Смотрите «Дом Дракона» 22 августа в подписке Плюс Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске
«Дом Дракона»
Смотрите в подписке Плюс Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске
Доступно на Кинопоиске по Подписке Плюс Мульти с Амедиатекой или при наличии Доп. опции "Амедиатека". Условия: clck.ru/FMQND.
Доступно на Кинопоиске по Подписке Плюс Мульти с Амедиатекой или при наличии Доп. опции "Амедиатека". Условия: clck.ru/FMQND.
18+

Как вести записи, чтобы всё понять и запомнить? Четыре простых способа Статьи редакции

Методики конспектирования лекций, совещаний и книг в материале издания Reminder.

Ava Sol / Unsplash

Использовать каждую свободную минуту для самообразования — на первый взгляд замечательная идея. Во время уборки включить подкаст «Голый землекоп» и слушать, как биолог Вадим Гладышев объясняет, что делает землекопа вечно молодым. Почему бы и нет?

Но вот в чём вопрос: действуем ли мы заодно со своим мозгом? Как много мы понимаем и запоминаем, когда между делом смотрим лекцию философа Алена де Боттона о природе любви? Или, наоборот, так усиленно готовимся к проверке знаний — выступлению, интервью, экзамену, что не выходим из дома?

Если обратиться к исследованиям учёных-когнитивистов, окажется: эффективная стратегия познания — не многочасовое сидение в библиотеке, а извлечение пользы из перерывов в заучивании и прогулок.

Не пассивное слушание, а активное обучение — с ведением записей и интервальным повторением.

Не важно, о чём идёт речь: о совещании, чтении книги или изучении нового языка — всё это пройдёт для вас не даром, если правильно законспектировать новую информацию.

Как именно конспектирование синхронизирует процесс познания с естественной работой мозга? И какие методы ведения конспекта делают это лучше всего? Reminder разобрался в теме и советует простые и эффективные методы конспектирования для самых разных задач.

Почему стоит всё записывать?

Конспект позволяет разобраться в теме

Чтобы эффективно учиться, мы должны не просто слушать умные мысли других людей, а взаимодействовать с материалом. Например, формулировать вопросы, вступать в дискуссии, участвовать в викторинах или других игровых форматах.

Конспект — самый легкий способ превратить пассивное слушание в активное обучение. Когда мы пишем, то пропускаем информацию через себя: заменяем чужие слова собственными формулировками, обобщаем, структурируем.

Лучше всего это получается делать от руки. Печатая на ноутбуке, мы почти дословно передаем содержание услышанного — и потом хуже справляемся с заданиями на понимание темы и применение новых знаний на практике. А еще спустя сутки помним меньше, чем если пользоваться ручкой и бумагой.

Конспект мешает отвлекаться

Правило TED Talks гласит: выступление должно быть не более 18 минут. Если спикер рассказывает историю Вселенной — тоже. Куратор конференции Крис Андерсон объясняет ограничение так: внимание аудитории, даже если оно находится в руках у опытного и блистательного оратора, быстро и неизбежно рассеивается.

Если же параллельно мы делаем пометки в блокноте, то позволяем нашему вниманию переключаться — но не на посторонние вещи, а на обработку нужной информации.

Конспект помогает запомнить

Мы лучше запоминаем информацию, когда связываем ее с уже имеющейся. Так гласит принцип ассоциативности. Если новый материал подтолкнул вас на размышления, вы уже создали цепочку ассоциаций у себя в голове.

Осталось зафиксировать её. Так проще вспомнить один из концов этой цепи, который приведет вас к другому. Ещё лучше, если вы связали новую информацию с эмоциями и отразили свои впечатления в конспекте — такие знания надёжнее запоминаются, как показали исследования.

Для связывания информации с ассоциациями есть даже специальные методы конспектирования, например — скетчноутинг (о них расскажем позже).

Как максимально просто записать и запомнить что угодно?

→ Используйте таблицу «Знал — не знал — интересно»

Для запоминания важно соединить новые знания с уже имеющимися, а также подкрепить их эмоциями. С этим поможет простая таблица из трёх колонок. Подходит и для записей во время лекции, и для вдумчивого чтения книг и статей.

Как применять

  • Возьмите блокнот или откройте электронное приложение для записей. Расчертите лист на три равные колонки. Первую назовите «Знал», вторую — «Не знал», третью — «Интересно». Или можете просто взять готовый шаблон для Notion.
  • В колонку «Знал» тезисно записывайте важную, но уже знакомую информацию. В «Не знал» — новые для себя мысли и ранее неизвестные детали информации из первой колонки: имена, даты, термины. Колонка «Интересно» — для всего, что вызывает яркие эмоции и желание узнать больше.

Почему это работает

Колонка «Знал» помогает не думать о новой информации как о чем-то сложном и обособленном. Частично она вам уже знакома.

«Не знал» обращает внимание на то, что было неизвестно, и служит напоминаем: в этом стоит разобраться.

А «Интересно» работает с нашими эмоциями. Информация из этой колонки почти гарантированно отложится в памяти.

Как понять и запомнить лекцию?

→ Чертите таблицу по методу Корнелла

Иногда во время лекций мы обнаруживаем себя в роли стенографиста, который пытается успеть записать всё и уже не понимает, о чём идёт речь. Преподаватель Корнельского университета Уолтер Поук разработал собственный метод записи, который решает эту проблему.

Метод Корнелла позволяет сократить и организовывать информацию так, чтобы размышлять об услышанном пришлось прямо во время лекции, а после неё было легко продолжить обдумывать, дополнять и повторять информацию.

Как применять

  • Возьмите готовый шаблон в Notion. Либо сделайте свой — в блокноте или удобном приложении. Начертите горизонтальную линию — примерно на 5 см выше нижнего края листа так, чтобы в нижней части поместились 5–7 строк текста. Здесь вы будете писать резюме.
  • Верхнюю часть разделите вертикальной линией на две колонки так, чтобы левая была уже (1/3 листа), правая — шире (2/3 листа). Левую колонку озаглавьте как «Комментарии», правую — «Заметки».
  • Колонка «Комментарии» — это не конспект лекции, а примечания к нему. Используйте для ключевых слов, терминов, названий концепций и важных дат. Туда же заносите вопросы — те, которые поднимал лектор, и те, что возникли лично у вас во время лекции или после неё. Ваши комментарии должны быть максимально краткими (не зря им отводится всего треть листа).
  • В «Записи» заносите услышанное: основные идеи лекции, определения ключевых слов, ответы на вопросы. По сути, эта колонка поясняет и раскрывает то, что совсем коротко написано в «Комментариях». Но её тоже стоит заполнять лаконично: длинные предложения перестраивать так, чтобы они стали тезисами, использовать сокращения и так далее.
  • А нижняя часть — для главной мысли лекции. Её нужно сформулировать своими словами. Если дать краткую выжимку не получается, значит, информацию вы пока не усвоили.

Почему это работает

Метод Корнелла — сортировочный конвейер для информации. Ещё на этапе записи мы определяем, что требует уточнения. А параллельно фиксируем свои впечатления и идеи сразу, чтобы не забыть их потом.

Если же нужно повторить изученное, можно просто закрыть колонку «Заметки», смотреть на «Комментарии» и по ключевым словам и вопросам вспоминать материал (по сути, готовый план ответа на экзамене).

Метод достаточно универсальный, так что использовать можно не только для записи лекций, но и для конспектирования книг и статей и подготовки к выступлениям. А исследования на школьниках и студентах показывают, что он и правда может улучшить результаты учёбы [1, 2, 3].

Как конспектировать рабочие встречи?

→ Делайте заметки на полях

Сабина Наваз, бизнес-консультант топ-менеджеров известных корпораций вроде Microsoft, разработала собственную технику для заметок во время совещаний.

Суть метода — в отделении ключевых тезисов совещания от личных размышлений. Такой подход позволяет по итогам встречи предлагать убедительные и аргументированные идеи, задавать вопросы только по существу и не упустить самого важного.

Как применять

  • Возьмите готовый шаблон для Notion или сделайте его сами. Расчертите лист на две части. Правой отведите место больше, а левой — меньше (это и есть те самые поля для заметок).
  • В правой части записывайте все важные моменты встречи: главные тезисы, предложения от коллег. Не обязательно фиксировать все дословно, главное — внимательно слушать и понимать команду.
  • На полях запишите свои идеи, рассуждения, опровержения, эмоции и вопросы по каждому из пунктов, которые вы упоминали в правой колонке. Уделяйте внимание не только мыслям, но и невербальному поведению своих коллег. Возможно, вы заметите в команде конфликт или, наоборот, чьи-то горящие глаза при обсуждении определённой задачи. Это ценная информация при выборе стратегии в работе.
  • Вычёркивайте уже решённые вопросы или идеи, которые предложили до вас. Вопросы, которые не получается поднять во время совещания, можно оставить, обдумать их лучше и попытаться обсудить уже после встречи.

Почему это работает

Во время совещаний мы часто недостаточно включены в обсуждение. Или, наоборот, пытаемся соревноваться в количестве высказанных идей, закрывая глаза на их качество.

Рабочие встречи проходят напряжённо, обсуждения важных вопросов затягиваются, а действительно хорошие идеи теряются среди вороха плохих. Заметки на полях настраивают вас на продуктивное решение рабочих вопросов и напоминают о важных идеях — и это их первостепенная задача.

Ещё вы лучше запоминаете повестку и внимательнее наблюдаете за коллегами, что полезно для развития лидерства и карьерного роста.

Как усилить эффект любого конспекта?

→ Используйте скетчноутинг

Скетчноутинг — техника конспектирования, которая предписывает использовать минимум текста и максимум графических элементов. Мы буквально пытаемся зарисовать новую информацию, чтобы лучше её запомнить.

Метод можно использовать как отдельно, так и совмещать его с другими. Например, в текстовых конспектах делать ассоциативные рисунки вместо главных тезисов, рисовать название темы, а не подписывать листок.

Как применять

О скетчноутинге есть книга-инструкция Майка Роуди «Визуальные заметки», а российский художник Игорь Яновский создал по ее мотивам серию зарисовок, в которых есть всё самое важное. Читайте её, чтобы увидеть, как могут выглядеть визуальные заметки. А главные правила скетчноутинга — ниже.

  • Тщательно вырисовывайте заголовки, ключевые тезисы, термины и характеристики. Выделяйте их с помощью цвета и приемов типографики: пишите по-разному, как будто выбираете в графическом редакторе разный шрифт, играйте с размером букв и цветом слов.
  • Используйте разделители, рамки, стрелки. Они важны для структуры. Её, кстати, можно организовывать по-разному. Линейно ➡, в столбик ↕, в виде солнца ☀, например.
  • Если вы так себе художник, выбирайте простые фигуры (круг, квадрат, треугольник) и простые изображения вроде💡, 🦻, 👓. Используйте значки (💤) и сокращения (🆘). Если не получается украсить скетч быстро, не страшно: сделаете это чуть позже. Главное — тренироваться, и зарисовки будут получаться быстрее.
  • Не стоит переживать из-за эстетических качеств получившейся схемы, главное — информативность.

Почему это работает

Серия экспериментов показала: люди надежнее запоминают простые слова, сложные термины и даже целые предложения, если рисуют их [1, 2]. Участники помнили 45% нарисованных слов и только 20% написанных.

Даже сокращение времени на рисунок с 40 до 4 секунд практически не изменило результат. Ещё оказалось неважно, хорошо ли человек рисует: каракули для памяти ничем не хуже талантливых иллюстраций.

Авторы исследования пока только предполагают, почему рисование так надежно связывает информацию с памятью. Гипотеза следующая. Скетчноутинг включает различные типы опыта: семантический (мы обдумываем характеристики слова), моторный (сосредотачиваемся на движении руки) и визуальный (наблюдаем как рисунок появляется на странице).

Молчаливое же чтение или письмо задействует меньше органов чувств, а значит — даёт нам меньше деталей, по которым потом можно восстановить в памяти предмет изучения.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Badoo Badoo

Надо сохранить и ни разу не использовать))

Ответить
Развернуть ветку
Эр Рияд

Наймите себе секретаря. Тут меньше 150 никто не зарабатывает, вам что 50 тыщ жалко? Пусть специальный человек черновой работой занимается

Ответить
Развернуть ветку
Азиатский Таксист

Готов стать секретарем за 50тыщ!01!!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Московцев

Так и не понял, чем методы с созданием колонок отличаются от линейной, последовательной записи — так же есть возможность все структурировать от ключевых тезисов, до комментариев.
А вот с колонками 100% будут возникать ситуации, когда в первой будет пара тезисов, а во второй/третей две страницы с мыслями и пояснениями.
Впрочем, каждому свое)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Артур Стамбульцян

Спасибо за статью! Понравился первый метод про "знал" -> "не знал" -> "интересно"

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Tobody

Лидия, благодарю за полезный материал!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Морозов

Всем англоговорящим рекомендую плейлист "How to Study for Exams"
https://www.youtube.com/playlist?list=PL7BImOT2srcEPwr4hSVrqvWYh1SV7LBEx

Там рассказывается о других методах, сочетающих интервальное повторение, скетчноутинг и конспектирование одновременно, причем еще и на практике

Ответить
Развернуть ветку
Максим Андропов

Клево, что есть шаблоны для всех методов. Пробовал КОрнела, а вот про совмещение с определенными графическими элементами не знад. Обычно если что-то и рисуется во время встреч, то чисто на автомате. Надо затестить осознанные рисунки))

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 9 комментариев
null