Что не так с образованием в России: что я понял, пока 5 лет создавал самую сильную в мире команду по робототехнике
Привет! Это Николай Пак. Я основатель детской школы дополнительного образования «Лига Роботов». Десять лет назад мы тешили свое эго и создавали токсичную среду, где главное — победа и кубки, а не дети и их развитие. Но после одного провала все изменилось.
Рассказываю, что произошло и почему победы придут сами, если соблюдать главный секрет обучения детей. Спойлер: родители, государство и другие школы дополнительного образования о нем почти всегда забывают.
От новичков до чемпионов России за полгода
Вместе с партнерами мы основали «Лигу Роботов» в 2011 году, когда учились на магистратуре в НГТУ. И уже в первые месяцы решили создавать спортивные команды по робототехнике, участвовать в соревнованиях. Логика простая: если ты обучаешься любой дисциплине, нужно конкурировать с другими. Без вызова и соперников невозможен рост.
Самым престижным соревнованием в стране на тот момент был «РобоФест». На такие чемпионаты едут спортивные команды из школ, университетов и секций. Задания плюс-минус одинаковые: построить робота, который решит определенную задачу. Это может быть гонка на скорость, перетаскивание предметов, футбол и др.
На «РобоФесте» мы участвовали в разных категориях. Всего команда состояла из девяти детей, которые на тот момент занимались у нас не больше полугода. А это даже не срок, потому что сейчас дети ходят к нам в среднем по три года. Но даже тех шести месяцев обучения было достаточно, чтобы стать лучшими: ребята занимали почти все призовые места в разных номинациях.
Тогда нам и предложили выступить на World Robot Olympiad, где соперники — лучшие команды со всех концов света, а не России. Почему бы и нет?
Были как русские футболисты: разрывали внутри страны, но на мировом чемпионате — фейспалм
Я был уверен в нашем уровне, и на следующий год мы полетели на World Robot Olympiad в Малайзию. Наша команда старшей возрастной группы была как Нео из «Матрицы»: тренеры закачали в ребят все крутые навыки робототехников. Они кодили на Arduino и Raspberry Pi, изучали текстовые языки программирования, разбирались в Linux. Правда, и тренеры были Морфеусом: так сильно хотели результата, что давали сложные вещи раньше времени, порой кодили за учеников, вместо того, чтобы объяснять.
В течение десяти месяцев команда собирала и программировала робота с помощью тренеров на наборе LEGO, чтобы он четко и быстро справился с задачей на чемпионате. Что нужно будет делать командам, организаторы объявляют заранее. В этот раз роботу нужно было собрать пирамидки определенного цвета и переместить их на нужные поля.
Я не сомневался, что наша команда возьмет золото, потому что навыков было предостаточно, а LEGO — это слишком просто. Но мы проиграли и среди ста команд заняли пятое место с конца.
Поняли, что ничем не отличаемся от обычной российской школы
Наборы LEGO — это просто, а «Лига Роботов» — тот самый Нео из «Матрицы», лучше всех. Мы допустили эти мысли в голову, за что и поплатились: с треском провалились на чемпионате.
В те времена мы были как «типичный родитель». Иногда программировали робота за детей во время подготовки к соревнованиям вместо того, чтобы помогать им самим искать решения. Давали сложный материал раньше времени. Были ориентированы на результат, хотели только призовых мест.
Совсем как в школе: получай тройбан, переходим к следующему параграфу. Какая разница, что ребенок не все понял? У нас ведь есть программа.
Но мы все изменили.
Дали детям право свободно факапить. Тренер не должен работать за команду, объяснять вопросы, на которые ребенок может ответить сам. Задача у тренера — мотивировать и помогать в сложных моментах. Ребенок может собрать робота неправильно. Ну и пусть — допустив ошибку, он запомнит ее и больше не повторит. Возник вопрос — обратись к Гуглу. Учись искать нужную информацию и применять ее на практике. Только если не получится найти самому — к преподавателю.
В других школах роботехники все наоборот: роботов собирают учителя, они же дают детям готовые ответы. Нет никакого преодоления. Дети в итоге хуже усваивают материал, лишь поверхностно знакомятся с дисциплиной.Сейчас у нас занимается 25 тысяч детей по всей России.
И вот обычный сценарий: приходит ребенок капризным, с плохим поведением за пределами уроков. У нас он ошибается, но преодолевает трудности одну за другой. Мы наставляем, даем теорию, помогаем, если возникают сложности. Но ребенок работает сам. У нас он понимает, что обучение — это его зона ответственности.
Через пару лет капризы и лень пропадают. Появляются дисциплина, способность и желание самостоятельно решать проблемы. Дети не скидывают неудачи на других. Они принимают ошибку, исправляют ее и идут дальше.
Никаких сольных партий, только хардкор групповой работы. Иногда родители требуют, чтобы у ребенка был отдельный набор для сборки робота и он работал сам, а не в группе. Но в таком случае ученик теряет шанс прокачать навыки командной работы и коммуникации.
В будущем будет сложнее работать с коллегами и партнерами: договариваться, решать проблемы, находить идеи, делегировать и доверять. В одиночку человек способен на многое, но команда сделает больше, быстрее и лучше.
В «Лиге Роботов» дети работают в парах. Так они не только дополняют друг друга, но и прокачивают свои слабые стороны. Ведь кто-то хорош в сборке робота, кто-то в алгоритмах. И иногда проще, когда сложный момент тебе объясняет ровесник, а не преподаватель.
Отказались от экспресс-обучения — синонима поверхностных знаний. Образовательный тренд на тренировку скилов все больше захватывает Россию. Курсы, тренинги, марафоны проходят все подряд. Но когда тебя учат определенному навыку за неделю, день или пару часов, то помогают решать лишь механические, шаблонные задачи. Мы же учим мыслить. Кроме того, минимум времени, чтобы провести нормальное занятие по робототехнике, — 2,5 часа. Этого достаточно, чтобы ребенок узнал теорию, сам собрал робота, порешал задачи на алгоритмы. И еще у него остается свободное время, которое он тратит на творчество: собственные проекты и эксперименты.
Вот почему я не доверяю школам, которые учат детей робототехнике по 45 минут. Этого просто недостаточно, чтобы научить хоть чему-то стоящему. Поэтому я против тех, кто ориентируется на развитие скилов. Они дают навыки, а наша методика развивает у детей мышление.
Спокойно шли к победе, но все испортили журналисты
Мы отказались торопить события и давать сложные блоки информации раньше времени. Ребята из команды «Лига Роботов — Бином» кодили сами, а тренеры были в стороне: помогали, если было необходимо.
Следующие четыре года команда из Новосибирска ездила на World Robot Olympiad и не занимала призовые места, но становилась с каждым чемпионатом все лучше, пускай и менялся состав. В разные годы в состав команды входили ученики старших классов и вузов из Новосибирска.Взять золото во взрослой категории она могла уже в 2016 году. Соревнования проходили в три этапа с классическим заданием: сбор фигур и их перемещение в нужные поля. Первые два раунда мы занимали верхнюю строчку: наш робот был быстрее, он четко выполнял задачу. Другие команды уже поздравляли нас с заслуженной первой победой.
Но в финальном раунде, где в новом заезде соревнуются топ-8 лучших команд, наш робот сбился из-за инфракрасного излучения от аппаратуры СМИ. Надо было подать апелляцию, но команда не стала этого делать. Эта история еще больше сплотила ребят, по-спортивному их обозлила.
Стали первой командой из России, которая взяла золото взрослой категории
В 2017 году чемпионат мира проходил в Коста-Рике. Задание кажется простым: сделать роботом пирамидки из трех фигур одинакового цвета и перенести их на совпадающие цветовые поля. Сами элементы разбросаны по площадке. Как именно это сделает робот — не имеет значения, но нужно уложиться в две минуты.
Мы справились лучше и быстрее 9 000 команд из 92 стран. Кроме того, стали единственными в мире, кто справился с дополнительным заданием. В чем его суть: те же пирамидки и поля, но меняется расположение фигур. Заранее невозможно написать код, все нужно делать на месте. Тренеры помочь не могут, интернета нет. Только команда, робот и код. Я уверен, что ребята справились с этим «сюрпризом», потому что последние пять лет они все делали сами. А тренер просто был рядом.Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников
Осознали, как можем помочь пустыне российского образования
Через год в Таиланде мы взяли Гран-при мирового чемпионата, подтвердили статус лучших. Пять лет — столько нам понадобилось времени, чтобы стать одной из сильнейших команд мира без любой сторонней помощи. В погоне за чемпионством мы сами допустили ошибки. Забыли об онлайн-формате и других направлениях образования. Сейчас исправляемся: создаем кружки геймдева, игры с образовательным контентом, безопасную зону интернета для детей. В ближайшем будущем откроем своими силами филиал в Москве.
Спустя 10 лет охоты за кубками мира мы будто в самом начале. Впереди еще больше поражений, трудностей, но в то же время побед и достижений. Но дальше будет проще. Мы уже все это проходили.
Считаю, что робототехника — это лучший инструмент передачи знаний. Здесь необходимо использовать несколько дисциплин: математику, физику, информатику, электронику, мехатронику и другие смежные науки. А еще это практика: можно все пощупать, своими руками собрать, проверить гипотезы, повторить эксперимент.
Отдам миллион любому, кто победит меня в споре
Девять лет назад я подшучивал над наборами LEGO. Думал, что это игрушка. Сейчас наоборот: готов дать миллион рублей тому человеку, который в научном споре докажет мне, что LEGO — это не робототехника. Может, кто-то готов рискнуть? Пишите в комментариях, обсудим детали дуэли.
Текст обещал анализ или хотя бы приглашение к анализу проблем образования (которое всегда было проблемное и уж тем более сейчас), но ограничился рекламой.
Вроде бы он всю статью это делает, рассказывая почему плохо пичкать знаниями без понимания и требовать результат любой ценой здесь и сейчас, как это у нас делают при подготовке к ЕГЭ.
Вы точно читали дальше дальше второго предложения?
Комментарий недоступен
но ограничился рекламой
Никогда такого не было и вот опять... :)
Согласен, что статья достаточно.. по-тинейджерски оформлена - ну как говорится попробуйте из 2.5 часового со мной интервью сформулировать лучше и чтобы было в "формате".
Однако, приглашение есть - разве нет сейчас скилло-ориентированного подхода в образовании (soft skills, мы дадим тебе скиллы, скиллбоксы всякие) и не только в общей школе? Которые, по-сути, просто учат обезьянку как делать следствие - сайтик, скриптик на питончике, когда более низкоуровневые, фундаментальные знания не прибавляются от слова совсем?
Разве нет сейчас гонки вооружений за пустыми достижениями?
Не понял притензии, вообщем
мало, но что-то есть
выводы:
1) Дайте детям свободу и возможность совершать ошибки;
2) Не решайте за них и не гонитесь за объёмами впихиваемого материала и результатами.
Так здесь вам никто не обещал развёрнутую критику системы образования. Это вам в другое место надо, с такими то запросами.
Почитал статью и комменты - какие же тут бывают токсичные люди! Вы бы порадовались лучше за людей, которые учат чему-то детей и тому, что они добиваются чего-то на мировых чемпионатах. Да, от части это реклама. Ну и что? Это реклама хорошего продукта. Я не вижу абсолютно ничего плохого в том, что написано в посте.
Если уж объективно, то для любой школы единственным доказательством эффективности их методики будут публичные достижения их учеников на международной арене. И мировые чемпионаты, подобные тем, которые описаны в статье, вполне себе неплохое поле для битвы в этой лиге. Для ребят это хороший показатель их успехов и достижений, а для школы - результат их работы по факту.
Иногда, читая комментарии к подобным статьям, создается впечатление, что достижения подобных образовательных учреждений будут засчитаны только при условии, что их 16-18ти летние ученики уложат на обе лопатки самого Илона Маска! Ну вы правда считаете, что это реально сделать для этих ребят?
Будьте реалистами и добрее к миру. Мир ответит вам взаимностью в ответ ;)
Синдром отобранной игрушки — большие дяди читают и на подсознании, берущем корни из детства, не хотят делиться с другими детьми прелестями игры в конструктор — моя прееелесть... 😂
Мир отвечает взаимностью только Wildberries :)
Спасибо ) Ну и до Илона, глядишь, возможно, доберёмся )
https://youtu.be/f1NBdnhBg8Y
Пруфы на столь забавное утверждение будут?
- статью не читал, сразу полез в комменты )))
Звучит так, что даже Boston Dynamics, iRobot и FANUC напряглись
?
Boston Dynamics нервно курит в сторонке...
Да, ниже
Достаточно?
Робототе́хника (от робот и техника; англ. robotics — роботика[1], роботехника[2]) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой развития производства[3].
я миллионер?
Комментарий недоступен
Вас поймали, как пискарика на хлеб. То, что предложил автор статьи, то тема для дискуссий, т. к. LEGO вполне может являться частью робототехники, а может и не являться. Например, с точки зрения какой-то базовой прикладной механики, конструкторского папье-маше, что, кстати активно и используется в робототехнике, ибо проще и быстрее способа, чем конструктор LEGO, создать конструкцию нет.
Но вот на что я бы сделал ставку, так это на:
Компания LEGO Group была основана в 1932 году. Её основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен, являвшийся в то время бригадиром команды плотников и столяров.Мы видим, что конструктор LEGO создавался плотником и изначально не имел ничего общего с робототехникой, это банально — сборная игрушка.
Далее мы понимаем, что конструкторы LEGO и вовсе случайность (случайные вещи часто могут быть гениальны):
В качестве дополнительной рекламы он решил смастерить миниатюрные образцы своей продукции и выставить их в витрине мастерской.Миниатюры навели Оле на мысль об игрушках. Расчёт был довольно прост: в трудные времена люди будут экономить на всём, они не станут переезжать в новый дом и откажутся от ремонта в старом, обойдутся без новой утвари или мебели, однако на новую игрушку ребёнку деньги всегда найдутся.
Т. е. LEGO создавалась не в качестве конструктора и развития детей, а для расширения линейки "мёртвого" бизнеса Оле. А вот далее уже сложилось так, как сложилось и LEGO прекрасно вписалось в 21 век для моделирования объектов робототехники.
Так вот отвечая на вопрос:
LEGO — это не робототехникаНет, это не робототехника. Это игрушка, которая выросла в нечто большее и нашла свое применение в сфере конструкторских решений. А дальше уже можно устраивать дебаты на любые темы.
Увы, нет
https://youtu.be/oeGe5GB6iTQ
Автор, вы делаете крутые вещи, занимаетесь технологическим развитием и учите этому детей. Минусов всегда можно отыскать, а вот плюсов у вашей деятельности однозначно больше! Где, как не в сфере робототехники, ребенок поймет устройство всего нашего "неживого" будущего :)
Имхо, в будущем все будут программистами, а такой кружок как раз дает шанс это понять и освоить, когда вживую видишь результат работы своего кода.
Спасибо! Но я бы не сказал, что мы занимаемся впрямую робототехникой - скорее через язык робототехники катализируем функции мышления. А будущее не обязательно будет "неживое", хотя и автоматизации хватает.
Хорошая статья, достойная реклама.
Понравился подход к обучению.
Что в статье хорошего? Сплошная вода и текст полностью нерелевантен кликбейтному заголовку.
- а я читая написанное понял что не хватает нормальных преподов, поэтому решили понизить планку и сместить акцент на самообразование. С остальным согласен.
Если серьезно, то вся эта робототехника - баловство для разнообразия жизни замученных уроками школьников, не более.
А я был бы и щас рад пособирать, вот только семья, ребенок, работа, мальчик 34 года.
Вы явно «гуманитарий», раз такие выводы делаете 🙄 изучите подробнее, пожалуйста
Знаете, если бы не занялся ещё в школьные годы радиолюбительством, то, хрен знает, чтобы я делал и вошёл бы в мир IT или нет. ))
Блэт, выучить принципы ОС это баловство. Аплодирую стоя.
Такое 'баловство' считаю мне в жизни больше дало, чем все школьные годы.
А что не баловство?
Отнюдь, пока вы не сделаете, соберете из профилей алюминевых корпус для дрона, сами поймете какие бесколлекторные движки заказать, какую плату и охлаждение поставить, запрограммировать, откалибровать, понять где акселлерометр, где гиросенсор (не гироскоп) и прочее - Причем когда первы раз всё сделали перепоняли и математику процесса, и физику и информатику и, естественно, первые 3 раза дрон полетел строго вам в лицо, а не как надо - Вы ничего не поняли.
Робототехника - самый эффективный способ познания сегодня, если её преподают правильно. Вопросы?
Слишком много Я в этой убогой рекламке
Согласен, что статья достаточно.. по-тинейджерски оформлена - ну как говорится попробуйте из 2.5 часового со мной интервью сформулировать лучше и чтобы было в "формате".
Однако, приглашение есть - разве нет сейчас скилло-ориентированного подхода в образовании (soft skills, мы дадим тебе скиллы, скиллбоксы всякие) и не только в общей школе? Которые, по-сути, просто учат обезьянку как делать следствие - сайтик, скриптик на питончике, когда более низкоуровневые, фундаментальные знания не прибавляются от слова совсем?
Разве нет сейчас гонки вооружений за пустыми достижениями?
Не понял притензии, вообщем
Кружок робототехники это сила, именно там у меня мозги встали на правильный лад.
Армия ещё лучше кружок. Там многое встаёт на правильный лад
Не факт )))
Статья нравится, кроме предложения о миллионе и споре.
Просто вопрос поставлен так - что не имеет однозначного ответа .
При этом не определено, кто будет модерировать спор. ( Вполне логично, что если это будете делать вы ... это совсем не корректно)
- первый вопрос, а есть ли тот миллион на который решил спорить автор?
Дмитрий Есть сторонние эксперты? на примете? .
Как Ленин спорил в начале века?
Николай, приятно, что на фото много девчонок! Вот что круто! А в нашем детстве были только труды да музыкалка. Со скольки лет можно в этот спорт? Дети бесплатно учатся?
посмотрите внимательней. на все фотки ровно две девочки и очевидно фотки с ними специально отобраны
У нас половина состава - девушки, которые лучше нас (лучше меня, о боже!) ведут занятия и это нормально и отлично.
Правда, среди учеников их мало (силён фактор старых шаблонов).
Занятия платные, живём в капитализме, сами построили своими руками, ни копейки не получили ни разу ни от кого (а то тут принято мыльные пузыри инвестиционные раздувать и потом хвастаться и от государства тоже ни копейки) - просто как Сибирские Мужики взяли и сделали
Я ребятишками (девченками), способными удивляться, развиваться считаю всех от 5 до 80
Ключевая мысль для меня из статьи: "Вы видите ... результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников".
Я сам вырос в обществе, где все были умнее меня, но не настолько умные, чтобы перестать доказывать мне это.
Не только, но уже хорошо, вот видите
Жаль что в моем детстве не было таких клубов и такой робототехники как сейчас.
В моем детстве не то что, таких клубов не было, у нас даже на секцию по настольному теннису нужно было со своими мячиками приходить, а на секцию по картингу из нашего класса ходили только два парня, один сын зам.мэра, второй сын начальника одного из градообразующих предприятий, ибо только у них была возможность покупать бензин и запчасти. Остальным максимум был доступен баскетбол.
Были КЮТ-ы, СКБ, КБ в Великой стране с лучшим образованием в мире - которые, впрочем, в новой экономической реальности мы и пытаемся, в целом, воссоздать.
Снимаю шляпу перед вашими достижениями. Молодцы. Сам считаю также. У ребёнка должна быть возможность ошибаться, а также возможность исправить эту проблему самостоятельно, придти к решению самостоятельно.
А по поводу Lego. Постановка вопроса слишком абстрактна. Если буквально, то не соглашусь. Lego - это материал, пластик. Робототехника - это техника, электротехника. Пластик не проводит электричество, не содержит в себе информацию, а может быть лишь образчиком неких форм, что с роботом никак не связано. Поясню. Колесо из пластика для робота можно назвать частью робота, но ошибочно будет приписывать его к робототехнике, только потому что оно есть часть робота. Если так рассуждать, отрезаный круг от апельсина (в качестве колеса) можно тогда тоже назвать робототехникой.
Mindstorms: ну да, ну да, пошли мы на х**
Если не цепляться за формулировки то жизнь точно проще.
У лего есть комплект образовательный Mindstorms - это инструмент, и в нем есть все составные части робототехники. СТиральная машина тоже робототехника так то :)
В Лего есть наборы кибернетические, на всякий случай, с сенсорами, моторами и вычислительным, скажем, блоком управления - в котором на самом деле сидит ARM9 процессор и Linux ОС, к слову.
Комментарий недоступен
Во-1 не на скорость, а на стабильность и глубину решения задач - которую никто в мире не смог решить.
Во-2
Вопрос в том, что задание - вроде невероятно лёгкое - подумаешь пирамидку нужного цвета поставить в матрешку. Но в этом и есть философия познания - оболочка легкая, начинаешь копать вглубь и 8-классникам, 10классникам уже надо знать пропорционально-интегрально-дифференциальные регуляторы, причем их понимать (гарантирую, что на 3 курсе Теории Управления НГТУ весь поток в 300 человек никто не понимал ПИД-регуляторов, логарифмических всяких исчисления и прочего), фильтры Калмана, watchdog таймеры, параллельное программирование, алгоритмы, графы, вычисления массивов и прочее.
Мы же с этого и начали - Мы уже умеем в линукс, в текст, в ардуинки, распберри - что нам это соревнования на игрушке-Лего ДАХХХА. А вот что - мы не понимали сути. Там все перевёрнуто в правильном порядке - сейчас оболочка кричит сильнее содержания в 100 раз, у них - оболочка - детская, содержание на 10 ВУЗов
Ребенок два года ходил на Лигу Роботов, а также в летнюю школу, но в итоге сказал, что больше туда ходить не хочет - скукота, никакого развития. Сейчас ходит в другую школу робототехники, воспитанники которой также неоднократно были чемпионами мира. Пока доволен.
Можно поподробнее (извините, но мы уже после н случаев не верим на слово "дочерям офицеров") - в каком городе, когда и какая школа с воспитанниками, которые неоднократно были чемпионами мира? Что-то очень сомневаюсь.
Комментарий недоступен
Согласен, что статья достаточно.. по-тинейджерски оформлена - ну как говорится попробуйте из 2.5 часового со мной интервью сформулировать лучше и чтобы было в "формате".
Однако, приглашение есть - разве нет сейчас скилло-ориентированного подхода в образовании (soft skills, мы дадим тебе скиллы, скиллбоксы всякие) и не только в общей школе? Которые, по-сути, просто учат обезьянку как делать следствие - сайтик, скриптик на питончике, когда более низкоуровневые, фундаментальные знания не прибавляются от слова совсем?
Разве нет сейчас гонки вооружений за пустыми достижениями?
Не понял притензии, вообщем
Какие вы молодцы! Очень горжусь тем, что у нас есть такие способные преподаватели и ребята, так держать!!! Очень интересная статья, вдохновляющая, спасибо!)
Вы большие молодцы! Учите детей работать в команде, даете новые знания и веру в себя! Приятно читать такие статьи!
Комментарий недоступен
Весь текст про то как программировать роботов не имея отношения к реальной индустрии. Этакая наука ради самой науки.
Это не наука, это - обучение. Эффективность измеряется выпускниками - в результате обучения наших выпускников с руками оторвали cognitive pilot (2), mail.ru (1), yandex.ru (1) где они занимаются реальным производством, вы не представляете, исходя из обучения на игрушках
Дайте ваше определение робототехники и я с большим удовольствием поупражняюсь в риторике. Можно и публично. Но определение не может меняться с момента написания.
Комментарий недоступен
Дело не в определениях, дело в самом споре и для начала почитайте как именно, с кем, в каких условиях Ленин спорил в начале века
Так. Как миллион получить я не понял?
Комментарий недоступен
Вроде хорошее дело делаете, но столько борьбы, соревнования, токсичных сравнений друг с другом. Жизнь борьба ради борьбы и на обломках старого мира мы построим новый. Хочется порадоваться за ваши поразительные успехи, но не поддержать токсичный настрой к миру.
Михаил, надо отделять мух от котлет - я абсолютно первый, кто согласится с тезисом о токсичности всевозможных (практически, всех) олимпиад и соревновании в духе убийственного успеха (по головам, любой ценой). Именно поэтому я стал Chief Judge WRO с подконтрольными 52 судьями на мировом этапе, чтобы изнутри вычищать авгиевы конюшни всевозможно страшных проявлений (их много, целые 2 статьи могу написать про это) на олимпиадах.
Но! Именно WRO самоочищается, именно в нём токсичности как таковой очень мало - много дружелюбия, действительно, и честного соревнования (чем старше - тем лучше, чем младше - тем токсичнее соревнования, поэтому я бы в мире вообще запретил любые соревнования до 15-16 лет в принципе). А кто это исправит - вот только своими руками.
https://t.me/robotsovet/7216
У вас 25 000 детей учится по всей России, а вы рассказываете об одной команде, показавшей серьёзный результат. Да, я знаю, что в Лиге есть хорошие команды, достойно выступающие на различных соревнованиях. Но штука в том, что такип команды есть во многих учреждениях, с гораздо более скромным охватом учащихся и более ограниченными ресурсами. Я сейчас про бюджетные организации не из столичных регионов.
При всем этом, я всем своим внутренним "я", подписываюсь под статьёй. Необходим планомерный и, временами, медленный подход, но подход на развитие самостоятельного движения учащегося. И, вот здесь возвращаемся к началу: если не лукавит перед собой, то таких детей - единицы. Они настолько редки, что почти вымирающий вид. Поэтому и не будет из всех ваших 25000 детей, сотен серьёзных команд. И, как это не печально, дай Бг, чтобы из этих 25000 учащихся, хотя бы 25% пошли учится по направлению робототехника или около того.
Возможно, в силу искусственного отбора и "селекции" у вас в Лиге и побольше процент, чем у меня в бюджетном, но не сильно кардинально он отличается.
По поводу: сами писали код за детей, аж навеяло российским чатом WRO в телеграме :)
Эх, сейчас действительно это одна из серьезнейших демотивирующих проблем на соревнованиях. И если на крупных за этим следят, то на соревнованиях попроще, хоть плачь вместе с детьми: дети прогают, собирают, разбирают, ищут и находят, гордятся своими решениями, а приезжают к взрослым дядям и дошколятам, которые: чпок кнопочку и робот как ураган весь полигон проскочил.
Лего, конечно, хорошая платформа с невысоким порогом вхождения и огромными возможностями, но все должно быть в меру. Главное, вовремя соскочить с лего, иначе, это, все же, не робототехника :) Не уверен, что лего способно дать понять ребёнку 15-17 лет все многообразие возможностей инженерного подхода, решений...
Спасибо за рациональный текст (я уж думал тут на такое мало кто способен) и конструктивный)
Давайте по-очереди:
1. Что касается команд-брильянтов - и да и нет. Т.е. действительно, вот эти 25000 учеников - это супер порядково падающая усеченная пирамида - т.е. на входе 25000, среди них на порядок, т.е. 2500 "доживают" 3-5 лет, среди них на порядок. 250 "доживают" до спорта, среди них на порядок, 25 "доживают" до психологии работать как проклятый ну и так далее. Условно, есть много школ, которые могут стрельнуть на олимпиаде - но это не системно, им просто повезло. Мы же выстраиваем большую "воронку" (продаж )) ) "учеников" - чем больше база пирамиды, тем больше тупо статистически мы таких "алмазов" найдем. И мы их не просто находим - мы их выращиваем - по 250 ребятишек делаем УТС (олимпийские учебно-тренировочные сборы), Хакатоны годами - ребят много и ученики, ученики учеников, ученики учеников учеников уже генерируются - база большая и она, самое главное, работает. Но фокус с олимпиад мы немного сняли всвязи с пандемией и падением WRO в эпоху феодализма - сейчас фокусируемся на качественных выпускников в целом.
2. По поводу грязи на соревнованиях (особенно младшего возраста) Выше скопирую с вашего позволения
"Михаил, надо отделять мух от котлет - я абсолютно первый, кто согласится с тезисом о токсичности всевозможных (практически, всех) олимпиад и соревновании в духе убийственного успеха (по головам, любой ценой). Именно поэтому я стал Chief Judge WRO с подконтрольными 52 судьями на мировом этапе, чтобы изнутри вычищать авгиевы конюшни всевозможно страшных проявлений (их много, целые 2 статьи могу написать про это) на олимпиадах.
Но! Именно WRO самоочищается, именно в нём токсичности как таковой очень мало - много дружелюбия, действительно, и честного соревнования (чем старше - тем лучше, чем младше - тем токсичнее соревнования, поэтому я бы в мире вообще запретил любые соревнования до 15-16 лет в принципе). А кто это исправит - вот только своими руками.
" + сейчас есть Федерация Спортивной и Образовательной Робототехники, которая будет (поверьте наслово или вступите и увидите изнутри) занимается ровно этими вопросами.
3. По Лего тоже скопирую:
Вопрос в том, что задание - вроде невероятно лёгкое - подумаешь пирамидку нужного цвета поставить в матрешку. Но в этом и есть философия познания - оболочка легкая, начинаешь копать вглубь и 8-классникам, 10классникам уже надо знать пропорционально-интегрально-дифференциальные регуляторы, причем их понимать (гарантирую, что на 3 курсе Теории Управления НГТУ весь поток в 300 человек никто не понимал ПИД-регуляторов, логарифмических всяких исчисления и прочего), фильтры Калмана, watchdog таймеры, параллельное программирование, алгоритмы, графы, вычисления массивов и прочее.
Мы же с этого и начали - Мы уже умеем в линукс, в текст, в ардуинки, распберри - что нам это соревнования на игрушке-Лего ДАХХХА. А вот что - мы не понимали сути. Там все перевёрнуто в правильном порядке - сейчас оболочка кричит сильнее содержания в 100 раз, у них - оболочка - детская, содержание на 10 ВУЗов
Комментарий недоступен
Там все в 3D. Вы не в курсе за этот фейк? Посмотрите внимательно их ролики и увидите, что это все 3D. Нужно минимум роликов 8 посмотреть, тогда точно заметите.
Вопрос в том, что задание - вроде невероятно лёгкое - подумаешь пирамидку нужного цвета поставить в матрешку. Но в этом и есть философия познания - оболочка легкая, начинаешь копать вглубь и 8-классникам, 10классникам уже надо знать пропорционально-интегрально-дифференциальные регуляторы, причем их понимать (гарантирую, что на 3 курсе Теории Управления НГТУ весь поток в 300 человек никто не понимал ПИД-регуляторов, логарифмических всяких исчисления и прочего), фильтры Калмана, watchdog таймеры, параллельное программирование, алгоритмы, графы, вычисления массивов и прочее.
Мы же с этого и начали - Мы уже умеем в линукс, в текст, в ардуинки, распберри - что нам это соревнования на игрушке-Лего ДАХХХА. А вот что - мы не понимали сути. Там все перевёрнуто в правильном порядке - сейчас оболочка кричит сильнее содержания в 100 раз, у них - оболочка - детская, содержание на 10 ВУЗов
Начать нужно с неимоверно банальной вещи...зарплата, я когда Универ заканчивал, мне сказали, в лучшей школе Ярославля, ну ладно хер с вами, в одной из лучших школ: "На пол шишечки..., в смысле полставочки за 7.5 тыс пойдете ?" Шел хмурый 2008 год...
В школе, как и в медицине, идет жесткий рыночный отбор...не идут туда лучшие выпускники, в столицах этих ваших... еще куда ни шло, народу просто до ебени матери, а вот периферия там слезы и боль, и слава всем богам Индии, что туда вообще хоть кто то идет работать
В том числе - кстати мы помогаем школам решать их уже вопрос (потому что видим систему в целом, а не частные ее проявления), но смотрите еще один пример с нормальной зарплатой:
Тема большая и необъятная (в одной статье уж точно) и здесь фокус больше был, скорее, на школы по робототехнике - но всё же расскажу простой пример:
Меня учила учительница по математике, сделал там пятикратным победителем всяких олимпиад по математике и вместе со мной еще 10 человек - учительница от Бога.
Через 10 лет меня снимает на камеру паренек молодой, я ему что-то задал задачку простую (люблю просто перекидываться задачками, как семечки для мозга) - он просто тупой оказался. Говорю - ну да, деградация образования. Он мне - да я не виноват, так-то я умный просто училка (именно училка) стрёмная (именно стрёмная). Оказалось, что его "стрёмная училка" - это моя же Лариса Александровна. Он отжимался 60 раз.
Но! Прикол в том, что именно системе такие как она уже не нужны, они плохо готовят к ЕГЭ (потому что они готовят фундаментальное мышление, которое пригодиться в жизни, а не к тупорылому тесту егэ). Как-то так
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Подкосил ковид, теперь потеряло актуальность, а вы сомневаетесь, кто бы победил? )
Пак, братишка, это ты сам писал?
У меня мерч ЧСВ скоро выходит, могу подогнать😎
Не сам, мы знакомы что сразу на "ты" и вроде у меня есть уже брат?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Более детально можно пообщаться здесь https://t.me/robotsovet/7216
Или здесь: https://t.me/PakRecommends
Лего это не робототехника. Так звучит один из фундаментальных законов природы, а следовательно он не нуждается в дальнейшем обосновании.
Какой закон?
Почитайте другие попытки - https://t.me/c/1050066325/12052 - пока по нулям
Можете почитать - уже попытались тут https://t.me/c/1050066325/12052 - пока у всех по нулям.
И опять, рассуждая про образование (научение чему либо), упускают важный момент: самого ученика. Его возможности к обучению. Как, собственно, и в ненавистных многим школах. Наверное, уместнее было бы узнать особенности детей, а потом применить к ним свою методику обучения. Пять лет - хорошая длительность для исследования. 💁🏻♂️ А так я не очень понял, прочитав статью, кого именно и чему научили? Ведь составы команд менялись. 🤔 Если это были старшие подростки (18-20+ лет), то где они учились до вас, каким опытом робототехники и соревнований обладали?
В общем, вопросов у меня многовато.
Однако! Я рад за ваши достижения. 😁
Успехов! ✊🏻
Дважды чемпионы (даже, условно, трижды) - одна и та же команда по составу, учились практически все у нас с нулевого старта (до нас вообще никто не занимался робототехникой среди этих ребят по крайней мере - ну и в целом в 2011-12 вы мало найдете тех, кто уже занимался робототехникой, единицы) по 3-5-6 лет. Т.е. научили полностью мы.
У меня сын учился в лиге роботов до переезда
Ой, только заметил что зашёл через Google аккаунт сына. 😐
В другую страну?
У автора проблеммы с русским языком. Многие русские слова ему просто не знакомы. Например скиллы- означает навыки, факапить- литературный вариант, напартачить, и т.д. и т.п.
Может деткам надо обьяснять по русски и они понимать и осваиватся будут лучше ибыстрее?
Статью не я писал (по интервью со мной) - но хочу сказать, что везде надо знать золотую середины - вы давно общались с ребятишками? Когда вы будете им объяснять некоторые термины исконно русскими словами (кстати, почему именно вашими, может быть как во времена Пушкина будем выражаться?) - хотелось бы посмотреть. Не перегибайте.
Тож лобота хобота купил. Твои ученики никогда такого не создадут. Они вообще никогда не создали и не создадут ничего полезного.
А ты дорого берёшь с родителей тех 25 тыщ детей?
Чего не создадут? Почему сразу на ты - мы знакомы или тут так принято? Сколько платят можно посмотреть на сайте - не завидуйте. Всё в дело идёт, не переживайте.
Комментарий удален модератором
Ну вот что за глупость вы написали?
Само слово "компания" подразумевает, что это КОМПАНИЯ людей, то есть больше одного человека.
А успешных предпринимателей-одиночек, кстати, более чем достаточно, но вот только компания тут причём?
Сильные, сильнейшие, лучшие - это спорт? А я думал, что робототехника (лучшие) - это Boston Dynamics или как здесь https://robotsandrobotics.blogspot.com/
Мо-ло-дец