Что должно быть на сайте, чтобы вас не засудили и не оштрафовали

Юзабилити, стильный дизайн, мобильная версия… Вроде бы, продумано все. Но юридические нормы считают иначе. Есть несколько пунктов, которые обязательно, по закону, должны быть на сайте. Какие – расскажу в статье. Читайте до конца, чтобы вам не прилетел штраф.

Что должно быть на сайте, чтобы вас не засудили и не оштрафовали

Предупреждение об использовании cookies

Cookies – это файл с данными, который создается браузером для конкретного сайта. При открытие этого сайта cookies сохраняются на вашем устройстве. Есть обязательные cookies, которые необходимы для правильного взаимодействия с сайтом, а есть аналитические и рекламные, которые отслеживают ваше устройство, механику взаимодействия с ресурсом, время посещения и т.д. Например, если вы зашли на сайт, которые посещали ранее, и увидели те категории товаров, которыми недавно интересовались – это сработали cookies.

В соответствии с законом ЕС, принятом в мае 2018 года, владелец сайта обязан предупреждать пользователей об использовании cookies и не включать их, пока пользователь не подтвердил свое ознакомление с этой информацией. В противном случае владельцу грозит штраф до 20 млн евро или 4% от годового оборота. Роскомнадзор также причисляет кукис к персональным данным.

Обычно предупреждение об использовании cookies показывается в виде поп-апа внизу сайта. На многих сайтах можно продолжить использование, согласившись только со служебными кукис, что есть хорошая практика.

Что должно быть на сайте, чтобы вас не засудили и не оштрафовали

Дополнение от дизайнера: пожалуйста, убедитесь что всплывающее окно с кукис отображается корректно на всех устройствах, не перекрывает важные части сайта, всплывающие окна и сделано компактно. Часто вижу, когда обилие всплывающих окон заполняет до половины экрана страницы и пользователь скорее закроет такой сайт.

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных подтверждает готовность пользователя поделиться с владельцем сайта своими данными в целях сбора информации, дальнейшей обработки и хранения. По закону, персональными данными, кроме ФИО, адреса и контактов, считаются:

· Данные, которые касаются расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (п. 1 ч. 2 ст. 10 закона № 152-ФЗ).

· Биометрические данные (ч. 1 ст. 11 закона № 152-ФЗ).

· Кукис.

Что должно быть на сайте, чтобы вас не засудили и не оштрафовали

Согласие на обработку персональных данных обязательно должно присутствовать в формах обратной связи, регистрации, оформления заказа.

Штраф за использование данных пользователя без его согласия – до 75 000 руб или блокировка сайта. Впрочем, соблюсти закон несложно – по утверждению Роскомнадзора, достаточно, чтобы пользователь поставил галочку около надписи «Соглашаюсь с Политикой обработки персональных данных».

Политика обработки персональных данных

По требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, каждая компания обязана разработать и разместить на своем ресурсе документ, который поясняет, каким именно образом он будет собирать, использовать и хранить конфиденциальную информацию. В Политике должны быть прописаны:

  • Общая информация о Политике, ее цели, основные понятия, права и обязанности пользователя и владельца сайта;
  • Цели сбора информации;
  • Правовые основания обработки персональных данных;
  • Объем и категории обрабатываемых данных;
  • Порядок и условия обработки информации;
  • Условия исправления и уничтожения персональных данных.
  • Сведения об организациях, которые обрабатывают ПД и контактные данные.

Лучше всего составлять этот документ с юристом. Ссылка на Политику обязательно должна быть везде, где пользователь дает согласие на обработку своих данных. Можно сверстать этот документ как страницу сайта, в выбранной стилистике, а можно разместить в качестве pdf.

Если на сайте есть цены - публичная оферта

Под этим понятием подразумевается порядок оказания услуг – то есть, этот документ необязателен на информационных сайтах, но, если вы предлагаете товары или услуги, он просто необходим. Грубо говоря, оферта – это предложение заключить договор с любым лицом, которое согласится на указанные условия. Например, офертой может быть рекламное предложение, электронное письмо с предложением скидки, прайс-лист салона красоты, информация о доставке и оплате товара и т.д. Когда пользователь покупает товар, пользуется акционным предложением, использует услугу, то, по юридическим понятиям, он заключает договор с продавцом.

Оферта регламентирует отношения потребителя и продавца, прописывая все условия купли-продажи или оказания услуги.

В документе об оферте, например, интернет-магазина должны быть прописаны следующие данные:- реквизиты продавца;

- сроки и порядок возврата товара;

- предмет договора (например, купля-продажа товара);

- момент акцепта (т.е. принятие покупателем условий договора – таким моментом может быть оформление заказа);

- условия доставки.

- порядок оплаты

- иные условия взаимодействия продавца и покупателя (ответственность и т.д.).

Что должно быть на сайте, чтобы вас не засудили и не оштрафовали

Оферта регламентирует взаимоотношения между потребителем и продавцом – поэтому в ней нужно прописать порядок действий в случае возникновения спорных и конфликтных ситуаций. Но нужно помнить, что оферта не должна противоречить Закону о правах потребителей – например, в ней нельзя прописать, что купленная одежда или обувь не подлежит возврату ни при каких условиях.

Документ с условиями оферты обычно располагается в футере. Его тоже можно оформить в виде страницы сайта или в виде pdf.

Важный момент: отсутствие оферты и даже указание “не является публичной офертой” не говорит о том, что вы не работаете по оферте. Ценник, указанный в интернет-магазине или супермаркете сам по себе является публичной офертой, доступной неограниченному кругу лиц. И любой человек, оплативший товар по указанному ценнику, акцептовал оферту.

Пользовательское соглашение

В этом документе прописываются взаимодействия между посетителями сайта и его владельцем. Другими словами, пользовательское соглашение описывает весь порядок использования функционала сайта: процесс регистрации, использование личного кабинета, авторские права, процесс публикации контента (если это общедоступный блог).

В пользовательском соглашении могут быть прописаны такие пункты:

  • Недопустимость копирования и публикации контента с вашего сайта без указания источника;
  • Возможность владельца сайта удалять недопустимый контент;
  • Ответственность автора, а не владельца ресурса, за опубликованный контент.

Пользовательское соглашение чаще всего используется на информационных ресурсах, но можно опубликовать его вместо оферты в интернет-магазине или на сайте оказания услуг – например, если вы не хотите устанавливать определенные цены или собираетесь часто менять их.

Иногда пользовательское соглашение сочетается в одном документе с публичной офертой.

Что должно быть на сайте, чтобы вас не засудили и не оштрафовали

Реквизиты компании

В ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей указано, что продавец или поставщик услуг обязан предоставить потребителю следующие данные:

  • Полное наименование продавца;
  • Местонахождение;
  • ОГРН и наименование зарегистрировавшего его органа;
  • ИНН;
  • Сведения о лицензиях и аккредитациях, если они необходимы в деятельности продавца.

За отсутствие таких сведений владельцу сайта грозит штраф до 10 000 руб.

Реквизиты могут располагаться в футере или на отдельной странице сайта. Обычно к ним добавляют и контакты – телефон, соцсети, электронную почту.

Не забываем про SEO: наличие реквизитов на сайте является коммерческим фактором Яндекса.

Бонус для магазинов: что лучше иметь на сайте

Часто я встречаю магазины, которые при доставке выдают только чек, при этом даже не имеют оферты на сайте. И это их фатальная ошибка.

Например:

- Можно вернуть товар через 3 месяца, вместо 7 дней, ведь компания не предоставила памятку о возврате товара.

- Можно вернуть товар, в случае, если на сайте не была представлена исчерпывающая информация о товаре. Например, новые товары были загружены в CMS, а характеристики или фото еще не проставлены.

- Можно купить товар за 1 рубль, если в CMS закралась ошибка.

- Можно вернуть товар вне гарантийного срока, если гарантийный срок не был четко указан.

И так далее.

Отсюда: для того, чтобы защититься от злоупотреблений, а также предоставить потребителю всю возможную информацию, стоит иметь на сайте отдельную страницу "Возврат и обмен", обязательно корректно описать все в "Оплате и доставке", сделать с юристом правильную оферту, не противоречащую закону о правах потребителей, выгружать на публичную версию сайта только проверенные описания товаров и цены.

Вместо заключения

Давайте подытожим, какие документы на сайте жизненно необходимы, какие – опционально, а для составления каких может понадобиться юрист:

  • Предупреждение об использовании cookies – обязательно, можно составить самостоятельно. В случае GPDR (работы с Европой) точно нужен юрист.
  • Согласие на обработку персональных данных – обязательно, лучше составить с юристом;
  • Публичная оферта – опционально, лучше составить с юристом;
  • Пользовательское соглашение – опционально, лучше составить с юристом;
  • Реквизиты компании – обязательно.

В целом, я придерживаюсь мнения что лучше заплатить 10.000 рублей юристу, а также самостоятельно изучить права потребителей и потом не страдать, решая конфликтные вопросы с покупателями, которые пойдут не на пользу рейтингу в Яндексе и на других публичных площадках.

Я - Лена, UX/UI дизайнер, делаю осмысленный дизайн стартапов, сложных продуктов (ERP/CRM/BPM), работаю с банками, застройщиками, фармой. От 2000₽/час, от 100.000₽ за проект. Некоторые работы можно посмотреть тут, заказать тут.

Elena Nexman, UX/UI дизайнер
1919
19 комментариев

Важный момент: отсутствие оферты и даже указание “не является публичной офертой” не говорит о том, что вы не работаете по оферте.

А можете разъяснить, какой смысл тогда несет эта фраза?

2
Ответить

На сайте многих интернет-магазинов написано "Не является публичной офертой". Тем самым магазин хочет сказать что не дает гарантии что вы купите по той цене, которая указана на сайте.

Но, указание цены товара на сайте магазина само по себе является публичной офертой. А значит по закону магазин обязан продать вам товар по указанной цене и заявление "не является публичной офертой" не соответствует истине. Потому что принимая решение купить товар и оплачивая его - вы акцептуете оферту (которой является наличие цены + реквизитов на сайте).

Надеюсь, понятно обьяснила :)

4
Ответить

Спасибо за информацию! Все достаточно подробно расписано. В Германии на местных сайтах все это уже давно обязательно. Кроме того есть адвокатские конторки, которые специально рыщуи и ищут у кого что не соответствует и потом прилетает нехилый штраф.

1
Ответить

Спасибо за комментарий.
Тут нужно быть вдвойне осторожным)

В свете этого нужно обратить особенное внимание: если организация планирует работать на территории ЕС - нужно обязательно обсудить все документы для сайта с юристом и привести их в порядок согласно GPDR, иначе штрафы могут просто убить бизнес.

1
Ответить

А можно первое время не делать оферту, и есть ли какой нибудь генератор для данных документов?

Ответить

Если интернет-магазин и публикуются цены - ее стоит сделать, иначе все что вы НЕ написали будет истрактовано против вас. Как в примере с возвратом, если вы написали что возврат/обмен - 7 дней, то так и будет. Если не написали и не донесли до покупателя - будет 3 месяца.

Если вы оказываете услуги и на сайте указаны цены ОТ и ДО, то в оферте необходимости нет.

Поэтому, если у вас магазин - нанять юриста за 2-10 тысяч рублей на юду, яндекс услугах или любом другом сервисе - будет дешевле, чем потом разбираться с недовольными покупателями.

1
Ответить

А если сайт запилил самозанятый и через него пытается получить заказы по своим услугам? Тоже необходима эта вся фигня?

Ответить