Все о самой востребованной и высокооплачиваемой профессии: как стать крутым менеджером по продажам и заработать на этом

Меня зовут Юлия, я ко-фаундер IT-стартапа: мы строим экосистему для эффективных продаж.

В этой статье я расскажу о том, какие навыки нужны, чтобы зарабатывать в продажах большие деньги и как распознать работодателя, с которым не стоит связываться.

Почему менеджеры по продажам нужны всем

Если бы меня просили дать один единственный совет начинающему предпринимателю, я бы посоветовала найти менеджера по продажам прежде, чем привлекать инвестиции. Ведь единственный бесконечный источник поступления денег в бизнес — это отдел продаж.

В России ежедневно открывается 800 новых компаний и 90% из них умрут, так и не научившись продавать свои решения.

Мы в Leadhero ежедневно общаемся с огромным количеством небольших предпринимателей и у всех есть запрос на сейлз-менеджера.

Запрос на продавца может конкурировать только с запросом на разработчика (около 70 000 вакансий в день). Но разработчик сам себя не окупает — чтобы у компании были деньги на разработку и найм других специалистов, ей в первую очередь нужны сейлз-менеджеры. Поэтому, самые высокие зарплаты и привлекательные условия для менеджеров— в IT-компаниях.

Темная сторона продаж

Я с детства слышала: «Будешь плохо учиться — пойдешь на рынке торговать». В моей семье слова «торговать» и «продавать» были ругательными.

В России только формируется «предпринимательская экономика» и, во многом, негативное восприятие — банальная безграмотность, недостаток информации, как в отношении самого процесса продаж, так и денег в целом. Это создает неправильное понимание профессии и мешает ее развитию.

С другой стороны, на стигматизацию продаж влияет и низкий порог входа в профессию.

Ежедневно доступно более 80 000 вакансий на позицию менеджера по продажам. Из них больше 30 000 компаний рассматривают кандидатов без опыта.

Менеджер по продажам одна из самых сложных позиций для компаний: количество компаний, ищущих сейлза, часто превышает количество кандидатов. Поэтому, если у вас нет никакого опыта работы — скорее всего, вы сможете устроиться продавцом, например, в колл-центр. Для большинства это становится первой временной работой с очень низкой зарплатой и эмоционально тяжелым трудом. Но такая токсичная работа имеет очень мало общего с профессией сейлз-менеджера.

Все о самой востребованной и высокооплачиваемой профессии: как стать крутым менеджером по продажам и заработать на этом

Кроме того, на рынке есть большая проблема, связанная с низким уровнем бизнес-образования среди предпринимателей. Помимо огромного количества вакансий, за которыми стоит функционал «человека-обзвонщика», часто попадается и другой тип «нехорошей вакансии»: маленькие компании и неопытные предприниматели считают, что менеджер по продажам заменит собой и маркетолога, и скриптолога, и вообще построит весь бизнес за него.

Как распознать неопытного работодателя и какие качества нужно развивать, чтобы хорошо зарабатывать в продажах?

Какие качества компании ждут от сейлз-менеджера

Есть некоторые личностные и профессиональные навыки, развитие которых сделает вас привлекательным кандидатом на вакансию.

Желание зарабатывать

Любой руководитель отдела продаж знает, что самый первый критерий отбора менеджера в отдел — его желание заработать много денег.

Сейлз-менеджер — это не рядовой сотрудник на зарплате, а партнер по бизнесу, усилия которого напрямую влияют не только на его личный доход, но и успех компании. Если убрать отдел продаж: остановится поступление денег в компанию и не чем будет платить зарплаты остальным сотрудникам. Чем больше денег зарабатывает менеджер, тем лучше дела у всей компании.

Риски менеджера должны покрываться окладом, а бонус не должен быть ничем ограничен. Например, у нас в Leadhero окладная часть менеджера превышает среднюю зарплату по стране, а размер бонуса не имеет потолка. И единственное, чем ограничен его доход: временем, в которое ему нужно обзвонить входящие лиды.

Навыки ведения переговоров, обучаемость

Переговоры — это навык, который прокачивается на протяжении всей жизни, это то, что мы делаем почти каждый день: когда устраиваемся на работу, просим повышение или договариваемся об условиях аренды.

Мы в Leadhero проверили множество методик и используем разные техники на разных этапах продаж, но сама система во многом основана на принципах, описанных Джимом Кэмпом (автор книги «Сначала скажите Нет»).

Хороший сейлз не работает интуитивно, а знает популярные методики, применяет техники на практике, и может рассказать о них. И в этом профессия продавца не отличается от профессии программиста: любой специальности надо учиться, совмещая получение новых теоретических знаний с их проработкой на практике.

Креативность и аналитические способности

Менеджеры работают по готовым процедурам, соблюдение которых дает определенные гарантии по успешному закрытию сделки. Эти процедуры созданы путем многих проб и ошибок, но даже в компаниях, работающих много лет, не существует процедур на все случаи жизни. Креативность, умение находить выход из нестандартных ситуаций, аналитические способности — это навыки, которые бесценны для работодателя. Такие менеджеры быстро вырастают до руководителей отделов и тренеров по продажам.

Как выбрать работодателя и продукт

Сегодня в продажах работают два подхода: продажи через высокий уровень компетенций и эмоциональные продажи. В обоих типах вы должны интересоваться темой и проблемами клиентов и любить решение, которые им предлагаете. Поэтому выбирайте те сферы, которые лично вам близки и интересны.

Когда вы выбрали сферу, в которой хотите заниматься продажами, внимательно отнеситесь к компаниям, чьи решения предстоит продавать: вам нужно провести конкурентный анализ и понять, какое из них имеет очевидные выгоды и преимущества. Не стоит связываться с компанией, которая работает в «красном океане» со слабым конкурентным позиционированием.

Теперь, когда вы определились с конкретными компаниями, давайте разберем вопросы, которые нужно уточнить во время собеседования. Эти вопросы не только продемонстрируют ваш профессионализм, но и помогут выявить работодателя, с которым не стоит связываться

Вопросы, которые нужно задать во время собеседования

Каких результатов работодатель ждет от вас и сколько вы заработаете за первый месяц

Спросите работодателя, какие показатели по продажам были у менеджеров в прошлом периоде, и каких результатов он ждет от вас. Количество сделок, которые вы можете сделать в первый месяц, должно быть реалистичным: на первых этапах вы точно не сделаете больше уже работающих менеджеров и критерии оценки вашего результата должны это учитывать.

Если на бонус к зарплате, помимо процента от самой сделки, влияют еще какие-то факторы, например, общий объем продаж всех менеджеров за период — внимательно оцените предлагаемые KPI. Условие получение бонуса должно быть простым и понятным, а показатели выполнимыми.

Кто будет вашим наставником

Узнайте, как будет проходить ваша стажировка и кто будет консультировать вас в первое время работы: есть ли уже проверенная траектория обучения, какой период предусмотрен для прохождения обучения, какие критерии соответствуют успешному завершению стажировки. Например, в сложных продуктах оценивать результат можно не только по количеству закрытых сделок, но и по промежуточным конверсиям: например, сколько клиентов вам удалось записать на презентацию и т.д.

Если в компании нет руководителя отдела продаж или группы, а у опытного менеджера нет достаточно времени и мотивации на ваше обучение — есть риск провалить стажировку.

Какие ресурсы вам будут доступны

Какие инструменты есть у работодателя, чтобы мы могли сделать много продаж? Откуда приходят клиенты, как много лидов компания получает ежедневно, как заявки распределяются между менеджерами?

Например, у нас в Leadhero каждый менеджер получает не мене 30 лидов в день. Часть лидов приходит с голосового робота и часть с интернет рекламы. Есть также лиды с сайта и контент-маркетинга. Лиды распределяются между менеджерами в зависимости от их навыков и личных предпочтений: кому-то проще общаться с клиентами, полученными от голосового робота, а кто-то предпочитает лиды с рекламы и сайта. Кроме этого, наши менеджеры не проводят презентации и встречи с клиентами. Часть коммуникации в мессенджерах также автоматизирована. Мы работаем в CRM-системе, в которой подключены почта и мессенджеры, телефония для звонков и на каждом шаге доступны процедуры (скрипты разговорных продаж, сообщений и бонусов, которые можно предложить клиенту). Каждый день менеджер автоматически получает список задач в CRM, которые не позволят потерять перспективного клиента.

Уровень автоматизации воронки продаж, постановки задач, источники и количество лидов — это ваши ресурсы

Отнеситесь внимательно к вакансиям, в которых указан поиск клиентов

Обычно это формулировки: «активный поиск клиентов», «развитие существующей базы клиентов», «составление баз данных потенциальных клиентов». Самостоятельный поиск и выход на клиента часть процесса в b2b-компаниях, продающих дорогие решения среднему бизнесу и корпорациям.

Все о самой востребованной и высокооплачиваемой профессии: как стать крутым менеджером по продажам и заработать на этом

Такой процесс неизбежно ведет к длинному циклу сделки: переговоры могут идти несколько месяцев, прежде чем удастся закрыть сделку. И промежуточный KPI менеджера может быть привязан к количеству ежедневных коммуникаций или новых клиентов в воронке, но не к выполнению плана по сделкам.

Принимая решение о работе в такой компании, обратите внимание на стоимость продаваемого решения: продавать продукт с невысокой стоимостью и длинным циклом сделки невыгодно. А окладная часть в такой компании должна быть высокой и покрывать все ваши базовые расходы.

Как устроиться менеджером в компанию мечты

У нас в Leadhero открыты вакансии менеджера по продажам, администратора отдела продаж и РОПа. Как и другие компании, у которых прямые продажи — основа бизнеса, мы всегда в поисках талантливых менеджеров и наши вакансии можно найти на хх.ру.

Какую бы компанию вы не выбрали, вы всегда можете найти контакты HR-отдела или проявить креативность и выйти на ЛПР другим путем: в любом случае, ни одна компания не откажет в собеседовании менеджеру, который знает, где он хочет работать и почему.

Напишите в комментариях о своем опыте продаж. С какими проблемами лично вы сталкивались? Было ли что-то из описанного в вашей практике: работодатель, ждущий чуда, продукт с неконкурентными условиями или невыполнимые KPI?

1919
19 комментариев

Хочу поделиться своим опытом.
В 1992-м году продажи свалились на меня, как снег на голову.
Независимый ТВ-канал в областном центре. Люди шли подавать объявления и я стала принимать их, как и деньги.
Потом появились "бренды", продажи сводились к обслуживанию заказа.
Далее было много чего, была РОПом, владелицей своего РА. Перегорала, уходила в другие отрасли, чтобы себя проверить.
Продавала ГСМ, знаю содержание серы и вспышку, октановое число а любом бензине и дизеле любого производителя в рэфэ.
Продавала продукты питания (опт) многих производителей.
Время от времени возвращалась в рекламный рынок.
Это к чему? Сейчас на хоуме-офисе веду три компании, еда, бензин и реклама.
Рекламный рынок мне дал контакты ЛПР и маркетинга, это моё ноу-хау.
Я - профессионал в плане первичного контакта с ЛПР. У меня своя база клиентов. Скажите, на кой чёрт мне идти в наём? Да, своё было, но делить с гос-вом мне нечего.
Воспитывать продажников маловероятно, это или есть, или нет. Я отбирала по чутью, не продавала слона, но есть ряд определяющих вопросов. Потом 50% отсеивались, из оставшихся ещё 30%, в оставшихся 20% выбирала 10%. И они работали и получали % от прибыли!
Продажник - это не наёмный сотрудник, это призвание, человек, который обучается всегда, новое - это его всё, он не наёмник, он партнёр!

3

согласен что продажник это без пяти минут самозанятый, это определенного склада люди, достаточно независимые

Комментарий недоступен

1

В СНГ этой культурой население выжжено полностью.
Дело не в культуре продаж а в культуре в целом.

1

К сожалению, сама профессия требует невероятной стрессоустойчивости — при общении с разными людьми, даже если это предприниматели, так или иначе сталкиваешься с манипуляциями, проекциями каких-то личных недовольств и так далее. И менеджеры и руководители — всегда на стрессе. Как и предприниматели :)

А тимлида за мат не увольняли, потому что нового тимлида надо еще найти и вырастить. С точки зрения бизнеса — перевод в другой отдел правильный шаг.

К сожалению, там где есть огромный дефицит — любой что-то умеющий сотрудник становится бесценным. Сейчас в продажах именно такая ситуация — рынок пустой, талантливых и обучаемых меньше, чем нужно рынку. Все, кто что-то умеет и развивается в этой профессии — на расхват.

У меня не было такого опыта, но было интересно узнать чужой)))

1