{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Что не так с образованием в России: что я понял, пока 5 лет создавал самую сильную в мире команду по робототехнике

Привет! Это Николай Пак. Я основатель детской школы дополнительного образования «Лига Роботов». Десять лет назад мы тешили свое эго и создавали токсичную среду, где главное — победа и кубки, а не дети и их развитие. Но после одного провала все изменилось.

Рассказываю, что произошло и почему победы придут сами, если соблюдать главный секрет обучения детей. Спойлер: родители, государство и другие школы дополнительного образования о нем почти всегда забывают.

Сначала мы с партнерами грезили кубками. Считали, что только победы на соревнованиях могут доказать, что «Лига Роботов» лучше остальных

От новичков до чемпионов России за полгода

Вместе с партнерами мы основали «Лигу Роботов» в 2011 году, когда учились на магистратуре в НГТУ. И уже в первые месяцы решили создавать спортивные команды по робототехнике, участвовать в соревнованиях. Логика простая: если ты обучаешься любой дисциплине, нужно конкурировать с другими. Без вызова и соперников невозможен рост.

Самым престижным соревнованием в стране на тот момент был «РобоФест». На такие чемпионаты едут спортивные команды из школ, университетов и секций. Задания плюс-минус одинаковые: построить робота, который решит определенную задачу. Это может быть гонка на скорость, перетаскивание предметов, футбол и др.

На «РобоФесте» мы участвовали в разных категориях. Всего команда состояла из девяти детей, которые на тот момент занимались у нас не больше полугода. А это даже не срок, потому что сейчас дети ходят к нам в среднем по три года. Но даже тех шести месяцев обучения было достаточно, чтобы стать лучшими: ребята занимали почти все призовые места в разных номинациях.

Тогда нам и предложили выступить на World Robot Olympiad, где соперники — лучшие команды со всех концов света, а не России. Почему бы и нет?

Были как русские футболисты: разрывали внутри страны, но на мировом чемпионате — фейспалм

Я был уверен в нашем уровне, и на следующий год мы полетели на World Robot Olympiad в Малайзию. Наша команда старшей возрастной группы была как Нео из «Матрицы»: тренеры закачали в ребят все крутые навыки робототехников. Они кодили на Arduino и Raspberry Pi, изучали текстовые языки программирования, разбирались в Linux. Правда, и тренеры были Морфеусом: так сильно хотели результата, что давали сложные вещи раньше времени, порой кодили за учеников, вместо того, чтобы объяснять.

В течение десяти месяцев команда собирала и программировала робота с помощью тренеров на наборе LEGO, чтобы он четко и быстро справился с задачей на чемпионате. Что нужно будет делать командам, организаторы объявляют заранее. В этот раз роботу нужно было собрать пирамидки определенного цвета и переместить их на нужные поля.

Я не сомневался, что наша команда возьмет золото, потому что навыков было предостаточно, а LEGO — это слишком просто. Но мы проиграли и среди ста команд заняли пятое место с конца.

Мы так сильно хотели победить всех и вся, что забыли: мы вообще-то обучаем детей

Поняли, что ничем не отличаемся от обычной российской школы

Наборы LEGO — это просто, а «Лига Роботов» — тот самый Нео из «Матрицы», лучше всех. Мы допустили эти мысли в голову, за что и поплатились: с треском провалились на чемпионате.

В те времена мы были как «типичный родитель». Иногда программировали робота за детей во время подготовки к соревнованиям вместо того, чтобы помогать им самим искать решения. Давали сложный материал раньше времени. Были ориентированы на результат, хотели только призовых мест.

Совсем как в школе: получай тройбан, переходим к следующему параграфу. Какая разница, что ребенок не все понял? У нас ведь есть программа.

Но мы все изменили.

Дали детям право свободно факапить. Тренер не должен работать за команду, объяснять вопросы, на которые ребенок может ответить сам. Задача у тренера — мотивировать и помогать в сложных моментах. Ребенок может собрать робота неправильно. Ну и пусть — допустив ошибку, он запомнит ее и больше не повторит. Возник вопрос — обратись к Гуглу. Учись искать нужную информацию и применять ее на практике. Только если не получится найти самому — к преподавателю.

В других школах роботехники все наоборот: роботов собирают учителя, они же дают детям готовые ответы. Нет никакого преодоления. Дети в итоге хуже усваивают материал, лишь поверхностно знакомятся с дисциплиной.Сейчас у нас занимается 25 тысяч детей по всей России.

И вот обычный сценарий: приходит ребенок капризным, с плохим поведением за пределами уроков. У нас он ошибается, но преодолевает трудности одну за другой. Мы наставляем, даем теорию, помогаем, если возникают сложности. Но ребенок работает сам. У нас он понимает, что обучение — это его зона ответственности.

Через пару лет капризы и лень пропадают. Появляются дисциплина, способность и желание самостоятельно решать проблемы. Дети не скидывают неудачи на других. Они принимают ошибку, исправляют ее и идут дальше.

Раньше основой нашего подхода к образованию был результат и большее количество знаний. Сейчас — постоянная работа над мышлением. Трудный путь, ошибки и ответственность помогают детям самим достигать вершин

Никаких сольных партий, только хардкор групповой работы. Иногда родители требуют, чтобы у ребенка был отдельный набор для сборки робота и он работал сам, а не в группе. Но в таком случае ученик теряет шанс прокачать навыки командной работы и коммуникации.

В будущем будет сложнее работать с коллегами и партнерами: договариваться, решать проблемы, находить идеи, делегировать и доверять. В одиночку человек способен на многое, но команда сделает больше, быстрее и лучше.

В «Лиге Роботов» дети работают в парах. Так они не только дополняют друг друга, но и прокачивают свои слабые стороны. Ведь кто-то хорош в сборке робота, кто-то в алгоритмах. И иногда проще, когда сложный момент тебе объясняет ровесник, а не преподаватель.

Сколько команд по робототехнике в мире состоят из одного человека? Ноль. А сколько успешных компаний запускали и развивали в одиночку? Тоже ноль. Создание любого сложного продукта — это долгий и тяжелый путь, с которым вряд ли справишься в одиночку

Отказались от экспресс-обучения — синонима поверхностных знаний. Образовательный тренд на тренировку скилов все больше захватывает Россию. Курсы, тренинги, марафоны проходят все подряд. Но когда тебя учат определенному навыку за неделю, день или пару часов, то помогают решать лишь механические, шаблонные задачи. Мы же учим мыслить. Кроме того, минимум времени, чтобы провести нормальное занятие по робототехнике, — 2,5 часа. Этого достаточно, чтобы ребенок узнал теорию, сам собрал робота, порешал задачи на алгоритмы. И еще у него остается свободное время, которое он тратит на творчество: собственные проекты и эксперименты.

Вот почему я не доверяю школам, которые учат детей робототехнике по 45 минут. Этого просто недостаточно, чтобы научить хоть чему-то стоящему. Поэтому я против тех, кто ориентируется на развитие скилов. Они дают навыки, а наша методика развивает у детей мышление.

У нас с ребенком есть соглашение: он может собрать все что хочет в свободное время. Это не только открывает у детей второе дыхание, но и учит преодолевать трудности обучения. Сначала теория, потом практика, а после — свободное творчество

Спокойно шли к победе, но все испортили журналисты

Мы отказались торопить события и давать сложные блоки информации раньше времени. Ребята из команды «Лига Роботов — Бином» кодили сами, а тренеры были в стороне: помогали, если было необходимо.

Следующие четыре года команда из Новосибирска ездила на World Robot Olympiad и не занимала призовые места, но становилась с каждым чемпионатом все лучше, пускай и менялся состав. В разные годы в состав команды входили ученики старших классов и вузов из Новосибирска.Взять золото во взрослой категории она могла уже в 2016 году. Соревнования проходили в три этапа с классическим заданием: сбор фигур и их перемещение в нужные поля. Первые два раунда мы занимали верхнюю строчку: наш робот был быстрее, он четко выполнял задачу. Другие команды уже поздравляли нас с заслуженной первой победой.

Но в финальном раунде, где в новом заезде соревнуются топ-8 лучших команд, наш робот сбился из-за инфракрасного излучения от аппаратуры СМИ. Надо было подать апелляцию, но команда не стала этого делать. Эта история еще больше сплотила ребят, по-спортивному их обозлила.

Какой вывод команда сделала из этой истории? Следующий год они сами сбивали на тренировках робота инфракрасным излучением, чтобы никто не смог ему помешать. И в этом главная победа: не первое место, а жажда вызова, готовность решать новые задачи

Стали первой командой из России, которая взяла золото взрослой категории

В 2017 году чемпионат мира проходил в Коста-Рике. Задание кажется простым: сделать роботом пирамидки из трех фигур одинакового цвета и перенести их на совпадающие цветовые поля. Сами элементы разбросаны по площадке. Как именно это сделает робот — не имеет значения, но нужно уложиться в две минуты.

Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников

Мы справились лучше и быстрее 9 000 команд из 92 стран. Кроме того, стали единственными в мире, кто справился с дополнительным заданием. В чем его суть: те же пирамидки и поля, но меняется расположение фигур. Заранее невозможно написать код, все нужно делать на месте. Тренеры помочь не могут, интернета нет. Только команда, робот и код. Я уверен, что ребята справились с этим «сюрпризом», потому что последние пять лет они все делали сами. А тренер просто был рядом.Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников

В тот год мы навсегда вошли в историю WRO. До 2017 не было такого, чтобы только русская команда справилась с дополнительным заданием. И эта заслуга ребят, которые спотыкались на ошибках, но всегда шли дальше в своем темпе

Осознали, как можем помочь пустыне российского образования

Через год в Таиланде мы взяли Гран-при мирового чемпионата, подтвердили статус лучших. Пять лет — столько нам понадобилось времени, чтобы стать одной из сильнейших команд мира без любой сторонней помощи. В погоне за чемпионством мы сами допустили ошибки. Забыли об онлайн-формате и других направлениях образования. Сейчас исправляемся: создаем кружки геймдева, игры с образовательным контентом, безопасную зону интернета для детей. В ближайшем будущем откроем своими силами филиал в Москве.

Спустя 10 лет охоты за кубками мира мы будто в самом начале. Впереди еще больше поражений, трудностей, но в то же время побед и достижений. Но дальше будет проще. Мы уже все это проходили.

Наш путь — это пример для родителей, учителей и других школ дополнительного образования. Дайте ребенку возможность отвечать за свое обучение, не тренируйте их на золотые медали. Они пройдут тяжелый путь сами и станут чемпионами

Считаю, что робототехника — это лучший инструмент передачи знаний. Здесь необходимо использовать несколько дисциплин: математику, физику, информатику, электронику, мехатронику и другие смежные науки. А еще это практика: можно все пощупать, своими руками собрать, проверить гипотезы, повторить эксперимент.

Мы не готовим к шаблонам ЕГЭ, не заставляем детей учить бесконечное количество пустых фактов. Мы учим их мыслить, решать задачи творчески, преодолевать трудности.

Отдам миллион любому, кто победит меня в споре

Девять лет назад я подшучивал над наборами LEGO. Думал, что это игрушка. Сейчас наоборот: готов дать миллион рублей тому человеку, который в научном споре докажет мне, что LEGO — это не робототехника. Может, кто-то готов рискнуть? Пишите в комментариях, обсудим детали дуэли.

0
636 комментариев
Написать комментарий...
Чарльз Мангер

Начать нужно с неимоверно банальной вещи...зарплата, я когда Универ заканчивал, мне сказали, в лучшей школе Ярославля, ну ладно хер с вами, в одной из лучших школ: "На пол шишечки..., в смысле полставочки за 7.5 тыс пойдете ?" Шел хмурый 2008 год...
В школе, как и в медицине, идет жесткий рыночный отбор...не идут туда лучшие выпускники, в столицах этих ваших... еще куда ни шло, народу просто до ебени матери, а вот периферия там слезы и боль, и слава всем богам Индии, что туда вообще хоть кто то идет работать

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

В том числе - кстати мы помогаем школам решать их уже вопрос (потому что видим систему в целом, а не частные ее проявления), но смотрите еще один пример с нормальной зарплатой:
Тема большая и необъятная (в одной статье уж точно) и здесь фокус больше был, скорее, на школы по робототехнике - но всё же расскажу простой пример:
Меня учила учительница по математике, сделал там пятикратным победителем всяких олимпиад по математике и вместе со мной еще 10 человек - учительница от Бога.
Через 10 лет меня снимает на камеру паренек молодой, я ему что-то задал задачку простую (люблю просто перекидываться задачками, как семечки для мозга) - он просто тупой оказался. Говорю - ну да, деградация образования. Он мне - да я не виноват, так-то я умный просто училка (именно училка) стрёмная (именно стрёмная). Оказалось, что его "стрёмная училка" - это моя же Лариса Александровна. Он отжимался 60 раз.
Но! Прикол в том, что именно системе такие как она уже не нужны, они плохо готовят к ЕГЭ (потому что они готовят фундаментальное мышление, которое пригодиться в жизни, а не к тупорылому тесту егэ). Как-то так

Ответить
Развернуть ветку
Чарльз Мангер

Безусловно, худшее что в принципе может произойти в так называемой школе, уже там происходит семимильными шагами - это подготовка к ЕГЭ и система оценки школ практически исключительно выстроена на этом принципе. Любой еблан... знает плюс-минус... дату начала войны 22 июня)) но копнуть чуть глубже, и там будет просто ебейший мрак. Анализ, синтез, критическое мышление, командная работа и другие навыки развиты очень слабо

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
Анализ, синтез, критическое мышление, командная работа

- нужны ЕГЭ на эти темы и все будет) Проблема не в ЕГЭ, а в качестве материала и педагогах. Типичная современная семья - подарить ребенку смартфон или планшет, отправить на платные курсы и считать что ты все сделал для своего ребенка. А ребенок, глядя на своих родителей, видит что книг они не читают, все их интересы вокруг денег и имущества, дружеских посиделок у них нет, и не понимает почему он то должен что то читать, получать командные навыки и думать о чем то кроме личного успеха. Учителя тоже поизмельчали - пришло поколение 90х и 00х. Вот и получается что ни семья, ни школа, ни улица ничего ребенку не дают. Остается смартфон и ЕГЭ, которых боятся и ненавидят.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

Браво. То же самое применимо и к общественному строю в целом, кстати. Если верхи и низы - так себе, то бардак будет независимо от таблички сверху.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
применимо и к общественному строю в целом

- важно не отделять одно от другого. Иногда есть соблазн списать проблемы общества на власть. Но это власть которую мы заслужили. Власть - кривое зеркало, которое в концентрированном виде отражает проблемы общества

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сальников

До слез радости и горя ваш  коммент. так и есть  в большей части школ и голов учеников. Как систему измеряют так она и работает. 

Ответить
Развернуть ветку
633 комментария
Раскрывать всегда