«Ты окажешься в выигрыше, если у тебя есть план. Даже дерьмовый». Обсуждаем, что сейчас происходит с бизнесом

Подкаст «Бизнес, роботы мечты» — это клуб предпринимателей, где помогут, если что-то идёт не так; покажут новую цель, если застопорился.

О чём разговор

Саша, Илья и Лёша собрались в студии, чтобы обсудить, чем теперь живут их компании.

Как быть, когда цены меняются каждый день? Что говорить сотрудникам, как их успокоить? Какие меры поддержки бизнеса подготовило правительство? Как предпринимателю не сойти с ума от тревоги?

Лёша делится планом работы над продуктом, верит в лучшее и каким-то образом сохраняет спокойствие. Илья начал локализовать производство, и тоннами закупает стеклотару. А Саша рассказывает, что сейчас происходит в медиабизнесе, и что отвечают рекламодатели.

А ещё ребята обсуждают, нужно ли закупаться кормом для домашних животных, стоит ли делать вклады, и пытаются концентрироваться на хороших новостях.

Мы появились на ютубе! Быстрее бегите смотреть и пишите комментарии <3
Саша Волкова
Соосновательница студии «Заварили» и ведущая подкаста. Оборот — больше 10 000 000 в год.

Этот выпуск мы записали в самом начале марта — после начала войны. Что-то уже успело поменяться и потеряло актуальность, но выпуск от этого не стал хуже!

Саша: Что хорошего у вас случилось? Про плохое все понятно, сейчас обсудим в выпуске, а что хорошего? Хоть одна хорошая новость?

У меня все хорошие эмоции от таксистов — не поверите. В прошлый раз с записи ехала — голодная, уставшая, умирающая. А мы еще в пробку попали, полтора часа ехать на такси. Таксист такой смотрит на меня в зеркало заднего вида и говорит: «Устала, да? Голодная? У меня булочка есть, хочешь?»

И я сижу булочку точу — так мне хорошо, такой кайф. И вот сейчас тоже, что-то загрустила совсем, от новостей от всего… И тоже таксист что-то начал со мной разговаривать, а мы уже доехали. И остановились еще поболтать, еще минут 15 просто с ним болтали не о чем. Такие спонтанные городские поддерживающие смолл-токи.

Совладелец и управляющий сети международной франшизы доставки суши «Капибара». Этот год надеется закрыть с 500 000 000 оборота по сети.

Леша: Хорошая новость, то что мы закупались крабом на месяц вперед, по прежним ценам! Эта новость вчера была главной в нашем офисе, потому что краб — системообразующий ингредиент нашего меню. Мы успели на месяц склады затарить и понимаем, что даже если прекратятся поставки лосося, креветок и всего остального, либо доллар будет стоить 500, у нас есть краб и курица и мы сможем работать как прежде. Это была вчера хорошая новость.

Саша: Слушайте, а расскажите про личные деньги: у вас их стало больше или меньше? И на сколько?

Леша: А как их может стать больше?

Один из основателей парфюмерной сети «Библиотека ароматов» и онлайн-платформы Biblioteka.shop. Оборот в прошлом году — 145 000 000.

Илья: Ну, если у тебя деньги в долларах…

Саша: Откуда больше? Я тебе сейчас расскажу — ты не поверишь! В первые дни самой жести я прихожу на тренировку, абсолютно грустная-убитая, а тренер говорит: «Ну, слушай, кому война, а кому мать родна. Один из моих клиентов счастливый позвонил мне ночью и говорит: «Ты не поверишь, ты не поверишь, 500 тысяч долларов заработал на скачках на бирже»», потому что тренингом занимается, так что есть люди, которые в очень хорошем настроении сейчас.

Леша: у меня стало больше наличных денег. К сожалению, мой пакет на бирже был весь русский, потому что все иностранное я продал, когда участвовал в выборах — мне сказали, что не должно быть иностранных акций. И у меня остались только русские: такие хорошие компании, как Аэрофлот, как Яндекс, который под угрозой дефолта. Поэтому весь мой пакет, конечно, улетел в полное пике и я его даже сейчас еще и продать не могу.

Саша: Илья, а у тебя есть какие-то хорошие новости? Потому что плохого сейчас будет много — 40 минут плохого.

Илья: Вот 8-марта не за горами. Готовимся поздравлять прекрасных дам с этим праздником. И у нас всегда в преддверии 8 марта хороший подъем продаж.

Офлайн правда сейчас не очень радует, но вот онлайн-интернет продажи прям очень хорошо себя показывают! Я даже не знаю, это праздник так влияет или ощущение возможного надвигающегося дефицита — надо закупиться на год в перед!

Мне кажется, сейчас важно внутреннее ментальное спокойствие сохранить, а все остальное: спекуляции, не спекуляции — дело третье.

Саша: Тебе удается?

Илья: Я вчера встретился со своим другом у которого трое детей: мал-мала-меньше. Я пришел весь в запаре — пообщался с ним и понял, что мои проблемы по сравнению с его — это ерунда, петрушка. И я как-то так подуспокоился.

Леша: Слушай, а я поуспокоился, когда сегодня перед поездом поздравил маму с днем рождения! Я решил во что бы то ни стало приехать рано утром и подарить цветы, и так тепло от этого стало! Думаешь, ну все!

Илья: Слушай, это очень круто! Мне сегодня звонит мама и говорит: «Илюша, ты знаешь, сейчас масленица — заходи сегодня на блины!» и я такой: «Мама, я зайду!», — и все хорошо!

Леша: Согласен. Вот эти ощущения, которые в прошлой жизни были рядовыми — сейчас безумно приятные!

Илья: Вот мамины блины — это хорошее!

Леша: А еще, если говорить про хорошее в бизнесе, сейчас мы ведем переговоры, чтобы забрать классную локацию у конкурента! Это прям не смотря на весь сюр и пизд*ц — извините меня за мой английский, мама тоже говорила не ругаться, но тем не менее, по-другому это не назвать. Мы все равно ведем переговоры, потому что локация топовая, понимаем, что так или иначе, все пройдет, как пел один известный солист, и мы будем зарабатывать в этой локации. И пускай мы будем делать там не арабику, а рабусту и не шаверму, а пирожки, но тем не менее.

Илья: А конкурент сдох?

Леша: Пока нет…

Илья: Но к этому идет?

Леша: Я надеюсь на это! Я считаю, что смута и хаос, которые сейчас происходят — это отличный шанс для смелых и хладнокровных!

Саша: Мне понравилось, Лёш, как ты на созвоне сказал, что может быть у кого-то экономика не сойдется, кассовые разрывы, а многие просто эмоционально не выдержат. Я об этом все время вспоминаю, когда начинает подступать какая-то эмоция, я такая: «Саня, ты должна быть самым хладнокровным человеком в этой комнате! У тебя бизнес, у тебя люди, ты за них отвечаешь, соберись!»

Я все время думаю о том, что очень многие могут просто эмоционально не вывезти, без упрека абсолютно. Совершенно понятно, что это адекватная реакция живого человека на происходящее.

Но, тем не менее, клёво, если удастся это перетерпеть. Правда, я не знаю, наверное, будут какие-то последствия для здоровья, если ты не проживаешь свои эмоции, а такой, сжав зубы: «У меня всё нормально, я продолжаю работать!»

Леша: А выбора нет.

Саша: Цены. Насколько скачки курса валют и цен поставщиков повлияли на вас?

В кофейном чате, где я по-прежнему состою, просто паника. Чтобы вы понимали, килограмм Бразилии Сантас самый простой раньше стоил 500 рублей в закупке, а теперь — тысячу пятьсот. И разные поставщики очень по-разному на это реагируют. Некоторые, например, продают по курсу ЦБ и там не такие резкие изменения, а кто-то по актуальному курсу — просто забиваешь в интернет и смотришь, сколько стоит твое зерно. Просто жесть! И ребята не понимают, какую ставить цену на кофе, соответственно, учитывая закупку.

Леша: Слушай, ну с ценами жопа! Та же Бразилия Сантас нам сейчас обходится немножко дешевле за счет эффекта масштаба сети: «Кофе Лайк» закупает зерно сотнями тонн. Поэтому у нас сейчас тоже шок, конечно, Бразилия Сантас вместо пятиста стала стоить девятьсот. Но, тем не менее, по отношению к другим игрокам рынка мы находимся в некотором выигрышном положении, если это, вообще, можно так назвать. То есть, в определенном смысле, повышение цен может даже пойти в плюс, потому что маленьким игрокам будет всё сложнее.

Саша: Господи! Ты таким образом отжимаешь у конкурента помещение?

Леша: Ну, пока я у него ничего не отжимаю. Но, тем не менее, мне бы этого очень хотелось, скажем так.

Но цены действительно летят! И летят не только на зерно. Они летят абсолютно на все: сливки, молоко — 10% за один день, основа — 30% за один день.

И я не говорю, что происходит на рынке японки — там просто ад! Там имбирь стоил 120 рублей за килограмм, а стал стоить 300 — одним днем! Креветки стоили 1500, а стали стоить — 3000! У нас фуд-кост и так был на грани, а сейчас нужно суши в два раза дороже продавать, чтобы та же экономика была!

Саша: А как ты краба вырубил себе по прежним ценам?

Леша: Успели, просто успели! У нас какой-то договор, специальная цена и вот прямо «на флажке» всех событий успели взять.

Саша: А есть же еще такая тема, что сейчас все по предоплате хотят?

Леша: Да, есть такая тема, но пока меня радует, что очень крупные дистрибьюторы типа «Восток-Запад», наверное, самый большой дистрибьютор в стране, до сих пор еще дает двухнедельную отсрочку. Я охерел, что они что-то дают. Я бы на месте дистрибьютора никакой отсрочки не давал бы, потому что, вообще, ничего непонятно, заплатит он тебе или нет. Сейчас краба наберет и свалит!

Саша: Краба жрать в Сибири или в Грузии!

Леша, да в сибирских лесах! Не, ну тоже нормально! Если мы пару тонн краба с партнером возьмем и поедем в Сибирь, то мы все переживем, вообще! Краб с медвежатиной! Нормальная тема! Спасибо за идею! Если что приглашаю, кстати, я думаю, нам хватит краба на всех!

Ну, жопа с ценами! При том, что мы не зависим от Европы, у нас нет оттуда поставок абсолютно ничего, кроме сублиматов — сублимированная малина, вишня — это просто перестало, вообще, приходить, потому что европейское. Все остальное зависит от курса, а курс, вообще: непонятный. Ну и как ты говоришь, кто-то по 150 считает, кто-то по ЦБ, кто как. Дурдом полный! Поэтому приходится постоянно в фокусе быть — и днем и ночью.

Знаешь, ночью просыпаешься… Я ночью просыпаюсь каждые два часа и смотрю в телефон, потому что там какая-нибудь новость! Тыдыщ! Подорожало! Тыдыщ! Еще что-нибудь! И ты такой, как ёжик вечно!

Саша: Серьезно, ты прямо за всеми новостями следишь?

Леша: Да, я слежу за всеми новостями, и своими и не своими. У меня не получилось отключится. Я прочитал кучу советов психологов: перестаньте читать чаты. Хрен там! Читаю все, что можно!

Саша: Слушай, ты же еще говорил, что ты хочешь как-то изменить работу с продуктом в связи с ситуацией. Это ты будешь меню переосмысливать? Ролл «Сосисон» и все такое? Или в чем прикол?

Леша: Продуктов нам не так намного хватит, на месяц вперед. Очевидно, если это будет шторм, буря, торнадо, который затем начнет оседать и будет понятна новая реальность, в которой можно будет уже ориентировать и работать с костами. Но этот условный смерч мы переживем без дополнительных закупок, но есть план. Первым этапом мы проводим индексацию цен, сразу же. Потому что, иначе мы в минус будем продавать. Мы ее уже провели.

Илья: И сколько у вас получилось?

Леша: Подорожание всего на 15% , пока еще терпимо.

Илья: Нормально.

Леша: Знаешь, если сыр стоил 800, а стал стоить 900, это ок, в целом, даже не заметно.

Илья: Я тебе скажу, если он у тебя стоил, допустим, 880, а ты делаешь 930, то психологически 930 воспринимается лучше, чем 880.

Леша: Ага. В общем, первый этап — индексация цен без всякого ухудшения характеристик продукта; второй этап — ещ одна индексация без ухудшения характеристик продукта. Но вторая индексация, на наш взгляд, будет уже барьерной для спроса, заградительной такой.

На следующем этапе мы начнем работать с упаковкой, честно говоря гостям о том, что, ребята, мы будем в бич-боксы класть, но не будем ухудшать качество продукта. Разделите это с нами. Мы будем делать хорошую, вкусную продукцию, не будем экономить, но она будет в пакете из магнита, например.

Следующим этапом будет стоп на какие-то ингредиенты, например. Допустим, мы просто перестанем делать роллы с лососем, угрем, креветками, с чем-то очень дорогим, тем, что зависит от логистических цепочек, валюты. Поставим эти ингредиенты на стоп. А следующий этап при апокалиптичном сценарии — это значительное уменьшение порций при сохранении высокой цены.

Саша: Это уже план Е…

Леша: Да, ну и плави F условно говоря, это сильное ухудшение качества продукта без изменения цены, что, в общем-то, при всех худших сценариях, которые могут сыграть, это тоже сценарий. Нужно держать все в голове и иметь план на любой момент. Настроение у меня хорошее, боевое, но готовлюсь ко всему.

Саша: У вас есть продукты на складах и поэтому ты рассчитываешь прожить в отличии от конкурентов?

Леша: Да, на основном складе и на наших точках, которые тоже являются складами продукты есть, но только на месяц.

Саша: Запасливый хомяк!

Леша: Советую всем предпринимателям из общепита, у которых есть оборотные средства покупать все необходимое по действующим и даже повышенным ценам, покупать максимум, отказываясь от своей прибыли, дивидендов, всего чего угодно, потому что сейчас в краткосрочной перспективе точно будет все расти, потому что игроки рынка просто не знают за сколько им продавать, иначе они потом просто не купят. И будут повышать, повышать и повышать!

Надо покупать здесь и сейчас максимально: зерно, крабы, креветки — всё, чтобы пережить вот эту бурю, потому что потом будет всё равно какая-то стабилизация, пересмотр цен и так далее. Сейчас очевидно, что у всех панические настроения. Кто-то кому-то сказал слово «Мир» и сразу мы выходим на лучшие цены, потому что люди хотят уже хорошего настроения.

Саша: Илья, сколько ты стеклотары закупил?

Илья: Несколько десятков тысяч флакончиков. В килограммах это несколько тонн.

Леша: А стекло в России делают, вообще?

Илья: Нет, это китайское производство. Мы много чего искали, пока не нашли подходящее — перетестирывали кучу китайских производителей, в итоге нашли адекватных ребят и вот у них заказываем.

Леша: Напрямую из Китая, да?

Илья: Да, ребята специально для нас производят, а мы везем.

Саша: То есть, у тебя такая стекольная гора на складе?

Илья: Это не совсем гора, все это разбито на полеты, а на них коробки.

Саша: На сколько тебе этого хватит?

Илья: Я думаю, что месяца на три с половиной-четыре бесперебойных продаж должно хватить.

Саша: А сколько стоит вся эта гора флаконов?

Илья: Несколько десятков тысяч долларов.

Леша: Обалдеть!

Саша: Подожди, в долларах еще к тому же?

Илья: Да, конечно, это же Китай!

Саша: Еще и по нынешнему курсу?

Илья: Нет, по старому. Успели по старому закупить.

Саша: Круто!

Ты же еще говорил, что вроде собираешься закрыть часть магазинов?

Илья: Да, мы хотим закрыть часть магазинов, потому что мы с ними мучаемся, потому что вкладываем много — и в маркетинг и в прокачку персонала, чтобы были продажи. Продажи подрастают, а какие правила в торговых центрах? Они говорят: ты платишь определенную фиксу, базовую арендную ставку, которая составляет 5 тысяч долларов, но не менее 25% от оборота.

Леша: У тебя такие цифры есть? Реально, 25%?

Илья: Да. То есть, ты например, в декабре наторговал на несколько миллионов — Х2 к обычному месяцу. И ты думаешь, что оплатишь 5 тысяч долларов по базовой арендной ставке. Но нет, торговый центр смотрит, когда ты вырос и вместе с этим еще начисляет. А у нас некоторые торговые центры выставляют счета в евро и долларах.

Мы очень хорошо себя чувствовали, когда доллар был несколько лет назад совершенно по другой цене. Но сейчас, когда все это растет — ощущение складывается такое, что ты бежишь, но как будто на беговой дорожке — все время на месте.

Мы, кстати, подвели результаты первых двух месяцев года и у нас по некоторым торговым центрам арендная ставка выросла до 64-66% от оборота, чтобы вы понимали. Потому что доллар и евро выросли, а трафик в торговых центрах сократился из-за коверных ограничений. У нас количество чеков в некоторых ТЦ упало на 30-40%. Хорошо, что у нас март — это прям последний месяц по некоторым договорам.

Мы прямо планировали так, чтобы захватить март, потому что в непродуктивной рознице март — это месяц № 2 после декабря по результативности. Декабрь — это Х2, а март, это где-то + 70% из-за праздника гендерного. И мы планировали так: мы не знаем, какая будет ситуация, но нужно захватить март — отработаем его, а там уже будем смотреть. И вот сейчас мы понимаем, что ситуация пахнет жаренным.

Леша: Сколько закроете точке?

Илья: Мы хотим закрыть весь Петербург, потому что он в долларах и мы понимаем, что мы, вообще, не тянем. И будем думать по поводу нескольких точек в Москве.

Леша: А сколько у вас в Питере было?

Илья: У нас изначально было 5, потом мы сократили до четырех, потом в итоге сократили до двух флагманских, а сейчас хотим их просто убрать. И нам кстати, в последнее время ТЦ присылают уведомления: пишут, что H&M не открылся, другие не открылись, эти ребята через две недели закроются. Так что, посмотрим, что будет.

Леша: В ТЦ сейчас будет жопа.

Илья: А мы же во флагманских ТЦ стоим — они такие очень самоуверенные: «Мы лучшие», «Ничего, кроме нас вы не найдете», но в них начинают закрываться представители европейских бизнесов. Посмотрим. А мы же похоронили в ТЦ многомиллионные депозиты на вход, но когда мы выйдем — уже ТЦ нам должны будут заплатить. Какая кровоподтека со стороны ТЦ будет.

Леша: Они сейчас могут перестать раскидываться островками, как они обычно это делают.

Саша: У меня бизнес, вообще, другой. У меня нет никаких поставщиков, крабов, кофе, Бразилии, ТЦ нет, аренды нет.

Леша: Саша, расскажи тогда, что в медиабизнесе?

Саша: Все застыли в позах морских фигур и никто не шевелится. Если воспринимать контент, как продукт — он у меня лежит на складе, а отгрузить его я не могу, вот что я вам скажу. Потому что есть готовые выпуски, даже отснятые выпуски нашего с вами подкаста, но как будто не особо актуально при этой ситуации об этом говорить.

Илья: Но продукт не скоропортящийся, это хорошо!

Саша: Да! Но, на самом деле, производство — довольно длинный цикл, где ты заранее планируешь какой-то рабочий процесс и выход выпусков, а потом оказывается, что тебе нужно остановиться, потому что людям тупо не до того. Мы многие подкасты остановили на неделю, как минимум, потому что просто было непонятно, как вообще говорить о чем-то другом, кроме актуального, того, что происходит в стране и в соседних. И потом мы стали отгораживаться, но только за счет спецвыпусков, которые могут кому-то помочь в этой ситуации, например, как релоцироваться, как переезжать в другие страны.

Но тоже асап найти рекламодателей в такие выпуски сложно, потому что все крупные компании сейчас заняты явно не подкастами. Они замерли, они решают проблемы с закупками, сотрудниками, вот этим всем. Поэтому эти выпуски готовились в ночи, за свой счет, а потом постепенно перешли в такой стандартный график, но естественно всегда с дисклеймирами. Ты всегда вынужден делать какую-то подводку, типа: «Ребят, вот классный выпуск «Заварили бизнес» — там было прекрасное лето с шампанским и блестками и мы примеряли шмотки. Если хотите вернуться в этот момент на 40 минут, вот послушайте!» Потому что просто без объяснений выпускать какой-то контент не касающийся актуальной повестки — это кажется странным.

Все тренируются в мастерстве дисклеймеров. Контент просто потерял актуальность в какой-то момент. Но самое главное — это рекламодатели, потому что у всех крупных компаний фокус внимания сейчас совсем не на этом. Можно объяснить, почему не стоит сейчас уходить, замолкать и все маркетинговые бюджеты резать, но компании просто не готовы тебя слушать. У них голова занята другим и это абсолютно понятно. У них совершенно другие сейчас проблемы, другого уровня.

А многие режут маркетинговые бюджеты, понимая, что будет просадка по выручке и первым идет под нож то, что необязательно. Над некоторыми контрактами буквально уже ручка была занесена для подписания, но она застыла в «Давайте после». Так что мы впадаем в спячку и ждем.

Саша: Что по сотрудникам, расскажите напоследок? Сокращать не собираетесь никого?

Илья: Не планируем. Мы делаем всё для того, чтобы сохранить команду. Потому что укомплектовать её и сделать так, чтобы в ней были люди правильных компетенций и, к тому же, они хорошо между собой взаимодействовали, стоит больших усилий и денег.

Говоря футбольным языком, вот эти ребята, которые по полю бегают — они должны сыграться. Вот мы сейчас набрали команду, которая сыгралась и друг друга понимает. И это очень большие вложения и денег и времени, поэтому надо сделать все. Чтобы эту команду сохранить.

Леша: Надо удерживать прямо всеми силами. У нас такая же ситуация. Единственное, что на этой неделе к нам должно прийти три новых сотрудника, которых мы уже прособеседовали и прислали офер, но нам пришлось отказать. Потому что важно сохранить тот коллектив, который есть, сыгравшуюся команду, а новым пришлось отказать, к сожалению, потому что понимаем, что косты наши сильно растут.

Саша: А у меня в основном проектная работа, но в то же время я понимаю, что люди в целом рассчитывают на какую-то нагрузку, она давольно постоянная. Учитывая, что мне все заказчики говорят: «Подождите до лучших времен», я не понимаю, как быть. Нужно ли выплачивать какие-то поддерживающие штуки.

А еще они, конечно же, все хотят повышения зарплаты из-за повышения курса и я не понимаю, как это должно работать. Потому что нет такого, что сейчас стоит такая толпа заказчиков и все повышают чек на наши услуги.

Илья: И какие у тебя мысли?

Саша: Я пока просто пережидаю и обсуждаю с ними, какие у нас есть варианты и пытаюсь показать картину такой, какая она есть.

Илья: Я обычно такой рупор, который анонсирует и хорошие и не очень хорошие новости. Но сейчас я не делал никаких резких движений. Я ничего не писал в общем чате, не поднимал вопросы, чтобы никак не мусолить эту тему и не теребить ни чьих чувств, потому что у нас есть сотрудники, в том числе, из Белоруси и Украины.

Но были такие частные личные разговоры с темы, кто подходил и говорил: «А что вы планируете на ближайшие месяц-два? Есть ли у вас план?», и мы разъясняли, а люди потом говорили: «Спасибо, мы поняли, фигачим дальше!»

Саша: У меня то же самое. Я озвучиваю в качестве плана то, что нужно подождать до лучших времён, когда нас перестанут футболить заказчики и просить нас подождать месяцок, во-первых. А во-вторых, я ищу какие-то международные заказы, чтобы получать в долларах и евро и в целом присмотреться. Но есть проблема, сначала это казалось хорошим выходом, но теперь стало понятно, насколько изолированной становится страна, получается, что это тоже большой риск для моего бизнеса.

Там, где раньше было достаточно заключить международный договор и что-то сделать, теперь все. Теперь и оттуда нет особо желающих взаимодействовать с Российскими компаниями и здесь появились какие-то заградительные меры.

Илья: Тебе надо открыть юр. лицо просто в другой стране.

Саша: Да, я тоже про это думаю, это будет темой нашего следующего эпизода. Про то, как в принципе выходить в мир, но для меня это один из вариантов — просто начать зарабатывать в другом месте. Многие пришли за зарплатой чуть пораньше, когда начались события. Я, конечно, сразу всем выплатила, чтобы не паниковали, но это пока максимум, что я могу. Показывать ситуацию такой, какая она есть; искать новые варианты и рассказывать о них и не подводить по существующим договоренностям.

Леша: И карту «МИР» завести.

Илья: Ты уже завел?

Леша: Нет.

Леша: Мне кажется, что самое важное для сотрудников сейчас, это определённость. Поэтому важно общаться.

Линейный персонал мы уже собирали, потому что от них чаще всего вопросы: «А что с нами будет?», «Буду ли я работать завтра?» И на эти вопросы необходимо реагировать и отвечать честно. Но мы сейчас точно понимаем, что все будут работать в ближайшие месяцы. Что будет позже — трудно сказать. Но сейчас важно сделать так, чтобы вся команда работала. Все кредиты, которые мы получим — отправим на зарплату сотрудникам.

Саша: Все хотят знать, сколько дней, недель, месяцев мы в безопасности. На этот вопрос всё время приходится отвечать. Это ещё одна причина того, почему не получается как-то углубиться в собственные переживания, потому что у тебя есть люди, за которых ты отвечаешь.

У нас половина летучек сейчас проходят, как какие-то терапевтические сеансы, потому что все рассказывают о своих чувствах, переживаниях, у кого, что случилось, и кто как к этому относится и это все нужно как-то аккумулировать, переводить в мирное русло, просто поддерживать, просто говорить об этом. И это немного странно, что летучки превращаются в какую-то такую штуку.

Ты не отсвечивать в общих чатах, а у меня бизнес меньше и поэтому мы в очень плотной связке. И я точно знаю, кто какие новости прочитал и что из-за этого почувствовал. Это, с одной стороны, бывает немного тяжело, но с другой стороны, кажется, что сейчас вместо people-менеджемента или финансового менеджмента у меня какой-то эмоциональный менеджмент — вовремя удостовериться, что все нашли свой способ как-то переживать все, что происходит.

Леша: «Ты как?», — вот главный вопрос этого времени.

Саша: Мы вон с Альбертом уже перешли на десятибалльную шкалу: «Ты как по десятибалльной шкале?»

Леша: О, хорошо! Я тоже так буду спрашивать.

Саша: Я оцениваю обычно уровень стресса, а Альберт оценивает уровень хаоса. Энтропия — на десятку!

Леша: Да, люди разделились! Я, например, прибываю в таком ресурсном состоянии, даже гипер-ресурсном. Нам на днях в историческое помещение привезли дорогое окно которое мы купили, а мой партнер такой смотрит и говорит: «Слушай, а может завесить его чем-то? Вдруг мародёры разобьют!»

Какие мародёры? Но, я понимаю, что у него внутри сейчас, вообще. Если он считает, что сейчас на улицы Смоленска выйдут мародеры, значит там такой клубок отчаяния и хаоса. И мы, конечно, поговорили и пришли к мнению. Что мародеров не будет. Поэтому общаться очень важно, чтобы плохие мысли как-то выгонять.

Вы прочитали краткую расшифровку 13 эпизода подкаста «Бизнес, роботы, мечты». Послушать весь выпуск на удобной для вас платформе можно по ссылке:

А ещё (!) нас можно посмотреть на ютубе, там мы неотразимы:

Расскажите нам о своём бизнесе. Как сейчас обстоят дела? Что изменилось с 24 февраля?

Мы с удовольствием читаем все комментарии и пытаемся разобраться в сложных вопросах о бизнесе вместе :)

1313
15 комментариев

Как всегда интересная и классная статья ❤️

3

<3

теперь ждём тех, кто расскажет, где мы не правы :)

Комментарий недоступен

2

А я ведь вас совсем по другому представлял, когда раньше слушал😀
Но вы молодцы, ждём ещё выпуски!!

2

Час назад прослушал это выпуск, хотя уже полгода не слушал их, а теперь тут наткнулся. Совпадение ???

П.С. Спросите у Алексея- это он озвучивает Добрыню в детском подкасте ХРУМ??? Больно голос похож.

1

скорее всего судьба!

мы вышли из небольшого перерыва — теперь выпуски будут выходить чаще. надеюсь, смогли зацепить этим, и слушать продолжите :)

про Добрыню узнаем, но, скорее всего — нет

1