Арка персонажей

Сегодня хочу поговорить с вами о такой сложной вещи для прозаиков, как арка персонажей. Эта тема будет интересна и драматургам и сценаристам.

Дело все в том, что большинство начинающих писателей даже не представляют, что это такое. Многие писатели очень хотят писать по наитию. Это и хорошо (для профессионалов) и плохо для новичков. Почему? Потому, что строить планы — это труд, долгий и кропотливый. А новичкам так не хочется заморачиваться на эту тему. Легко вывалить на бумагу все и сразу. Но не всегда получается писать грамотно и выстроено в одну сюжетную линию.

Как и в каждом произведении важен персонаж — главный герой. Часто бывает так, особенно это заметно в романе — есть «провисающий», не очень интересный сюжет, но хоризматичный яркий персонаж спасет дело, и эту книгу будут покупать. Но бывает и так, есть математически выверенный сюжет, но персонаж словно «картонный», не живой, и главный герой не будет вызывать никаких эмоций — пиши пропало, никто книгу читать не будет. Почему?

Мы в романе ищем яркого человека, личность. Мы и в жизни тоже ищем героя, с которым хочется пообщаться, за жизнью которого интересно наблюдать. Нас, читателей, начинает интересовать его действия, мысли, чувства. Мы начинаем переживать за него, интересоваться деталями его биографии, личной и общественной жизни.

Арка персонажей

Есть много способов оживить персонажа — для этого и существуют «арки». Их 4 вида:

  • Первая арка — это когда происходит полное изменение персонажа. Был трусом — стал суперменом, был плохой — стал хороший…
  • Вторая арка — пример, был трусом — стал частично или более-менее смелым человеком.
  • Третья арка - разрушение, когда человек не созидается, а полностью деградирует, происходит разрушение личности.
  • Четвертая арка — плоская арка — это когда человек каким был, таким и остался. Но тогда этот персонаж должен быть архи харизматичным. Пример плоской арки — это Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. Эти герои какими были, такими и остались. Из рассказа в рассказ ничего не поменялось в их характерах. Но эти персонажи настолько интересны читателю, что книгами автора зачитывается не одно поколение читателей. Это переросло уже в культ персонажей. Для писателя сложность состоит в том, что нужно с первых же рассказов раскрыть все качества своего героя, чтобы не было сюрпризов для читателя, так как нововведения могут быть непонраву публике, не приняты ею.

В любом случае надо правильно подвести арку под свой персонаж, ведь ваш герой проживает жизнь, события, которые его меняют все больше, больше и больше. Сначала он был один человек, но события в его жизни закрутились, назрел сюжет, произошла динамика — вы и сами будете меняться со своим героем, подстраивать события под его характер и арку, дописывать дополнительные сцены внедрять, возможно, новых героев. И ваше произведение засияет красками не полутонов, а яркими цветами и цветовой гаммой.

В чем прелесть писательской деятельности? Мы можем прожить не одну жизнь, а столько, насколько хватит нашей фантазии. И если мы с помощью арки персонажа прочувствуем и выстроим всю трагедию своего героя, и с ним проживем его жизнь, то это меняет и самого автора — и это есть парадокс.

Поэтому не поленитесь и выстройте арку для своего героя.

3
8 комментариев

А Пушкин или Булгаков про эту арку знали?

Ответить

Про это еще Гомер знавал. Архетипы, арки и основные сюжеты не поменялись с древности.

Ответить

Не знали, поэтому их до сих пор люди читают.

Ответить

Да, человек с того самого времени тоже почти не изменился... Однако, авторы уповая на авось, не пользуются проверенными методами. видимо, лень.

Ответить

Арка персонажа хороша для сценария. Но, в художественной литературе, это создает плоский сюжет от конфликта к конфликту.

Намного интереснее выглядит «древо персонажа», где нет линейного движения.

Ответить

Напишите отличия и преимущества. мне будет очень интересно. Думаю и другим читателям тоже.

Ответить