«Хочу свой сайт для продажи билетов…»

Часто вижу проекты создания сайтов и мобильных приложений для продажи билетов на различные события, в том числе и размещенные на фриланс-биржах. По роду своей деятельности, я знаю немало реализаций таких проектов, в том числе и разочаровавших как заказчиков, так и исполнителей. Эта статья – краткий гайд по теме создания таких сайтов, написанная на основе личного опыта.

Заказчики, кто они?

Во-первых, сайт по продаже билетов нужен организаторам мероприятий. Ход мысли прост – зачем платить вознаграждение билетным агентам и операторам, если можно продать большую часть билетов самостоятельно. Экономика организаторов довольно жесткая, расходов полно: гонорар артиста, аренда зала, реклама, транспорт и т.п. А из доходов – только продажа билетов.

Во–вторых, это SEO-специалисты и интернет-маркетологи, которые решили применить свой опыт и попробовать силы в этой области. Ведь продажа билетов сильно зависит от позиции в поисковой выдаче Гугла и Яндекса.

В-третьих, владельцы площадок, мест проведения различных событий, которые хотят зарабатывать и на продаже билетов в том числе.

В-четвертых, это артисты, желающие продавать билеты самостоятельно.

Всех заказчиков можно разделить на две неравные части: тех, у кого уже есть опыт работы с различными билетными системами, и тех, кто имеет отдаленное представление о том, что это такое. Интересно, что последних все еще больше, чем первых.

Исполнители

В абсолютном большинстве случаев за изготовление таких сайтов берутся веб-студии, digital-агентства, фрилансеры и т.д. Названий много – суть одна: это команда или один веб-разработчик, которые сосредоточены на изготовлении «фронтенд» части и стараются не втягиваться в разработку «бэкенда». Часто, это их первый сайт подобной направленности.

Постановка задачи

Если упрощенно. Заказчик говорит: «…хочу сайт по продаже билетов, чтобы были карточки мероприятий, афиши, описания и схемы залов, где покупатель может выбрать места и оплатить их банковской картой, а так же хочу админку, чтобы эти мероприятия заводить и ими управлять. Хочу получать отчеты о продажах. Еще хочу, чтобы ссылки на мой сайт были в топе выдачи Яндекс и Гугл. При необходимости, хочу иметь возможность открыть продажу билетов для других билетных операторов и агентов, в режиме реального времени, из единого источника, без использования квот.»

Ну, или просто: «Хочу сайт по продаже билетов на мероприятия, а вы там придумайте, что да как…»

Удивительно, что находятся исполнители, которые берутся за такую работу именно как за создание сайта, а не как за создание билетной системы. При этом соглашаются реализовать проект за неадекватные количеству работы время и деньги. О бэкенде и процессинге билетов в этот момент никто не думает. Подразумевается, что «сделаем все сами».

Что нужно для продажи билетов?

1. Схема зала, с местами или без (входные билеты). Места на схеме, как правило, с разными ценовыми категориями и тарифами (взрослый, детский и т.д.). На основе схемы необходимо создать событие с сеансами, у которых есть дата и время начала. Сохранить все в базе данных.

Редактор событий платформы BIL24

2. Билетный процессинг, который будет принимать и обрабатывать заказы покупателей билетов, контролировать оплату, выдавать кассовые чеки с использованием ОФД, выпускать и отправлять покупателю билеты в электронном виде, со штрихкодами и QR-кодами, которые понадобиться на входном контроле. При необходимости осуществлять возврат билетов, с возвращением мест в продажу. Процессинг управляет статусами заказов, мест и билетов.

3. Дополнительные сервисы: система отчетности, функционал для выгрузки билетов в Систему Контроля Доступа (СКД) площадки, выполнения требований по ограничениям в условиях пандемии, выпуска и реализации промокодов, и т.д.

Около 80% кода для вышеперечисленного функционала реализуется на сервере (бэкенде), а не на сайте (фронтенде). В этом месте подход «сделаем все сами» превращает проект создания сайта в проект создания билетной системы, с неизбежными разговорами с заказчиком про деньги. Ведь дело в том, что заказчику нужен был сайт, а не очередная билетная система, и он не готов финансировать «изобретение велосипеда».

Оптимальный подход

Большинство успешных сайтов и мобильных приложений по продаже билетов имеют в качестве бэкенда билетную систему и работают с ней по API. В этом случае событие создается в билетной системе, используется ее процессинг, эквайринг, отчетность. Современные билетные системы имеют шлюзы в другие системы, что позволяет открыть продажи билетов для широкого круга билетных операторов и агентов.

При работе с билетной системой по API, исполнитель не ограничен в выборе дизайнерских решений для сайта, может создавать собственный удобный интерфейс и навигацию. Но самая важная и сложная часть при таком подходе: корректная и оптимальная реализация API билетной системы. А это, как показывает практика, доступно не всем веб-разработчикам.

Как выбрать билетную систему и исполнителя

Заказчик будет заводить свои события в билетную систему, и от ее функционала и удобства зависит многое. Стоит присмотреться к системам со следующими возможностями:

  • Использование открытого и развитого API.

  • Возможность для заказчика использовать собственный интернет-эквайринг (а не общесистемный для всех пользователей), с соблюдением законодательства в области выдачи кассовых чеков и взаимодействия с Операторами Фискальных Данных (ОФД).

  • Возможность использования шлюзов в другие билетные системы.

При выборе исполнителя для создания сайта следует обратить особое внимание на наличие у него опыта реализации API, не обязательно «билетного». Для многих разработчиков сайтов реализация API – это сложно и неоправданно дорого. При выходе за рамки стандартной шаблонной разработки и необходимости реализовать даже простейший API, цена проекта может увеличиться в разы, а качество итогового продукта оставит желать лучшего.

В итоге

Разработать сайт или мобильное приложение для продажи билетов – задача несложная, но с нюансами. Для ее решения важно выбрать удобную билетную систему и качественно реализовать ее API. Все остальные вопросы менее значимы и решаются быстро.

0
2 комментария
Александр Захаров

Интересно, как много сегодня в стране таких заказчиков, которые "хотят свой сайт для продажи билетов"?

Судя по подробно описанной в статье проблематике, с этими "нюансам" видимо сегодня сталкиваются и те заказчики, у которых уже есть сайты по продаже билетов.

В этой связи, вопрос - речь идет только о создании сайта "с нуля" или можно просто билетную систему поменять на более удобную?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Орлов
Автор

Заказчиков по стране много, билетный рынок привлекает самых разных людей. Ведь если есть хотя бы небольшое сообщество пользователей, то ему всегда можно продать билеты на что-нибудь, получить вознаграждение от продажи. Дополнительная монетизация, так сказать.

Все развивается. Есть заказчики, которые переходят со "старых" билетных систем, написанных десятилетия назад, на "новые", где функционал лучше, работают быстрее, да и трава зеленее ). Иногда, при этом, новый сайт разрабатывается с нуля. с учетом современного SEO и дизайна.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда