Как вырасти из небольшой студии мобильной разработки в IT-компанию

Привет! В июле компания Mad Brains празднует 8-ой день рождения, к этому дню мы хотели подготовить что-то особенное и полезное сообществу. В силу мировой обстановки для многих агентств актуален консалтинг по менеджменту в новых условиях. За 8 лет мы накопили опыт по решению задач разного уровня, инсайтов и, конечно, ошибок. Думаем, наш опыт будет полезен, по крайней мере, как один из вариантов действий в ситуации турбулентности.

Итак, мы — основатели Mad Brains Олег Чебулаев и Анатолий Пешков — поделимся, как вырастили компанию с 2 до 70+ сотрудников, расширили стек технологий, управляем бизнес-процессами, с какими основными трудностями сталкивались и как действуем в спокойное и кризисное время.

Как наработать экспертизу

Когда мы начинали, сегмент мобильной разработки в России только начинал формироваться. И это показалось нам, выпускникам ИТ-факультета, интересно и перспективно. Опыт решения инженерных задач сыграл на руку: начали изучать стек технологий и разрабатывать первые нативные приложения.

На 3 курсе универа задумался о работе по специальности, а не листовки на улице раздавать. Было это в 2011 году, мобильная разработка на взлете: практически дикий запад с золотоносными жилами в виде стартапов, сделанных буквально на коленке. Брали всех, кто хоть немного понимал в программировании, обучали немного и пускали в бой.

Опыт игровых петпроектов познакомил с C и C++, а это на начальном этапе iOS-разработки внезапно было очень актуально. Во-первых, Objective-C не далеко ушел от си-подобных языков, во-вторых, в те бородатые времена еще приходилось всерьез задумываться о ресурсах, освобождении памяти и прочих низкоуровневых штуках.

С первой компанией мне повезло: это была известная в узких кругах «Купи батон!». Больше всего нравилась дружеская атмосфера и возможность развиваться на интересных проектах. Когда я уходил, оставил в сердце хороший пример, как должна быть устроена комфортная рабочая среда, куда хочется возвращаться, где хочется творить и вытворять.

Потом были фриланс и работа за границей, но все было не то. И с идеей – не можешь что-то найти, сделай сам, начали делать. По сути, просто фрилансили в свое удовольствие и выстраивали культуру, нарабатывали экспертизу. Поняли что получается хорошо, можем масштабироваться, начали брать "падаванов”, сами обучать и делегировать им задачи попроще. Потом бац! И вот мы уже серьезная компания с 8-летним опытом. Но это только со стороны "бац", а на деле — огромный пласт работы.

Анатолий Пешков — сооснователь, технический директор Mad Brains

Мы выбрали стратегию поступательного развития: создавать экспертизу в компании под конкретные задачи. Когда мы поняли, что заказчикам требуется не только разработка, начали формировать отделы QA, аналитики, бэкенда, дизайна. Наиболее продуктивным по развитию новых направлений стал 2021 год. Студия мобильной разработки трансформировалась в ИТ-компанию, способную решить практически любую задачу бизнеса.

Со временем обучение внутри компании стало частью культурного кода. Каждую неделю мы устраиваем «пятничную технологизацию» или «техно» с докладами по разным ИТ-направлениям. Докладами делимся бесплатно на нашем YouTube-канале. Круто, что на нем уже почти 5000 подписчиков, и это полностью органический трафик. Значит, материалы помогают специалистам и других компаний.

В 2019 году мы впервые провели собственную профессиональную конференцию Mad Conf. Она ознаменовала новый этап — мы так выросли, что готовы вкладываться не только в свое развитие, но и отрасли в целом. В этом нам помогают топовые спикеры Сбер, VK, Самокат, ПСб, Surf и многих других компаний. Сейчас конференция — единственная профессиональная в Ульяновской области и одна из самых хардовых в стране. Мы этим гордимся.

Мы регулярно выступаем спикерами других ИТ-конференций — РИФ, Mobius, CrossConf, Mind Bros Conf, Code/R, Стачка. Чтобы сохранять экспертность, нужно постоянно актуализировать знания и получать новые.

Сотрудники: искать или обучать внутри?

В самом начале этот вопрос даже не стоял, экспертизы в России практически не было. Первые несколько лет, как мы шутим, компания росла х2 в год: 2, 4, 8, 16 человек. Потом — более плавно. Все мы одновременно развивались самостоятельно и за счет обмена знаниями друг с другом. Упирались в кризисы роста и преодолевали их, как могли в тот период.

Когда команда стала расти гораздо быстрее, появилось много проектов, мы создали программы стажировок и собственные бесплатные курсы по бэкенду, iOS, Android, Flutter. Лучшим студентам делаем оффер. По нашему опыту конверсия студентов курсов в сотрудников составляет около 10%.

С конца февраля 2022 года ситуация изменилась: мы не заморозили программы обучения, но они стали менее активными. Сейчас мы, как и другие компании, имеем возможность найма специалистов уровня middle+ за счет ухода многих крупных зарубежных игроков. Ориентируемся на обстановку и продолжаем искать баланс, закрывающий текущие задачи развития команды Mad Brains.

Как найти клиентов

Самые первые клиенты достались нам по сарафанному радио от знакомых и бывших коллег. Оглядываясь назад, я удивляюсь: как двум молодым разработчикам могли доверить проекты с аудиторией в десятки тысяч пользователей в месяц. Но мы не подвели и сделали отличные приложения, которыми многие пользуются до сих пор.

Когда мы перебрали всех своих знакомых, до которых могли дотянуться и предложить свои услуги, мы начали искать новые каналы привлечения клиентов и узнали новое для себя слово — “субподрядчик”.

Когда вы маленькие, вас никто не знает, но вы владеете дефицитными на рынке возможностями, навыками и делаете свою работу хорошо, можно выстраивать отношения с более крупными агентствами, выступая у них субподрядчиком. В таком формате работы можно было стабильно загружать свою команду, нарабатывать портфолио, учиться работать с более крупными заказчиками, чем к нам приходили напрямую.

Так мы начали активно знакомиться с рынком аутсорсинговой разработки, участвовать в агентских мероприятиях, в премиях и рейтингах.

Сейчас в нашей партнерской сети больше 150 компаний, где уже нет различия генеральный ты подрядчик или субподрядчик. Мы просто выгодно для обеих сторон делимся проектами и ресурсами, и до сих пор партнеры являются одним из ключевых инструментов компании.

Партнеры особенно хорошо помогают расти в начале пути, однако долго задерживаться в субподряде не стоит. Через какое-то время мы плотно занялись работой над позиционированием, маркетингом и пиаром компании, чтобы привлекать нужных клиентов.

Олег Чебулаев — сооснователь, генеральный директор Mad Brains

В 2020 мы поставили себе цель расширить спектр услуг и «зайти» в корпоративный сегмент. У нас появился backend-отдел на Java, потом расширили экспертизу по системной аналитике и смогли предлагать существующим клиентам новые компетенции для решения бизнес-задач. Сейчас наши enterprise-решения работают в Магнит, Huawei, DNS, РусАл, Ingrad.

С 2021 года мы начали концентрироваться на определенных сегментах бизнеса, и хороший эффект начали приносить отраслевые конференции. Сейчас для нас ключевые отрасли — e-commerce, телеком, финтех и фарма. Конференции при глубоком понимании текущих бизнес-задач приносят лиды. Чтобы понимать проблемы бизнеса, мы следим за ситуацией на разных рынках, изучаем статистику, общаемся с партнерами и текущими клиентами. На основе этого формируем предложения, в том числе — создаем продуктовые решения под конкретные задачи.

И, конечно, находить клиентов помогают успешные кейсы и экспертиза в технологиях. При общении с потенциальным заказчиком мы можем предложить более эффективные решения с точки зрения сроков и бюджета. Об этом мы рассказываем на личных встречах, на сайте и интернет-площадках, в СМИ.

Внутренние бизнес-процессы

Когда команда компании — более 70 человек, сложнее становится и эффективная организация ее работы.

Весь путь можно сравнить с развитием ребенка. Сначала нужно делать все: он не то что покушать сам не может, он сам себя царапает и пугается. Так и с компанией. Сами писали код, проводили код-ревью, лично общались с каждым клиентом и следили за каждым сообщением.

Дальше ребенок подрастает, начинает ходить и можно уже не придерживать его. Да, упадет, да, ударится и будет плакать – но это часть развития. В компании отдавали больше ответственности, делегировали задачи. Чаще всего это решение принималось не холодной логикой, а жесткой необходимостью – попросту невозможно клонировать себя и следить за всем, порвешься.

На начальных этапах упорство руководителей в плане передачи полномочий и ответственности является главным тормозом развития. Делегировать задачи — это страшно, а иногда даже больно и финансово опасно, но без этого никуда. Так постепенно в компании появлялись все необходимые специалисты и компетенции. Не успеваешь развивать компанию и утверждать задачи на проекте, оспаривать сроки выполнения и т. п. – нанимаешь менеджера. Не хватает компетенций на запуск маркетинговой компании – нанимаешь маркетолога. Понимаешь, что уже не можешь ответить на вопрос по очередному модному фреймворку, – передаешь полномочия самому скиловому и амбициозному специалисту, повышаешь его до руководителя направления, выдыхаешь и идешь заниматься другими насущными задачами.

Все это при должной осознанности владельцев происходит органично, нет общего рецепта в стиле «если у вас N разработчиков, то вам нужно N/3 менеджеров и N/2 тестировщиков». Это сильно индивидуально и зависит от культуры и процессов. Главное – хотеть развиваться и расти, учиться делегировать и доверять людям.

Анатолий Пешков — сооснователь, технический директор Mad Brains

В маленьких компаниях управляют людьми, в больших компаниях — процессами. Динамичный рост компании влечет за собой постоянные изменения в организационной структуре, зонах ответственности, процессах и регламентах.

Мы совершенствуемся каждый день, ищем более эффективные варианты работы, стандартизируем подходы, стараемся построить максимально прозрачную систему работы с клиентами.

Так, в 2020 была разработана новая организационная структура, произошла оцифровка всех должностных инструкций и зон ответственности ключевых позиций. В 2021 работа с партнерской сетью выросла в отдельное направление. В 2021 в отделе продаж появился тендерный отдел. Для улучшения клиентского сервиса в 2022 году у нас разделился отдел управления проектами и аккаунтинга.

Чем больше становится компания, тем сложнее основателям становится контролировать все, что происходит. Поэтому сейчас наша основная задача — это структурировать процессы и взращивать топ и средний менеджмент, который сможет дальше вести команду вперед.

Олег Чебулаев — сооснователь, генеральный директор Mad Brains

Планы по развитию

Мы прошли большой путь, но понимаем, что развиваться есть куда. Масштабирование возможно, когда у компании есть ресурсы — финансовые, человеческие, организационные. И понимание, за счет чего могут закрываться потенциальные риски.

Сейчас мы активно развиваем продуктовое направление: запускаем продукты для существующих и новых клиентов в e-commerce и финтехе. Благодаря нашему AppCart клиенты запускают мобильное приложение для интернет-магазина в короткие сроки за 75 000 рублей в месяц. Другой продукт — АppChat — позволяет встроить безопасный бизнес-чат для команд поддержки, продаж или маркетинга в цифровые сервисы.

Также планируем запуск девопс-направления, разработки инфраструктуры систем. Системы становятся более сложными, связанными друг с другом, это формирует тренд на появление спроса в этом сегменте.

Верим, что 8 лет в нашем случае — символ бесконечности. Сейчас мы уверенно стоим на ногах, имеем большой опыт, сильную команду и крупных клиентов. И если делаем, то делаем хорошо. Пусть так будет всегда.

Как вырасти из небольшой студии мобильной разработки в IT-компанию
3333
2 комментария

Про субподряд как поиск кейсов — друзья и партнеры это кайф во всех сферах, простая истина)
Присоединяюсь к поздравлениям с днем рождения!

5

С днем рождения!

4