1000 дней, путь к 1% стартапов, которые станут единорогами, уже не кажется таким невозможным.

За тем, как у нас будут развиваться события, можно следить в моем Телеграм-канале или в Инстаграм. Я там всегда пишу о своих новых публикациях на VC.

Отдельное спасибо ребятам из Нетологии, которые пригласили меня в качестве эксперта на свое занятие, где мы со студентами и разобрали впервые этот кейс. Дискуссия получилась такой интересной, что о ней захотелось написать отдельную статью.

{ "author_name": "Nick Nedelchuk", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 207, "likes": 68, "favorites": 102, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 275314, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 30 Jul 2021 15:10:46 +0300", "is_special": false }
0
207 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

А красиво живете, надо заметить! Прямо насмешка над кризисом. Особенно шедеврально сочетание «нет денег на поесть» и «четыре раза слетал в Мурманск»! Также получил удовольствие от «…вернулись в Москву, где все очень(!!!) дешево». Это овация!

Может трудностей таких затяжных и не было бы, если тратить поменьше?

78

Ну так я же не бесплатно в Мурманск летал. Это работа такая) А координация, мои затраты — в p&l авторского тура)

Про дешевую Москву — ну тут вы правы. Всегда найдётся место, где ещё дешевле)

7

Привет. Меня зовут Ваня. Я основатель стартапа по поиску  эсперантистов в станицах и хуторах краснодарского края. Два года назад я жал руку самому губернатору Кондратьеву, пока меня не оттолкнула охрана.

Когда началась вся эта ситуация с COVID-19, пришлось ходить есть к маме. Этот кейс позволил серьёзно сэкономить бюджет и на сохранённые средства я поехал в командировку на фестиваль "Дикая мята", но его отменили буквально перед открытием и пришлось просить у жены деньги на дорогу домой. Через два месяца она уйдёт из команды и от меня :(

72

 Через два месяца она уйдёт из команды и от меня :(

Эээ, если от чего и стоит расстраиваться, то точно не из-за этого. Ты просто довольно дешево для себя решил важную жизненную дилемму.

9

от зависти пишите то? чел по дело, а вы - по ведру

1

Посмотрите внимательно на мой график GMV из слайда презентации для инвесторов. Мне незачем завидовать. Как дальше будет развиваться ситуация можно следить на моём Телеграм-канале pussycrusherkrd92 и ещё у меня ТикТок есть там я рассказываю как создать свой стартап. ред.

15

А ваш стартап разве не закрылся?

0

Я всё ещё у мамы ем, чего ему закрываться то. Но инвестор бы конечно не помешал. Чисто шанс хочу дать людям подняться.

7

То есть ваш стартап не закрылся только потому, что вас мама кормит, но вы все-равно рассказываете как создать стартап? Вот это уровень. Прям хочется купить продвинутый курс.

0

Вы в шутки совсем не умеете, да? Так вы, батенька, душнила. С этим живут, но безрадостно

–2

отличный оргазм

3

А ебаного голландского принца видели?

1

это типа юмор такой?

0

Начитавшись здесь подобных вот статей, уже не понятно где юмор такой, а кто серьёзно так живёт ред.

2

отдельно доставил проход джуна в дамки/СТО за 2 года. Это просто смешно разбрасываться такими аббревиатурами, когда речь идёт про наколеночный стартап размеров в 2 пиццы :)

40

Ну тут все просто, код не документирован, единственный разраб который знает что к чему становится СТО.

31

Тайтл для маленькой компании ничего не стоит 🤣 но зато работает как мотивирующий фактор.

6

Самое удивительное, что кроме CTO у них в команде еще и технический директор(Сергей Чебыкин).

6

Ущемили ваше самолюбие?) Тайтл ничего не значит. Мальчику приятней носить такой тайтл - всегда пожалуйста

0

Да у 95 процентов стартапов кроме этих тайтлов ничего нет.

0

Не забудь команде долги вернуть.

31

Кстати да, не понял про долги, что там с ними?

5

Большей части вернули, я бы сказал процентов 80, с некоторыми еще расплачиваемся. Большинство покинуло команду достаточно быстро после того как з/п пропали. Ну и многие работы были остановлены — если кто что и делал, то будучи готовым к задержкам.

0

То есть ты еще не рассчитался со своей старой командой, которые тащили на себе всю тяжесть первоначальных работ, на целых 20%?! 

Стартап вышел в плюс, но все равно до конца не рассчитался?
И при этом находишь смелость на виси давать советы? Там выше в ленте новость про такого советчика, закрыли сегодня

21

Так, мне кажется, я имею дело с каким-то очень серьёзным предпринимателем, который построил очень серьёзную компанию, и ещё и живет в супервселенной с бинарными статусами:
* нет прибыли = значит ее нет совсем
* есть прибыль = значит ее безгранично много, можно заплатить всем и еще накормить всех голодных на планете

В вашей вселенной тогда, выходит, очень счастливые люди. Странно, что вы злобный такой 😢

4

Знатно ты на лохах проехался, они небось ещё и доли даже на 50% не набрали 
Красиво, вот в соседней теме твои коллеги кредиты оформляют на девушек  ред.

13

Попытка извратить мою мысль как выгоднее автору не прошла. 

Я отталкиваюсь от ваших же слов - долги еще не выплачены (на фоне комментов про сорта говядины вообще замечательно выглядит, ахаха). Долги не выплачены, времени прошло достаточно, но советы уже раздаются. Так позовите в тему тех, кому должны, пусть они свое мнение напишут про такую модель, послушаем. 

И да, я не великий предприниматель. На меня около года работает всего 3 человека. И стабильно получают зп. Когда денег на старте не хватало, платил из своих. Хотя можно было конечно рассказать что-то "про стартап", они был отлично кормили своих детей такими рассказами. Зато потом можно было бы обижаться, что они ушли, как же так, одно же дело делаем! 

Именно из-за таких горе-директоров как вы, афтар, к стартапам нередко херовое отношение. И обосновано. 

3

Так вроде прибыль - это после вычета себестоимости, в которую входит и зарплата.

Как-то странно получается, если образовалась задолженность по зп, но из доходов при подсчете прибыли она не вычитается.

1

 Большинство покинуло команду достаточно быстро после того как з/п пропали.

Ща, а вы ж знаете, что по нашим российско-кровавым законам это как минимум штраф, а как максимум (в теории) можно присесть, да?

0

Так и остались долгами, к сожалению, уже как год....

0

Спасибо, что напомнил 😉

2

Вы молодец в плане того, что не опустили руки. Теперь по делу

Команда стартапа — это всегда как семья.

Конечно, когда члены семьи решают покинуть вас, это воспринимается как предательство. Было очень сложно смириться с решением тех ребят, кто не выдержал осень 2020 года. 

Это какой-то дичайший треш, простите. Команда стартапа - это команда стартапа. Они нанятые сотрудники - не более. Они не дают клятву верности сюзерену, не обещают быть с вами в горе и радости, пока смерть не разлучит вас (с). У вас есть обязательство платить им деньги, у них есть обязательство махать кайлом. Все остальные фантазии на тему семьи, дружбы и магии правда существуют только у вас в голове, простите) Ну, типа, вы несколько месяцев не платите сотрудникам зарплаты (а у них, внезапно, свои семьи, только настоящие), какое еще решение они должны были принять? Весьма логично, что с вами осталась только ваша супруга, чувак, который вложил деньги в проект и чувак, у которого это вообще скорее всего первая работа и у которого в силу юного возраста еще просто нет ощутимых фискальных обязательств.

PS Ну и да, горесть от невозможности позавтракать с видом на Москва-реку и маячащие на горизонте перспективы похода в Пятерочку (о ужас!) прям возрождают в памяти картины заказчиков из студенческих времен, которые рассказывали, как вчера круто гоняли на рыбалку на свежекупленном внедорожнике и как денег заплатить мне вот прям щас нет, в двух последовательных предложениях, не видя в этом вообще никакого подвоха) ред.

29

Нет доли в бизнесе стартапа = просто нанятые сотрудники, которые работают за зарплату

Готовы они к задержкам и неприятностям - повезло
Не готовы - это нормально.

Каждый бизнесмен которому кажется что человек работающий за зарплату и не хотящий испытывать трудности в её задержке должен поменяться с наемным сотрудником местами - 

Например платить ему вперед на месяц-два-три, а работу он будет потом делать, или не будет пока, войдите в положение, потерпите немножко, что вы как жуки то, а?

7

Мы еще не доросли до стадии, когда сотрудники — просто нанятые сотрудники. В этом и прелесть первых лет стартапа и, в какой-то степени, недостаток. Так что это как слонов с котлетами сравнивать)

–8

В голове вы ещё не доросли, что взятые на себя обязательства нужно исполнять всегда и быстро, а не рассуждать о том, что сорта мраморной говядины у мираторге лучше, чем тушёнка в пятерочки 
Дайте контакты вашего инвестора, скину ему пару знакомых адвокатов, которые с ФРИИ работают, чтобы он у вас деньги вернул свои  ред.

15

Ооооок, а они для вас кто? Крепостные, совладельцы или кто-то еще?

1

То есть свалили все, кроме жены и сооснователя. Ну и ещё один человек, уже забыл. 

Тебе просто повезло, мужик, что хоть какие-то послабления начались, когда ты был у пропасти. Твоих заслуг тут нет. Ну и с женой, видимо, тоже. С другой стороны, у вас детей не было тогда, поэтому твори что хочешь.

Жрать ему нечего было, видите ли. 

11

Ой какой злой товарищ 🤪

1

Люблю такие драмы в комментариях. Я даже статью не дочитал, а впечатлений от ветки комментов на весь вечер. Всем привет в этом чате. 

8

согласен, от комментариев всегда так тепло на душе становится 😂

0

Ой, какой несерьезный подросток.

1
Подземный бокал

Ну он же придумал туры по России делать. Это как-то мало было связано с первой деятельностью компании. Вот и его заслуга. Говорит, что долги раздает. Значит в процессе исполнения обязательств. Че бубнить-то?

1

Статью прочитал с интересом. Впечатления двоякие.

С одной стороны, автор молодец - хорошая ниша, хороший план (до пандемии), все как по учебнику. Если бы не ковид, был бы успешный успех. Также достойно что не стал скрывать помощь от родственников, инвестора и квартиру в Гааге - т.е. не пытается представить себя "нищебродом доедающим последнюю котлету" как некоторые делают.

С другой стороны - ханжеские комментарии ("вид из окна фу" - живя в элитом районе Москвы, Мираторг который лучше Пятерочки (тут я просто выпал в осадок), и конечно же комментарий про долги команде от товарища выше - автор на него не ответил, хотя на другие ответил - почему? Как в итоге сокращение провели - со всеми ли рассчитались? А если нет - какие методы и компромиссы использовали и как это было воспринято командой?

Ну и чисто с точки зрения бизнеса - переориентация на внутренний туризм напрашивалась - отвечая на вопрос автора, это первое что я бы сделал в такой ситуации. Тут же - откладывали до последнего в итоге растеряли команду и стали по сути "семейным подрядом". Но то что сохранили бизнес в итоге, не сдались после таких глобальных форс-мажоров - конечно, уважения достойно независимо от нюансов.

8

Автор, к сожалению, не располагал временем, чтобы молниеносно и искрометно отвечать на все комментарии, но когда могу — пишу ответы, про команду и долги тоже ответил, читайте выше.

По поводу "Пятерочек" — не поймите неправильно, "Пятерочки" классные, особенно новые! Боже, новые — это вообще уголок Голландии в России. Не проверял информацию, но кто-то рассказывал, что они делали свой новый концепт в сотрудничестве с крупнейшим нидерландским брендом супермаркетов Albert Heijn. Конечно, может это и дезинформация, но новые "Пятерочки" выглядят обалденно, прямо как новые супермаркеты в Голландии.

Впрочем, в той "Пятерочке" на Василисы Кожиной точно все не так. Даю гарантию — вам тоже бы там очень не понравилось, и вы также бы ходили в соседний "Мираторг" к приятным и дружелюбным сотрудникам)

По поводу внутреннего туризма — предположение хорошее, только видите какая особенность — в марте, апреле и мае 2020 года оно было не так очевидным. Весь мир ждал открытия границ к сентябрю, и только самые брюзжащие аналитики пророчили, что продлится пандемия эдак до весны 2021.

Когда мы медленно все начали осознавать, что и весной 2021-го вряд ли все встанет на круги своя, ваше предположение оказалось более подходящим, но вот ведь блин — проблема номер два — наша аудитория не хочет путешествовать по России! Вообще, оказывается, практически никто не хочет путешествовать по России из платежеспособной аудитории. Ладно в Сочи там на пляже позагорать, по горам поездить, или бабушку навестить в Тульскую область. Но зачем в таком этапе Локали?

Я бы даже сказал — нам до сих пор приходится по большей части заниматься проповедничеством внутреннего туризма и убеждать народ ехать с нами. Даже сейчас еще ощутимое количество людей готовы только к бабушке и на море. И даже про (казалось бы) очевидные прелести Калининградской области нам нужно трубить очень долго, прежде чем соберется аудитория.

1

Вообще, оказывается, практически никто не хочет путешествовать по России из платежеспособной аудитории.

Рынок изучать, это явно не ваша сильная сторона. Подписан на несколько каналов, там туры на Камчатку по 400.000 на человека забронированы на год вперёд.
Туризм по Алтаю вырос в 3 раза, и он явно не из дешёвых.
Так называемые локали по Кавказу с чеком от 3-5к без еды и проживания до 20-40к за фулл., за 2-3 дня, очередь на пару месяцев.
Попасть в нормальный тур в Карелию это ещё тот квест, или за оверпрайс.
Может у отдельной когорты платежеспособных есть нежелание, так то их проблемы, а не рынка. ред.

4

Вы описываете туры с реальной исполняемостью 5-15 человек. Местный какой-то предприниматель занимается. Конечно у него забито все до ноября. Но это история успеха мелкого местного бизнеса, не более. Сколько таких? 20-30 на Кавказе, 20-30 на Алтае, и 10-15 на Камчатке. Да, у них все забито. Они и заняли рынок. Потому что больше спроса нет. Все, кто хотел, к ним и идут.
А этот стартап про поездки большого количества людей. Поэтому с его точки зрения, если внутри России нет спроса от 1000 долларовых миллионеров в сезон (состоятельные люди это от миллиона баксов), то и спроса значит нет.
Если каждый месяц нет десяти тысяч заявок в каждом крупном или курортном городе от обычных путешественников с чеком 3-5 тысяч за экскурсию, то и спроса значит нет.
Это просто разные ниши.

1

И большая часть когорты платежеспособных действительно не хочет путешествовать по России. И это не их проблема. Это их желание. И его отсутствие , если говорить про внутренний туризм.
И проблема тут точно не у них, а у рынка как раз. Потому что из-за отсутствия такого желания рынок теряет работе места,выручку и отрасль в конкретных городах около нуля вертится.

–1

Уф, жесть, конечно. 

Как наступила эпоха короны, мы лишись всех доходов с нашего предприятия, денюжек было буквально на 2 месяца (это было начало лета 2020)... Пришлось собрать манатки и переехать к родителям назад)))))) Но это было полностью трезвое решение, в итоге за лето-осень продемонстрировали рост больше, чем было до короны.

В октябре-ноябре буквально чуть не закрылись, начали уходить в минус по кредиткам))) На производстве провели целую неделю (по факту мы там эту неделю жили)

В ноябре ми остановились на 1 неделю. Полностью все перестало работать.

Мы обдумали, где совершили тупняки, и че делать. Либо валить назад, либо идти дальше в бой. (Обычно в таких ситуациях мы просто идем дальше бой, речи про отступление никогда не заходило. Но в этот раз мы действительно задумались)

Нашли ошибки, взяли еще кредитов, исправили ошибки, запустилися.

Начиная с декабря каждый месяц показываем стабильный рост.

Лично для нас было правильное решение для переезда. Мы получили сейчас тот результат, на который никак не могли выйти до короны.

Вот так кратко и без деталей)) 

Думаю таких историй за 2020-2021 пруд пруди)

8

Вот это да, молодцы! А что за предприятие, производство? Интересно стало!

2

Вся история похожа на "хождение по тонкому льду", неизвестно, где и когда можно провалится. Вам повезло с командой, так еще это и по сути семейный бизнес, что накладывает свои сложности. Что касается проекта, желаю вам успеха. Главное помните, что везет победителям.  ред.

6

Ну, в принципе, любая попытка работать в стартапе или запустить свой собственный проект — это хождение по тонкому льду 😉 Хотя, знаете, можно и дальше пойти — вся жизнь, и даже работа в корпорации на кого-то — это тоже тонкий лед. Особенно в России с нашей увлекательной жизнью.

Я стараюсь не думать об этом, и концентрироваться больше на хорошем. Вместо рисков и страхов — надежды. Ну а вообще, жизнь — это высококлассная симуляция, такая вот интересная игра. С таким подходом вообще ничего не страшно 😂

Спасибо за ваши пожелания и поддержку!

5

 С таким подходом вообще ничего не страшно 😂

Вообще, есть примета - чем больше веселых / истеричных смайликов ставит комментатор, тем меньше вероятность, что у него с психикой все в порядке.

2

 Особенно в России с нашей увлекательной жизнью.

1

Самое забавное, что это говорит человек, который во всю использовал европейские программы для стартапов и получил инвестиции только из-за этого. 
Какой же мерзкий топикстартер

–1

А в России они есть?

0

Конечно

0
Подземный бокал

Да, есть, только они обдерут до нитки и братву натравят. Чел пишет, что через год-полтора расплачиваться начал, а инвесторы уже видели смерть проекта. Тут бы его уже по судам загоняли и в лес на локали экскурсии возили

0

Статья - одна из вариаций классических историй "выжившего" стартапа. Вернее "всё ещё выжившего". Мне не совсем понятно одно - вы прошли "огонь, воду и медные трубы", из-за пандемии спустились ниже некуда, но сумели найти рабочие гипотезы и вновь начать поднимать стартап с колен. Вроде получили кучу опыта, оборот растет, так зачем вам нужно было идти еще в один акселератор? Это же обычно не бесплатно. Я понимаю, когда туда идет человек без знаний и опыта. Но вы же уже прошли многое. Зачем вам опять все эти "менторы, лекции, нетворкинг, воркшопы", весь этот детский сад как для маленьких?

Еще статья слегка перенасыщена модными терминами и англицизмами, которые, к сожалению, у меня вызывают только вспышки острой ненависти при прочтении) Тем не менее, желаю вам удачи в развитии компании. Работайте не ради того, чтобы оставаться в "модной тусовке" стартаперов-хипстеров, не ради раундов инвестиций, а ради прибыли компании и построения сплоченной команды, тем более, что вы уже один раз с этим справились. 

7

Мне как раз понятно, почему автор не рванул в "дешёвые" страны в пандемию. Те, кто там пожил, поймёт тоже: а) не дай Бог там заболеть (а такой риск остаётся и по сей день) б) если там не заплатить зарплату, никакие разговоры про отсрочку тут не помогут, люди пойдут бить стекла и ломать ноги. Плюс ещё риск сесть в местную тюрьму. Да и сказ про дешёвую рабочую силу применим только в сферах ручного труда или работы на конвейере, но никак не IT. Если на каких-нибудь Филиппинах найти человека с хорошим английским и скиллами в этой сфере выйдет минимально баксов в 800, то в чем смысл, когда всё то же самое есть и в России, но лучшего качества. Так что выезд в Россию в данном случае был действительно единственным разумным решением.
Непонятно, почему в качестве показателя фигурируют продажи, а не финансовый результат.
Не очень понятно, почему 4 тысячи в локдаун по отношению к 11,5 до него стали критичными для бизнеса. Для трэвел и сервис индустрий свойственны циклы и сезонность. Или бизнес-модель была просчитана только на рост?
Следом вопрос, почему в докризисный период продаж было 11.5 при вложениях 175. Здесь уже вопрос о целесообразности происходящего в принципе.
Но больше всего меня, как финансиста, удивило это: "Здоровая ситуация — когда в компании на банковском счету средств на 12 месяцев беспрерывной работы". Это бесконечно устаревший подход. Деньги на расчётном счёте, да и на депозите, дешевеют ежедневно с учётом инфляции+всегда риск, что что-то случится с банком. Единственная возможность их сохранить - пускать в оборот. Для этого и существует cashflow. Здоровая ситуация - это когда при чистом профите 10 млн в месяц у Вас ежедневно на р/с в районе 5-8 млн. 
Вообще, конечно, видно, что автор - это человек-стартап-романтик: бороться и искать, найти и перепрятать. С восхищением смотрю на таких, но в бизнесе стараюсь держаться подальше))) есть предположение, что при наступлении стабильности он снова уйдёт в новую идею с высокими рисками. Что, наверное, и хорошо: такие люди дают нам новые направления. Удачи.

7

 Команда стартапа — это всегда как семья.

Чушь. Это тусовка, а не семья. Семья - другое.

4

Это не стартап. Стартап - другое.

0

Все хорошо, но еще один стартап запустился про локальных экспертов, там сметаной чтоли намазано? :) Вы делали перед запуском аналитику рынка? В локальном туризме довольно немного денег и они сильно раскиданы по агентствам и т.п., хотя попыток создать "локальные впечатления" были уже десятки. Даже Airbnb в итоге не уверен что сильно хорошо продает "впечатления", а туда все идут и идут новые игроки. Да в России нет ни одной компании уровня Skyeng в локальном туризме. Трипстер, Спутник8 — это все небольшие компании, а сколько закрылось уже — не пересчитать. Конкуренцию локальным впечатлениям разве что "планировщики путешествий" могут составить — там тоже с завидной регулярностью появляется новый game changer, а потом пропадает в небытие.

4

Ну давайте смотреть, как у нас все будет развиваться, станем мы game changer или нет)

0

Когда мой стартап начал стагнировать. Я решил вернуться в найм что бы помочь деньгами, на которые можно нанять селлзов и увеличить портфель клиентов ( или держать на приемлемом уровне). Да, ни я и партнёр сами продавать не хотели/не умели. Прошло пару лет. В итоге, я в найме. Партнёр в найме. Стартап - в архивах регистраторов юр лиц. Се ля ви)

3

Сочувствую 😢 Или наоборот можно поздравить) Вообще это безумно сложный вопрос, что лучше — делать свою компанию, или работать в найме. Я до Локали стоял перед этим выбором, и сколько же у меня было бессонных ночей!

Но, думаю, если в предпринимательство тянет, то попробовать точно стоит, т.к. с таким опытом и уровнем стресса работа в найме должна показаться пустяком :) У вас так?

3

Я уверен что пробовать стоит, если появилось такое желание. Попробовав, я сам себе ответил на много вопросов и в очередной раз убедился, что все не такое каким кажется)

3

А о чём стартап был?

2

Про интернет маркетинг и аналитику

1
Жуткий кофе

Хороший вопрос!

0
Жуткий кофе

Прикольная история, как расфуфыренные полугеи-стартапщики были все такие успешные-приуспешные... А потом обосрались на чужбине по-крупному, вспомнили о Родине и её безграничных ресурсах...
Что, это уже не "рашка"?

–1

Молодцы ребята, хочется сказать трудности закаляют, но понимаешь, если в каком-то направлении не хватит компетенций: нужна удача и выдержка. Успехов вам !!!

3

Большое спасибо за вашу поддержку, Юрий!

3

Отличный кейс! Спасибо за бесплатный для меня опыт :)

3

Бесплатный но бесполезный опыт!

0

Рад стараться!

2

 Спасибо за статью.

3

Рад стараться!

2

Ник, ты молодец,  что не сдаёшься и пробуешь новые форматы. 

3

Руслан, спасибо! Очень рад получить от тебя слова поддержки!

2

Записался бы к вам на урок на тему как найти бизнес-ангелов и получить инвестиции через твиттер :)) Они там сами так в профиле подписываются?

3

Андрей, эта тема не достойна урока, будет достаточно одного комментария)
Моя история простая — я неделю вел аккаунт @abroadunderhood в Твиттере про свой переезд и жизнь в Нидерландах. Там много людей читают, комментируют. Рассказал про тогда еще свой проект-хобби заодно. Это заинтересовало нашего инвестора, которого лично я не знал. Он зарегистрировался на сайте, попробовал несколько раз попутешествовать с Локали, раз на пятый забронировал прогулку со мной по Роттердаму и Гааге. В конце прогулки рассказал о том, что заинтересован вложить деньги. Начали подробно обсуждать — и вуаля)

Вообще Твиттер — это, возможно, самая качественная и полезная соцсеть, которая позволяет вам выйти на нужную аудиторию. Достаточно просто отвечать в попад нужному человеку или вот залайкает вас кто-то, и все — Твиттер сразу покажет это действие многим их друзьям.

Пример еще один: рассказал у себя в Твиттере об интересной статье про когортный анализ на сайте Speedinvest, упомянул фонд в посте. Фонд залайкал мой твит, а это увидели ведущие твиттера EUStartups — такой vc.ru уровня Евросоюза. Посмотрели мой твиттер и зафолловили меня, теперь следят вот за мной, страшно)

2

Хорошо, что все хорошо) я вот не понимаю одно - почему Твиттер стал так популярен в западной культуре, что его так активно используют? В восточной культуре его нет. В чем причина?
Я вижу, что если хочешь общаться с западной аудиторией, то Твиттер это первое, что нужно вести. Это так?)

0

Понял, что вы получили 176к долларов инвестиций. Вы их потратили на разработку своего продукта, перелёты, проживание, зарплату себе, своей жене, сотрудникам. Сейчас на грани закрытия. А обязательства по возврату 176к какие-то есть?

0

Ну вообще-то инвестируя в стартап, в случае его успеха вы получаете долю в бизнесе. Деньги распланированы и расходуются на текущую деятельность до следующего раунда инвестиций (а если стартап растет значит и прибыль выводить нет смысла - надо реинвестировать и привлекать дальше) А если вы хотите гарантию возврата вложенных средств - тогда вам следует рассматривать не инвестиции, а вклад в банке. До определенной суммы (тысяч так 15 евро в России) у вкладов даже есть страховка. Но с большей суммой - уже риск, а не в России за размещение средств вам возможно придется даже платить - это никак не назвать инвестициями.

3

Спасибо кэп. Я немного про другое. 176 освоили, но тут скорее не на продукт а на проживание жизни. Нанял жену, полетал туда-сюда, жильё снял там-сям. Ладно хоть не пентхаус в Нью Йорке с видом на централ-парк. Я так понимаю тратить надо не настолько бездарно. Неужели нет никакой отчетности перед инвесторами? Интересно расходы этих инвесторов как были классифицированы? Там расходы вместо работы над продуктом были потрачены на не пойми что. Он бы ещё всю семью принял на работу, и снял бы на год-другой бунгало в Бали. Типа работают. Неужели никак это инвесторы не регламентируют?

4

Да, чувак, так оно и работает — берешь деньги у инвесторов, нанимаешь всю семью, и ничего не делаешь) Кстати, сайт проверял по ссылочке? Вероятно, там тоже ничего не работает и за хостинг "неуплочено", все деньги слили на путешествия))

1

Ну так потому у Вас и не получилось, так как наняли не профи а жену и друзей. Сайт по ссылочке? Слушайте, сейчас сайты пилятся на раз-два, полно студентов за копейки выполняющие, главное техзалание и обьяснить что нужно. Я не то что хотел подколоть, хотя тональность такая была у меня в вопросе, но очевидно что у вас вообще очень мало шансов было на успех. Вы вместо фокуса на продукте, идее, ее разработке и монетизации просто тупо потратили на себя и семью. Надо рукава засучить, запереться в офисе и работать, а не как вы перелёты да «попиваемы смузи». Успешные стартапы в таком режиме как у вас не создаются. Вам лидер нужен был, который леща бы дал за необдуманные траты и всякую детскую фигню. Вы ресурсы не на продукт потратили, а на себя. Конечно у вас как следствие не получилось. Назовите мой комментарий и меня токсичным или как у вас это называется-я же вижу у вас детский какой-то наивный подход к работе. В Голландию они полетели работать. Жена -директор. Блин, ну серьезно)

7

А, у нас не получилось?)

2

ну расходы на директора в бюджете-то есть. можно брать и не жену, просто левого чела. Вопрос кто пойдет в стартап на должность директора и с какими своими целями - не поднимать же чужой стартап не будучи соучредителем? Будет-ли он достаточно профессионален чтобы выполнять задачи? Будет-ли он реально экономить бюджет, либо не будучи соинвестором сожжет все максимально быстро? И сколько ему придется при этом платить? Вы понимаете что это уже 200-300к руб в месяц минимум будет только на этого сотрудника? И будет-ли он достаточно лояльным чтобы при первом проседании выручки сидеть без компенсации месяца 4 не поотрубав все процессы завязанные на себе? Где бы найти источник людей-то таких золотых.

1

Ого как вас долбануло. Со стороны казалось, что самое дно было летом, а осенью вы уже как-то начали выплывать обратно...

1

Нет, летом были еще денежки, и мы не так устали плыть против течения. Наверное, самая труба была в ноябре-декабре. Особенно в безнадежном московском декабре, когда мы жили бесплатно на квартире у нашего инвестора вот с таким жизнеутверждающим видом за окном 🤪 Это нас так поддерживали полтора месяца — за что огромное спасибо, поскольку средств на съем какой-либо квартиры тогда не было 🤦🏻‍♂️

1

Ха, я снимал 3 года квартиру в этом доме на фото - не такое уж плохое место этот ваш парк победы, сейчас приходится ездить гораздо дальше.

7

Не самое плохое, согласен) Там еще два магазина — Мираторг и Пятерочка) Заходишь в Мираторг — оказываешься в России здорового человека) Заходишь в Пятерочку — в России курильщика) Не знаю почему, но это запомнилось больше всего))

–2

Вот из-за этого подхода все ваши стартапы и еле живые. Пятёрочка отличное место, что бы бюджетно закупиться простой едой. Но нет, надо врубать понты. Вот примерно такой же подход просматривается и со всеми вашими стартапами. Ищите нишу попрестижнее, забываете про массовый сектор, где все бабки, по итогу более прагматичные люди купаются в лавэ, а вы сидите переживаете кризис за кризисом. 

27

В массовом сегменте нужен огромный капитал + желательно админ ресурс, связи (в России особенно), тогда как в нише «попрестижнее» можно счастье и со скромным бюджетом попытать.

3

Мы вроде как на VC, тут вроде обсуждаются IT стартапы. Что бы сделать хороший продающий и проносящий прибыль ресурс (сайт/приложение) надо всего лишь быть хорошим фулл-стеком на уровне мидла и немного думать головой. Денег нужно практически ноль. Если у тебя помимо всего прочего есть хорошая идея которой нет на рынке - то это огромный бонус и отсутствие конкуренции. Понятно, что что бы построить мясной цех нужно не обязательно материальный, но хотя бы временно-трудовой ресурс. Опять таки жизненный опыт решает, но всё это успешно преодолевается большинством желающих. Капитал и админ ресурс нужен уже на больших оборотах, но на этом уровне всё это нужно в абсолютно любой стране для ведения крупного бизнеса. Мы же говорим о стартапах и малом бизнесе, продающие ресурсы и гаражные производства успешно запускаются массово и повсеместно. О крупном бизнесе речи даже близко не шло, там другие правила игры и о них речи не было. 

0

Это it еще больше касается, чем массовее сегмент, тем дороже привлечение клиента и тем ниже средний чек от него, иногда клиент может стоит десять чеков.
Массовый клиент не хочет платить, зато хочет дорогие сервера загружать и еще требовать что-то и жаловаться.
Все массовое в it уже заняли яндекс, мыло и сбер с прочими тиньковыми.
Если у вас маленький капитал, то должны быть либо маленькие амбиции, либо специфичнее тема, это азы любого бизнеса. ред.

3

Мне кажется вы недооценивайте рынок и смотрите с точки зрения айтишника. Небольшие интернет магазинчики составляют основу рынка в 9 сферах из 10 и купаются в прибыли. Превратить маленький магазинчик в большой и масштабировать уже другое дело, не спорю, но просто ваша ремарка про амбиции немного оторвана от реальности, рынок насыщен потребителем до нельзя. Есть 5 перенасыщенных ниш и 500 где даже близко нет насыщения. Я так понял вы крутитесь именно в этих 5 самых популярных перенасыщенных нишах, отсюда у вас туннельное зрение на проблему.

0

Маленькие интернет-магазины купаются в прибыли????
Сразу бы писали, что вы из диванных, чего буквы тратить?

4

Мы с вами по всей видимости из очень разных сфер. 

0

Чем вы занимаетесь? 

0

Вопрос не чем, а где. Долго не мог понять, почему у нас с вами такое полярное мнение, хотя вроде говорим об одном и том же, а потом зашёл к вам в профиль и увидел, что ваш бизнес в Ростове-На-Дону. Тогда, конечно же, всё вышесказанное мной не имеет смысла применимо к вашей ситуации. Речь о Москве и о микроретейле в Москве. Тут огромный cashflow, на который сел и краник прикрутил по любому направлению. В Ростове вы лучше меня знаете как дела обстоят.

–2

У меня на Ростов-на-Дону приходится менее 10% продаж, Москва стабильно дает 20-25%, остальное приходится на всю остальную страну.
Покажите свой интернет-магазин, который купается в прибыли. Полагаю, вы обычный диванный болтун, который оборот путает с прибылью. 

2

У тебя все заказывать надо через почту, я вообще удивлён, что твой магазин ещё выжил. Это полумёртвый формат изначально. Должна быть точка продаж с моментальной выдачей (понятно, что со складом), иначе это всё никому не нужно, даже если ждать под заказ всего два-три дня. Либо ты продаёшь сейчас, либо купят у другого. Причём для этого даже не нужен свой склад, во многих сферах достаточно просто выступать в роли ритейлера, это отработанная годами схема. С твоей схемой работы я не удивлён, что ты всё время жалуешься на жизнь и тяжкость выживания бизнеса. Отправка по почте это вообще очень сложно и то, чем не будет заниматься 99% клиентов (поэтому они и уходят к твоим конкурентам). Делай живые склады, достаточно одного склада в любой промзоне Москвы, что бы нормально жить. Всё остальное боль, ерунда и выживание. 

0

С чего ты решил, что у меня почта основной канал доставки? Она на третьем месте уже. Основные это пункты самовывоза и постаматы.
Покажешь свой магазин? Или обычный болтун?
Ты хоть знаешь какой капитал требуется на склады в промзоне и чтобы забить его товаром по конкурентоспособной цене?
Ты уверен, что это ниша маленького интернет-магазин?
Где ты забил голову этим мусором? Не ходи больше по тем помойкам, читай классическую бизнес литературу лучше, если хочешь с найма свалить. 

0

А ты смешной деревенский барыжка, ещё и с самомнением. Бизнес литература обычно пишется васянами вроде тебя, для таких же васянов, которые не могут построить нормальную бизнес модель и годами плачут на ВЦ, какие кругом все плохие и какие налоги высокие. Смешно смотреть на таких как ты. Я в этой индустрии уже 20 лет как, и московский микро-ретейл знаю как свои пять пальцев. Склад в Москве стоит копейки если у тебя есть мозги и ты умеешь немного писать и читать, и не бросаешься на первое попавшееся предложение, которые все обычно проплачены и выше реального рынка раз в 10 (прикинь на авито можно продвигать объявление за деньги, как и на всех подобных ресурсах, на что и ведутся деревенщины вроде тебя, на кого и рассчитано, аналогично с офисами, реальная цена офиса в центре Москвы - копейки). Товар по конкурентно-способной цене на складе по твоим словам у тебя уже есть, так что тут уже в твоих словах что-то не сходится, это уже твои проблемы, что ты там городишь. 

0

Покажи свой бизнес, болтун. 100500 букв уже потратил, а по сути ноль.

0

«Небольшие интернет-магазинчики купаются в прибыли» 😂😂😂😂
Тут просто больше ничего комментироватт даже не нужно)

2

Если продавать какие-нибудь там развивающие игры для детей от 7 до 9 лет, или прочую ерунду, чем половина ВЦ и занимается, то конечно там прибыли ноль и клиентов два человека раз в три недели. Есть тонна сфер где масса покупателей и рынок даже на половину не насыщен. Я думаю писать тут что-то бесполезно. Знаешь - знаешь. Нет - нет. Если ты не знаешь на чём в 2021 в Москве делать деньги, то я даже ничего советовать не буду - бесполезно изначально. 

–2

Ты обычный болтун, перестань щеки надувать, лопнешь же.

1

Деревенский барыга из глубинки с еле продающей бизнес-моделью учит Москвичей как на самом деле дела обстоят в Москве, это забавно на самом деле. 

–2

Ну у тебя то и такого бизнеса нет, не завидуй. 

0

Завидовать твоему деревенскому сарайчику с запчастями, который еле в плюс выходит? А ты смешной. К твоему сведенью есть масса способов зарабатывать в разы проще и в разы больше. Особенно смешно как ты взял за основу торговлю по пересылке, и тебе нужно сначала удалённо оплатить по банковскому квитку, даже не по киви какому-нибудь, запчасти, а потом ты их уже высылаешь. Это самая ущербная бизнес модель, которую я вообще видел на ВЦ вообще. Рядом с тобой 10 точек где запчасти здесь и сейчас, понятно, что никто покупать у тебя не будет никогда практически. Так что можешь бесконечно плакаться на ВЦ о высоких налогах и том, как трудно вести в России бизнес, но проблема исключительно в тебе. Тебе вообще, тут сто раз объясняли, что твои познания в экономике ущербны и смешны, и твои высказывания с твоим самомнением это просто клоунада. Особенно радует, как ты задвигаешь про Москву и здешние цены на аренду хотя в глаза их не видел а потом заднюю даёшь, когда тебя по фактам размазывают. В общем считаю нет смысла тратить буквы на человека с таким низким интеллектуальным развитием и таким высоким самомнением, тебе уже сто раз указали на то, кто ты есть, достаточно зайти в твой самый популярный пост и почитать комментарии, где тебе сотни людей высказали примерно всё тоже самое, что и я. 

–1

Это очень смешно))
Без иронии, ржал в голосину с каждой строчки этого придуманного бреда)

1

Дай ссылку на свой бизнес, а там и посмеёмся. А то непонятно, кто у нас тут такой голосистый. Ты ещё один провинциал из глухой деревни, как второй комментатор, который пишет из головы как в Москве бизнес строить, или кто вообще? Хотя, вообще, по смайликам, которые ты оставляешь уже примерно понятно твоё социальное положение и уровень развития. 

–1

Причем тут мой бизнес, разве речь не шла о том что в москве маленькие ИМ поголовно рубят капусту с дикой маржой?)
Ну допустим мой выбивается из этого стройного ритма и если я дам ссылку то ты найдешь ряд недочетов, что дальше то?)

Показывай эти кучи суперприбыльных ИМ который прям вот встали на поток и хреначат-хреначат, или станет всем очевидно что просто помелом поводил

А уж делать умозаключения насчет меня на основании смайликов это просто клиника))))))))))

0

Давай ссылку, там и поговорим. А насчёт смайликов - все верно, давно замечено, что только персонажи вроде тебя так используют смайлики. 

0

Ссылку на что? О чем речь вообще, о моем конкретном ИМ или все таки об огромном количестве купающихся в прибылях?

Не делай себя настолько же смешным, насколько глупым и никчемным, пытаясь в анализ смйликов)
Персонаж 🤡

0

Так ты ссылку на свой бизнес предоставишь, или мы и дальше будем перебрасываться "остроумными" комментариями?

0

В третий раз - зачем тебе мой бизнес? Я тебе сразу скажу, в прибыли не купаюсь, в отличии от твоего мнимого огромного количества ИМ в Москве.
То что ты найдешь какие-то неидеальности, не зная внутренности и статы, скажешь что вот из-за них то я до сих пор не на порше катаюсь, что это поменяет?

Ты говорил о том что в москве маленькие ИМ купаются в прибылях - ну и где они? Показывай

0

Ну то есть, ты уже в третий раз отказываешься предоставить ссылку на свой бизнес, что бы мы могли хотя бы понять о чём речь и оценить бизнес модель? Я просто абсолютно уверен, что раз так там какая-нибудь ущербная клоунада, а ля доставка цветочных горшков в южном бутово с восьми утра среды до полудня четверга голубиной почтой, или что-то в этом роде. Или предоставь ссылку или тут не о чем говорить. Я ни разу не видел, что бы грамотно построенный микро-ретейл в Москве испытывал хотя бы минимальные финансовые трудности. 

0

Окей, ладно, говно у меня, а не бизнес, теперь показывай купающихся в прибылях

0

Хороший сайт с хорошей идеей сделать разработчику реально не проблема. 
А вот раскрутить этот сайт, сделать его популярным - это уже другая история. И совсем недешевая

3

Поэтому много идей и не только в ИТ умирают сразу после рождения.

0

Другая но вовсе не дорогая, если ты грамотно все делаешь - топ 10, а если редкая ниша, то топ 3 яндекса/гугла вполне посильная задача. Кроме того, SEO-шники берут тонну бабок за примитивную работу, которую любому относительно неглупому человеку элементарно сделать самому, особенно если речь идёт о сайте с хорошей идеей. 

0

Понял. Теперь только в Пятерочку!

0