Короче, фейл: Как у нас случайно cкупили еще не созданный продукт

Или как «протестировать» спрос ещё до запуска

Короче, фейл: Как у нас случайно cкупили еще не созданный продукт

Это история об интересном эксперименте, который пошел не по плану и в итоге превзошел все мои ожидания. Но сначала пару слов о том, зачем я вообще его проводил.

95% стартапов проваливаются, потому что они никому не нужны

Путь идеального стартапа выглядит примерно так:

  • 🦄 Сначала продукт кому-то интересен

  • 🦄 Потом продукт кто-то покупает

  • 🦄 Потом продукт покупают многие

Проблема в том, что в 95% случаев до продаж дело даже не доходит. Создатель 2-3 года пилит приложение/сайт, чтобы просто узнать, что он никому не нужен. Запуск — а у сайта тупо нет посетителей. Или приложение скачали 2 человека. Знакомо? Да, это жестко.

Я начал замечать, что лучше сделать простой проект с 1 ключевой функцией за 1 месяц и быстро потестить спрос, чем пилить что-то годы.

Так я бросил себе вызов в этом Telegram-канале: 12 проектов за 12 месяцев. Там я рассказываю о наших запусках и фейлах. И пытаюсь до предела ускорить запуски.

Тысячи фоток, 700К от ЮКассы

Мы сделали 4 попытки в рамках челленджа. А на пятую смогли запустить продукт, который оказался реально востребован. Это простой бот, который в 2 клика печатает и отправляет фото вашим родным и близким. Мы сделали его за 2 недели. В первый же месяц после запуска вы заказали 2000 фото. Сейчас каждый день вы заказываете по 200-250 фоток.

Мы даже выиграли грант от ЮКассы на 700 000 рублей, как проект, который получил наибольшее число платежей среди новых клиентов.

А потом вмешались пользователи

Пользователям оказался интересен наш подход. В начале августа многие юзеры начали просить нас запустить печать альбомов, а не только фоток. Новая концепция звучала так: Бот создает и отправляет фотоальбом вашей маме. В 2 клика. Раз в месяц.

И тут я решил провести эксперимент: А можно ли узнать, что продукт интересен вообще БЕЗ разработки? Решение: написал статью на vc, где попросил незнакомых людей оценить и покритиковать нашу идею про Kind Albums.

Результат — почти 10К просмотров, 175 лайков, 200 комментариев. Мы попали в недельную рассылку vc. ru как один из самых популярных материалов. А фидбек и критика в комментах повернули нашу идею на 180°

И тут что-то пошло не так!

К моменту публикации статьи у нас заказывали 200-250 фоток в день.

А потом я немного офигел. После публикации статьи про альбомы количество заказанных фоток выросло в 2 раза. С какой стати? Там в нескольких местах написано, что мы оцениваем интерес к новому продукту — альбомам! Там ничего не говорится про фотки.

На канале я тоже писал всю неделю только про альбомы, чтобы получить как можно больше фидбека. Откуда резкий двухкратный рост заказов на фотки?

Разгадка пришла сама

К концу дня мне пишет пользователь со словами:

Я тут заказал альбом, а бот поблагодарил за заказ фоток.

И тут до меня дошло. Часть пользователей просто невнимательно читала посты и заказала фотки, думая, что заказывают альбомы.

Мы очень не хотели кого-то расстроить. В итоге наша поддержка пыхтела все последние 5 дней — мы написали почти 150 пользователям, сделавшим заказы. Подозрение подтвердилось — примерно половина хотела заказать альбомы.

При этом (только вдумайтесь!):

  • В статье и постах в нескольких местах четко написано, что альбомы еще не запущены и мы просто просим фидбек на новую идею
  • В самом боте, где делается заказ — ни слова про альбомы! Только про единственный наш товар на данный момент — фотки.

Не смотря на это, 72 пользователя заказали фотки, думая, что заказывают альбомы. Я до конца не понимаю, как так могло получиться.

Сначала я расстроился от такого фейла. Было не очень приятно осознавать, что десятки людей еще до запуска разочаруются в продукте, т. к. получат не то, что они ожидали.

А потом мы решили всем вернуть деньги или предложить дождаться фотоальбомов. Неожиданный сюрприз ждал и здесь. 90% отреагировали адекватно — и сказали что без проблем подождут.

Неожиданные выводы

Ряд неожиданных выводов, которые будет полезно знать предпринимателям:

  • ❗ Упрощайте коммуникации с юзерами. Люди воспринимают ваш контент очень фрагментарно! Если у вас есть блог — не прыгайте с темы на тему. Все посты — максимально коротко, простым языком. В каждом посте — 1 смысл. Все посты в 1 формате.
  • ❗ Упрощайте продукт. В нашем боте всего 1 функция и простейший интерфейс. А люди все равно смогли ошибиться. Представьте, что происходит в тех продуктах, где десятки функций!

Приятный вывод

Самый неожиданный и приятный вывод. Сами того не подозревая, мы проверили спрос на еще не запущенный продукт.

Мы не пилили его 2-3 года. Всего за 3 дня, с нулевым бюджетом, не запуская продукт, мы убедились в том, что:

  • ✅ Наши альбомы интересны

  • ✅ Наши альбомы покупают

Осталось узнать, будут ли готовы купить фотоальбомы много людей. Быстро запустим через 2 недели, настроим таргет и узнаем.

А что думаете вы?

Очень интересно узнать, что вы думаете по этому поводу. Можно ли как-то этично продать продукт еще до его запуска? Давайте соберем 10 крутых способов сделать это. Если есть мысли, напишите в комментариях.

Мне кажется, такие методы смогут сэкономить стартаперам кучу лет жизни.

Пожалуйста, поддержите статью лайком. Так ее увидят больше предпринимателей и мы соберем больше способов, как протестить спрос до запуска продукта. Потом возьму самые интересные и опубликую.

От себя за самые годные идеи подарим фотоальбом ❤

Если вам интересно посмотреть, как мы запускаем 12 проектов за 12 месяцев, то челлендж идет в этом Telegram-канале. На канале я честно рассказываю обо всех метриках и не скрываю прибыль. Цель — заработать $1 млн, но на добром проекте. Я также пишу о наших эпичных фейлах, которых тоже не мало. Можете подписаться, у нас жарко 🔥

263263
156 комментариев

Интересен момент касающийся печати фоток. Да, сам бот запилить не проблема за пару дней. Но вот для печати и быстрой рассылки фоток по всей стране нужна серьезная логистика. Налаживание этого процесса могло занять гораздо больше времени. Интересно было бы узнать как вы это решили

36

Спасибо!) Да, вы правы. У оффлайн-продукта вот такая специфика.

Выручило то, что у нас все просто устроено. Каждые 2 дня скачиваются фотки, автоматически генерируются наклейки на конверты и листовки. Это все сразу вместе печатается. Потом наш сотрудник их упаковывает и отправляют. Нашли такой филиал почты, где нам помогают все быстро оплатить и отправить.

12

Я то думал что не так, я же читал!
"Я протестировал отправку фотографий, а теперь и фотоальбомов на наших 2 семьях."
Там где есть упоминание про фото, сразу идет утверждение про фотоальбомы. Итог, это не человеки не правильно поняли, а вы соврали.

18

Спасибо, что дали ссылку на конкретную фразу. Там речь идет обо мне, мы сделали 2 тестовых альбома для себя и подарили родителям. Даже написано "я протестировал". Плюс картинка с этими фотоальбомами. Но вы правы, именно это и запутало, похоже.

P.S. Пользователей ни в коем случае не обвиняем. Всем написали и предложили вернуть деньги или дождаться фотоальбомов.

3

Зашел за этим комментарием

2

Комментарий недоступен

17