«Не вешайте на него продажи и не заставляйте варить кофе»: как не наломать дров при найме SMM-специалиста

История о том, как раскусить неопытного кандидата, где искать SMM-специалистов и почему малому бизнесу не нужно агентство на подряде.

Это я — Максим
Это я — Максим

Всем привет! С вами Максим Джумига, совладелец сервиса Evil Mart. Это площадка, на которой можно найти подходящего SMM-специалиста.

От выбора SMM-менеджера зависит не только эффективность бизнеса, но и репутация: её легко похоронить грубыми комментариями в ответ на недовольство клиентов. В этой статье рассказываем, как найти классного специалиста: на какой площадке искать (спойлер: hh.ru — не лучший способ), что указывать в резюме и как понять, какой нужен сотрудник.

Как понять, действительно ли вам нужен SMM-менеджер или всё же таргетолог и копирайтер

Зачастую владельцы компаний ждут, что SMM-специалист будет настраивать рекламу, фотографировать товары и снимать креативные Reels. Но давайте разберёмся, что входит в их компетенции, а что нет.

Задачи SMM-менеджера часто бывают размыты и отличаются в зависимости от потребностей бизнеса. Базово SMM-менеджер отслеживает, как работают алгоритмы соцсетей, что сейчас в тренде. Он знает, как работать с аудиторией — вовлекать её, отрабатывать негатив, и понимает, как создавать и продвигать качественный актуальный контент.

Например, несколько лет назад были популярны гивы, а сейчас SMM-специалисты понимают, что этот метод приносит нецелевой трафик: аудиторию, которая любит розыгрыши и халяву. Таким пользователям не будет интересен продвигаемый продукт.

Более опытные SMM-менеджеры делегируют задачи помощникам — дизайнерам, которые рисуют иллюстрации, копирайтерам для написания текстов и таргетологам, настраивающим рекламу в соцсетях.

Если SMM-менеджер будет забирать на себя все мелкие задачи, он не сможет сфокусироваться на главном — анализе статистики и трендов, генерации идей, обновлении стратегии.

SMM-менеджер точно не должен отвечать за продажи. То, насколько хорошо у вас будут покупать, зависит от многих факторов, в том числе от оффера, упаковки продукта и корректности коммуникации в директе.

В небольшой компании заявки в директе стоит обрабатывать собственнику, потому что никто не знает его бизнес лучше. В более крупных компаниях на входящие клиентские сообщения отвечает отдел продаж или техподдержка.

Но мы живём не в идеальном мире. На практике задачи SMM-менеджера лучше обсудить индивидуально. Например, в некоторых компаниях он будет заниматься influence-маркетингом — работать с блогерами и инфлюенсерами: собирать базу контактов, вести коммуникацию по всем интеграциям, контролировать оплаты и выход рекламы, анализировать результаты и составлять отчёты.

Сейчас можно найти отдельных специалистов узких направлений, например, сторисмейкера или визуализатора бренда. Возможно, вам в проект нужен именно такой человек.

«Не вешайте на него продажи и не заставляйте варить кофе»: как не наломать дров при найме SMM-специалиста

С чего начать работу с соцсетями, если последний мем, который вы видели, — грустный Киану Ривз

Не начинайте с поиска SMM-специалиста. Тем более если считаете, что вам помогут «продающие» посты, после которых моментально посыпятся заказы.

Бизнесу, особенно малому, в первую очередь нужен внешний аудит соцсетей или менторская помощь для запуска с нуля, а не SMM-менеджер на фултайм.

Ментором может выступить опытный SMM-специалист, который поможет выстроить верную стратегию. Его услуги в качестве SMM-менеджера, скорее всего, будут стоить дорого, но от разовой консультации вы получите огромную пользу.

Полуторачасовая консультация с топовым специалистом стоит 5–10 тысяч рублей. До неё эксперт может прислать бриф или попросить сформулировать ваш запрос: на какие основные вопросы хотите получить ответы. После консультации специалист присылает запись разговора, иногда ещё и конспект с планом действий. Найти эксперта можно в профессиональных сообществах в Facebook. Например, здесь.

Дальше успех продвижения зависит от вовлечённости самого заказчика. Можно купить крутую консультацию, но так и не реализовать советы эксперта. Многие ждут волшебную таблетку, которая сама наведёт порядок в соцсетях, но так не бывает.

После консультации наймите специалиста, на которого хватает бюджета, и реализуйте предложенные ментором решения.

Сложно сказать однозначно, сколько стоит хороший SMM-менеджер. Специалист среднего уровня обходится от 40 тысяч рублей в месяц, уровнем выше — от 60–80 тысяч. Услуги SMM-агентства стоят от 100–120 тысяч рублей в месяц. Это суммы без учёта рекламного бюджета — только за работу специалистов.

Размер рекламного бюджета зависит от масштабов и целей бизнеса. В любом случае он должен превышать зарплату SMM-специалиста.

Если пока у вас нет возможности хантить дорогих SMM-менеджеров, образовывайтесь и вникайте в процессы самостоятельно, сделайте упор на performance-маркетинг, который позволит быстро зарабатывать деньги и затем инвестировать их в соцсети.

А теперь представим, что у вас проведён аудит, готова стратегия и отложен бюджет на SMM. Теперь нужно решить, в каком формате вы планируете работать со специалистом: обратитесь в агентство, наймёте сотрудника в штат или будете работать с фрилансером.

Пандемия стёрла разницу между двумя последними форматами. Тот факт, что SMM-менеджер будет приезжать каждое утро в офис, не поможет вам контролировать результаты работы. Можно весь день ничего не делать, сидя в соседнем кабинете с начальством. Иллюзия контроля — частая причина выбора инхаус-специалиста.

Наём в команду подходит в тех случаях, когда у бизнеса есть регулярные задачи и большая потребность в ситуативном маркетинге. Например, срочно выложить пост или моментально отвечать в комментариях.

SMM-агентство больше подходит для крупного бизнеса. Как правило, у агентства длинная линейная структура, которая замедляет и бюрократизирует все процессы.

Допустим, рядовому сотруднику непонятна задача и он хочет уточнить её напрямую у заказчика. Но с клиентом общаются специалисты на три звена выше. Сотруднику придётся передавать вопрос руководству. Это большая трата времени, плюс эффект испорченного телефона. Задачи, которые можно решить в течение пяти минут парой сообщений в чате, могут затянуться на полдня.

Малому бизнесу такая неповоротливая структура только навредит: ему нужны быстрые запуски и результаты, но с агентством это невозможно.

Кроме того, услуги агентства стоят дороже, чем наём SMM-менеджера: в стоимость закладывают высокие зарплаты топовым сотрудникам и директорам отделов, налоги, переплату за известный бренд и, в случае некоторых агентств, аренду офиса.

Если вам нужен не один SMM-специалист, а целая команда, услуги агентства могут обойтись не дороже, чем наём сотрудников в штат.

С другой стороны, в агентстве очень легко проверить качество услуг, посмотреть кейсы, связаться с бывшими клиентами. К тому же агентства работают по договору и с них можно взыскать неустойку в случае невыполненных обязательств.

В пандемию появился формат team lance — это объединение фрилансеров, которые сами себя организуют и работают над вашим проектом. В команде есть project-менеджер, который контактирует с клиентом, но структура более гибкая и реагирует быстрее, чем агентство.

Мы разобрались с тем, чего ожидать от SMM-менеджера и как выбирать формат сотрудничества. Перейдём к площадкам, на которых можно найти классного специалиста или команду.

«Не вешайте на него продажи и не заставляйте варить кофе»: как не наломать дров при найме SMM-специалиста

Где искать SMM-менеджера: неочевидные, но эффективные площадки

Многие компании начинают поиск специалиста с рекрутинговых сайтов. Этот способ работает, но лучше заходить на площадки, где можно неформально пообщаться с соискателями. Сейчас разберёмся.

Разместить пост с вакансией в профессиональном сообществе SMM-специалистов в Facebook

Важно дать максимум деталей:

  • Описать задачи, над которыми предстоит работать специалисту.
  • Указать рыночную зарплату или оставить этот пункт для обсуждения на собеседовании.
  • Рассказать, что специалист получит от этого сотрудничества. Приказной строгий тон и вакансии в стиле «мы ищем, вы должны, если вы не такой, не стоит тратить наше время» отталкивают, а тексты с подробным и заботливым описанием задач и условий + с указанием того, что человек получит от этого сотрудничества, собирают больше откликов.

Если этого не сделать или сформулировать неадекватные требования к кандидату, пользователи могут оставить много негативных и даже грубых комментариев.

Пример обратной связи участников сообщества
Пример обратной связи участников сообщества

Такая обратная связь неприятна, но иногда полезна. Переведите хейт в полезное обсуждение: попросите у пользователей обратную связь на вашу вакансию. Они могут указать на завышенные ожидания или неверно поставленную задачу. К примеру, вы предлагаете 35 тысяч рублей в месяц за работу над SEO, SMM, отрисовку рекламных плакатов и настройку рекламы в соцсетях.

Если боитесь агрессивной критики, можно отключить комментарии к посту. Но тогда он не поднимется выше в ленте и привлечёт меньше пользователей.

Поискать специалиста в LinkedIn

Можно искать несколькими способами:

  • Внутри платформы по навыкам, которые специалист указал в своём профиле: введите в строке поиска skills: SMM.
  • По заголовку — фразе, которая присутствует в профиле соискателя: введите в строке поиска headline: SMM.
  • В Google: добавьте в строку поиска: site:linkedin.com/in и запрос, например, site:linkedin.com/in Head of SMM.

Посмотреть блоги SMM-менеджеров в Instagram

Более крупные компании могут поискать специалистов среди SMM-менеджеров, которые ведут блоги в Instagram. Если блог раскрученный и полезный, у специалиста, скорее всего, очередь из клиентов. Но он может посоветовать кого-то из своих учеников, если не возьмёт проект, или предложить обучение на своём курсе.

Блог SMM-менеджера — хороший источник информации. Из него можно узнать, как специалист работает с трендами, есть ли у него вкус, понимает ли он правила современного дизайна, как работает с текстами.

Но отсутствие блога не говорит о низком уровне профессионализма. Работодатели часто заблуждаются, когда судят о специалисте по количеству подписчиков в его соцсетях. Считают, что SMM-менеджер непрофессионален, если не смог раскрутить собственные соцсети.

Но это никак не связано: есть люди, которым интересно вести блог, а есть те, кому это не нужно. К тому же многие горят своим делом и тратят всё рабочее и нерабочее время на клиентские проекты. А свободное время хочется провести вдали от соцсетей.

Поискать специалиста можно в Instagram
Поискать специалиста можно в Instagram

Поискать специалиста в Telegram-каналах

Можно загуглить подборку Telegram-каналов с вакансиями или резюме SMM-специалистов. Ещё один способ — ввести в поиске мессенджера слова «SMM», «вакансии», «резюме», «маркетинг», «Instagram» — в разных комбинациях.

Разместить заказ на фрилансерских биржах

Например, Kwork, Upwork или Profi.ru. На последнем сервисе естественный органичный рейтинг, его не подделывают, поэтому найти специалиста по отзывам очень легко.

Способ найти SMM-менеджера зависит от масштабов компании. Если у вас есть HR-специалист или целый отдел, скорее всего, они будут использовать инструменты автоматизации поиска на рекрутинговых сайтах или LinkedIn. Но если вы ищите специалиста сами или поручаете это своему ассистенту, лучше идти в соцсети.

В отличие от рекрутинговых сайтов, там можно быстро установить контакт, понять, как человек общается, чем интересуется. А ручной поиск через hh.ru и другие подобные сайты удлиняет цикл: сначала нужно отобрать релевантные анкеты (свободный доступ к базе платный), затем связаться со всеми кандидатами — написать в почту, найти в мессенджерах, дождаться ответа.

Потом задать десяток дополнительных вопросов, потому что вы почти ничего не знаете про этого человека: многие соискатели неинформативно заполняют свои профили. К тому же формат рекрутингового сайта не предполагает такой открытости, как в соцсетях.

«Не вешайте на него продажи и не заставляйте варить кофе»: как не наломать дров при найме SMM-специалиста

Что спрашивать на собеседовании и как не дать себя обмануть

Самое бесполезное, что вы можете попросить у кандидата, — показать корочки. В университетских программах только появляется направление SMM (пока не в России), а онлайн-курсы вроде Geekbrains и Skillbox не делают из новичка специалиста.

Курсы — это неплохая помощь, если начинающему специалисту лень искать в интернете множество статей и структурировать этот объём информации. Но после них нужно набить шишки, сделать первые кейсы. Никто не пригласит новичка продвигать соцсети только потому, что он окончил двухмесячные курсы. Поэтому многие начинают с виртуальных кейсов: рисуют несуществующие, чтобы продемонстрировать свои навыки.

Академические знания в маркетинге будут преимуществом для кандидата, но их можно получить и вне университетских стен. Профессия и рынок соцсетей очень быстро меняются: без практики знания устаревают уже через несколько месяцев.

Поэтому забудьте про корочки. Приведу список основных пунктов, которые нужно уточнить на собеседовании.

Посмотреть кейсы

Некоторые нечестные специалисты копируют чужие кейсы. Чтобы убедиться в отсутствии плагиата, загуглите название кейса или несколько предложений оттуда.

Проверьте результаты кейсов: посмотрите динамику роста подписчиков в сервисах Livedune или Trendhero и другие показатели, о которых идёт речь в кейсе. К примеру, если специалист настраивал рекламу и привлекал лиды, посмотрите на стоимость привлечения, на конверсию в покупку. Если у вас нет экспертизы в таргете, обратитесь к специалисту, чтобы он проверил кейс кандидата.

Узнать, есть ли релевантный опыт в сфере бизнеса работодателя

Приведу пример. Мы взяли на работу в наш проект Proxy-store SMM-менеджера без опыта работы в сфере клиента. Он не захотел углубляться и использовал для продвижения онлайн-бизнеса инструменты, которые применял в офлайн-компаниях. К примеру, устраивал розыгрыши билетов в кино, продвигая бизнес по продаже анонимайзеров — сервисов, позволяющих анонимно просматривать сайты, доступ к которым заблокирован провайдером. Эта компания работала по всему миру и клиенты не поехали бы из Кишинёва в Саратов, чтобы сходить в кино.

Специалист не чувствовал аудиторию и не пытался понять, как работает маркетинг в этой сфере.

Однако для эффективной работы в SMM важен не столько релевантный опыт в бизнесе заказчика, сколько понимание конъюнктуры рынка: как работает маркетинг в этой сфере, какие инструменты можно использовать.

Опыт в похожей сфере будет плюсом, но он не обязателен: в мире постоянно появляются новые ниши бизнеса и новые соцсети, в которых пока ни у кого нет опыта. Если специалисту интересно поработать в новой сфере, он быстро научится. Неважно, что он претендует на продвижение клиники, а в его портфолио — только SMM в сфере недвижимости.

Спросить, как специалист будет работать с вашими соцсетями

Узнайте, какие соцсети он предлагает использовать и почему, как планирует вовлекать аудиторию и главное — зачем вашему клиенту на вас подписываться. Это важный вопрос, потому что многие SMM-менеджеры ведут соцсети, просто чтобы их вести — без понимания потребностей аудитории и выстраивания долгосрочной стратегии.

Из ответов кандидата вам нужно понять, соответствуют ли его идеи целям вашего бизнеса. Например, вы хотите сделать из блога в Instagram информационный ресурс, где клиенты будут задавать вопросы о продукте. А SMM-менеджер предлагает публиковать красивые фото с цитатами.

Не стоит сильно «заваливать» кандидата такими вопросами и сходу требовать письменной стратегии — это отдельно оплачиваемая большая работа. Важно уловить логику специалиста: как он мыслит, куда собирается вас вести.

Узнать, как специалист работает с негативом

Если у соискателя есть кейсы по отработке негатива — обязательно посмотрите. Умение корректно и оперативно реагировать на неодобрительные комментарии может однажды спасти репутацию вашей компании.

Пример плохой работы с негативом. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsmmplanner.com%2Fblog%2Fintierviu-s-komiuniti-mieniedzhierom-smmplanner-tatianoi-grishinoi-o-rabotie-s-nieghativom-v-sotsialnykh-sietiakh%2F&postId=339772" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Пример плохой работы с негативом. Источник

Спросить, на кого кандидат ориентируется в профессии

Пропустите этот пункт, если вы не ориентируетесь в инфлюенсерах по тематике SMM.

Когда SMM-менеджер называет знаковые имена, например, маркетолога и автора одного из самых авторитетных блогов про диджитал-маркетинг в рунете Павла Гурова или SMM-стратега Алексея Ткачука — значит, он следит за новостями в своей профессии. А если кандидат ориентируется на ноунеймов, это маленький тревожный звоночек. Возможно, он — выпускник посредственных курсов, которые не дают полезных знаний.

Выяснить мотивацию специалиста

Любая работа — это и про человеческие отношения тоже. Если специалист заинтересован в работе, можно дообучить его и вырастить профессионала. Поэтому на первой встрече важно понять, чего кандидат сам ждёт от компании, сколько времени он готов уделять работе, как хотел бы развиваться дальше.

У нас когда-то работала талантливая студентка-сторисмейкер. Поначалу сотрудничество было замечательным, но потом она начала допускать одинаковые ошибки: нелогично строила предложения и пропускала опечатки. Сложилось ощущение, что она не сильно вовлечена в работу, делает её на скорую руку.

Три месяца мы пытались решить эту проблему — предлагали брать больше времени на подготовку макетов и советовали использовать программы-редакторы, подчёркивающие ошибки. Ничего не помогало.

При этом мы были подписаны на неё в Instagram и видели, что в своём блоге она не совершает этих ошибок. Когда мы решили с ней расстаться, выяснилось, что она больше не хочет работать сторисмейкером, а мечтает стать фотографом.

Важный нюанс: возраст — не показатель профессионализма, но двадцатилетние чаще оканчивают посредственные курсы, не знают, чем хотят заниматься, и меняют профессии. На ответственные проекты лучше приглашать кандидатов, которые любят своё дело и стараются в нём развиваться.

Кстати, вопрос о том, чем специалист занимается в свободное время, — не просто формальность HR-менеджеров. Иногда он помогает заказчику понять, что человек работает не над тем, что ему действительно интересно.

Дать тестовое задание

  • Описать общее видение стратегии продвижения: какие соцсети стоит выбрать и почему, как специалист будет привлекать и вовлекать аудиторию. Он должен объяснить, зачем вашим клиентам подписываться на вас в соцсетях: вся работа SMM-специалиста должна быть выстроена под потребности и запросы целевой аудитории.
  • Предложить несколько тем для постов и написать на одну из них текст. Предварительно расскажите кандидату о позиционировании, ценностях, аудитории и других особенностях вашего проекта.
  • Подготовить серию сторис. У них должна быть цель (продать, проинформировать или вовлечь), стройное логичное повествование и оформление, соответствующее вашему проекту. Даже дизайн может многое рассказать о специалисте. SMM-менеджер, который делает баннеры в стиле «девяностых», — точно не лучший. Если ретровейв — не его фишка.
  • Предложить варианты ответов для отработки негатива.

Важно: тестовое задание не должно занимать больше двух-трёх часов рабочего времени специалиста.

Пример тестового задания для SMM-специалиста
Пример тестового задания для SMM-специалиста

Как ещё на испытательном сроке понять, что ошибся в выборе специалиста

Обмануть могут любого — даже огромный международный бизнес, если он не беспокоится о качестве работы сотрудников.

Ещё легче обмануть владельца бизнеса, который не разбирается в SMM. В таком случае вскрыть ложь ещё на собеседовании почти невозможно: кандидат может сыпать терминами и убедительно рассказывать о своих кейсах. Есть тысячи примеров, когда непрофессиональные SMM-менеджеры устраивались на работу в крупные организации и годами выкладывали бессмысленные посты, не принося пользы бизнесу.

Есть способ распознать такого специалиста — пригласить крутого SMM-менеджера, который проведёт аудит и объективно оценит работу нового сотрудника.

Непрофессиональный SMM-менеджер как минимум не принесёт результата, а как максимум — похоронит репутацию бизнеса. Например, если он отвечает агрессией на жалобы клиентов в соцсетях, медленно отвечает в директе, унижает подписчиков. Потерянные деньги на его зарплату восполнимы, а репутация — нет.

Испортить ваше реноме может не только непрофессионализм сотрудника, но и ваше некорректное отношение, к примеру, увольнение со скандалом без выплаты зарплаты. Лучше не ссориться с тем, у кого экспертиза в управлении репутацией в соцсетях больше вашей.

У одной крупной компании соцсети были скорее как визитная карточка, там не настраивали таргет и не искали лиды. В задачи SMM-менеджера входила публикация новостных постов во «ВКонтакте», в «Одноклассниках» и в Instagram. Директор не доплатил специалисту 10 тысяч рублей, и тот ушёл со скандалом.

После его увольнения новости продолжили выходить — SMM-менеджер заранее залил их на сервис автопостинга. Внезапно в соцсетях компании начали появляться фотографии с корпоративов в непристойном виде и мемы с директором. В какой-то момент это увидел один из клиентов компании. Позвонил директору и отказался с ним работать: ему было стыдно сотрудничать с этой компанией.

В итоге бизнес лишился четырёх клиентов, один из которых платил миллионы рублей. Причём директор не сразу понял, что SMM-менеджер использовал автопостинг: он был уверен, что бывший сотрудник взломал аккаунт.

«Не вешайте на него продажи и не заставляйте варить кофе»: как не наломать дров при найме SMM-специалиста

Закончили на весёлой ноте. Надеюсь, статья поможет вам найти классного специалиста или команду специалистов. Главное — относитесь уважительно ко всем сотрудникам или подрядчикам и помните, что от них зависит репутация вашего бизнеса.

Если будут вопросы по поиску специалиста — пишите в комментарии, постараемся ответить.

2828
82 комментария

SMM-менеджер точно не должен отвечать за продажи.Хахаха, а нахуй он тогда вообще нужен?

Там в названии social media MARKETING. Интересные нынче маркетологи пошли, которые не отвечают за продажи.

А за что он отвечает? За хорошее настроение и конкурсы интересные?

9

Комментарий недоступен

5

Да сейчас вообще не принято, видимо, за что то отвечать. За данные, за слова, за качество работы и тд. Но зарплату хотят нормальную))
Хотя моё имхо человек должен гарантировать какой то результат своей работы. Что будет так так и так.
И да, в любом бизнесе все делается ради продаж товара / услуг.
Я нанимаю специалиста, плачу, предоставляю ему всю необходимую информацию и тд и да, я, как владелец, хочу увидеть какой то результат, который мне принесёт денег, если иное не было оговорено.

2

дорогой Станислав Назаров, в этой статье мы не могли всесторонне осветить тему "SMM и продажи" — если бы сделали это, объем увеличился бы в два раза. спасибо, что вы решили детально разобрать этот вопрос в комментариях.

если коротко, наша позиция такая: SMM-менеджер не отвечает напрямую и единолично за продажи в компании. да, косвенно отвечает, конечно. но есть десяток ситуаций, в которых продажа не случится, даже если SMM-менеджер супермолодец. вот пара примеров:
- привлек потенциальных клиентов, но нужных товаров не оказалось в наличии
- привлек потенциальных клиентов, но в Директе им нахамили/долго отвечали/невнимательно проконсультировали
— кто в таком случае несет ответственность?

если действительно хотите разобраться в вопросе и попробовать услышать мнение, отличное от вашего, послушайте вот этот подкаст: https://korochegovorya.mave.digital/ep-20 — наше мнение совпадает с позицией гостя

2

за качественный трафик они отвечают.

на прошлой работе наняли агентство, хотя явно было не по карману. получили результат говно и стандартные отписки в духе ''мы все сделали, вот посмотрите, результат это всегда непредсказуемая вещь''.

10

Об этом и пишем, да. Не всегда целесообразно. Но как я понял, у вас ещё и история с отсутствием результата.