Как решить проблемы тестировщиков и привлечь 150 enterprise-клиентов — рассказывает основатель Test IT

Евгений Хафизов работал в QA десять лет, пройдя путь от тестировщика до руководителя направления. Везде он сталкивался с вопросами: как правильно организовать процесс обеспечения качества и вести тестовую документацию. Чтобы облегчить свою работу, он создал систему управления тестированием Test IT, которую сейчас используют более 150 компаний, включая ВТБ, Почту России и «Ашан».

Коммерческий директор Test IT Василий Данильченков, основатель и генеральный директор Test IT Евгений Хафизов и директор по развитию бизнеса Артём Кострюков

Евгений рассказал, как увидел свободную нишу, какие ошибки допускал при разработке продукта и как пандемия помогла компании-участнику Yandex Cloud Boost нарастить прибыль на 1000%.

Как я понял, чего не хватало в системах тестирования

Тестирование — важнейшая часть жизненного цикла программного обеспечения. QA-инженер активно участвует во всех стадиях разработки: от тестирования требований до релиз-менеджмента. Именно тестировщик решает, выйдет ли релиз продукта на рынок и когда.

Я занимаюсь тестированием программных продуктов более десяти лет, работал в «Тинькофф» и «Лаборатории Касперского». Я устроился тестировщиком на втором курсе: разрабатывал автотесты, занимался нагрузочным тестированием. А потом перешел на руководящие позиции.

Передо мной всегда стояли вопросы, как выстраивать процесс управления тестированием, формировать стратегию тестирования, хранить документацию. Также надо было внедрять современные программные продукты для оптимизации работы инженеров. У меня был доступ к лучшим системам, но они не закрывали эти потребности: где-то не было возможности работать с автотестами, где-то — делать отчеты. Еще одно решение не позволяло оптимизировать ведение тестовой модели, а у других просто был неудобный интерфейс, из-за которого работать в них становилось невозможно, даже несмотря на широкую функциональность. Кроме того, я видел, что в отрасли большой дефицит систем подобного класса. И поэтому решил создать свой продукт.

Я начал исследовать рынок и проанализировал около двадцати конкурентов — на полученные выводы опирался при разработке системы. Еще опросил коллег и убедился, что проблемы, с которыми сталкивался я, знакомы многим специалистам. Так я решил создать идеальную систему, которая бы объединяла все виды тестирования и в которой могли бы работать не только тестеры, но и разработчики, автоматизаторы, тест-менеджеры, аналитики и руководители.

Команда Test IT

Как мы собрали команду и привлекли инвестиции

В 2018 году я собрал команду из друзей-разработчиков, и мы начали разрабатывать MVP — по вечерам после основной работы или в выходные. Мы быстро поняли, что проект требует большей включенности и расширения команды, поэтому ушли из своих компаний и стали искать финансовую поддержку.

Я рассматривал венчурные фонды, но на тот момент эта сфера была еще не так развита и мало кто был готов вкладываться. Кроме того, я обнаружил, что некоторые венчурные капиталисты стремятся контролировать операционные решения, а это угрожало развитию продукта и моей личной мотивации.

К счастью, за год мы нашли бизнес-ангела, который поверил в проект и нашу экспертизу, и приступили к полноценной разработке. После реализации MVP и нескольких коммерческих релизов мы привлекли дополнительные средства от частных лиц.

В 2021 году Test IT участвовала в акселераторах КРОКа, Sber500 и программе GoGlobal «Акселератора ФРИИ». Мы выбрали их, так как на стадии активного роста нужно подаваться только в топовые акселераторы.

С какими проблемами мы столкнулись и как их решали

Чтобы вывести на рынок такой сложный продукт, требуются квалифицированные кадры. Опытные специалисты не хотели работать в ноунейм-компании, поэтому приходилось сильно вкладываться в мотивацию сотрудников уровня middle и senior: атмосферой, корпоративной культурой и интересными задачами.

Какие ошибки мы совершали в начале нашего пути:

1) В 2018 году, в первый год разработки из-за ограниченного бюджета экономили на всем, в том числе на кадрах. Из-за этого у нас не было отдельного тестировщика: мы применяли идею Google о том, что разработчики могут сами тестировать свой код. Но проблема в том, что каждый девелопер тестирует только свою часть кода, а видеть и понимать продукт целиком — как раз задача QA-инженера. В итоге разработчики быстро потеряли интерес к end-to-end-тестированию и разработке автотестов.

2) В 2019 году показывали альфа версию продукта потенциальным клиентам. В итоге, даже когда мы улучшали программу, людям было сложно избавиться от первого впечатления. Так что мы теряли время и возможных клиентов.

3) В конце 2019 года, через полгода после коммерческого релиза нашей системы, на российском рынке и в СНГ появилось несколько очень похожих продуктов с точки зрения дизайна и функций. Сегодня мы понимаем, что это нормальная ситуация, но тогда пришлось понервничать. В конечном счёте, здоровая конкуренция - двигатель прогресса. Особенно, когда ты бежишь впереди!

Команда Test IT 

Как пандемия помогла нам нарастить прибыль

За прошлый год, в связи с пандемией, у среднего и крупного бизнеса резко выросла потребность в качественных цифровых продуктах, в том числе в системах управления тестированием. Чтобы совершенствовать свои онлайн-сервисы и выдерживать конкуренцию, банки, IT-корпорации и госсектор стали усиливать отделы тестирования.

Прибыль нашей компании за 2020 год выросла на 1000%. За это мы получили специальную награду ассоциации «Руссофт». Рано делать выводы по 2021 году, но мы точно продолжили рост.

Cегодня с помощью Test IT свои цифровые продукты тестируют более 150 компаний из разных отраслей: ВТБ, Россельхозбанк, ДОМ.РФ, МТС Банк, «Ростелеком», НЛМК, «Ашан», Почта России.

Почему для ИТ-решения мы выбрали облако и что важно учесть

Для многих наших клиентов важно, чтобы система управления тестированием была автономной — в целях безопасности. Поэтому за счет облачной версии Test IT Cloud мы смогли привлечь средних и небольших клиентов, которые не хотят содержать инфраструктуру или работают в режиме распределенных команд.

Программа Yandex Cloud Boost помогла выполнить поэтапную миграцию в облако и провести закрытое бета-тестирование облачной версии нашей системы перед коммерческим релизом. Плюс так мы смогли сэкономить средства на начальном этапе. В техническом решении помимо объектного хранилища используем целую связку сервисов, в том числе Managed Service for Kubernetes и управляемые базы данных.

Вычислительные мощности и виртуальные машины, которые распределены в нескольких географических точках, дают возможность бэкапироваться в случае чего. Также облако позволяет сделать эмуляцию тестовой среды, чтобы провести отладку, функциональное и нагрузочное тестирование системы. Отказоустойчивость обеспечивает доступ к системе даже в случаях физического ЧП на одном из серверов.

При миграции мы отдельно встречались с ИТ-архитектором, который помог сконфигурировать работу с сервисами, отталкиваясь от особенностей именно нашего приложения. Все это позволило провести миграцию и тестирование всех компонентов, не настраивая распределение данных по дата-центрам и не беспокоясь об админских вопросах обслуживания серверов.

Что дальше

Мы хотим создавать продукт, который подходит компаниям любого размера. Будем расширять предлагаемые виды тестирования, в первую очередь, поддерживать нефункциональные: нагрузочное, тестирование безопасности, стресс-тестирование. Кроме того, мы продолжим увеличивать пул интегрированных с Test IT систем разного назначения, чтобы с нами могли работать команды с любым стеком.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Товарный микроскоп

С точки зрения страдающего ОКР, на первой фотографии надо было господина из центра переставить налево, тогда было бы логично.

Ответить
Развернуть ветку
Айдар Зарипов

Вы это не тестировали и не можете утверждать, что это верно.

Ответить
Развернуть ветку
Ялкынчик🔥

Тогда бы ОКР триггернулся от того, почему два человека с пиджаками не стоят по краям)

Ответить
Развернуть ветку
Товарный микроскоп

Точняк, пиджак тоже на бритого господина надеть. Тогда получатся чётенько три стадии развития.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Швец

Все круто. Вопрос в том, как будете расти дальше, как справитесь с кризисом роста - когда новые клиенты приходят медленнее и нужно расширять линейку продуктов.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Кострюков

Вот это самый интересный этап :) сейчас расчет на изменение способов поставки (для того и выпустили SaaS-версию) и развитие УТП на подходе, основанном на данных.
On-premise поставка все-таки не дает возможности добавить телеметрию, потому что ее покупают во многом из-за способности работать в закрытом контуре.
Облачная модель позволит собирать больше данных и принимать более обоснованные решения по развитию функциональности. А главное - быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null