Как потратить 15 миллионов рублей на идею коворкинга и прогореть

Рассказываю, что может пойти не так, где искать целевую аудиторию и при чем здесь телебашни.

Как потратить 15 миллионов рублей на идею коворкинга и прогореть

Привет! Меня зовут Влад, уже семь лет я руковожу нижегородской IT-компанией Volga-Volga, которая разрабатывает готовые IT-решения для бизнеса. За это время мы придумали экосистему для ритейла, который охватывают всю страну, помогали развивать хип-хоп культуру и обзавелись горьким опытом по созданию коворкинга SHARE.

Почему именно коворкинг?

На самом старте Volga-Volga мы кодили практически на коленках в офисе площадью в 15 м², и уже через год нам там стало тесно. К счастью, смежный к нам офис освободился, и соседи переехали. Мы решили поступить радикально: прорубили дверь и объединили их старый офис со своим. Еще через год нашей команде стало мало уже в 150 м². Переезжать в четвертый раз за пять лет было тяжко, и мы решили, что возьмем сразу большое и удобное помещение, а часть мест будем сдавать в аренду. Мы видели это так: организуем пространство площадью в 800 м² с несколькими офисами и open space с дополнительными местами, где 70% будут использоваться под коворкинг, а остальное — для нас.

Наш первый офис: тут особенно не разгуляешься
Наш первый офис: тут особенно не разгуляешься
Тут видно, как мы прорубили окно в Европу — то есть дверь в соседском офисе
Тут видно, как мы прорубили окно в Европу — то есть дверь в соседском офисе

Первые проблемы

До этого мы всегда делали ремонт самостоятельно, трансформировали пространство под себя, потому что отыскать симпатичное готовое помещение в городе — целая эпопея. В этот раз, учитывая большой метраж, найти нужное пространство было еще сложнее. Я потратил на это восемь месяцев, и ближайший вариант, который подходил под наши запросы, был площадью в 1500 м². Это был слишком амбициозный план, и одними своими силами тут было не обойтись. Предварительно мы общались с городским IT-сообществом и партнерскими компаниями, чтобы узнать, готовы ли они заехать в коворкинг. Так, мы нашли четыре компании, которые захотели поселиться у нас в пространстве, а одна из команд — дизайн-лаборатория Mish стала партнером и кофаундером проекта.

Все включено

Мы изучили рынок, посмотрели коворкинги в Москве и регионах. Сравнивая не только со столицей, где больше трехсот коворкингов, но даже с Краснодаром или Самарой, в Нижнем их меньше в два-три раза и можно пересчитать по пальцам.

Мы хотели создать точку притяжения для айтишников, настоящий офисный all inclusive: круглосуточный вход по пропускам, просторная и удобная кухня с безлимитным кофе и печеньем, душевая, зоны для спорта и отдыха, 5 переговорных комнат с телевизорами и маркерными досками. А местоположение пространства главный транспортный узел, рядом метро, десять минут до центра.

Стоимость месячного абонемента у нас — 8 тысяч рублей, в то время как в Москве подобное в среднем обходится в 20-30 тысяч, а у конкурентов с худшими условиями — 7 тысяч. Эта стоимость показалась соразмерной условиям, которые мы предлагали. С такой ценой в ноль пространство начинало работать при 60% загрузке.

Пространство кухни, где мы также разместили кикер
Пространство кухни, где мы также разместили кикер
Одна из чилл-зон
Одна из чилл-зон

Что насчет ремонта?

За три месяца мы полностью изменили пространство: сделали перепланировку, перегородку, новые санузлы и отдельную кухню. На весь ремонт мы потратили около 12 миллионов. У нас даже возник конфликт с партнером, потому что моя философия — стараться максимально экономить, а у партнера — выбирать только качество, хотя, мне кажется, за деньги его не купишь. Мы подсчитали, что будет выгоднее не купить шаблонную мебель из дешевого ДСП, а обратиться с заказом на мебельное производство. Там нам изготовили деревянные столы с уникальным рисунком, прочность которых мы проверяли на краш-тестах, били и заливали их кофе. В итоге в пространстве появилась качественная мебель, на которой мы еще и сэкономили миллион рублей.

Как потратить 15 миллионов рублей на идею коворкинга и прогореть

Продвижение

Одним сарафанным радио было не обойтись, и мы начали промо-кампанию продукта: использовали таргет, создавали материалы ВКонтакте и других соцсетях, о нас писали региональные медиа. Я даже выступил в эфире радио, чтобы рассказать о пространстве. Особенной конверсии аудитории в наши резиденты не произошло. Для многих в городе формат коворкинга оставался диковинкой, нередко звонили узнать, что это такое. Мы пытались делать мероприятия, но и это не помогало. Единственное, что сработало — работа с очень узкой ЦА: мы отфильтровали нижегородцев в крупных IT-сообществах и запустили по ним таргет. Эта механика работала два-три месяца, но даже выжав из нее все что мы могли, мы не смогли заполнить пространство. При этом эту схему мы рекомендуем. Если у вас есть какие-то собственные лайфхаки, где найти аудиторию, поделитесь ими в комментариях.

Единственное, что сработало — работа с очень узкой ЦА: мы отфильтровали нижегородцев в крупных IT-сообществах и запустили по ним таргет.

Вы пробовали выключить и включить?

Прозвучит иронично, но одним из глобальных фейлов во время ремонта стал интернет. Оказалось, подключить Wi-Fi на такую площадь — задача со звездочкой. И первые, кто с ней не справился — это Дом.ру! Они нарушили условия договора, спустя три недели настройки он попросту не коннектился. Потом еще три недели они его отлаживали, и к этому времени у нас закончились арендные каникулы. Из-за Дом.ру мы потратили впустую 500 тысяч рублей только на одну аренду и задержали пуск проекта.

Проблема была также из-за того, что рядом со зданием стоит телебашня, которая мешает сигналу. Мы долго выбирали подрядчиков, и в итоге решили эту проблему сами, а для дополнительной стабильности также протянули проводной интернет.

<p>Местная «Эйфелева башня», которая глушила нам сигнал. Фото: Нижний800</p>

Местная «Эйфелева башня», которая глушила нам сигнал. Фото: Нижний800

Лучшее — враг хорошего

Мы думали создать крутое пространство, и отталкивались от формата коворкингов компании WeWork: гибкое рабочее пространство, современный и стильный дизайн, новая техника и удобная мебель. На тот момент аналогов таких пространств в Нижнем Новгороде почти не было, в отличие от тесных и неуютных коворкингов. По итогу оказалось, что за наши классные бонусы: безлимитный интернет, душевую, настольный теннис и футбол — доплачивать разницу в тысячу рублей, как у наших конкурентов, люди не будут. Они выбирали вариант с худшими условиями, но дешевле.

Оказалось, что за наши классные бонусы доплачивать разницу в тысячу рублей люди не будут. Они выбирали вариант с худшими условиями, но дешевле.

План минимум

На моменте запуска мы планировали прирост на 10-15 абонементов в месяц и начали продажу, уверенные в своем продукте. На деле к этим показателям мы приблизились только спустя год, и по факту в месяц приходило по 3-4 человека. У нас был план окупиться в течение двух лет, сейчас он сдвинулся минимум на 2 года, и вместо прибыли возникло множество финансовых проблем.

Чек-лист адекватности вашего плана

Задайте себе эти вопросы, чтобы оценить, стоит ли игра свеч.

  • Кому это нужно?

    Тут важен дотошный ресерч, есть ли спрос на этот рабочий формат. Возможно, люди скорее отправятся работать в тайм-кафе или шумную кофейню. В том же Краснодаре, где населения тысяч на сто меньше, чем в Нижнем, культура коворкингов развивается активнее. Возможно, это связано с поддержкой местных органов власти, а сами коворкинги становятся своеобразными IT-кампусами — в Нижнем это пока не котируется.

  • Насколько удачна локация?

    Вроде, для коворкинга это было так: он находится на транспортном узле города, недалеко от центра города, где есть недорогая парковка. Но вспомнив историю с телебашней и косячным интернетом, обнаруживаешь подводные камни.

  • Оправданы ли траты?

    Продуманная планировка, удобная мебель, высокий сервис, доступ 24/7 и бесплатный кофе — все это классно, но, возможно, будет достаточно бесперебойного интернета, если комфорту предпочтут вариант подешевле?

Чему этот опыт нас научил

Пока мы не готовы закрывать коворкинг, хотя о прибыльности говорить невозможно. На нас также сказалась массовая релокация айтишников: переехало 20% наших опен-спейс резидентов, а одна компания освободила офис.

Готовых решений у нас сейчас нет, хотя у Нижнего огромный потенциал, и есть амбиции создать здесь крупный IT-кластер, вроде местного «Сколково». Меняется городская среда, увеличивается туристическая привлекательность, а значит и отношение к комфорту: инфраструктуре, сервису, безопасности — гляди, так однажды и «столицей коворкингов» станем.

Как потратить 15 миллионов рублей на идею коворкинга и прогореть
66
14 комментариев

Год назад я искал себе коворкинг в спб - первый раз в жизни. Было два варианта относительно недалеко от дома. Один какой-то невнятный, территория то ли бывшего завода, то ли ещё частично работающего, за 8,5к в месяц, после звонка пробный день назначили на следующий день. Тогда я не стал терять время и пошел в "практик" - там меня встретило примерно то же, что описал ТС: современный дизайн, круглосуточный доступ по карточке, отдельные комнаты, гардероб, санузел современный, интернет, кухня, кофе, стулья хорошие. Мне так понравилось, что при стоимости в 18к в месяц я даже не пошел смотреть вариант за 8,5. Это было в ноябре, съехал только в марте, когда из-за известных событий мой доход упал почти в два раза, а стоимость коворкинга поднялась до 20к. Пришлось вновь работать из дома под шум семьи.
...просто в тему коворкинга :)

1
Ответить

"Оказалось, что за наши классные бонусы доплачивать разницу в тысячу рублей люди не будут. Они выбирали вариант с худшими условиями, но дешевле." Это очень во многом так. Бонусы - для привлечения и заманивания покупателя. Но если выше цена - на них большинство и не посмотрит. Цена очень во многих аспектах решает всё. Посмотрите на автомобильный рынок, как весьма развитый - там работает точно так же. Причем не важно, в России, Индии, Германии или США. Цена делает всю работу, при прочих равных. Поднимешь и никто даже не посмотрит на твои плюшки и фишки.

Ответить

Тут вопрос все же разницы, за 1т мы существенно больше предлагаем.
Для нас было лучше иметь доп расходы, но чувствовать себя комфортно на работе, поэтому мы не стали заезжать в существующие коворкинги

Ответить

"В том же Краснодаре, где населения тысяч на сто меньше, чем в Нижнем, культура коворкингов развивается активнее." - есть рабочие метрики со стороны спроса, которые могут опровергнуть это утверждение

Ответить

Я опирался на количетсво мест и их заполненность

Ну для понимания сейчас в Нижнем Новгороде осталось 2 больших коворкинга, один из которых фактически нарезанные офисы и это 1,2 Млн человек в городе. При этом состояние по заполнению у нас я описал
В Краснодаре на 700к год назад, когда смотрели было минимум 2 больших с опенспейсами, а сейчас открылись новые. Когда обзванивали один из них был практически полный и ребята масштабировались на новый

Ответить

А, т.е сразу было не понятно что эта идея обречена если вы не собственник

Ответить

Не совсем) с собственником у нас хорошие отношения и он нам переодически помогает. Кроме того на старте было 4 компани, которые заезжали, ну и в целом комфортных офисов в городе не так чтобы много

Ответить