Что такое реконцептинг и как он поможет оживить городские пространства?

Привет! На связи команда Evolut Space. Сегодня мы хотим рассказать о том, как можно оживить почти любой объект недвижимости с пользой для города и горожан и с финансовой выгодой для его владельцев.

Из заголовка видно, что в качестве формата обновления мы предлагаем использовать реконцептинг, то есть переосмысление и преобразование существующих объектов и территорий с целью увеличения доходности и капитализации. Для начала давайте разбираемся, чем этот термин, и, как следствие, подход отличается от редевелопмента.

Редевелопмент vs реконцептинг

Редевелопмент — это длительный, ресурсоёмкий процесс перестройки устаревших или заброшенных объектов. Скорость „включения“ таких объектов очень невелика, тогда как бюджеты, напротив, раздуты и подчас не подъемны. Развитие „заброшек“ и вовсе требует специальных инвестиционных программ, грантов и условий восстановления.

Другое дело — реконцептинг, то есть перосмысление формата тех проектов, которые уже работают, но по какой-то причине плохо востребованы в современном мире. Мы уверены, что определенный комплекс действий, не требующих значительных вложений, помогает создать сильный и востребованный бренд, привлечь новый трафик и сделать объект привлекательным в глазах жителей города, потенциальных резидентов и инвесторов. Как и редевелопмент, реконцептинг можно назвать частным случаем ревитализации — зонтичного термина, который используются для описания «оживляющего апгрейда» пространств и территорий.

Что такое реконцептинг и как он поможет оживить городские пространства?

Реконцептинг осуществляется в три этапа: 1) многоаспектный ситуативный анализ, 2) создание концепции развития объекта и 3) комплексный план его реализации. Комплекс мер, который мы предлагаем, поможет создавать сильный и востребованный бренд, привлекать новый трафик и позволит сделать объект привлекательным в глазах жителей города, потенциальных резидентов и инвесторов, а также органично вписываться в территориальный ландшафт и будет учитывать потенциальные планы по развитию города.

Если посмотреть на практически любой русский город, то в каждом найдутся заброшенные и забытые промышленные объекты. Но также верно и то, что почти в каждом таком городе количество уже функционирующих, но «недокрученных” объектов будет в несколько раз превышать количество “заброшек».

И если в первом случае по определению требуются большие бюджеты и сложные восстановительные работы, которые чаще всего невозможны без вмешательства в архитектурный облик, то в реконцептинге действует принцип «невидимых архитекторов», а бюджеты могут быть и вовсе минимальными или символичными.

В первую очередь, мы исходили из идеи о том, что городу необходима „фабрика смыслов“ и команда с мультикомпетенциями, чтобы грамотно „включить“ будущую сборку в существующий ландшафт.

Пример такого проекта — Пространство ЭМА, проект превращения старого промышленного корпуса-завода в популярное культурно-развлекательное пространство. На площадке проходили вечеринки, спектакли-квесты, лекции, концерты, воркшопы и мастер-классы. Пространство просуществовало, увы, лишь до 2015 года, после чего на месте началась масштабная стройка жилого комплекса.

Новое медиакультурное пространство на месте бывшего завода электромедицинской аппаратуры "ЭМА". 
Новое медиакультурное пространство на месте бывшего завода электромедицинской аппаратуры "ЭМА". 

Преимуществом реконцептинга перед редевелопментом также является и то, что в первом случае есть возможность лаконично «включать» самые сложные проекты — например, внесённые в список объектов культурного наследия или обладающие высокой исторической ценностью.

Пример первого случая — бывший стекольный завод Planell, у которого две из трех сторон фасада внесены в ОКН. Другой пример — более масштабный и сложный — перезапуск Новой Национальной Галереи в Берлине, которая открылась в конце августа 2021 года.

Бывший стекольный завод Planell в Барселоне, который сегодня переосмыслен как культурно-образовательный центр и гостиница.
Бывший стекольный завод Planell в Барселоне, который сегодня переосмыслен как культурно-образовательный центр и гостиница.

Также существуют примеры, когда после редевелопмента проектам по прежнему необходим реконцептинг — чтобы при запуске опираться не только на бэкграунд самого здания, но и найти правильное, релевантное конкретному объекту, применение внутри локации.

В качестве успешного кейса можно назвать творческий индустриальный кластер Октава – один из важных для современной Тулы центров культурного притяжения. Он объединяет интерактивный Музей Станка, выставочное пространство, лабораторию-мастерскую «Фаблаб», студию звукозаписи, лекторий, книжный магазин, ивент-площадку, техническую библиотеку и техническую школу. Выглядит он действительно впечатляюще – по эстетике, которая сполна отражает ДНК города-завода.

Творческий индустриальный кластер "Октава" в городе Тула.
Творческий индустриальный кластер "Октава" в городе Тула.

Тем не менее, инфраструктура и проектные мощности площадки до сих пор использованы не на максимум. И можно было бы, как минимум, дать различные сценарии использования пространства разным аудиториям — технические и прикладные кружки для детей, «чистые» мини-производства, экспериментаниумы, действующие на постоянной основе, а также комьюнити-менеджмент для всех, кто хочет «влиться» в сообщество.

Реконцептинг жилых объектов

Проекты реконцептинга можно встретить и в объектах жилой недвижимости — апартаментах, лофтах, частных домах и коливингах.

Яркий пример здесь — Tatlin Apartments — дом в Басманном районе Москвы. Конструктивистское здание телефонной станции начала ХХ века здесь переосмыслено на совершенно ином уровне, дополнено будто парящим в воздухе объемом из стекла и является синтезом эффектной архитектуры и современных форм. Формированием архитектурной и бренд-концепции проекта здесь занималась команда креативного консалтингового агентства SmartHeart.

Проект Tatlin Apartments в Басманном районе Москвы.
Проект Tatlin Apartments в Басманном районе Москвы.

Другой пример, «Рихтер» — частный проект реконцептинга в самом центре старой Москвы. Это яркий дизайн-отель, но также сад с возможностью просмотра кино под открытом небом, террасой и амфитеатром и несколько общественных пространств: две галереи современного искусства, библиотека на первом этаже, студия радио в бывших подземных хранилищах банка, печатная мастерская на нижнем ярусе, ресторан, бар и вермутерия. Но, помимо интересной mixed used структуры нового проекта, привлекательной также является и тонкая работа с пространством: то, как обыграна и трансформирована идентичность современного Замоскворечья и аккуратно вшита в своё окружение.

Отель "Рихтер", ставший одной из культовых точек на карте современной культурной Москвы, - это и гостиница, и лофт, и бар, и летний кинотеатр под открытым небом.
Отель "Рихтер", ставший одной из культовых точек на карте современной культурной Москвы, - это и гостиница, и лофт, и бар, и летний кинотеатр под открытым небом.

Пример жилого пространства — Дом Наркомфина — является иллюстрацией того, что итогом реконцептинга могут быть не только мастабные изменения, но минимальные корректировки. После реформации дом был восстановлен в своем прежнем формате, а здание прачечной, которое строилось как часть «Ансамбля экспериментального жилого дома Наркомфина» в качестве социального и архитектурного эксперимента по созданию нового быта советских горожан, будет функционировать уже в другом амплуа.

Парки и открытые общественные пространства

Говоря о реконцептинге территорий, мы подразумеваем не только здания — коммерческие или жилые, но и конкретно сами локации.

Пример такого проекта — Парк-эстакада High Line в Нью-Йорке. Мир постапокалипсиса показан максимально реалистично — «поношенные временем» индустриальные объекты здесь сочетаются вместе с всеохватывающей и свободной природой.

Нью-йорский индастриал - парк-эстакада High Line, вдохновивший ревитализацию московского района ЗИЛ и парк "Тюфелева Роща", словно сошел со страниц книг Роберта Хайнлайна.
Нью-йорский индастриал - парк-эстакада High Line, вдохновивший ревитализацию московского района ЗИЛ и парк "Тюфелева Роща", словно сошел со страниц книг Роберта Хайнлайна.

High Line интересен также тем, что для сохранения и реконцепции существующего «дикого” парка, было организовано сообщество The friends of High-Line. Идея прошла путь “снизу вверх» и была успешно реализована.

Другой пример — Газгольдер № 8, построенный Gas Light Company в 1850-х и в одно время входивший в состав крупнейшего газового завода в мире. После реконцепции объект обрел внутри себя небольшой городской парк.

Альтернативный вариант реконцептинга газгольдера, а также идеальный пример продуманного реконцептинга сложных объектов — Планетарий #1 в Санкт-Петербурге. Самый большой планетарий в мире (к тому же, ещё и частный) удивляет не только своим масштабом и историей здания, но и тем, что сроки реализации проекта заняли всего 2,5 месяца за минимум средств.

Бывший газгольдер, а нынче инновационный планетарий в Санкт-Петербурге.
Бывший газгольдер, а нынче инновационный планетарий в Санкт-Петербурге.

Сама концепция проекта была подобрана исходя из возможностей здания — оно признано памятником промышленной архитектуры и возможности его перестройки сильно ограничены. Подготовка газгольдера к установке было сделано за 1,5 месяца, а монтаж купола — еще 1 месяц. Была установлена новейшая проекционная система, способная транслировать видео с разрешением до 16 000 пикселей (ближайший конкурент по масштабу — Nagoya City Science Museum в Японии — имеет разрешение экранов в два раза меньше, всего 8000 пикселей).

Кажется, что такой темп и амбиции стоят больший вложений, но на самом деле инвестиции в проект были порядка 350 миллионов рублей. Что сравнительно с Московским планетарием, который делали 18 лет и потратили 5 миллиардов рублей, кажется волшебством.

Библиотеки и ДК

Особый вид искусства реконцептинга — обновление либо существовавших ранее библиотек и домов культуры, либо адаптация нетипичных пространств под эту функцию.

В первом случае примером служит Национальная библиотека Татарстана в Казани, во втором — проект публичной библиотеки LocHal в голландском городе Тилбург.

Архитекторы создали объект, где разные люди могут встречаться для разных целей — в этом смысле здание можно назвать социальным конденсатором. Здесь есть пространства самых разных размеров, что дает возможность как для совместного, так и для личного использования.

члены жюри WAF
Библиотека LocHal в Тилбурге.
Библиотека LocHal в Тилбурге.

Помимо книжного фонда в LocHal находятся лекционные залы, коворкинги и специальные «лаборатории», посетители которых могут получить новые навыки в различных сферах. Но главная изюминка — три поставленных на сохранившиеся железнодорожные рельсы огромных стола на колесах-вагонах. Небольшая отсылка к культурному прошлому Тилбурга.

Данный библиотечный комплекс — совместный творческий проект библиотек города и муниципалитета. Но интересно и то, как кооперируются локальные проекты друг с другом — например, расположенный по соседству сказочный тематический парк Efteling стал источником вдохновения при оформлении отделения детской библиотеки.

Ещё один пример реконцептинга библиотеки — великий архитектурный шедевр Аврала Аалто в Выборге. В ее восстановление вложено огромное количество усилий: финансовых, интеллектуальных, творческих.

Mixed-Use проекты

Говоря про реконцептинг и одно из его направлений — mixed used — важно учитывать, что создание таких проектов быть как вертикальным (когда одно здание выполняет одновременно несколько функций), так и горизонтальным (когда после запуска одного проекта обновляются и другие близлежащие пространства). Более подробно о том, почему это так и в чём преимущество mixed used проектов, мы расскажем в следующей публикации. А пока рассмотрим пример — Ragnarock museum в Дании.

Что такое реконцептинг и как он поможет оживить городские пространства?

Музей Ragnarock – это перевод бунтарской энергии рок-музыки на язык архитектуры

Роскилле – родина крупнейшего датского музыкального фестиваля, который проводится там с 1971 года. Музей находится на месте бывшего цементного завода и должно стать центром нового молодежного квартала ROCKmagneten, целиком посвященного музыке и творчеству.

Городские re-новации

Отдельно хочется отметить масштабные проекты — реновации целых кварталов, инициированные самим городом.

Главный пример здесь — Проект реновации части Барселоны, действующий уже более 17 лет. Проект был запущен с целью иметь возможность вместе размышлять и обсуждать новый стратегический план развития районов города. Процесс построен по принципу пяти этапов: 1 — информативная фаза, 2 — диагностика потребностей и проблем граждан, 3 — обсуждение, идентификация и конкретизация предложений, 4 — необходимые проверки и 5 — окончательный результат и последующая техническая реализация.

Один из примеров программы — реновация района Побленоу, получившая название 22@Barcelona, в рамках которой 22 гектара бывших промзон начали превращать в современный район с высокой концентрацией офисов научных компаний. Сегодня Побленоу — самый стремительно развивающийся район Барселоны, а сам проект считается одним из самых амбициозных и успешных в Европе, так как в равной мере было уделено внимание социальным факторам и архитектурно-урбанистическим решениям. Один из самых интересных с архитектурной точки зрения объектов реновации Побленоу — перестройка квартала зданий бывшей сахарной фабрики и примыкающих к ней складов, которые превратили в комплекс из 29 жилых лофтов.

Будущее реконцептинга: почему он будет всё более и более востребован и с чего можно начать апдейт уже сейчас

Мир вокруг стремительно меняется и последствием этих изменений являются изменения в городах. Реконцептинг имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами возвращения территорий в общий ландшафт, а именно — сравнительно невысокие бюджеты, более тонкие и точные сонастройки с окружающем пространством и активация не только зданий, но и людей, связанных с объектом и локацией. Именно этот способ является универсальным и подходит как для крупных многофункциональных проектов и промышленных территорий, так и для лаконичных частных проектов, функционирующих не на максимум своих возможностей.

Яркая и остроумная реконструкция и перестройка квартала зданий бывшей сахарной фабрики в районе Побленоу, Барселона.
Яркая и остроумная реконструкция и перестройка квартала зданий бывшей сахарной фабрики в районе Побленоу, Барселона.

Одним из фундаментальных инструментов реконцептинга — его нулевым, предпроектным, этапом — является проявление Генома Территории.

Геном территории — это 24 измерения культурного кода, на основании которых можно сделать точный прогноз, насколько глубокие изменения нужны данному пространству.

Но дополнительным важным преимуществом реконцептинга является также то, что сам его процесс, по сути, является акселератором территории. Ведь в момент «активации» учитывается не только потенциал зданий или мест и локаций, но и люди, взаимодействующие с ними. И именно проекты реконцептинга являются тем маркером, которые отличают современный живой город от города стагнирующего.

Делать реконцептинг — задача сложная, она требует концентрации и профессиональной осознанности. Важны неравнодушие и способность читать сложный контекст.

99
2 комментария

Привет! На связи пиар-менеджер кластера "Октава". К сожалению, не могу найти ни вашего сайта, ни возможности ЛС, поэтому вынуждена просить связаться со мной здесь). Есть большие неточности по нашему описанию, давайте исправим?

1