{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Стоит ли инвестировать в сотрудников? Обсуждаем обучение в рабочее время

Ученье — свет. Неученье — тьма. Обучение час в неделю — свет фонарика. А есть ли толк?

Всем привет, на связи Аспро, разработчик готовых сайтов. Недавно мы задались вопросом: «А насколько вообще полезны обучения?». Всем кажется, что новые знания — это по умолчанию хорошо. А вот с точки зрения бизнеса, насколько имеет смысл тратить несколько рабочих часов в неделю на эти самые знания? Что это нам дает? И вообще, возможно ли посчитать пользу от обучений?

Сразу оговоримся: мы не учитываем курсы повышения квалификации и покупку книг для сотрудников. Здесь нет сомнений — вещь полезная и нужная.

А вот маленькие, точечные и редкие обучения, они нужны? Вопрос дискуссионный и да, ответа в этой статье не будет. Мы просто коротко расскажем, какие обучения проводим и поразмышляем, насколько это полезно. Надеемся, что в комментариях вы тоже поделитесь своим опытом.

Обучение в отделах

Раз в неделю-две отдел собирается на обучение. Выступление готовят все сотрудники по очереди. Длится оно примерно час. Какие-то отделы проводят обучение чаще, какие-то реже.

В теории это полезно:

  • Все учатся структурировать информацию.
  • Получают опыт публичных выступлений.
  • Самообучаются в ходе подготовки.
  • Делятся опытом в своих сферах.
  • Получают небольшую передышку в середине рабочей недели.

И самый большой плюс — генерация идей. Изначально это не было целью. Но когда команда слышит о новой крутой штуке, сразу появляются варианты, как ее применить у нас. Ничего не поделаешь.

Из минусов: оказалось, что на работе приходится работать. Из-за большой загрузки теряется регулярность обучений. Также мы тратим много времени: весь отдел останавливается на час. Выгодно ли это для компании?

Хорошим примером такого обучения стал наш курс по PHP. Отдел разработки провел факультатив по PHP для ребят из техподдержки. Правда, во внерабочее время. Тут получилась двойная польза: лекторы не просто обучили сотрудников, но и «обкатали» курс. Получилась «репетиция» перед лекциями и семинарами в международном институте дизайна и сервиса.

Обучение руководителей

То же самое, что и в отделах — раз в неделю руководители по очереди делятся опытом. Что происходит там, мы не знаем. Если бы мы знали, мы бы рассказали. Но выходят они оттуда полные инсайтов. Это час в неделю.

Плюсы:

  • Опять-таки развиваем навык публичных выступлений — руководителям он вдвойне полезен.
  • Обучения отделов направлены в основном на хард-скиллы. Руководители же больше занимаются софт-скиллами.
  • Обсуждение тем, генерация идей. Получается такое мини-совещание.
  • Передача опыта, обсуждение кейсов из разных отделов.
  • Материалы обучений можно использовать для выступлений на внешних площадках.

Но, по слухам, там все тоже не без проблем:

  • Готовить обучения сложнее, чем в отделах.
  • Тяжело найти темы, которые будут полезны всем.
  • Не хватает времени.
  • Так как времени мало, неудачные обучения убивают мотивацию.

Пару раз была ситуация, когда человек готовил обучение, не потому что ему есть что сказать, а потому что его очередь. В итоге получалось не очень. Еще не хватает матрицы компетенций руководителя, чтобы точнее задавать вектор обучений. Плюс, так было бы проще оценивать результаты.

Корпоративный английский

Уже год проводим бесплатные групповые уроки английского. Не совсем понятно, зачем он теперь нужен, правда. Возможно, чтобы пиратские фильмы без перевода смотреть. Ребята разделены на группы по уровню. В основном подтягиваем речь и вспоминаем правила. Занятия длятся час и проходят два раза в неделю.

Плюсы:

  • Ребята знают язык и могут выпендриваться.
  • Становятся доступны обучающие материалы на английском.
  • В будущем можно замахнуться на зарубежный рынок. Видимо, в далеком и светлом.
  • Ребята из разных отделов общаются и выстраивают связи.

Минусы:

  • Платим преподавателю.
  • Занимаем переговорку на два полных дня.
  • Опять-таки тратим время не на работу.
  • Польза для компании сомнительная, на долгую перспективу. Это не те навыки, которые можно тут же применить.
  • Некоторые ребята уж слишком сильно выпендриваются.

Чтобы что?

И вот, собственно, вопрос: «А зачем?». В среднем сотрудник тратит 3 часа в неделю на все обучения. А если с подготовкой, то и все 6. Как-то немало, почти 1 рабочий день.

Таких обучений едва ли достаточно для повышения квалификации. Для этого есть полноценные курсы. Конечно, полезно расширить кругозор в своей сфере и понимать, с чем работают твои коллеги. Но стоит ли оно того?

Для прикладных вещей достаточно базы знаний. Просто загружаешь один раз статью, и даже будущие сотрудники будут в курсе. Да, мы используем некоторые обучения как материал для базы знаний, но далеко не все. Что-то можно использовать в статьях для внешних источников, но все еще не так много тем для этого подойдут.

В общем, вопрос сложный. Отказываться от обучений мы пока не будем, но интересно послушать, как этот вопрос решают в других компаниях. У вас проходят обучения? Чувствуете ли вы пользу от них?

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Галямов

"Из минусов: оказалось, что на работе приходится работать" - это прям самый большой минус, пока не знаю что с этим делать)))

Ответить
Развернуть ветку
Аня Можаева

как и в любых инвестициях, есть риски)

сотрудники могут ходить на обучения ради галочки, ничего не слушать и просто отлынивать от работы, тут уже зависит только от них

а так считаю, что классная практика, которую нужно использовать, тем более не требует доп затрат, кроме как рабочее время)

Ответить
Развернуть ветку
4Chan Sung

инвестировать в сотрудников это всегда выгодное вложение, главное, чтоб сотрудник сам готов к обучению

Ответить
Развернуть ветку
Алина Абдулвалеева

Смотрю производительность своего отдела по неделям и в рамках месяца. Количество внутренних обучений и часов английского никак не ухудшают общую производительность отдела)

Интересный факт, что когда только внедрился корпоративный англ, производительность немного просела. Но за 2 недели мы вернулись в обычный ритм.

Обучение - это развитие компетенций ребят, это общее настроение, понимание общих целей команды и компании. Нужная вещь, когда процесс построен не для галочки. Когда разбираются интересные/нужные/актуальные темы, когда сотрудники готовят отличный материал и хорошо выступают.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга

Думаю что это как бонус, отличная плюшка работать именно в той компании, которая позволяет расширить свои скилы в рабочее время. Расти по результату как внутри компании, так и вне её. Если компании на это наплевать, то можно и без обучения.

Ответить
Развернуть ветку
Алина Абдулвалеева

Даа, согласна. В этой истории заинтересованных двое, компания и сотрудники. Если кто-то из сторон не видит в этом смысла, то зачем вообще начинать и тратить время?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда