Как вырасти из небольшой студии мобильной разработки в IT-компанию
Привет! В июле компания Mad Brains празднует 8-ой день рождения, к этому дню мы хотели подготовить что-то особенное и полезное сообществу. В силу мировой обстановки для многих агентств актуален консалтинг по менеджменту в новых условиях. За 8 лет мы накопили опыт по решению задач разного уровня, инсайтов и, конечно, ошибок. Думаем, наш опыт будет полезен, по крайней мере, как один из вариантов действий в ситуации турбулентности.
Итак, мы — основатели Mad Brains Олег Чебулаев и Анатолий Пешков — поделимся, как вырастили компанию с 2 до 70+ сотрудников, расширили стек технологий, управляем бизнес-процессами, с какими основными трудностями сталкивались и как действуем в спокойное и кризисное время.
Как наработать экспертизу
Когда мы начинали, сегмент мобильной разработки в России только начинал формироваться. И это показалось нам, выпускникам ИТ-факультета, интересно и перспективно. Опыт решения инженерных задач сыграл на руку: начали изучать стек технологий и разрабатывать первые нативные приложения.
Мы выбрали стратегию поступательного развития: создавать экспертизу в компании под конкретные задачи. Когда мы поняли, что заказчикам требуется не только разработка, начали формировать отделы QA, аналитики, бэкенда, дизайна. Наиболее продуктивным по развитию новых направлений стал 2021 год. Студия мобильной разработки трансформировалась в ИТ-компанию, способную решить практически любую задачу бизнеса.
Со временем обучение внутри компании стало частью культурного кода. Каждую неделю мы устраиваем «пятничную технологизацию» или «техно» с докладами по разным ИТ-направлениям. Докладами делимся бесплатно на нашем YouTube-канале. Круто, что на нем уже почти 5000 подписчиков, и это полностью органический трафик. Значит, материалы помогают специалистам и других компаний.
В 2019 году мы впервые провели собственную профессиональную конференцию Mad Conf. Она ознаменовала новый этап — мы так выросли, что готовы вкладываться не только в свое развитие, но и отрасли в целом. В этом нам помогают топовые спикеры Сбер, VK, Самокат, ПСб, Surf и многих других компаний. Сейчас конференция — единственная профессиональная в Ульяновской области и одна из самых хардовых в стране. Мы этим гордимся.
Мы регулярно выступаем спикерами других ИТ-конференций — РИФ, Mobius, CrossConf, Mind Bros Conf, Code/R, Стачка. Чтобы сохранять экспертность, нужно постоянно актуализировать знания и получать новые.
Сотрудники: искать или обучать внутри?
В самом начале этот вопрос даже не стоял, экспертизы в России практически не было. Первые несколько лет, как мы шутим, компания росла х2 в год: 2, 4, 8, 16 человек. Потом — более плавно. Все мы одновременно развивались самостоятельно и за счет обмена знаниями друг с другом. Упирались в кризисы роста и преодолевали их, как могли в тот период.
Когда команда стала расти гораздо быстрее, появилось много проектов, мы создали программы стажировок и собственные бесплатные курсы по бэкенду, iOS, Android, Flutter. Лучшим студентам делаем оффер. По нашему опыту конверсия студентов курсов в сотрудников составляет около 10%.
С конца февраля 2022 года ситуация изменилась: мы не заморозили программы обучения, но они стали менее активными. Сейчас мы, как и другие компании, имеем возможность найма специалистов уровня middle+ за счет ухода многих крупных зарубежных игроков. Ориентируемся на обстановку и продолжаем искать баланс, закрывающий текущие задачи развития команды Mad Brains.
Как найти клиентов
В 2020 мы поставили себе цель расширить спектр услуг и «зайти» в корпоративный сегмент. У нас появился backend-отдел на Java, потом расширили экспертизу по системной аналитике и смогли предлагать существующим клиентам новые компетенции для решения бизнес-задач. Сейчас наши enterprise-решения работают в Магнит, Huawei, DNS, РусАл, Ingrad.
С 2021 года мы начали концентрироваться на определенных сегментах бизнеса, и хороший эффект начали приносить отраслевые конференции. Сейчас для нас ключевые отрасли — e-commerce, телеком, финтех и фарма. Конференции при глубоком понимании текущих бизнес-задач приносят лиды. Чтобы понимать проблемы бизнеса, мы следим за ситуацией на разных рынках, изучаем статистику, общаемся с партнерами и текущими клиентами. На основе этого формируем предложения, в том числе — создаем продуктовые решения под конкретные задачи.
И, конечно, находить клиентов помогают успешные кейсы и экспертиза в технологиях. При общении с потенциальным заказчиком мы можем предложить более эффективные решения с точки зрения сроков и бюджета. Об этом мы рассказываем на личных встречах, на сайте и интернет-площадках, в СМИ.
Внутренние бизнес-процессы
Когда команда компании — более 70 человек, сложнее становится и эффективная организация ее работы.
Планы по развитию
Мы прошли большой путь, но понимаем, что развиваться есть куда. Масштабирование возможно, когда у компании есть ресурсы — финансовые, человеческие, организационные. И понимание, за счет чего могут закрываться потенциальные риски.
Сейчас мы активно развиваем продуктовое направление: запускаем продукты для существующих и новых клиентов в e-commerce и финтехе. Благодаря нашему AppCart клиенты запускают мобильное приложение для интернет-магазина в короткие сроки за 75 000 рублей в месяц. Другой продукт — АppChat — позволяет встроить безопасный бизнес-чат для команд поддержки, продаж или маркетинга в цифровые сервисы.
Также планируем запуск девопс-направления, разработки инфраструктуры систем. Системы становятся более сложными, связанными друг с другом, это формирует тренд на появление спроса в этом сегменте.
Верим, что 8 лет в нашем случае — символ бесконечности. Сейчас мы уверенно стоим на ногах, имеем большой опыт, сильную команду и крупных клиентов. И если делаем, то делаем хорошо. Пусть так будет всегда.
Про субподряд как поиск кейсов — друзья и партнеры это кайф во всех сферах, простая истина)
Присоединяюсь к поздравлениям с днем рождения!
С днем рождения!