Как запустить стартап в новых реалиях
Из-за санкций российским проектам стало сложнее привлекать инвестиции, а часть возможностей вообще исчезла. Я расскажу свое видение, как запускать стартапы в новых условиях и какие перспективы есть на внутреннем рынке.
На государственном уровне поддержка и развитие стартапов в России началась с 2000-х годов и достигла своего расцвета при президентствовании Дмитрия Анатольевича. Появилась идея создать собственную Кремниевую долину, цель которой — обеспечить развитие инновационных разработок в самых разных областях. Так, в марте 2010 года был учреждён фонд «Сколково»* и инновационный центр при нем. Команда начала активно искать резидентов, обещая гранты, налоговые льготы и «венчурный подход» с минимумом бюрократии. Также был создан Фонд развития интернет-инициатив для IT-стартапов и другие организации. В целом к 2013 году насчитывалось 170 венчурных фондов, занимающихся инвестициями в молодые технологичные компании. Российские проекты становились «единорогами», пусть и в иностранных юрисдикциях, в них активно вкладывали деньги зарубежные инвесторы. Кризис 2020 года пережили больше 70% стартапов, и теперь им предстоит пройти кризис 2022 года.
Запуск стартапа в России
Если вы планируете работать только на российском рынке, заниматься здесь же производством продукта или услуги, то уезжать нет смысла. Главное перед запуском ответить на вопросы: будет ли в России сейчас спрос на то, что вы делаете? Насколько это нужно потребителю и готов ли он платить назначенную вами цену за продукт?
Список проектов, востребованных сейчас на локальным рынке
Решения по кибербезопасности. Весной этого года российский бизнес неоднократно подвергался хакерским атакам, только в первом квартале 2022 года «Лабораторией Касперского» зафиксировано в 4 раза больше кибератак, чем в том же периоде прошлого года. Одна из причин – уход иностранных вендоров, а имеющиеся отечественные решения не всегда могут защитить от сложных случаев. Также российские вендоры не могут помочь всем желающим компаниям из-за нехватки ресурсов, так как отмечается высокий спрос на такие решения.
Если смотреть на мировой опыт в этой отрасли, то, например, за последние годы компания с русскими корнями Teleport получила инвестиций на сумму $110 млн и на май 2022 оценивается в $1,1 млрд (работают в США).
B2b и b2g софт. Будут замещаться иностранные продукты, это значит, что наступает золотое время банковских сервисов и решений, связанных с нефтяной и космической промышленностью.
Производство микроэлектроники. В России эта отрасль представлена слабо, а ее мировой лидер, тайваньская TSMC, остановила сотрудничество с отечественными компаниями, на мощностях которой выпускали свои процессоры в том числе и крупнейшие российские игроки: «Байкал», «Эльбрус» и «Скиф». Стопроцентной альтернативы у нас пока нет — «Микрон» заявил, что планирует удваивать производство чипов к 2025 году, но ему пока очень далеко до тайваньских технологий. При этом спрос на отечественные чипы многократно превышает предложения.
ESG-стартапы — экологическое, социальное и корпоративное управление. Пока это направление в России лишь набирает обороты, но большое число инвесторов при принятии решений о вложении в ту или иную компанию учитывают ее влияние на экологию и общество (особенно в ЕС). Рейтинговое агентство RAEX постоянно обновляет ESG-рейтинг российских компаний, с лидерами можно ознакомиться здесь.
Для сохранения высоких позиций в ESG-рейтинге банкам, например, необходимо увеличивать объем «зеленых» проектов в кредитном портфеле. Стартапы здесь подходят как нельзя лучше — являются потенциальными поставщиками технологий для самих банков.
HealthTech – медицинские, биотехнологии и ментальное здоровье. Востребованность особенно возросла в последние 2 года в результате пандемии. Развиваются телемедицина, мобильные приложения для пациентов и системы искусственного интеллекта. Государство активно поддерживает медицинские инновации, например в столице этим занимается «Московский центр инновационных технологий в здравоохранении».
Отношения российских стартапов с зарубежными партнерами
Довольно серьезная проблема для российских стартапов – привлечение инвестиций из других стран.
Зарубежные партнеры и инвесторы никуда не делись: по-прежнему можно вступать в их сообщества и питчить свои проекты. Единственное новое условие — релокация стартапа под европейскую или американскую юрисдикцию. От сотрудничества с российскими проектами инвесторы в основном не отказываются, но встречаются единичные случаи. Как случилось с Index Ventures, которые остановили инвестиции в российские проекты.
Есть проблемы и с транзакциями в Россию. Поэтому сейчас запускать здесь стартап и рассчитывать развивать его на деньги условного Index Ventures или Sequoia Capital точно не стоит.
Шансы попасть в зарубежный акселератор у стартапов из России на pre-seed и seed стадиях тоже пока стремятся к нулю, как и релоцироваться через этот путь. Пока инвесторы не готовы давать деньги на это.
Сроки нового приема на совместные программы российских и иностранных акселераторов переносятся — так произошло у Sber500, который работает в сотрудничестве с 500 Global, американским венчурным фондом и стартап-акселератором.
В своем недавнем материале на VC я рассказал в том числе о том, почему стартапы переезжают из России — Эмиграция с бизнесом в свободный мир: как подготовиться и не оплошать.
Где получать инвестиции, если вы в России
Временно закрывшиеся возможности на зарубежном рынке частично компенсируются открывающимися перспективами на локальном рынке. В Россию возвращается большое количество капиталов, которые могут быть использованы для развития проектов.
Недавнее исследование Get-Investor показало, что из 40 респондентов (представителей крупного российского бизнеса) 90% планируют увеличить свою активность в работе со стартапами в 2022 году. Около половины готовы инвестировать и покупать доли в проектах и почти все планируют продолжать запускать «пилоты». Особенно в направлениях AI/ML, FinTech, IoT и Big Data. При этом большинству компаний важно наличие MVP и реальных продаж.
Cтоит искать поддержку в государственных фондах и организациях. Правительство ищет способы стимулировать инновационных предпринимателей. Например, «Росатом» запустил технологический конкурс «New Tech Росатом 2022», его цель — поиск новых идей, которые могут быть востребованы в госкорпорации. Победителям обещают гранты в размере 5 млн руб. и возможность внедрить продукт.
Продолжают работу и российские бизнес-ангелы. В этой сфере, на мой взгляд, лучше работать не с отдельными людьми, а искать ангельские структуры, как вариант AngelsDeck — самый известный российский синдикат. Есть ангелы, которые инвестируют и как физлица. Принцип общения с ними простой. Ангелы понимают, что стартап находится на ранней стадии, и все, что есть — максимально валидированная гипотеза. Поэтому чем больше валидирована ваша гипотеза, тем больше денег удастся получить. Правда, суммы в любом случае будут ниже, чем от венчурных фондов. От ангельского синдиката реально привлечь от 1 до 20 млн руб. Обычно бизнес-ангелы покрывают расходы на подтверждение и начало масштабирования спроса, а на тестирование уже может не хватить.
Можно обращаться в российские акселераторы и бизнес-инкубаторы: например, в Санкт-Петербурге на базе Технопарка работает «Ингрия». Туда попадают стартапы с прототипом и первыми продажами. Хорошая образовательная программа есть у «Сколково»*, хотя это не акселератор.
(*с августа 2022 все структуры «Сколково» попали под санкции).
Что поможет пережить кризис
Главная рекомендация тем, кто планирует сейчас запускать стартап или развивать уже существующий — общаться с теми, кто проходил через кризисы. И помнить, что все кризисы одинаковы: они обязательно заканчиваются. Опыт людей, столкнувшихся с этим, может помочь если даже не конкретными советами «сделай то и это», то психологически.
Второй момент — прямо сейчас понять, что создает самые большие расходы и не приносит дохода, и что будет дальше. Мой опыт говорит о том, что чем раньше я бы избавился от бизнеса, который не работал и не приносил экономической пользы, тем лучше бы сделал себе и остальным.
Но не переусердствуйте. Некоторые компании в стремлении сэкономить режут необходимые расходы, например, на свое продвижение, а без этого новую аудиторию не получить, а удержать старую будет труднее. Или снижают качество продукта, ухудшают привычные характеристики товара или услуги. Даже если на первом этапе это даст выигрыш, то в долгосрочной перспективе приведет к провалу. Потребитель не оценит потерю качества и уйдет. Можно перейти на более бюджетную рекламу, но не отказаться вообще от рекламного бюджета. Компании, которые в кризис все же развивают маркетинг, обычно выигрывают у конкурентов.
Отличная действительно полезная статья
Благодарю !