Внедрение «1С:УНФ»: бизнесмену пора менять мышление

Внедрение «1С:УНФ»: бизнесмену пора менять мышление

Скажите честно какую ассоциацию у Вас вызывает слово «1С»? Готов поспорить, что вначале это будет слово «бухгалтерия», а на втором месте будет слово «учёт». Угадал? На самом деле я не угадывал, а просто обобщил свой опыт общения с руководителями и владельцами малого бизнеса, коему уже более двадцати пяти лет.

Чего только не используют для управления бизнесом: блокноты и тетради, электронные таблицы, планировщики и календари. Более продвинутые знают про «Битрикс24» с его возможностями управления задачами, про «Мегаплан» и «ПланФикс». Но как только начинаешь говорить про «1С» в управлении бизнесом, то нередко можно услышать в ответ: «Так я не про бухгалтерию - с этим у нас все нормально». Именно такой стереотип выработался у малого бизнеса за тридцать лет существования фирмы «1С».

А между тем, существует замечательная универсальная программа от «1С», которая называется «1С: Управление нашей фирмой». Честно говоря, мне больше нравится ее прежнее название «1С: Управление небольшой фирмой» - название точно отражает суть программы. Но мы далее все равно будем ее называть коротко «1С: УНФ».

Вначале немного теории. Чтобы была понятна концепция работы с программой. Процесс управления , чем угодно, состоит из четырёх основных этапов: планирование, исполнение, контроль, анализ. Вначале мы фиксируем наши намерения, что и как мы будем делать, какие показатели при этом должны быть получены. Потом мы приступаем к исполнению задуманного. При этом, мы фиксируем все, что мы делаем, и какие показатели при этом получаются - именно это является одной из важнейшей задач бухгалтерского учета, а не сдача отчетности в налоговую. Потом мы начинаем систематизировать полученные результаты, оценивать их, и, в конце, сравнивать с запланированными и думать над тем почему получен именно такой результат и что нужно изменить в нашем плане. Далее весь процесс начинается сначала.

Четко выделить и осознать в каждодневной рутине эти этапы можно тем легче, чем короче само действие, чем быстрее происходит переход от одного этапа к другому. Но если контролируемых процессов много, они занимают длительное время, идут параллельно или наслаиваются друг на друга, то удержать все в голове становится просто невозможно, систематизировать записи в блокнотах становится очень сложно, а количество электронных таблиц и связей между ними начинает зашкаливать. И здесь, как раз, на помощь приходят программы управления бизнесом. В том числе и та, о которой пойдет речь далее.

Любой бизнес начинается с его клиентов, с их потребностей. Не будет клиентов с их нуждами - не будет бизнеса. Столетиями в бизнесе выстраивались приемы работы с клиентами, их поиском, привлечением их внимания, выстраиванием взаимовыгодных условий сделки. Постепенно этот процесс взаимодействия с клиентами формализовался и превратился в систему - управление взаимоотношениями с клиентами. CRM - это, в первую очередь, методология, а не компьютерная программа, как думают многие.

В «1С: УНФ» существует много инструментов, помогающих в работе по привлечению клиентов и взаимодействию с ними. Они не столь разнообразны и автоматизированы, как в «Битрикс24» или «amoCRM». Но основные потребности малого бизнеса они закрывают - фиксация лидов и дневник работы с ними, телефония, работа с электронной почтой, постановка задач и контроль за рабочим временем, построение воронки продаж. «1С: УНФ» умеет работать с социальной сетью «ВКонтакте» и с «Телеграм». К сожалению, «1С: УНФ» не работает с продуктами FaceBook из-за чрезвычайной закрытости последнего.

В продажах очень часто спорят с какого момента считать, что лид перешел в стадию сделки. Мое личное мнение таково, что сделка наступает с момента, когда точно известна и зафиксирована потребность клиента в виде его предварительного заказа и условия исполнения этого заказа зафиксированы в договоре с ним. До этого момента клиент является потенциальным - лидом. В «1С: УНФ» имеются все стандартные механизмы работы со сделками: учёт заказов покупателей, учёт договоров и условий по ним, учёт отгрузки и оплаты, график оплат при соответствующем договоре, выставление счетов. Одновременно с этим фиксируются все события, связанные со сделкой: звонки, встречи, переписка, коммерческие предложения и согласования. Также имеются инструменты планирования продаж и последующего их анализа.

В разделе управления финансами помимо стандартных функций их учета есть и инструменты их планирования и анализа: составление и анализ исполнения бюджетов, платежный календарь, планирование доходов и расходов.

Управление производством считается одной из самых сложных функций в бизнесе. Здесь необходимо одновременно следить за наличием необходимых материалов, за своевременностью исполнения этапов производства и качеством изготовления, планировать распределение работ среди исполнителей и строить рабочие графики, вести учёт загруженности ресурсов, формировать калькуляции и технологические карты. И с этими задачами также справляется «1С: УНФ».

Помимо основных инструментов планирования и учета «1С: УНФ» содержит массу вспомогательных бизнес-инструментов: систему внутренних чатов между сотрудниками, почтовый клиент с возможностью завести почтовый ящик каждому сотруднику, систему личных и групповых календарей, возможность ставить задачи и отслеживать их исполнение и затраченное на них время.

Все эти функции реализованы в одной программе. Такой подход позволяет решать массу управленческих задач в едином месте, не переключаясь между разными программами и не тратя массу времени на поиск необходимой информации. В результате мы имеем универсальный инструмент коллективной работы по управлению бизнесом. «1С: УНФ» выпускается и в однопользовательском варианте, но, честное слово, я не понимаю для кого она нужна. Ведь если одному вести вести все разделы, то это будет отнимать уйму времени. А если пользоваться только некоторыми, то эффект от применения такой программы будет стремиться к нулю.

Разумеется «1С: УНФ» не идеальна. В ней есть и недостатки. Я бы отметил среди них отсутствие динамических спецификаций для сложного позаказного производства, отсутствие сложноподчиненных задач и диаграмм Ганта, работа только с сервисами Google, небольшое количество механизмов автоматизации процессов, не очень гибкую систему разделение доступа к отдельным элементам управления, отсутствие контроля за бюджетами людов, отсутствие хорошей документации с описанием концепции работы в программе для лучшего понимания сценариев работы в ней.

Насколько сложно внедрять «1С: УНФ»? Зависит от готовности самого бизнеса. Если в нем продуманы и зафиксированы все процессы, если есть точное понимание организации работы и четко очерчены все цели бизнеса, то особых проблем при внедрении нет. В этом случае оно занимает от одного месяца до полугода. Длительность зависит от количества и сложности процессов и уровня квалификации сотрудников. При этом, вопреки расхожему мнению, довольно редко приходится что-то «допиливать» в программе. Чтобы понять насколько хорошо «1С: УНФ» подходит для вашего бизнеса стоит обратиться к грамотному консультанту. Но никак не к программисту. Ещё я бы осторожно относился к продавцам программ от «1С». Прошу их не обижаться на мои слова, но негативный опыт, когда клиенту «впаривали» совсем не то, что ему реально нужно, у меня есть. Но главное - мышление самого руководителя бизнеса.

Все, что я описал выше, руководитель бизнеса должен очень хорошо себе представлять и сам уметь это делать. В Японии принято готовить менеджеров, начиная с этапа рабочего. Когда он сам лично стоит у станка. Это позволяет ему хорошо понимать любой из этапов бизнеса. Это позволяет правильно распределить полномочия. А то недавно я услышал от одного из директоров после презентации возможностей программы: «А когда я все это буду успевать делать?» Кажется, он забыл, что нужна командная работа. А другой, после вопроса о том, какие бы контрольные данные он бы хотел видеть в программе, ничего кроме суммы поступающих денежных средств и прибыли вспомнить не мог. Знаний по экономике предприятия ему явно не хватает.

Несколько слов обо мне. Опыт работы и внедрения программ от «1С» с 1993 года. В последние пять лет специализируюсь исключительно на «1С: УНФ». Опыт руководства коллективами от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Опыт работы бухгалтером и главным бухгалтером около двадцати лет. В данный момент руковожу небольшим коллективом внедренцев «1С: УНФ». Есть опыт преподавания в высших и средних профессиональных учебных заведениях.

1313
38 комментариев

Согласен с автором, 1С:УНФ интересный продукт. Кстати, к нему есть и много дополнений, например такие:
Лидогенератор - https://l-e-a-d-s.ru
Конструктор процессов: https://kp-unf.ru
и другие

7
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

А что вместо ?
Я наоборот вижу тенденцию перехода с java и c# на 1с ( десктоп решения для учета, не бухгалтерия)

Аргументы
1 . Развития java и c# для декстопа по факту практически нет
2. Проблема в стандартизации интерфейсов
3. Программисты дорожают
4. В мире 1с огромное количество нарабок, которые легко переносить и применять.
 
По мне, имхо, 1с надо активно лезть в Африку, Азию - как RAD он очень неплох.
Тем более что остальные вендоры сильно охладели к RAD и время разработки растет и растет

4
Ответить

В глобальном плане не понимаю почему кто-то считает, что бизнесу нужно уходить от 1С. А аргументов эти люди обычно не приводят, что наталкивает меня на мысли о том, что сами эти люди "внутри" продукта не сильно осведомлены или же имели негативный опыт взаимодействия с кодерами 1с. 
Мне даже интересно куда, как и сколько?
Куда уходить от 1с, как это сделать не убив налаженные бизнес процессы, сколько всё это будет стоить?
Простой пример: работаем в связке УНФ-БП. В УНФ у нас из глобального (мелкие, но НЕ менее важные процессы даже не буду описывать, их пару сотен наберётся):

1. Ордерная система складского учёта +wms, контролирующая сборку заказов, приход товара, адресную систему).
2. Реализован функционал, требующий работы с марками честного знака и товара, подлежащего прослеживаемости.
3. Производство так же работает в УНФ и тоже завязано с WMS.
4. Обмен с сайтом: заказы(выгрузка с сайта в CRM, оттуда в УНФ, обработка заказов происходит оператором в Bitrix24, все текущие изменения по статусам и оплате в онлайн режиме падают в УНФ) остатки, карточки номенклатуры.
5. Розница, тоже с ЧЗ и РНПТ естественно.
6. Связка b2b портал для оптовых клиентов - CRM - УНФ. Огромная цепочка с прописанной системой, учитывающей скидки конкретных оптовиков с учётом категорий номенклатуры, объёма закупаемого товара и т.д.), позволяет клиентам и менеджерам видеть "актуальные"остатки для из клиентов с учётом резервов под сети, сроки годности и т.д. понятное дело, что клиент у себя в б2б видит остатки, делает заказ, получает  документы, видит свой долг по деньгам, работает с браком (прямая связь с нашим отделом рекламации b2b-crm), анонс новинок, маркетинговый календарь опта и куча чего ещё.

Вот мне интересно в этой связи, где я описал верхушку айсберга: куда, как и сколько? И самое главный вопрос: нахрена?

Просто маленькая догадка: если вы сисадмин, *страдающий* от 1с, возможно не всегда проблема в 1с. Это по личному опыту.

Спасибо :)

5
Ответить

Приветствую всех и позвольте мне вставить свои "пять копеек" в обсуждение.

Прежде всего, я рассматривал не 1С как обобщенный инструмент программирования, а конкретный продукт управления малым бизнесом. И для конечного пользователя не так важно какими инструментами реализована задача и насколько круто использованы методы программирования, сколько важно автоматизация его рутинных бизнес-процессов и полнота покрытия этих процессов. И тут я сильно сомневаюсь в возможности отдельно взятого талантливого программиста. Ну не может один человек за достаточно короткое время промоделировать ВСЕ процессы бизнеса в мельчайших деталях. А тем более, за внятное время написать программу на основе этой модели. Процессов и сценариев даже в малом бизнесе очень и очень много. И написать реализующий их алгоритм одному человеку просто не под силу.

Нередко заказчики просят что-то переделать или "допилить" потому, что никто им внятно не объяснил какими именно инструментами можно реализовать их потребности. Иногда и сами процессы у заказчика выстроены криво. Бывают и вовсе абсурдные требования. Никогда не забуду одного бухгалтера, которая просила реализовать проводку Дт10 - Кт42. Для небухгалтеров - это наценка в розничной торговле на материал для производства. В действующих бухгалтерских нормах такая проводка не предусмотрена и, следовательно, недопустима и в стандартном функционале 1С отсутствовала, но у бухгалтера была "своя логика".

УНФ - это не для трехсот тысяч рабочих мест в сети. И даже не для трехсот. Двадцать или тридцать - вполне себе нормально. И дело не в том, что программа "не потянет" такой объем транзакций, а том, что вы просто не загрузите триста человек необходимым объемом работы с учетом всех бизнес-процессов. В УНФ нельзя дробить процессы до бесконечности- для этого есть более сложно организованные системы. 1С: ERP, например. Там можно добиться на порядок выше детализации процессов. В УНФ они более обобщенные, что-ли.

Своей статьей я хотел обратить внимание на то, что заказчики нередко ставят "кривые" задачи или вообще слабо понимают чего они хотят. Они смотрят на разделы управления по-отдельности, без взаимосвязи и, в результате, не видят целостного решения. Вот и ищут различные инструменты, которые могут понимать сами, и пытаются их связать вместе. А решение на самом деле есть. Нужно только посмотреть на него под другим углом зрения.

3
Ответить

Вот мне интересно, как весь мир живёт без 1С. У них там что, нет бухгалтеров или предприятий. А как сайты работают без битрикса ?

Ответить

Там так же мало про это пишут, как и здесь. Такой контент не очень хорошо продаётся. Скучно и не хайпанёшь.

Есть QuickBooks, FreshBooks, Sage, и ещё куча мелких. Не забывайте, что в большинстве не-СНГ стран бухгалтерия в принципе проще для небольших компаний.

Ну а для крупных, про SAP слышали, наверное? С точки зрения вменяемости для внедрения, 1С на порядок проще, потому что легче и позже вышла, посмотрите сколько разработчик на ABAP стоит. Интерфейс у SAP ещё хуже, а стоит сильно дороже.

В РФ 1С покрывает весь этот рынок, включая ERP, и даже если внедряется западная ERP, главная книга всё равно сводится в местную систему, так проще соответствовать постоянно меняющимся правилам учёта.

В общем, если с чем-то не пересекались, это ещё не значит что его нет.

И ещё, в отличие от РФ, там ещё куча систем типа TurboTax, для налогов и вычетов физических лиц, тоже весьма скучная вещь. Но с точки зрения выручки очень даже бизнес.

8
Ответить