{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Не люблю делиться: почему любому руководителю пора научиться делегировать задачи

Привет! На связи операционный директор digital-агентства Outside Жамбал. Сегодня хочу рассказать об одной вещи, которая многим дается с большим трудом — о делегировании. Казалось бы, что тут сложного? Попробуем разобраться, почему обычное перераспределение задач заставляет помучиться любого молодого менеджера.

https://www.instagram.com/odi.digital/

Почему делиться — это важно

Компании, руководители которых умеют делегировать обязанности, зарабатывают на 33% больше по сравнению с бизнесом, в котором управленцы не любят делиться задачами. К такому выводу еще в 2015 году пришли эксперты Gallup, изучив выручку компаний из Inc.500.

Секрет в том, что менеджер, который умеет делегировать, освобождает ресурсы (время, внимание и т.д.) для работы с задачами более высокого уровня. Он планирует развитие компании, готовит и ведет важные переговоры, анализирует отчеты и результаты. Параллельно подчиненные, которым «скинули» всю операционку, приобретают опыт работы с теми или иными текущими задачами — то есть профессионально развиваются. Звучит неплохо, правда? Но есть несколько подводных камней.

  • Хочется вмешиваться. Многим руководителям, и мне в том числе, бывает сложно отключиться от задач, которые формально они уже передали. Так бывает по разным причинам. Может быть, вы перфекционист. Может, вы недостаточно знаете команду и доверяете ей. А может, заняли руководящую должность совсем недавно и продолжаете по инерции выполнять старые задачи, в которых вы действительно были экспертом. В любом случае, заходить в чужую зону ответственности — это ошибка. Не пытайтесь помогать, пока вас об этом не попросили (не сообщили о проблеме).
  • Можно делегировать не тому. Задачи нужно передавать «проверенным» менеджерам, которые пользуются кредитом доверия. Вы уверены в их хард- и софт-скиллах и знаете, что они вовремя сообщат о проблемах и смогут руководить процессами. Кроме того, чтобы выбрать, кто лучше справится с задачей, нужно хорошо знать свою команду и компетенции всех специалистов. Обычно для делегирования подходят те, кто ближе к операционке: повседневным болям и задачам компании.
  • Нужно четко объяснить задачу. Иногда не хочется тратить время на объяснения и согласования. Вы уверены, что ваш проверенный менеджер понимает вас с полуслова, и договоренности между вами давно не закрепляете на бумаге. И зря! Нужно обязательно прописывать зоны ответственности каждой стороны, формулировать конкретные задачи и договариваться о KPI. Устные договоренности могут подвести: вы можете неправильно понять друг друга, и получить совсем не тот результат, который хотелось бы.
  • Сложно передать ответственность. Когда вы передаете задачу другому человеку, она перестает быть вашей проблемой. С этим часто бывает сложно смириться — руководитель пытается контролировать сотрудника. В итоге делегирование перестает играть роли: ответственность остается на человеке, который пытался отдать задачу.

Что делегируем

Это первый вопрос, который нужно задать себе перед тем, как делиться обязанностями. Если обобщать, то вот что можно отнести к наиболее подходящим для делегирования задачам:

  • «Бытовые» задачи, которые отбирают часть рабочего времени. Это всевозможные регистрации и брони, перенос информации из одной программы или файла в другие и тому подобная скука :)
  • Задачи, которым вы быстро научите другого человека. Так, например, младшие сотрудники смогут вместо вас наблюдать, как дела у конкурентов, собирать информацию о заказчиках, готовить небольшие однотипные запросы и питчи.
  • Задачи, в которых вам не хватает компетенций. Для этого мы и нанимаем крутых специалистов своего дела.
  • Временные задачи. Когда вы уходите в отпуск, участвуете в конференции, находитесь в командировке, часть ваших задач, которые не касаются стратегических решений, могут выполнять другие менеджеры.

Не забывайте, что не стоит делегировать все многопрофильные задачи одному сотруднику — конечно, если он не ваш клон. Постарайтесь классифицировать их по профилю и уровню сложности. Это облегчит передачу части дел. Кроме того, так вы сможете найти исполнителей с навыками, сравнимыми с вашими, или тех, кто больше разбирается в этом профиле.

Мы в Outside поощряем грамотное делегирование внутри команд. В каждой команде стремимся растить лидов, которые координируют «младших» коллег и распределяют между ними текущие задачи. Для лидов составляется индивидуальный план развития, чтобы они могли расти — и получать повышенную зарплату. Свой ИПР сотрудник всегда обсуждает с руководителем департамента.

Кроме того, чтобы делегирование приносило лучшие результаты, в определенный момент молодому руководителю приходится трансформировать и развивать структуру компании и систему иерархий.

Допустим, вы ИТ-стартап — ваш продукт выстреливает, вы растете. Когда вас стало не 5, а 25, команду пора структурировать. Цифры, конечно, условные — ориентироваться лучше на то, как вы справляетесь с нагрузкой и как легко проходит взаимодействие с коллегами.

Если начинается путаница, стоит упорядочить работу бизнес-юнитов с помощью регламентов и ответственных за конкретный блок людей. Важно найти для каждого отдела руководителя, который будет курировать команду. Вас он должен привлекать только для стратегического планирования или решения глобальных проблем.

https://www.instagram.com/odi.digital/

Что не делегируем

В делегировании нужно не только справится с внутренним перфекционистом и удачно организовать структуру компании. Еще один риск — передать задачу, которая как раз находилась в вашей зоне ответственности и в которой вы (в идеале) разбираетесь лучше любого подчиненного. К вопросам, которые руководитель должен решать самостоятельно, относятся:

  • Определение целей компании и формирование плана развития;
  • Анализ эффективности работы, решения о премиях или штрафах;
  • Важные финансовые решения;
  • Стратегически важные вопросы, которые несут потенциальные высокие риски;
  • Коммуникация с ключевыми партнерами, подрядчиками или клиентами: согласование планов, KPI и т.п.
  • Выстраивание KPI для конкретных бизнес юнитов.
https://www.instagram.com/odi.digital/

Учимся передавать задачи: топ-5 советов

  • Делегируйте полностью. Если сложно не вмешиваться в переданную задачу, организуйте надежную систему обратной связи. Уверенность, что в случае затруднений вам о них сообщат, поможет минимизировать тревогу.
  • Начните с малого. Потренируйтесь передавать задачи. Для первого раза выберите самого надежного коллегу, компетенции и возможности которого вам хорошо знакомы.
  • Четко формулируйте и фиксируйте в письменном виде переданные задачи. Так вы избежите путаницы и сможете быстро оценить результаты по заранее согласованным критериям.
  • Закладывайте больше времени. Если вы пока не уверены в навыке делегировать, оставьте всем участникам пространство для маневра. Во-первых, заявленный срок должен быть комфортным для исполнителя. Во-вторых, можно установить дедлайн за пару дней до даты, когда вам на самом деле нужен финальный результат. Если что-то пойдет не так, у вас будет возможность это исправить.
  • Развивайте сотрудников. Делегирование — это не только про избавление от рутины, но и про возможность чему-то научить команду. Передавая коллегам часть задач, в которых вы давно стали экспертом, вы подтягиваете до экспертного уровня каждого из них.

Процесс делегирования нельзя выстроить за пару недель и даже за пару месяцев. Это механизм, который нужно постоянно оптимизировать без боязни экспериментов или ошибок. В этом процессе я сам сталкивался с большим количеством факапов — от найма некомпетентных руководителей до самостоятельного «тушения пожаров» вместо сотрудников. Понимание того, как делегировать с пользой, приходит только с практикой.

Поэтому не бойтесь рисковать — идеально, когда руководитель представляет себя на месте генерала. Он говорит сотрудникам, что нужно «захватить территорию», а сотрудники-«генералы» приступают к реализации стратегии.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Max Pashkov

У каждого уважающего себя менеджера должен быть пост про делегирование) Не писал про делегирование - не мужик) Просто говорю)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Олег Миронов

Оруу со всех мемов

Ответить
Развернуть ветку
Павел Seoremica

Считаю, что делегировать можно все, если это оправдано (каждый сам оценивает необходимость делегирования для себя). Лично я за месяц все процессы настроил делегирования. Аналитику и ключевые решения оставил себе, чтобы не превратиться в потоковое агентство.

Пришел к простому умозаключению на основе собственного опыта.

Делегировать сложно и страшно когда:

ᐉ нет четких регламентов для сотрудников;
ᐉ нет четких инструкций по выполнению задания;
ᐉ нет точной оценки времени на выполнение (из практического опыта);
ᐉ нет отлаженного механизма обучения (порой, 15 минут хватает, чтобы задача стала кристально прозрачной и ясной);
ᐉ нет прозрачной системы отслеживания выполнения задачи.

Чтобы составить это все, мне потребовалось две недели. Еще две недели на "отладить процессы". Возможно, у кого-то задач так много, что действительно на месяцы растянется, не берусь оспаривать.

Когда ничего этого нет, тогда и начинается тотальный контроль.

А понял ли сотрудник задачу, а чего так долго делает, а что прямо сейчас делает, а почему он делает не так, как я считаю правильным. В этой ситуации предпринимателю проще самому все сделать, потому что составить инструкции и регламенты для отдельной задачи — долго и значительно дольше, чем сделать все самому. Ловушка, которая захлопывается каждый раз при срочных задачах.

Когда ты делегируешь задание и знаешь, что сотрудник знает регламент, по инструкции ошибиться практически невозможно, на задание у него уйдет два часа и перед выполнением он посмотрел обучающий ролик — у тебя полный контроль над ситуацией без активного участия в процессе. Останется только в контрольной точке свериться с результатом.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Бехтер

Постоянно слышу от ребят из других отделов, что им тупо проще сделать самому и быстрее, чем попросить другого человека(( Надо объяснить, поставить дедлайн по задаче или не дай бог пинговать по ней. Короче, делегирование как лишняя головная боль — все ее избегают как могут

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кукшинов

Поэтому этими ребятами руководит тот, кому тупо - не проще:)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ленин-гриб

Делегировать не сложно, сложно найти кому 😂

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Но когда ты научился следовать делегированию, жизнь становится ярче.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Ли Си Цын

Так делегировать надо не конкретные задачи, а бизнес-процессы. На примитивном примере секретаря: вы же не делегируете задачу "забронируй мне билеты на самолет в командировку"? Вы делегируете процесс: "Х-name, организуй мне командировку в ... с ... по ..."

Ответить
Развернуть ветку
Al

Если руководитель не умеет планировать и контролировать, то смысла кидаться в делегирование никакого нет. Сломает все, что до этого хоть как-то работало. Сначала необходимо освоить эти две компетенции.

Что касается делегирования при обязательном наличии регламентов, постановки задач по SMARTу и тп, это все тоже не истина в последней инстанции. Все зависит от ситуации и задачи. Та же самая задача написать регламент делегируется как мы понимаем сотруднику чаще всего в отсутствии в компании регламента по написанию регламентов. И это не означает, что такую задачу нельзя делегировать.

Нужно учиться ситуационному руководству, понимать и знать своих подчинённых, у кого какие особенности, какие у них поведенческие модели и тд. И уже исходя из этих знаний делегировать задачи тем или иным способом: кому-то чёткой постановкой по SMART и письменно, а кому-то устно и одной фразой.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Тут спутано делегирование и постановка задач

Если задача имеет срок, регламент работы, ее можно только поставить, но не делегировать

Делегирование разрешает принимать решения в отдельной области

Когда ты делегируешь задание и знаешь, что сотрудник знает регламент, по инструкции ошибиться практически невозможно

Поэтому работа по регламенту - это не делегирование, а обычная работа линейного менеджера. Делегированием будет доверить например разрабатывать план работы подразделения, когда четкого регламента нет, а есть какие общие правила и границы, на основе которых ты принимаешь решение с риском что то сделать не так

Этот риск, который нельзя полностью задокументировать, и есть основная сложность делегирования, а не отсутствие регламентов

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry Kiselev

Еще сложнее, когда тебя начальство просит что-то из твоих задач делегировать кому-то еще, чтобы нагрузить тебя чем-нибудь другим, а ты 1) не хочешь ломать свою настроенную рутину 2) боишься, что вместо работы над тем, что ты хорошо умеешь, будешь вынужден взяться за то, что делать вообще неохота 3) понимаешь, что меньше работать не получится, потому что ответственность в итоге все равно на тебе, а значит, нужно потратить время и силы на поиск исполнителя, который сделает все как ты сам и в те же самые сроки, чтобы тебе не пришлось все разруливать в авральном порядке. В итоге все равно впахиваешь как вол, лишь бы начальство угомонилось)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Фарге

ну меня раздражает когда хеды просят полноценный страт консалтинг у тех кто ниже в должности а потом спрашивают как с топа. перенос ответственности в чистом виде, который выдается под соусом "мне интересно твое мнение"....

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Андрей Загитов

Да попросите эйчара нанять вам пару ассистов и пусть они делают все ваши механические задачи или аля "принеси, падай" ахаха

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

HR вообще боль, боль.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел Петрухин

– Вы продаете сотрудников?
– Нет, просто показываю, как делегировать задачки

Ответить
Развернуть ветку
Dee

Эффективное...

Ответить
Развернуть ветку
Elena Doronkina

Мне нужен менеджер по делегированию, который будет контролировать это.

Ответить
Развернуть ветку
Arty Cool

Находясь в середине вертикали надо еще не забыть прикрыть свою жопу делегируя что-то с риском провала.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Ковалева

спасибо что не реклама какого-нибудь битрикса

Ответить
Развернуть ветку
В А

Эта статья была здесь 2 недели назад!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда