А как мы в Optimal Group адаптируемся к кризису

Привет, меня зовут Александр Нефедов. Я — основатель ИТ компании Optimal Group. Хочу рассказать как мы справляемся с кризисом и остаемся на плаву.

А как мы в Optimal Group адаптируемся к кризису

Мы работаем с 2009 года. Сейчас у нас в штате 43 человека на удаленке. 90% дохода мы получаем с услуг по техподдержке. На 24 февраля у нас была финансовая подушка безопасности на 3-4 месяца и портфель постоянных заказчиков.

В начале марта крупный контрагент, который давал значительную часть выручки, в одночасье приостановил все проекты.

Нам пришлось срочно разработать антикризисный план, по которому мы успешно пережили март. Вот его основные тезисы.

Диалог с контрагентами про деньги. Все клиенты к нам приходят по рекомендациям, и как такового отдела продаж у нас нет. В начале марта мы обзвонили текущих заказчиков, подтвердили готовность погасить дебиторскую задолженность и объемы работы на месяц. Предоплату не просим и ставки не повышаем, так как понимаем, что клиенты живут в той же стране, что и мы.

Четкое планирование работы. Проработали планы на месяц с управляющими проектами. Просчитали задачи, бюджеты, объем работы, занятость специалистов. Работа по каждому из проектов стала прозрачной и понятной.

Коллаборация с партнерами. С учетом ситуации часть сотрудников нашей компании остались без загрузки. Мы скооперировались с партнерами — небольшими студиями веб-разработки. У них были работы, но не хватало ресурса, а у нас — наоборот. В итоге от коллаборации все получили профит.

Сохранение команды любой ценой. Временно приостановили найм и решили сфокусироваться на сохранении текущей команды — повысить оклады. У нас есть подушка безопасности, которой хватит на 3-4 месяца, на случай ухода других заказчиков. А если работы совсем не будет и придется сокращать людей, то я помогу своим сотрудникам трудоустроиться к партнерам. Но это самый пессимистичный сценарий.

Продолжение работать в режиме «ниндзя» (читай «делать свою работу еще лучше») . Нам сложно, но мы продолжаем работать. В марте выиграли два внутренних тендера у старых клиентов. В итоге выручка за месяц превысила февральскую.

Развивать отдел продаж. Как я уже писал выше, мы не продавали свои услуги. К нам приходили и приходят по рекомендации. Но в текущих условиях мы решили заняться вплотную продажами, так как у нас остались не полностью загруженные ресурсы.

Кстати вот их список:

020 ч. -> 2 950 руб. / час = 59 000 руб. Веб-дизайнер 044 ч. -> 1 500 руб. / час = 66 000 руб. Контент-менеджер 088 ч. -> 2 950 руб. / час = 259 600 руб. Копирайтер 128 ч. -> 2 950 руб. / час = 377 600 руб. Аналитик 1С 128 ч. -> 2 950 руб. / час = 377 600 руб. Разработчик 1С 084 ч. -> 1 950 руб. / час = 163 800 руб. Специалист по НИОКР 084 ч. -> 7 500 руб. / час = 630 000 руб. Технический директор 108 ч. -> 2 950 руб. / час = 318 600 руб. Управл. проектами 088 ч. -> 2 950 руб. / час = 259 600 руб. Управл. проектами 088 ч. -> 2 950 руб. / час = 259 600 руб. Управл. проектами 048 ч. -> 2 950 руб. / час = 141 600 руб. Back-end Битрикс 168 ч. -> 2 950 руб. / час = 495 600 руб. Back-end Битрикс 060 ч. -> 3 950 руб. / час = 237 000 руб. Back-end Symfony 084 ч. -> 2 950 руб. / час = 247 800 руб. Front-end Vue 088 ч. -> 1 500 руб. / час = 132 000 руб. HR 084 ч. -> 2 950 руб. / час = 247 800 руб. SEO специалист

Итого: 1 392 ч. = 4 273 200 руб.

Оптом скидка 20%. Все специалисты за 3.4 млн. руб.

Внутренняя автоматизация бизнес-процессов. У нас уже было автоматизировано большинство основных процессов. Но сейчас мы вводим дополнительные инструменты чтобы сократить временные издержки и упростить документооборот.

До сих пор мы пользовались системой учета времени Worksection, но его разработчики заблокировали работу для российских пользователей. Пришлось за несколько дней перевести все процессы на коробочное решение Битрикс24. Специально выбрали отечественного разработчика, чтобы сократить риски.

Наличие плана Б. Он у нас уже давно готов. У нас была сформирована финансовая подушка, которая сейчас очень помогает не нервничать. А в начале года мы подняли ставки. Мы разработали новые схемы продаж и реализуем их в апреле.

  • Апсейл по текущим клиентам.
  • Разбор проектов на youtube (предложения по улучшению, идеи развития) .
  • Запуск рассылок: интернет-магазины не в РФ -> услуга по переезду в РФ. Наша клиентская база -> поддержка и решение актуальных проблем. Сколковским участникам, а также другим стартапам в РФ -> по свободным ресурсам.
  • Запуск контекстной рекламы по собранной семантике наших услуг в Яндекс. Директ и партнерской сети Яндекс.
  • Обзвон клиентов украинских веб-студий на территории РФ (с помощью гугления по вхождениям с текстом, который размещают украинские компании по спецоперации) .
  • Публикации статей на vc. ru и схожих тематических площадках.

Диалог с собственными сотрудниками. Люди должны знать, что происходит в компании: есть ли для них работа и деньги на выплату зарплаты. Будучи уверены в своем работодателе, они могут сфокусироваться на других важных сейчас делах.

Работать еще больше, чем раньше. Это позволяет отвлечься от плохих новостей и зарабатывать. А деньги сейчас нужны как никогда.

Я помню, как развивалась ситуация весной 2020 года, когда началась пандемия. Спустя три недели мандража к нам стали обращаться старые клиенты, которым срочно нужно было перевести бизнес в онлайн. Тогда работы сильно прибавилось.

Сейчас у клиентов сокращается выручка, но наша помощь им все равно нужна: защитить от ddos-атак, поменять сертификаты SSL, переехать с международных сервисов/серверов на отечественные и т. д.

Сейчас мы много и хорошо работаем. Не по своей воле выходим из зоны комфорта и ищем новые пути развития. И когда-нибудь, оглянувшись назад, нам не будет стыдно, потому что мы делали все, что могли.

1111
2 комментария

Благодарю за информацию!