Тест-драйв перед сделкой: как крупный digital-продакшн выбирает компании для партнерства

Рассказываем, с какими компаниями MediaSoft заключает сделки, какие KPI устанавливает, кто сколько зарабатывает на сделках, что ждет продакшны после окончания тестового периода и почему даже самое лучшее партнерство — это не навсегда.

Тест-драйв перед сделкой: как крупный digital-продакшн выбирает компании для партнерства

С конца 2020 года MediaSoft работает со стартапами ранней стадии и бизнесами малой капитализации. К нам обращаются команды с 20+ человек в штате с сильной технической экспертизой. Мы помогаем выращивать технические компетенции, делимся лидами, выстраиваем финансовый учет и многое другое.

Все началось, когда вместе с генеральным директором ростовской FIRECODE Андреем Морозовым мы обсудили прошлые истории партнерств. Оказалось, что мы оба пробовали взаимодействовать с другими более крупными игроками digital-рынка, но не получали результата, к которому стремились. И все же нам было понятно, что работа с подходящим по технологиям и ценностям партнером даст обоим скачок в развитии.

С FIRECODE мы работали примерно на одном рынке: ребята занимались PHP и планировали выходить на аутстаф. MediaSoft был давно известен на рынке аутстафа, — мы продавали людей еще до того, как это стало мейнстримом. FIRECODE в перспективе хотели стать такими же, как мы: работать с серьезными клиентами, иметь штат крутых специалистов, обширный стек технологий, выстроенные и отлаженные процессы развития экспертизы сотрудников и развитую корпоративную культуру. Им было интересно пройти наш путь становления за год, а не за три, как это сделали мы.

<p>Слева направо: Александр Слюсарев (FIRECODE), Владислав Крайнов (MediaSoft), Сергей Полуэктов (MediaSoft) и Андрей Морозов (FIRECODE)</p>

Слева направо: Александр Слюсарев (FIRECODE), Владислав Крайнов (MediaSoft), Сергей Полуэктов (MediaSoft) и Андрей Морозов (FIRECODE)

Тогда мы решили попробовать поработать вместе в тестовом периоде, и это стало началом нашего проекта «MediaSoft Инвестиции». Тест-драйв с FIRECODE продлился год. За это время мы расширили технологическую экспертизу по направлениям Java, Python и mobile, перестроили наём и передали нескольких крупных клиентов ростовской команде. У ростовской компании в 2,5 раза возросло количество клиентов, с которыми работают напрямую, в том числе по новым направлениям, а стоимость часа увеличилась на 25%.

В 2021 году мы стали работать с еще несколькими компаниями и скоро расскажем о других наших удачных партнерствах. А пока делимся инсайдерской информацией о том, как у нас проходит тестовый период и что ждет команды после него.

Как проходит тестовый период

Тест-драйв проводим с теми, с кем у нас Perfect Match: когда мы с потенциальным партнером понимаем, что похожи друг на друга по технологиям и взглядам на ведение бизнеса. Перед стартом совместной работы обсуждаем основные KPI, которых хотим достичь за год, и подписываем протокол о намерениях. Запросы могут быть разными — к примеру, внедрить новые компетенции и найти под них проекты, самостоятельно проводить собеседования разработчиков в штат, выстроить PR-процессы и многое другое. За время тест-драйва мы понимаем, что и как можно улучшить, даем рекомендации, делимся компетенциями и смотрим, сможем ли дальше работать вместе.

Выделяем три критерия успешного тестового периода:

  • Работа на наших проектах

Разработчики партнерских компаний должны поработать на наших проектах. Так мы понимаем, что им хватает экспертизы и они могут работать на нашем рынке.

  • Новые экспертизы

В компании с нашей помощью должны появиться компетенции, которых раньше не было. Мы помогаем проводить собеседования — подключаем наших техлидов и оцениваем возможности потенциального соискателя. После окончания тестового периода новые разработчики продолжат самостоятельно развивать экспертизу в компании партнера. Мы будем подсказывать по мере возникновения вопросов и затруднений.

  • Взаимопонимание

У нас не должно быть фундаментальных противоречий с партнером во взглядах на ведение бизнеса.

Перед началом работы мы определились с основным KPI: запустить новый стек java + python и набрать 3–5 человек за 1–2 месяца. Мы видели в этом отличную перспективу, но запускать такой стек самостоятельно было слишком рискованно. Также мы понимали, что ни один уважающий себя java-специалист не пойдет работать в команду, где нет других специалистов данного стека. Когда мы плотно интегрировались в совместную работу с MediaSoft, такая проблема отпала сама собой: у коллег есть все интересующие нас стеки и технические эксперты компании всегда готовы помочь по любому возникающему вопросу. Павел, руководитель java-разработки, и Степан, руководитель мобильной разработки MediaSoft, помогли, и мы вместе поставили этот процесс на рельсы. Через 2 месяца в FIRECODE появился отдел java, а еще через 2 — отдел mobile. Тогда же стартовали первые проекты на новом стеке.

FIRECODE

Мы в MediaSoft постоянно внедряем новые компетенции, но так было не всегда. К примеру, в 2017 году, когда у нас появился java-разработчик, мы месяц не знали, чем его загрузить, — подходящих проектов не было. Когда проекты появились, оказалось, что в java для банков одна специфика, для систем с многопоточностью — другая. Тонкостей много, и просто сказать «у нас есть java, давайте его продадим» — не работает.

Когда нет ни проектов, ни экспертизы, попадаешь в замкнутый круг, из которого нужно выбираться, но непонятно, как это сделать. В 2014 году мы начинали с разработки на php и верстки. Сейчас у нас представлено 100+ технологий в backend, frontend, mobile, qa, аналитика, и мы постоянно растем. За 8 лет мы уже отладили процессы поиска разработчиков и проектов под них и готовы передать свой опыт более молодым командам.

Алексей Максимов

,

технический директор MediaSoft

Кто сколько зарабатывает на партнерстве

Еще до начала тестового периода мы оцениваем реальную стоимость компании — анализируем финансовую отчетность, рентабельность и динамику развития. Для каждой компании условия обсуждаются индивидуально, но для общего понимания я приведу пример.

К нам обратилась компания стоимостью 10 млн рублей, и каждый год она росла на 25%. За тестовый период мы вместе построили компанию стоимостью 2 млн рублей, и эта новая компания полностью вливается в исходную. Выручку новой компании делим пополам. За то же время стоимость исходной компании увеличилась с 10 до 13 млн рублей, и мы выкупаем долю в размере 20%. При таких цифрах мы заплатим

13 млн * 0,2 — 2 млн / 2 = 1,6 млн рублей.

Наша рентабельность составляла в районе 25%, год совместной работы MediaSoft оценили в 1,5 годовой выручки. Прибыль, которая получилась в нашей новой компании, мы поделили пополам. За время тестового периода стоимость компании выросла на 30–35%, а средний месячный оборот за последний квартал увеличился на 200% по сравнению с прошлым годом.

FIRECODE

После теста мы предлагаем выкупить 20% доли в компании, — это позволяет партнеру оставить контрольный пакет за собой и обращаться к нам в дальнейшем за консалтингом.

Наша компания с приходом партнеров стала больше продавать и лучше удовлетворять своих клиентов. За последний год выручка увеличилась на 40%, и во многом это результат «MediaSoft Инвестиции».

Жизнь после тест-драйва

После тестового периода мы переходим в роль консалтеров. Раз в квартал наши специалисты приезжают к партнерам, строят совместные планы и отвечают на возникающие вопросы. Встречи проходят в формате стратегических сессий, где мы обсуждаем глобальные цели и обмениваемся опытом.

За год мы с MediaSoft очень хорошо сработались, связали множество процессов, сделали единые системы метрики, например прозрачный финансовый анализ. В то же время мы существуем и развиваемся как независимая компания со своим управлением. Мы получаем полезный опыт от MediaSoft и делимся своим опытом тоже, поэтому такая синергия показывает отличные результаты для обеих компаний. Для клиента мы большой хаб ИТ-специалистов, который внушает доверие и уверенность в высокой экспертизе. Количество клиентов, с которыми работаем напрямую, выросло в 2,5 раза, в том числе по новым направлениям, а стоимость часа увеличилась на 25%.

FIRECODE

Чек-лист для СЕО, который хочет стать партнером крупного продакшна

  1. Подумайте, хотите ли вы через 3–5 лет вырастить такую же компанию и подходите ли вы друг другу по бизнес-моделям.
  2. Готовы ли вы слушать советы, пускать компетентных людей решать ваши вопросы и перестраивать процессы.
  3. Понимаете ли вы, как формируется оценка компании и как ее повысить. Принимаете ли вы факт, что партнерские отношения могут закончиться через 2–3 года после того, как вы исчерпаете общий ресурс.
  4. Знаете ли вы, что есть у партнера, и готов ли он этим делиться.
  5. Совпадаете ли вы с партнером по человеческим качествам и готовы ли проводить время с этим человеком.
1212
3 комментария

А на личном доходе как сказалось партнерство? В краткосрочной перспективе на мой взгляд должно снизить, так как появляется ЗП у СЕО (?) и дивиденды систематизируются?

Ответить

Непонятно, почему должно просесть.
ЗП CEO и других учредителей, которые продолжают ежедневно работать, была рыночной еще и до сделки.
Она учитывалась в рентабельности как траты компании.
А вот дивиденды растут пропорционально росту предприятия.

Ответить