Полиграфия: прошлое, настоящее, будущее

Не так давно на нашем канале на vc.ru мы опубликовали материал про тренды в полиграфии.

“Какие могут быть тренды в умирающей отрасли”, - прилетел комментарий от читателя.

Мы решили не вступать в дискуссию в комментариях, и дать развернутый ответ на вопрос умирает ли полиграфическая отрасль. О прошлом, настоящем и будущем полиграфии мы поговорили с директором по развитию издательско-полиграфической компании «Актис-Медиа» Александром Чаллаари.

Полиграфия: прошлое, настоящее, будущее

Прошлое

- Александр, когда вы только начинали свой бизнес, что происходило в вашей нише: подъем, стагнация, упадок?

- Мы работаем в коммерческой нише. Если говорить в общем, то активный бум полиграфический рынок переживал в конце девяностых и начале нулевых. С 2005 по 2010 год в Петербурге, да и в России в целом, появилось большое количество типографий. И это не считая множества государственных предприятий, которые существовали со времен Советского Союза. Тогда же появилось много поставщиков, которые занялись производством газетно-журнальной продукции.

Я пришел в полиграфию в 2012-ом году, и бум в отрасли еще продолжался. Многие увлекались печатью. Это был быстро растущий и весьма доходный рынок. Вот как сейчас IT-сфера. Но тогда распространение интернета было не таким, как сейчас, поэтому мы активно включились в “переработку бумаги”, если так можно выразиться.

В 12-ом году на рынке было множество поставщиков, но еще больше было заказчиков До насыщения рынка с точки зрения мощностей было еще далеко. Заказчиков хватало на всех. Тогда многие полиграфические предприятия еще только открывались. Росла экономика России, появлялось множество частных компаний, промышленных предприятий, розничные сети, торговавшие всем подряд, и всем им было необходимо общаться со своей аудиторией. Проникновение интернета было далеко не таким как сейчас, а ТВ-рекламы была многим не по карману (равно как и сейчас). И в этой связи, печать оставалась самым доступным каналом коммуникации с партнерами, дилерами, дистрибьюторами и конечными клиентами.

Вплоть до 2014-го года ниша активно развивалась. Мы даже печатали тиражи за рубежом, у наших европейских партнеров. Размещая те заказы в Европе, которые было нецелесообразно изготавливать у нас. И уже оттуда, выстроив свою производственно-логистическую цепочку, привозили продукцию в Россию. Было интересно.

Но 2014 год, «Крым наш» и двукратное падение курса рубля резко изменили положение дел в отечественной экономике, а вслед за ними и в полиграфической отрасли. Поскольку порядка 90% материалов, комплектующих и оборудования приходилось на импорт - все подскочило в цене прямо пропорционально курсу. Пошел процесс адаптации, пересмотра тиражей, портфеля заказов на стороне клиентов, так и портфеля продуктов на стороне поставщиков.

- Но ведь можно было повернуться в сторону отечественного производителя?

- Да. Но на тот момент поставщики отечественной бумаги сильно проигрывали в качестве, сроках и менеджменте зарубежным компаниям. По большому счету, и сейчас уступают. Правда, качество, более или менее, выровнялось, и отрасль во многом благодаря этому существует. Без отечественных производителей бумаги и картона было бы совсем сложно.

Настоящее

- А что сейчас происходит на полиграфическом рынке России и зарубежья? Можно ли проводить параллели между развитием этой ниши у нас и в других странах?

- Можно и нужно. Мы ведь встроены в глобальную экономику. Поэтому все те процессы, которые когда-то происходили в нашей нише на Западе, или происходят сейчас, через какое-то время произойдут и у нас. Все закономерно. Просто в силу специфики нашей экономической модели, у России еще есть отставание от более развитых стран – здесь я не открыл Америку. Вот в полиграфии та же история: на Западе и в Европе бум в нашем сегменте (коммерческой печати) наблюдался в конце 80-90-ых годов, а к нам он прилетел в нулевые. Но, важно отметить, что в силу нашего отстаивания, с одной стороны, и стремительного развития, с другой - периоды, которые шли на западе десятилетиями, у нас “пробежали” за пятилетку. Это как в быстрой перемотке - для нас это просто короткая вспышка. Достаточно, вспомнить пример из телекома: когда после своего появления на нашем рынке пейджеры, не успев проникнуть даже в регионы, просто исчезли как технология, или как у нас развиваются 3G-4G-5G-сети. Уровень проникновения данных каналов связи у нас выше, чем в Европе, именно из-за того, что мы не успели построить одну инфраструктуру, как ей на смену приходит другая. Так и в полиграфии - все очень быстро меняется, как в целом в нашей экономике. Это тоже очень интересно наблюдать, и участвовать в этих трансформациях, пока у нас есть возможность и наши рынки не так зрелы и насыщены, как на Западе.

- В активную фазу пандемии представители полиграфического бизнеса просили признать свою отрасль официально пострадавшей, и обеспечить полиграфические предприятия дополнительной финансовой поддержкой. Почему?

- Потому что люди перестали выходить на улицу. Перестали обращаться к газетным ларькам и киоскам. Доходы людей упали. Упал спрос и на информационно-развлекательную печатную продукцию, и образовательную. Коммерческая полиграфия, конечно, тоже пострадала. Потому что если предприятие не работает, то нет и выпуска продукции. Значит, отпадает необходимость каталогах и другой рекламной продукции.

Вот живой пример, в конце февраля 20-го года мы напечатали для турагентства «TUI» огромное количество каталогов – компания должна была участвовать в выставке, готовилась к сезону и активным продажам. Но разразилась пандемия, повсеместно страны ввели локдаун и туристическая отрасль встала. Ситуация с заказчиком вышла сложная. Потому что у нас 100% постоплата, и пришлось ждать, когда компания оплатит заказ. Очень надеялись, что российская фирма не обанкротится (кстати, головная компания «TUI», которая находится за границей, все же признала себя банкротом). Мы, со своей стороны, пошли на встречу клиенту, понимая сложность ситуации, предложили рассрочку. В результате, все прошло хорошо и до конца 20-го года нашим партнерам удалось закрыть все хвосты.

Еще одна сложность. Полиграфическую отрасль, с одной стороны, называют обрабатывающей, с другой – это сервис. Тогда возникает вопрос: полиграфическая печать – это продукт или услуга?

Отрасль не может сама по себе напечатать каталог, журнал или книгу. Без интеллектуального продукта – макета и прочего, она не существует. В отличие, например, от продуктов питания, которые так или иначе будут приобретены потребителем.

В полиграфии же все не так. Между конечным клиентом и производством есть промежуточный заказчик. Он является реципиентом конкретного полиграфического продукта. Так же со средствами массовой информации: они существуют ради своей аудитории. Понимаете, у полиграфического предприятия нет своего продукта. Ну не будет полиграфический завод печатать журналы в холостую. Эти журналы должны принадлежать издательству, которое и заказывает их печать. В пандемию эта цепочка встала, и никто ничего не заказывал, не продавал. Поэтому-то нашему бизнесу и нужна поддержка. И потом отрасль производит не только коммерческую и развлекательную продукцию, но и образовательную.

Представьте, что типографии начнут массово «схлопываться». Где будут производить научно-образовательную литературу издательства? Это повлечет коллапс в сфере образования.

Недавно я беседовал с представителями издательского бизнеса. Коллеги говорят, что, несмотря на попытки технократов все перевести в цифру, бумажные образовательные продукты остаются востребованными. Потому что у нас довольно слабая компьютеризация учебных процессов, и пандемия это показала. Удаленный процесс получения знаний школьниками и студентами плодов не дал того эффекта, который от него ожидали. Конечно, это только начало пути. Но, я думаю, должно смениться не одно поколение людей и поменяться не одна технология, чтобы процесс обучения смог трансформироваться с бумажных носителей на электронные.

Другая история – дидактические материалы, которые должны быть под рукой и у педагогов, и у учеников. Получается, что при всем при этом бумага остается самым простым и самым дешевым способом передачи информации большому количеству людей. За исключением телевидения, видеохостингов и т.д. Книги, учебники, рабочие тетради все равно кратно востребованнее. Потому что с ними легче работать. Данный сегмент растет, и мы не можем не обращать на него внимание.

Растет и творческий сегмент – раскраски, сборники выкроек для шиться, цветная бумага, картон. Все это было и остается востребованным. Многие бумажные комбинаты сократили производственные мощности и переориентировались на производство упаковки. Это уже отдельная ниша, которая очень активно растет и развивается – упаковка нужна всем.

Закрылся Китай, из-за чего нарушились логистические цепочки поставок, включая картон и бумагу. Сейчас все переориентированы на внутренний рынок – и Северная Америка, и Европа, и Россия. Но вслед за сокращением производственных мощностей возникла нехватка расходных материалов: краски, химии, клея. Отсюда взрывной рост их себестоимости и конечной цены. А для корпоративных продуктов в нашей нише такой рост составляет 30-40%.

Поэтому книга или журнал становятся элитарным, дорогим способом общения с аудиторией. Продукт дорожает, а тираж падает. Вот и получается, что для многих компаний печать тех же каталогов становится нерентабельной: информация устаревает, а продукцию из-за локдауна не успевают распродавать.

Будущее

- В сложившихся обстоятельствах на какие ваши продукты вы делаете ставки? Что останется востребованным?

- Мы провели большую работу внутри компании по автоматизации внутренних процессов, чтобы всегда быть рядом с заказчиками и оперативно реагировать на их запросы, помогать в достижении маркетинговых целей, которые они ставят перед собой. Эти меры позволили нам сохранить обороты, развить новые продукты и компетенции в компании, предложить лучший сервис и скорость обработки заказов.

В частности, мы сами заказываем бумагу и материалы, снабжаем наших поставщиков и внимательно следим за экономикой. Мы полностью погружаемся в процесс, что позволяет клиенту получить от нас лучшее и наиболее взвешенное предложение цена-качество, гарантии конечных сроков и полный аутсорс рекламной печати. Бизнес-процессы в нашей компании выстроены так, чтобы обеспечивать 100% попадание в ожидания заказчиков.

Еще мы планируем выход на маркетплейсы с собственными продуктами. Сейчас анализируем рынок, занимаемся брендингом ряда категорий товаров, тестируем. Посмотрим, что из этого получится.

Есть у «Актис-Медиа» еще одно новое направление – сувенирная полиграфия. Её выход намечен на 2 квартал 2022-го года. Сейчас мы ведем подготовительную работу, как будет все готово - обязательно расскажем о проекте в одной из наших статей.

Мы пытаемся смотреть по сторонам, вглубь и вширь. Ищем новые возможности развития. Сейчас пришло такое время, когда количество заказчиков сокращается, но вслед за этим процессом сокращается и количество поставщиков – типографий. И скорость сокращения последних гораздо выше скорости сокращения клиентов. По нашей оценке, рынок ждут слияния и поглощения, передел, так скажем - на Западе он уже начался. В тоже время, часть рынка переориентируется, а часть перейдет в компании полного цикла - такие, например, как «Актис-Медиа». Потому что мы работаем по принципу одного окна, и предлагаем широкий спектр продукции – от наклеек и POSm, до каталогов и журналов, в купе с дизайном и предпечатной подготовкой. Словом, сопровождаем клиента от идеи до доставки готовой продукции конечному потребителю.

- Александр, есть ли у вас прогноз, что ждет полиграфическую отрасль в 2022-ом году?

- Да. Мы делаем расчеты по разным направлениям нашей ниши. По всему выходит, что себестоимость продукции вырастет на 15%. Для определенных полиграфических позиций даже на 25%. К этому мы сейчас активно готовим наших клиентов, и предлагаем уже сейчас в декабре забронировать по ценам 2021-го года производственное время, материалы и тиражи на следующий год.

В общем, все не просто. Но если ты – профессионал и знаешь: что, для кого и зачем ты делаешь, то все возможно. Главное – качественно и уверенно выполнять свою работу.

11
Начать дискуссию