{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Что не так с образованием в России: что я понял, пока 5 лет создавал самую сильную в мире команду по робототехнике

Привет! Это Николай Пак. Я основатель детской школы дополнительного образования «Лига Роботов». Десять лет назад мы тешили свое эго и создавали токсичную среду, где главное — победа и кубки, а не дети и их развитие. Но после одного провала все изменилось.

Рассказываю, что произошло и почему победы придут сами, если соблюдать главный секрет обучения детей. Спойлер: родители, государство и другие школы дополнительного образования о нем почти всегда забывают.

Сначала мы с партнерами грезили кубками. Считали, что только победы на соревнованиях могут доказать, что «Лига Роботов» лучше остальных

От новичков до чемпионов России за полгода

Вместе с партнерами мы основали «Лигу Роботов» в 2011 году, когда учились на магистратуре в НГТУ. И уже в первые месяцы решили создавать спортивные команды по робототехнике, участвовать в соревнованиях. Логика простая: если ты обучаешься любой дисциплине, нужно конкурировать с другими. Без вызова и соперников невозможен рост.

Самым престижным соревнованием в стране на тот момент был «РобоФест». На такие чемпионаты едут спортивные команды из школ, университетов и секций. Задания плюс-минус одинаковые: построить робота, который решит определенную задачу. Это может быть гонка на скорость, перетаскивание предметов, футбол и др.

На «РобоФесте» мы участвовали в разных категориях. Всего команда состояла из девяти детей, которые на тот момент занимались у нас не больше полугода. А это даже не срок, потому что сейчас дети ходят к нам в среднем по три года. Но даже тех шести месяцев обучения было достаточно, чтобы стать лучшими: ребята занимали почти все призовые места в разных номинациях.

Тогда нам и предложили выступить на World Robot Olympiad, где соперники — лучшие команды со всех концов света, а не России. Почему бы и нет?

Были как русские футболисты: разрывали внутри страны, но на мировом чемпионате — фейспалм

Я был уверен в нашем уровне, и на следующий год мы полетели на World Robot Olympiad в Малайзию. Наша команда старшей возрастной группы была как Нео из «Матрицы»: тренеры закачали в ребят все крутые навыки робототехников. Они кодили на Arduino и Raspberry Pi, изучали текстовые языки программирования, разбирались в Linux. Правда, и тренеры были Морфеусом: так сильно хотели результата, что давали сложные вещи раньше времени, порой кодили за учеников, вместо того, чтобы объяснять.

В течение десяти месяцев команда собирала и программировала робота с помощью тренеров на наборе LEGO, чтобы он четко и быстро справился с задачей на чемпионате. Что нужно будет делать командам, организаторы объявляют заранее. В этот раз роботу нужно было собрать пирамидки определенного цвета и переместить их на нужные поля.

Я не сомневался, что наша команда возьмет золото, потому что навыков было предостаточно, а LEGO — это слишком просто. Но мы проиграли и среди ста команд заняли пятое место с конца.

Мы так сильно хотели победить всех и вся, что забыли: мы вообще-то обучаем детей

Поняли, что ничем не отличаемся от обычной российской школы

Наборы LEGO — это просто, а «Лига Роботов» — тот самый Нео из «Матрицы», лучше всех. Мы допустили эти мысли в голову, за что и поплатились: с треском провалились на чемпионате.

В те времена мы были как «типичный родитель». Иногда программировали робота за детей во время подготовки к соревнованиям вместо того, чтобы помогать им самим искать решения. Давали сложный материал раньше времени. Были ориентированы на результат, хотели только призовых мест.

Совсем как в школе: получай тройбан, переходим к следующему параграфу. Какая разница, что ребенок не все понял? У нас ведь есть программа.

Но мы все изменили.

Дали детям право свободно факапить. Тренер не должен работать за команду, объяснять вопросы, на которые ребенок может ответить сам. Задача у тренера — мотивировать и помогать в сложных моментах. Ребенок может собрать робота неправильно. Ну и пусть — допустив ошибку, он запомнит ее и больше не повторит. Возник вопрос — обратись к Гуглу. Учись искать нужную информацию и применять ее на практике. Только если не получится найти самому — к преподавателю.

В других школах роботехники все наоборот: роботов собирают учителя, они же дают детям готовые ответы. Нет никакого преодоления. Дети в итоге хуже усваивают материал, лишь поверхностно знакомятся с дисциплиной.Сейчас у нас занимается 25 тысяч детей по всей России.

И вот обычный сценарий: приходит ребенок капризным, с плохим поведением за пределами уроков. У нас он ошибается, но преодолевает трудности одну за другой. Мы наставляем, даем теорию, помогаем, если возникают сложности. Но ребенок работает сам. У нас он понимает, что обучение — это его зона ответственности.

Через пару лет капризы и лень пропадают. Появляются дисциплина, способность и желание самостоятельно решать проблемы. Дети не скидывают неудачи на других. Они принимают ошибку, исправляют ее и идут дальше.

Раньше основой нашего подхода к образованию был результат и большее количество знаний. Сейчас — постоянная работа над мышлением. Трудный путь, ошибки и ответственность помогают детям самим достигать вершин

Никаких сольных партий, только хардкор групповой работы. Иногда родители требуют, чтобы у ребенка был отдельный набор для сборки робота и он работал сам, а не в группе. Но в таком случае ученик теряет шанс прокачать навыки командной работы и коммуникации.

В будущем будет сложнее работать с коллегами и партнерами: договариваться, решать проблемы, находить идеи, делегировать и доверять. В одиночку человек способен на многое, но команда сделает больше, быстрее и лучше.

В «Лиге Роботов» дети работают в парах. Так они не только дополняют друг друга, но и прокачивают свои слабые стороны. Ведь кто-то хорош в сборке робота, кто-то в алгоритмах. И иногда проще, когда сложный момент тебе объясняет ровесник, а не преподаватель.

Сколько команд по робототехнике в мире состоят из одного человека? Ноль. А сколько успешных компаний запускали и развивали в одиночку? Тоже ноль. Создание любого сложного продукта — это долгий и тяжелый путь, с которым вряд ли справишься в одиночку

Отказались от экспресс-обучения — синонима поверхностных знаний. Образовательный тренд на тренировку скилов все больше захватывает Россию. Курсы, тренинги, марафоны проходят все подряд. Но когда тебя учат определенному навыку за неделю, день или пару часов, то помогают решать лишь механические, шаблонные задачи. Мы же учим мыслить. Кроме того, минимум времени, чтобы провести нормальное занятие по робототехнике, — 2,5 часа. Этого достаточно, чтобы ребенок узнал теорию, сам собрал робота, порешал задачи на алгоритмы. И еще у него остается свободное время, которое он тратит на творчество: собственные проекты и эксперименты.

Вот почему я не доверяю школам, которые учат детей робототехнике по 45 минут. Этого просто недостаточно, чтобы научить хоть чему-то стоящему. Поэтому я против тех, кто ориентируется на развитие скилов. Они дают навыки, а наша методика развивает у детей мышление.

У нас с ребенком есть соглашение: он может собрать все что хочет в свободное время. Это не только открывает у детей второе дыхание, но и учит преодолевать трудности обучения. Сначала теория, потом практика, а после — свободное творчество

Спокойно шли к победе, но все испортили журналисты

Мы отказались торопить события и давать сложные блоки информации раньше времени. Ребята из команды «Лига Роботов — Бином» кодили сами, а тренеры были в стороне: помогали, если было необходимо.

Следующие четыре года команда из Новосибирска ездила на World Robot Olympiad и не занимала призовые места, но становилась с каждым чемпионатом все лучше, пускай и менялся состав. В разные годы в состав команды входили ученики старших классов и вузов из Новосибирска.Взять золото во взрослой категории она могла уже в 2016 году. Соревнования проходили в три этапа с классическим заданием: сбор фигур и их перемещение в нужные поля. Первые два раунда мы занимали верхнюю строчку: наш робот был быстрее, он четко выполнял задачу. Другие команды уже поздравляли нас с заслуженной первой победой.

Но в финальном раунде, где в новом заезде соревнуются топ-8 лучших команд, наш робот сбился из-за инфракрасного излучения от аппаратуры СМИ. Надо было подать апелляцию, но команда не стала этого делать. Эта история еще больше сплотила ребят, по-спортивному их обозлила.

Какой вывод команда сделала из этой истории? Следующий год они сами сбивали на тренировках робота инфракрасным излучением, чтобы никто не смог ему помешать. И в этом главная победа: не первое место, а жажда вызова, готовность решать новые задачи

Стали первой командой из России, которая взяла золото взрослой категории

В 2017 году чемпионат мира проходил в Коста-Рике. Задание кажется простым: сделать роботом пирамидки из трех фигур одинакового цвета и перенести их на совпадающие цветовые поля. Сами элементы разбросаны по площадке. Как именно это сделает робот — не имеет значения, но нужно уложиться в две минуты.

Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников

Мы справились лучше и быстрее 9 000 команд из 92 стран. Кроме того, стали единственными в мире, кто справился с дополнительным заданием. В чем его суть: те же пирамидки и поля, но меняется расположение фигур. Заранее невозможно написать код, все нужно делать на месте. Тренеры помочь не могут, интернета нет. Только команда, робот и код. Я уверен, что ребята справились с этим «сюрпризом», потому что последние пять лет они все делали сами. А тренер просто был рядом.Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников

В тот год мы навсегда вошли в историю WRO. До 2017 не было такого, чтобы только русская команда справилась с дополнительным заданием. И эта заслуга ребят, которые спотыкались на ошибках, но всегда шли дальше в своем темпе

Осознали, как можем помочь пустыне российского образования

Через год в Таиланде мы взяли Гран-при мирового чемпионата, подтвердили статус лучших. Пять лет — столько нам понадобилось времени, чтобы стать одной из сильнейших команд мира без любой сторонней помощи. В погоне за чемпионством мы сами допустили ошибки. Забыли об онлайн-формате и других направлениях образования. Сейчас исправляемся: создаем кружки геймдева, игры с образовательным контентом, безопасную зону интернета для детей. В ближайшем будущем откроем своими силами филиал в Москве.

Спустя 10 лет охоты за кубками мира мы будто в самом начале. Впереди еще больше поражений, трудностей, но в то же время побед и достижений. Но дальше будет проще. Мы уже все это проходили.

Наш путь — это пример для родителей, учителей и других школ дополнительного образования. Дайте ребенку возможность отвечать за свое обучение, не тренируйте их на золотые медали. Они пройдут тяжелый путь сами и станут чемпионами

Считаю, что робототехника — это лучший инструмент передачи знаний. Здесь необходимо использовать несколько дисциплин: математику, физику, информатику, электронику, мехатронику и другие смежные науки. А еще это практика: можно все пощупать, своими руками собрать, проверить гипотезы, повторить эксперимент.

Мы не готовим к шаблонам ЕГЭ, не заставляем детей учить бесконечное количество пустых фактов. Мы учим их мыслить, решать задачи творчески, преодолевать трудности.

Отдам миллион любому, кто победит меня в споре

Девять лет назад я подшучивал над наборами LEGO. Думал, что это игрушка. Сейчас наоборот: готов дать миллион рублей тому человеку, который в научном споре докажет мне, что LEGO — это не робототехника. Может, кто-то готов рискнуть? Пишите в комментариях, обсудим детали дуэли.

0
636 комментариев
Написать комментарий...
Николай Черных

Текст обещал анализ или хотя бы приглашение к анализу проблем образования (которое всегда было проблемное и уж тем более сейчас), но ограничился рекламой. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Вроде бы он всю статью это делает, рассказывая почему плохо пичкать знаниями без понимания и требовать результат любой ценой здесь и сейчас, как это у нас делают при подготовке к ЕГЭ.

Ответить
Развернуть ветку
95 комментариев
Oleg March

Вы точно читали дальше дальше второго предложения? 

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ли Си Цын
Текст обещал
но ограничился рекламой

Никогда такого не было и вот опять... :)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Согласен, что статья достаточно.. по-тинейджерски оформлена - ну как говорится попробуйте из 2.5 часового со мной интервью сформулировать лучше и чтобы было в "формате".
Однако, приглашение есть - разве нет сейчас скилло-ориентированного подхода в образовании (soft skills, мы дадим тебе скиллы, скиллбоксы всякие) и не только в общей школе? Которые, по-сути, просто учат обезьянку как делать следствие - сайтик, скриптик на питончике, когда более низкоуровневые, фундаментальные знания не прибавляются от слова совсем?
Разве нет сейчас гонки вооружений за пустыми достижениями?
Не понял притензии, вообщем

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Daniyar

мало, но что-то есть
выводы:
1) Дайте детям свободу и возможность совершать ошибки;
2) Не решайте за них и не гонитесь за объёмами впихиваемого материала и результатами.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Юрий Б.

Так здесь вам никто не обещал развёрнутую критику системы образования. Это вам в другое место надо, с такими то запросами. 

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Evgeny Kartashov

Почитал статью и комменты - какие же тут бывают токсичные люди! Вы бы порадовались лучше за людей, которые учат чему-то детей и тому, что они добиваются чего-то на мировых чемпионатах. Да, от части это реклама. Ну и что? Это реклама хорошего продукта. Я не вижу абсолютно ничего плохого в том, что написано в посте. 

Если уж объективно, то для любой школы единственным доказательством эффективности их методики будут публичные достижения их учеников на международной арене. И мировые чемпионаты, подобные тем, которые описаны в статье, вполне себе неплохое поле для битвы в этой лиге. Для ребят это хороший показатель их успехов и достижений, а для школы - результат их работы по факту.

Иногда, читая комментарии к подобным статьям, создается впечатление, что достижения подобных образовательных учреждений будут засчитаны только при условии, что их 16-18ти летние ученики уложат на обе лопатки самого Илона Маска! Ну вы правда считаете, что это реально сделать для этих ребят? 

Будьте реалистами и добрее к миру. Мир ответит вам взаимностью в ответ ;)

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Синдром отобранной игрушки — большие дяди читают и на подсознании, берущем корни из детства, не хотят делиться с другими детьми прелестями игры в конструктор — моя прееелесть... 😂

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Филипп Новиков

Мир отвечает взаимностью только Wildberries :)

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Nikolay Pak

Спасибо ) Ну и до Илона, глядишь, возможно, доберёмся )
https://youtu.be/f1NBdnhBg8Y

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын
пока 5 лет создавал самую сильную в мире команду по робототехнике

Пруфы на столь забавное утверждение будут? 

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

- статью не читал, сразу полез в комменты )))

Ответить
Развернуть ветку
82 комментария
Причинно-следственная связь

Звучит так, что даже Boston Dynamics, iRobot и FANUC напряглись

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Nikolay Pak

?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Covid 19

Boston Dynamics нервно курит в сторонке...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Nikolay Pak

Да, ниже

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Достаточно?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Шеметов
Девять лет назад я подшучивал над наборами LEGO. Думал, что это игрушка. Сейчас наоборот: готов дать миллион рублей тому человеку, который в научном споре докажет мне, что LEGO — это не робототехника. Может, кто-то готов рискнуть? Пишите в комментариях, обсудим детали дуэли.

Робототе́хника (от робот и техника; англ. robotics — роботика[1], роботехника[2]) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой развития производства[3].
я миллионер?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Ленин-гриб

Вас поймали, как пискарика на хлеб. То, что предложил автор статьи, то тема для дискуссий, т. к. LEGO вполне может являться частью робототехники, а может и не являться. Например, с точки зрения какой-то базовой прикладной механики, конструкторского папье-маше, что, кстати активно и используется в робототехнике, ибо проще и быстрее способа, чем конструктор LEGO, создать конструкцию нет.

Но вот на что я бы сделал ставку, так это на:

 Компания LEGO Group была основана в 1932 году. Её основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен, являвшийся в то время бригадиром команды плотников и столяров.

Мы видим, что конструктор LEGO создавался плотником и изначально не имел ничего общего с робототехникой, это банально — сборная игрушка.

Далее мы понимаем, что конструкторы LEGO и вовсе случайность (случайные вещи часто могут быть гениальны):

В качестве дополнительной рекламы он решил смастерить миниатюрные образцы своей продукции и выставить их в витрине мастерской.
Миниатюры навели Оле на мысль об игрушках. Расчёт был довольно прост: в трудные времена люди будут экономить на всём, они не станут переезжать в новый дом и откажутся от ремонта в старом, обойдутся без новой утвари или мебели, однако на новую игрушку ребёнку деньги всегда найдутся.

Т. е. LEGO создавалась не в качестве конструктора и развития детей, а для расширения линейки "мёртвого" бизнеса Оле. А вот далее уже сложилось так, как сложилось и LEGO прекрасно вписалось в 21 век для моделирования объектов робототехники.

Так вот отвечая на вопрос:

 LEGO — это не робототехника

Нет, это не робототехника. Это игрушка, которая выросла в нечто большее и нашла свое применение в сфере конструкторских решений. А дальше уже можно устраивать дебаты на любые темы. 

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Nikolay Pak
Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Ленин-гриб

Автор, вы делаете крутые вещи, занимаетесь технологическим развитием и учите этому детей. Минусов всегда можно отыскать, а вот плюсов у вашей деятельности однозначно больше! Где, как не в сфере робототехники, ребенок поймет устройство всего нашего "неживого" будущего :) 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Имхо, в будущем все будут программистами, а такой кружок как раз дает шанс это понять и освоить, когда вживую видишь результат работы своего кода.

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Nikolay Pak

Спасибо! Но я бы не сказал, что мы занимаемся впрямую робототехникой - скорее через язык робототехники катализируем функции мышления. А будущее не обязательно будет "неживое", хотя и автоматизации хватает.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Leha Shum

Хорошая статья, достойная реклама.
Понравился подход к обучению.

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын
Хорошая статья

Что в статье хорошего? Сплошная вода и текст полностью нерелевантен кликбейтному заголовку. 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Михаил Качалов
Понравился подход к обучению

- а я читая написанное понял что не хватает нормальных преподов, поэтому решили понизить планку и сместить акцент на самообразование. С остальным согласен.

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
greg chudnoff

Если серьезно, то вся эта робототехника - баловство для разнообразия жизни замученных уроками школьников, не более.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Викторов

А я был бы и щас рад пособирать, вот только семья, ребенок, работа, мальчик 34 года.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Олег Марченко

Вы явно «гуманитарий», раз такие выводы делаете 🙄 изучите подробнее, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Sergei Timofeyev

Знаете, если бы не занялся ещё в школьные годы радиолюбительством, то, хрен знает, чтобы я делал и вошёл бы в мир IT или нет. ))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vladimir Goncharov

Блэт, выучить принципы ОС это баловство. Аплодирую стоя.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Демидов

Такое 'баловство' считаю мне в жизни больше дало, чем все школьные годы.

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Qwerty54321

А что не баловство?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Nikolay Pak

Отнюдь, пока вы не сделаете, соберете из профилей алюминевых корпус для дрона, сами поймете какие бесколлекторные движки заказать, какую плату и охлаждение поставить, запрограммировать, откалибровать, понять где акселлерометр, где гиросенсор (не гироскоп) и прочее - Причем когда первы раз всё сделали перепоняли и математику процесса, и физику и информатику и, естественно, первые 3 раза дрон полетел строго вам в лицо, а не как надо - Вы ничего не поняли.
Робототехника - самый эффективный способ познания сегодня, если её преподают правильно. Вопросы?

Ответить
Развернуть ветку
John Franc

Слишком много Я в этой убогой рекламке

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Согласен, что статья достаточно.. по-тинейджерски оформлена - ну как говорится попробуйте из 2.5 часового со мной интервью сформулировать лучше и чтобы было в "формате".
Однако, приглашение есть - разве нет сейчас скилло-ориентированного подхода в образовании (soft skills, мы дадим тебе скиллы, скиллбоксы всякие) и не только в общей школе? Которые, по-сути, просто учат обезьянку как делать следствие - сайтик, скриптик на питончике, когда более низкоуровневые, фундаментальные знания не прибавляются от слова совсем?
Разве нет сейчас гонки вооружений за пустыми достижениями?
Не понял притензии, вообщем

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Кружок робототехники это сила, именно там у меня мозги встали на правильный лад. 

Ответить
Развернуть ветку
В А

Армия ещё лучше кружок. Там многое встаёт на правильный лад

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
greg chudnoff

Не факт ))) 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Статья нравится, кроме предложения о миллионе и споре.
Просто вопрос поставлен так - что не имеет однозначного ответа .
При этом не определено, кто будет модерировать спор. ( Вполне логично, что если это будете делать вы ... это совсем не корректно)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
вопрос поставлен так

- первый вопрос, а есть ли тот миллион на который решил спорить автор?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сергей Сальников

Дмитрий Есть сторонние эксперты? на примете? .  

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Nikolay Pak

Как Ленин спорил в начале века?

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Antonova

Николай, приятно, что на фото много девчонок! Вот что круто! А в нашем детстве были только труды да музыкалка. Со скольки лет можно в этот спорт? Дети бесплатно учатся? 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

посмотрите внимательней. на все фотки ровно две девочки и очевидно фотки с ними специально отобраны

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Nikolay Pak

У нас половина состава - девушки, которые лучше нас (лучше меня, о боже!) ведут занятия и это нормально и отлично.
Правда, среди учеников их мало (силён фактор старых шаблонов).
Занятия платные, живём в капитализме, сами построили своими руками, ни копейки не получили ни разу ни от кого (а то тут принято мыльные пузыри инвестиционные раздувать и потом хвастаться и от государства тоже ни копейки) - просто как Сибирские Мужики взяли и сделали
Я ребятишками (девченками), способными удивляться, развиваться считаю всех от 5 до 80

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Wittgenstein

Ключевая мысль для меня из статьи: "Вы видите ... результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников".

Я сам вырос в обществе, где все были умнее меня, но не настолько умные, чтобы перестать доказывать мне это.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Не только, но уже хорошо, вот видите

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Антон Большаков

Жаль что в моем детстве не было таких клубов и такой робототехники как сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

В моем детстве не то что, таких клубов не было, у нас даже на секцию по настольному теннису нужно было со своими мячиками приходить, а на секцию по картингу из нашего класса ходили только два парня, один сын зам.мэра, второй сын начальника одного из градообразующих предприятий, ибо только у них была возможность покупать бензин и запчасти. Остальным максимум был доступен баскетбол.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Были КЮТ-ы, СКБ, КБ в Великой стране с лучшим образованием в мире - которые, впрочем, в новой экономической реальности мы и пытаемся, в целом, воссоздать.

Ответить
Развернуть ветку
Cere8ellum

Снимаю шляпу перед вашими достижениями. Молодцы. Сам считаю также. У ребёнка должна быть возможность ошибаться, а также возможность исправить эту проблему самостоятельно, придти к решению самостоятельно.

А по поводу Lego. Постановка вопроса слишком абстрактна. Если буквально, то не соглашусь. Lego - это материал, пластик. Робототехника - это техника, электротехника. Пластик не проводит электричество, не содержит в себе информацию, а может быть лишь образчиком неких форм, что с роботом никак не связано. Поясню. Колесо из пластика для робота можно назвать частью робота, но ошибочно будет приписывать его к робототехнике, только потому что оно есть часть робота. Если так рассуждать, отрезаный круг от апельсина (в качестве колеса) можно тогда тоже назвать робототехникой.

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff
Lego - это материал, пластик.

Mindstorms: ну да, ну да, пошли мы на х**

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сальников

Если не цепляться за формулировки то жизнь точно проще. 
У лего есть комплект образовательный Mindstorms - это инструмент, и в нем есть все составные части робототехники. СТиральная машина тоже робототехника так то :) 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

В Лего есть наборы кибернетические, на всякий случай, с сенсорами, моторами и вычислительным, скажем, блоком управления - в котором на самом деле сидит ARM9 процессор и Linux ОС, к слову.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Во-1 не на скорость, а на стабильность и глубину решения задач - которую никто в мире не смог решить.
Во-2
Вопрос в том, что задание - вроде невероятно лёгкое - подумаешь пирамидку нужного цвета поставить в матрешку. Но в этом и есть философия познания - оболочка легкая, начинаешь копать вглубь и 8-классникам, 10классникам уже надо знать пропорционально-интегрально-дифференциальные регуляторы, причем их понимать (гарантирую, что на 3 курсе Теории Управления НГТУ весь поток в 300 человек никто не понимал ПИД-регуляторов, логарифмических всяких исчисления и прочего), фильтры Калмана, watchdog таймеры, параллельное программирование, алгоритмы, графы, вычисления массивов и прочее.
Мы же с этого и начали - Мы уже умеем в линукс, в текст, в ардуинки, распберри - что нам это соревнования на игрушке-Лего ДАХХХА. А вот что - мы не понимали сути. Там все перевёрнуто в правильном порядке - сейчас оболочка кричит сильнее содержания в 100 раз, у них - оболочка - детская, содержание на 10 ВУЗов

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Peter K.

Ребенок два года ходил на Лигу Роботов, а также в летнюю школу, но в итоге сказал, что больше туда ходить не хочет - скукота, никакого развития. Сейчас ходит в другую школу робототехники, воспитанники которой также неоднократно были чемпионами мира. Пока доволен.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Можно поподробнее (извините, но мы уже после н случаев не верим на слово "дочерям офицеров") - в каком городе, когда и какая школа с воспитанниками, которые неоднократно были чемпионами мира? Что-то очень сомневаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Согласен, что статья достаточно.. по-тинейджерски оформлена - ну как говорится попробуйте из 2.5 часового со мной интервью сформулировать лучше и чтобы было в "формате".
Однако, приглашение есть - разве нет сейчас скилло-ориентированного подхода в образовании (soft skills, мы дадим тебе скиллы, скиллбоксы всякие) и не только в общей школе? Которые, по-сути, просто учат обезьянку как делать следствие - сайтик, скриптик на питончике, когда более низкоуровневые, фундаментальные знания не прибавляются от слова совсем?
Разве нет сейчас гонки вооружений за пустыми достижениями?
Не понял притензии, вообщем

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Елена Лашманова

Какие вы молодцы! Очень горжусь тем, что у нас есть такие способные преподаватели и ребята, так держать!!! Очень интересная статья, вдохновляющая, спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Главчева

Вы большие молодцы! Учите детей работать в команде, даете новые знания и веру в себя! Приятно читать такие статьи!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Mikhalkov

Весь текст про то как программировать роботов не имея отношения к реальной индустрии. Этакая наука ради самой науки.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Пак
Автор

Это не наука, это - обучение. Эффективность измеряется выпускниками - в результате обучения наших выпускников с руками оторвали cognitive pilot (2), mail.ru (1), yandex.ru (1) где они занимаются реальным производством, вы не представляете, исходя из обучения на игрушках

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Vladimir Goncharov

Дайте ваше определение робототехники и я с большим удовольствием поупражняюсь в риторике. Можно и публично. Но определение не может меняться с момента написания.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikolay Pak

Дело не в определениях, дело в самом споре и для начала почитайте как именно, с кем, в каких условиях Ленин спорил в начале века

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Сергей Сальников

Так. Как миллион получить я не понял? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
mk

Вроде хорошее дело делаете, но столько борьбы, соревнования, токсичных сравнений друг с другом. Жизнь борьба ради борьбы и на обломках старого мира мы построим новый. Хочется порадоваться за ваши поразительные успехи, но не поддержать токсичный настрой к миру.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Михаил, надо отделять мух от котлет - я абсолютно первый, кто согласится с тезисом о токсичности всевозможных (практически, всех) олимпиад и соревновании в духе убийственного успеха (по головам, любой ценой). Именно поэтому я стал Chief Judge WRO с подконтрольными 52 судьями на мировом этапе, чтобы изнутри вычищать авгиевы конюшни всевозможно страшных проявлений (их много, целые 2 статьи могу написать про это) на олимпиадах. 
Но! Именно WRO самоочищается, именно в нём токсичности как таковой очень мало - много дружелюбия, действительно, и честного соревнования (чем старше - тем лучше, чем младше - тем токсичнее соревнования, поэтому я бы в мире вообще запретил любые соревнования до 15-16 лет в принципе). А кто это исправит - вот только своими руками.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak
Было интересно почитать раскрытие этой мысли. О каких соревнованиях речь, и в чем их токсичность?
Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Клюкин

У вас 25 000 детей учится по всей России, а вы рассказываете об одной команде, показавшей серьёзный результат. Да, я знаю, что в Лиге есть хорошие команды, достойно выступающие на различных соревнованиях. Но штука в том, что такип команды есть во многих учреждениях, с гораздо более скромным охватом учащихся и более ограниченными ресурсами. Я сейчас про  бюджетные организации не из столичных регионов.
При  всем этом, я всем своим внутренним "я", подписываюсь под статьёй. Необходим планомерный и, временами, медленный подход, но подход на развитие самостоятельного движения учащегося. И, вот здесь возвращаемся к началу: если не лукавит перед собой, то таких детей - единицы. Они настолько редки, что почти вымирающий вид. Поэтому и не будет из всех ваших 25000 детей, сотен серьёзных команд. И, как это не печально, дай Бг, чтобы из этих 25000 учащихся, хотя бы 25% пошли учится по направлению робототехника или около того. 
Возможно, в силу искусственного отбора и "селекции" у вас в Лиге и побольше процент, чем у меня в бюджетном, но не сильно кардинально он отличается. 
По поводу: сами писали код за детей, аж навеяло российским чатом WRO в телеграме :) 
Эх, сейчас действительно это одна из серьезнейших демотивирующих проблем на соревнованиях. И если на крупных за этим следят, то на соревнованиях попроще, хоть плачь вместе с детьми: дети прогают, собирают, разбирают, ищут и находят, гордятся своими решениями, а приезжают к взрослым дядям и дошколятам, которые: чпок кнопочку и робот как ураган весь полигон проскочил. 
Лего, конечно, хорошая платформа с невысоким порогом вхождения и огромными возможностями, но все должно быть в меру. Главное, вовремя соскочить с лего, иначе, это, все же, не робототехника :) Не уверен, что лего способно дать понять ребёнку 15-17 лет все многообразие возможностей инженерного подхода, решений... 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Спасибо за рациональный текст (я уж думал тут на такое мало кто способен) и конструктивный)
Давайте по-очереди:
1. Что касается команд-брильянтов - и да и нет. Т.е. действительно, вот эти 25000 учеников - это супер порядково падающая усеченная пирамида - т.е. на входе 25000, среди них на порядок, т.е. 2500 "доживают" 3-5 лет, среди них на порядок. 250 "доживают" до спорта, среди них на порядок, 25 "доживают" до психологии работать как проклятый ну и так далее. Условно, есть много школ, которые могут стрельнуть на олимпиаде - но это не системно, им просто повезло. Мы же выстраиваем большую "воронку" (продаж )) ) "учеников" - чем больше база пирамиды, тем больше тупо статистически мы таких "алмазов" найдем. И мы их не просто находим - мы их выращиваем - по 250 ребятишек делаем УТС (олимпийские учебно-тренировочные сборы), Хакатоны годами - ребят много и ученики, ученики учеников, ученики учеников учеников уже генерируются - база большая и она, самое главное, работает. Но фокус с олимпиад мы немного сняли всвязи с пандемией и падением WRO в эпоху феодализма - сейчас фокусируемся на качественных выпускников в целом.
2. По поводу грязи на соревнованиях (особенно младшего возраста) Выше скопирую с вашего позволения
"Михаил, надо отделять мух от котлет - я абсолютно первый, кто согласится с тезисом о токсичности всевозможных (практически, всех) олимпиад и соревновании в духе убийственного успеха (по головам, любой ценой). Именно поэтому я стал Chief Judge WRO с подконтрольными 52 судьями на мировом этапе, чтобы изнутри вычищать авгиевы конюшни всевозможно страшных проявлений (их много, целые 2 статьи могу написать про это) на олимпиадах.
Но! Именно WRO самоочищается, именно в нём токсичности как таковой очень мало - много дружелюбия, действительно, и честного соревнования (чем старше - тем лучше, чем младше - тем токсичнее соревнования, поэтому я бы в мире вообще запретил любые соревнования до 15-16 лет в принципе). А кто это исправит - вот только своими руками.
" + сейчас есть Федерация Спортивной и Образовательной Робототехники, которая будет (поверьте наслово или вступите и увидите изнутри) занимается ровно этими вопросами.
3. По Лего тоже скопирую:
Вопрос в том, что задание - вроде невероятно лёгкое - подумаешь пирамидку нужного цвета поставить в матрешку. Но в этом и есть философия познания - оболочка легкая, начинаешь копать вглубь и 8-классникам, 10классникам уже надо знать пропорционально-интегрально-дифференциальные регуляторы, причем их понимать (гарантирую, что на 3 курсе Теории Управления НГТУ весь поток в 300 человек никто не понимал ПИД-регуляторов, логарифмических всяких исчисления и прочего), фильтры Калмана, watchdog таймеры, параллельное программирование, алгоритмы, графы, вычисления массивов и прочее.
Мы же с этого и начали - Мы уже умеем в линукс, в текст, в ардуинки, распберри - что нам это соревнования на игрушке-Лего ДАХХХА. А вот что - мы не понимали сути. Там все перевёрнуто в правильном порядке - сейчас оболочка кричит сильнее содержания в 100 раз, у них - оболочка - детская, содержание на 10 ВУЗов

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб
что тогда такое Бостон Дайнамикс??

Там все в 3D. Вы не в курсе за этот фейк? Посмотрите внимательно их ролики и увидите, что это все 3D. Нужно минимум роликов 8 посмотреть, тогда точно заметите.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikolay Pak

Вопрос в том, что задание - вроде невероятно лёгкое - подумаешь пирамидку нужного цвета поставить в матрешку. Но в этом и есть философия познания - оболочка легкая, начинаешь копать вглубь и 8-классникам, 10классникам уже надо знать пропорционально-интегрально-дифференциальные регуляторы, причем их понимать (гарантирую, что на 3 курсе Теории Управления НГТУ весь поток в 300 человек никто не понимал ПИД-регуляторов, логарифмических всяких исчисления и прочего), фильтры Калмана, watchdog таймеры, параллельное программирование, алгоритмы, графы, вычисления массивов и прочее.
Мы же с этого и начали - Мы уже умеем в линукс, в текст, в ардуинки, распберри - что нам это соревнования на игрушке-Лего ДАХХХА. А вот что - мы не понимали сути. Там все перевёрнуто в правильном порядке - сейчас оболочка кричит сильнее содержания в 100 раз, у них - оболочка - детская, содержание на 10 ВУЗов

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Чарльз Мангер

Начать нужно с неимоверно банальной вещи...зарплата, я когда Универ заканчивал, мне сказали, в лучшей школе Ярославля, ну ладно хер с вами, в одной из лучших школ: "На пол шишечки..., в смысле полставочки за 7.5 тыс пойдете ?" Шел хмурый 2008 год...
В школе, как и в медицине, идет жесткий рыночный отбор...не идут туда лучшие выпускники, в столицах этих ваших... еще куда ни шло, народу просто до ебени матери, а вот периферия там слезы и боль, и слава всем богам Индии, что туда вообще хоть кто то идет работать

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

В том числе - кстати мы помогаем школам решать их уже вопрос (потому что видим систему в целом, а не частные ее проявления), но смотрите еще один пример с нормальной зарплатой:
Тема большая и необъятная (в одной статье уж точно) и здесь фокус больше был, скорее, на школы по робототехнике - но всё же расскажу простой пример:
Меня учила учительница по математике, сделал там пятикратным победителем всяких олимпиад по математике и вместе со мной еще 10 человек - учительница от Бога.
Через 10 лет меня снимает на камеру паренек молодой, я ему что-то задал задачку простую (люблю просто перекидываться задачками, как семечки для мозга) - он просто тупой оказался. Говорю - ну да, деградация образования. Он мне - да я не виноват, так-то я умный просто училка (именно училка) стрёмная (именно стрёмная). Оказалось, что его "стрёмная училка" - это моя же Лариса Александровна. Он отжимался 60 раз.
Но! Прикол в том, что именно системе такие как она уже не нужны, они плохо готовят к ЕГЭ (потому что они готовят фундаментальное мышление, которое пригодиться в жизни, а не к тупорылому тесту егэ). Как-то так

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Подкосил ковид, теперь потеряло актуальность, а вы сомневаетесь, кто бы победил? )

Ответить
Развернуть ветку
Fred Han

Пак, братишка, это ты сам писал?
У меня мерч ЧСВ скоро выходит, могу подогнать😎

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Не сам, мы знакомы что сразу на "ты" и вроде у меня есть уже брат?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Nikolay Pak

Более детально можно пообщаться здесь https://t.me/robotsovet/7216

Было интересно почитать раскрытие этой мысли. О каких соревнованиях речь, и в чем их токсичность?
Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Или здесь: https://t.me/PakRecommends

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Рождествин

Лего это не робототехника. Так звучит один из фундаментальных законов природы, а следовательно он не нуждается в дальнейшем обосновании.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Какой закон?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikolay Pak

Почитайте другие попытки - https://t.me/c/1050066325/12052 - пока по нулям

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Можете почитать - уже попытались тут https://t.me/c/1050066325/12052 - пока у всех по нулям.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lunin

И опять, рассуждая про образование (научение чему либо), упускают важный момент: самого ученика. Его возможности к обучению. Как, собственно, и в ненавистных многим школах. Наверное, уместнее было бы узнать особенности детей, а потом применить к ним свою методику обучения. Пять лет - хорошая длительность для исследования. 💁🏻‍♂️ А так я не очень понял,  прочитав статью, кого именно и чему научили? Ведь составы команд менялись. 🤔 Если это были старшие подростки (18-20+ лет), то где они учились до вас, каким опытом робототехники и соревнований обладали? 
В общем, вопросов у меня многовато.
Однако! Я рад за ваши достижения. 😁
Успехов! ✊🏻

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Дважды чемпионы (даже, условно, трижды) - одна и та же команда по составу, учились практически все у нас с нулевого старта (до нас вообще никто не занимался робототехникой среди этих ребят по крайней мере - ну и в целом в 2011-12 вы мало найдете тех, кто уже занимался робототехникой, единицы) по 3-5-6 лет. Т.е. научили полностью мы.

Ответить
Развернуть ветку
Глазирок Сырованный

У меня сын учился в лиге роботов до переезда

Ответить
Развернуть ветку
Глазирок Сырованный

Ой, только заметил что зашёл через Google аккаунт сына. 😐

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

В другую страну?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Yevgeniy Terekhin

У автора проблеммы с русским языком. Многие русские слова ему просто не знакомы. Например скиллы- означает навыки, факапить- литературный вариант, напартачить, и т.д. и т.п.

Может деткам надо обьяснять по русски и они понимать и осваиватся будут лучше ибыстрее?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Статью не я писал (по интервью со мной) - но хочу сказать, что везде надо знать золотую середины - вы давно общались с ребятишками? Когда вы будете им объяснять некоторые термины исконно русскими словами (кстати, почему именно вашими, может быть как во времена Пушкина будем выражаться?) - хотелось бы посмотреть. Не перегибайте.

Ответить
Развернуть ветку
Мак Мед

Тож лобота хобота купил. Твои ученики никогда такого не создадут. Они вообще никогда не создали и не создадут ничего полезного.
А ты дорого берёшь с родителей тех 25 тыщ детей?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Чего не создадут? Почему сразу на ты - мы знакомы или тут так принято? Сколько платят можно посмотреть на сайте - не завидуйте. Всё в дело идёт, не переживайте.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Theodoro Karalenka
А сколько успешных компаний запускали и развивали в одиночку? Тоже ноль.

Ну вот что за глупость вы написали?
Само слово "компания" подразумевает, что это КОМПАНИЯ людей, то есть больше одного человека.
А успешных предпринимателей-одиночек, кстати, более чем достаточно, но вот только компания тут причём?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Амосов

Сильные, сильнейшие, лучшие - это спорт? А я думал, что робототехника (лучшие) - это Boston Dynamics или как здесь https://robotsandrobotics.blogspot.com/

Ответить
Развернуть ветку
Сергей

Мо-ло-дец

Ответить
Развернуть ветку
633 комментария
Раскрывать всегда