Как правильно расходиться в бизнесе

Я три раза уходил с работы, из них один со скандалом, а один — с боем, психологическим давлением и китайскими стратагемами. Восемь раз расходился с партнерами в середине проекта. Каждый год минимум один из моих менти находится в состоянии развода в бизнесе. И еще с несколькими работаем над тем, как договориться, чтобы в случае развода все было не так болезненно.

Главное, о чём разругавшиеся партнёры редко когда думают — это то, что с разводом ничего не заканчивается. Даже ваши отношения не заканчиваются, они переходят в другую фазу. Сейчас у меня есть бывший партнер, с которым я избегаю появляться рядом даже в ленте комментариев. И другой бывший партнёр, кому могу в любой момент позвонить, поделиться идеей или спросить совета. Хотя с обоими расставались мы весьма бурно, разница была в деталях.

Те детали, что оказались критическими, я собрал здесь в виде списка советов. Если вы не любите советы, в конце будет ссылка на список вопросов, которые стоит обсудить с партнёром, чтобы эти советы не понадобились.

1. Расставайтесь хорошо, даже если ненавидите друг друга

Сдерживайте себя. Не делайте гадостей и даже не обещайте их сделать. Выражайте уважение подчеркнуто: “Я тебя ненавижу, и похоже, ты меня тоже. Поэтому я сделаю все возможное, чтобы мы разошлись цивилизованно и не наломали дров”.

Дайте себе время остыть, дожить до сухого остатка, после чего и будете решать, стоит ли предпринимать какие-то иные действия. Вы тоже можете быть неправы. Вы можете что-то забыть, не заметить, проигнорировать. Дайте время проявиться целостной картине. В горячке это невозможно.

2. Составьте общий список имущественных и финансовых претензий друг к другу

Даже если одна из сторон полностью неправа, у неё есть причина считать именно так. Эту причину можно обсуждать. Можно привлекать медиаторов и оценщиков, в конце концов можно отложить переговоры на некоторый срок. Но этот вопрос нельзя бросать незавершенным.

Если другая сторона этого не делает и на переговоры не идет, можно составить свой список претензий в одностороннем порядке. Если можно, зафиксируйте письменно отказ другой стороны работать над этими списками. По прошествии времени можно будет вернуться.

3. Даже если другая сторона ведет себя непорядочно, не отвечайте ей тем же

Не скатывайтесь до оскорблений, обвинений, поливания грязью: есть другие способы защитить себя. Вам обоим, скорее всего, придется работать на одном рынке, с теми же клиентами, поставщиками, регуляторами. Лучше вызывать у них уважение, а не жалость, брезгливость или скандальный интерес.

Если партнер ведет себя некорректно, он рано или поздно подставится сам. Если он некомпетентен, это так или иначе покажет рынок. Если он поступил с непорядочно, не спешите делится вашими переживаниями. Вспомните п.1 и дайте им отстояться. Нужное время ещё придет.

4. Не оставляйте хвостов

Многие хвосты не связаны с деньгами. Они связаны с признанием вклада другого человека, с вашей благодарностью к нему за это. Иногда простые слова благодарности или признания значительно снижают градус напряжения. И наоборот, не признанный маленький вклад может стать причиной большой войны. Денежный вопрос здесь будет лишь поводом.

Кроме того, не стоит оставлять партнёров уязвленными. Иногда лучше закрыть проект и запустить новый, нежели выдавливать одного из сооснователей. Даже если он этому проекту начинает вредить. Всегда лучше потратить время на то, чтобы договориться, нежели на то, чтобы продавить свою позицию. Бывший партнёр, желающий отомстить — далеко не лучший багаж для нового старта.

5. Не впутывайте клиентов

Говорите клиентам о том, что у вас с партнерами (работодателями, инвесторами и т.п.) есть проблемы, разногласия, расхождения, что вы решили уйти, расстаться, запустить свой проект. Но никогда не говорите, что именно между вами происходит/произошло. Это лишь ваше дело, в крайнем случае ваше и ваших медиаторов/адвокатов. Не клиентов.

Вспомните любой конфликт, за которым вы наблюдали будучи клиентом. Вспомните ваши ощущения. И запомните их.

6. Каждое ваше действие при расставании — это прецедент

Он даёт любой другой стороне разрешение действовать точно так же в отношении вас. Если вы повели себя плохо, партнер может поступить в ответ также, а может поступить благороднее. Но это может быть не так важно. Важно, что в новом проекте могут найтись те, кто поступит в отношении вас точно так же, как вы с предыдущим партнером. И дело здесь не в мистической "карме", а в банальной психологии. Если у человека есть за душой грешок, другие на бессознательном уровне ощущают, что с ним можно поступать так же, даже если никто про этот грешок не в курсе.

7. Думайте стратегически

О том, что будет через пять лет. Через десять. Через двадцать. Думайте, что вы хотите построить. Оценивайте ваш конфликт с этой высоты. Так все ваши страсти, как и страсти вашего партнера, смогут получить более адекватную оценку.

8. Найдите себе человека, на которого сможете опереться

Не посредника между вами, а надежного человека для себя. На которого сможете опереться лишь вы. Это может быть надежный друг, супруг/супруга, психолог, коуч, ментор. Взгляд со стороны и эмоциональная поддержка в таких ситуациях — первое средство. Это удержит вас от глупостей и позволит пережить расхождение с массой полезных выводов и новых навыков. А возможно и изменить вашу жизнь к лучшему.

9. Ваши текущие клиенты — общие

Хуже, чем драка за общих клиентов — только драка за общих детей. Правильная позиция родителей при разводе звучит приблизительно так: «мы не можем жить как супруги, но мы остаёмся вам папой и мамой, любим вас и будем о вас заботиться точно так же, как и раньше. Просто теперь — порознь».

Мы с партнёрами не родители и наши общие клиенты не дети. Но они общие. Поэтому правильная позиция в отношении их — «вы можете работать с любым из нас или даже одновременно с обоими — наше расхождение не влияет на наше отношение к вам».

В отличие от детей, которые навсегда остаются нашими, клиенты постепенно распределятся между бывшими партнёрами. Но сделают они это по мотивам, многие из которых вы не знаете и вряд ли сможете на них повлиять. Однако что вы точно сможете сделать — это распугать клиентов, передравшись из-за них.

Новых клиентов можно, а иногда и нужно ставить перед выбором: "работаешь с ним = не работаешь со мной". Но со старыми так нельзя.

10. Сделайте все заранее

Идеальный вариант — прочитать этот список с партнерами и проговорить ваше расхождение до начала совместной работы. При каких условиях вы разойдетесь. Как вы будете это делать. Что говорить другим. Как подбивать взаимные обязательства. Что делать с общими клиентами. Как поступать, если не можете прийти к согласию относительно чего-то. И так далее.

Вот расширенный список вопросов, которые стоит проговорить с будущим партнёром. Во многих случаях он спасет нас от последующего грязного расхождения просто потому, что вся эта грязь выплывает в самом начале.

Предыдущая версия статьи была опубликована в моем блоге.

88
4 комментария

Многие наши клиенты серьезно пострадали из за своих не обдуманных действий. Одни делили бизнес, других семью. Мирных семейных разводов и дележки бизнеса не видели. Каждая сторона хочет урвать максимум и изничтожить оппонента.

Мы всегда рекомендуем обратиться к специалистам, которые проконсультируют вас, дадут оценку вашей ситуации, составят правильный план действий, что бы в конце получить желаемый результат.

Как правило в таких мероприятиях очень важно собрать информацию, узнать планы на будущее, слабые места, компромат, составить психотип и подобрать методики воздействия на вашего оппонента.

Ни каких чувств, только холодный расчёт и секретность.

2
Ответить

видать у вас не бизнесы , а судорожная движуха. бизнес это в первую очередь стабильность и горизонт минимум 10 лет. хотя потом приходит понимание , что и друзья друзей кончились )

Ответить

Горазды вы сразу ставить диагнозы.

1
Ответить

кому вы пишете? автор уж давно мертв.

1
Ответить