Что происходит с цифрой на стройке: обзор глазами вовлеченного

Имея за плечами 20-летний бэкграунд в крупном промышленном инвестиционном строительстве, мы с командой в компании Прагма (резидент Фонда «Сколково») последние 3 года занимаемся разработкой цифровых решений для стройки (платформа Pragmacore) и стратегическим консалтингом в области инвестиционно-строительной деятельности. Строительный рынок в связи с санкциями и уходом цифровых гигантов переживает непростые времена, но станет ли новый кризис точкой роста? Рассказываю, как сейчас обстоят дела с цифровизацией стройки.

Строительную отрасль сегодня можно считать наиболее отстающей по степени проникновения цифровых решений. При этом не секрет, что от 7% до 30% составляют избыточные расходы/затраты при реализации строительного проекта. И этому есть несколько причин: многие все еще используют устаревшие методы календарно-сетевого планирования и пользуются устаревшими нормативами производительности. Инвестиционно-строительная деятельность управляется недостаточно эффективно, при этом мы заметили закономерность: чем выше маржа от основного бизнеса, тем ниже качество управления инвестиционно-строительной деятельностью. Большинство компаний на рынке характеризует низкий уровень автоматизации, не говоря уже о цифровизации. Конечно, где-то внедряется BIM, но дальше — «Всем рулит Excel!». Венчает все это крайне низкая координация между участниками проекта. 80% времени люди ищут информацию и только 20% остается на принятие решений и, как следствие происходит удлинение сроков, исправление ошибок и доработки, увеличивается бюджет проекта. Все более актуальна становится цифровизация. И хотя некоторые заказчики воспринимают ее скорее как модную тему, чем как средство для решения конкретных проблем, в ней действительно кроется большой потенциал для развития отрасли.

Новые вызовы

В этом году рынок столкнулся с новыми вызовами. Некоторые из них тянутся еще со времен ковидного кризиса, часть же появилась совсем недавно:

Рост цен

Цены на стройматериалы довольно быстро росли еще в прошлом году — по данным Национального объединения строителей (нострой), цены на разные материалы в 2021 году увеличились на 16 – 38%, а по подсчетам Росстата, стоимость строительных материалов за год выросла на 24%. С введением санкций и уходом некоторых компаний эта тенденция усилилась — с начала года цены на стройматериалы выросли в среднем на 9,5%.

Импортозамещение

В условиях ухода с российского рынка некоторых западных компаний появляется потребность в замещении стройматериалов и инженерных систем, которые поставляли эти компании. Здесь есть сложности: нужно перестраивать производство, некоторые российские компании производят системы по западным технологиям, а переориентация на импорт из Китая — процесс долгий и дорогостоящий.

Дефицит рабочей силы

Эта проблема, как и рост цен, была еще в прошлом году. По данным нострой, в строительстве в России занято около 7 млн человек. При этом специалисты постоянно говорят о нехватке в этой отрасли нескольких миллионов рабочих рук, что может только усилиться в случае оттока мигрантов из России из-за ухудшения экономической ситуации. Из-за этого растет оплата труда в отрасли: в прошлом году средняя заработная плата строителя в России выросла на 10,4%. Это делает положение строительных компаний еще более сложным в условиях роста цен и сокращения доступа к капиталу.

Сложный доступ к капиталу

Он сильно усложняется — против многих российских банков введены санкции. Это делает получение инвестиций для строительства сложным и даже практически невозможным. Ситуация осложняется тем, что спрос скорее всего упадет: во время кризиса люди менее охотно покупают недвижимость, а повышение ставки практически отрезает вариант ипотеки.

Что нужно пользователям?

Возникает закономерный вопрос: а что же нужно пользователям цифровых сервисов на стройке? Можно выделить конкретные функции и возможности, которые требуются строителям:

  • Единое информационное пространство для всех участников ИСД.
  • Управление ресурсами строительства в режиме реального времени
  • Сопровождение всех этапов реализации проекта
  • Сохранение версионности данных
  • Цифровой факт выполненных работ
  • Снижение стоимости проектов за счет ритмичности
  • Повышение скорости и эффективности взаимодействия участников проекта
  • Предиктивная аналитика по ходу реализации проекта
Идеальная система планирования, контроля и мониторинга строительства по версии компании Прагма
Идеальная система планирования, контроля и мониторинга строительства по версии компании Прагма

Особняком стоит вопрос готовности игроков: по нашему опыту, у компаний — разный уровень готовности к цифровизации и их можно условно разделить на категории:

У нас все есть! И действительно, есть Primavera, SAP, 1C, только нет «единого источника правды»

У нас ничего нет Как правило, такая позиция присуща средним компаниям, которые думают, что цифра — это удел крупных компаний

BIM наше все Переоценка возможностей BIM на стадии управления проектом Хотим, чтобы сразу все было оцифровано

Цифровой винегрет — микс из множества решений, массив данных, к которым компания просто не готова

Делаем сами Делают и очень часто заходят в тупик, потому что не хватает экспертизы, в последствии решения будут насажденными, а не эффективными

Слышали о хайпе Компании, внедряющие цифровые инструменты ради хайпа, без глубокого понимания

Истинно понимающие ценность цифровых инструментов К сожалению, таких меньшинство — их процент не выше 10.

Есть и некоторая путаница в понятиях цифровизации и автоматизации. Автоматизация — это прежде всего замена ручного труда на труд с использованием электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Цифровизация — это использование цифровых компьютерных технологий для перестройки бизнеса таким образом, что в нем все решения
принимаются на основе данных. Цифровизировать один какой-то участок
нельзя. Цифровизация пронизывает всю компанию или весь проект, если мы говорим о строительстве, тем самым достигая синергии
каждого из участков на единой цифровой платформе.

Что дает цифровизация?

Внедрение цифровых сервисов позволяет решить три задачи: сделать строительство более дешевым, более качественным и быстрым. Наряду с этим глобальными задачами, у цифры на стройке есть несколько других функций:

Достоверность

Максимально достоверная информация о выполненных работах. Чем больше независимых от человека данных, тем достовернее информация.

Контроль

План-факторный анализ дает четкую картину состояния проекта, позволяет вовремя контролировать сроки и затраты, а также выявить несоответствие показателей, потенциальные риски и возможности.

Уберизация

Речь идет о создании своего рода маркетплейсов, которые напрямую связывали бы рабочих с заказчиками, поставщиков оборудования и материалов с генподрядчиком, как и сервисы, предоставляющие спецтехнику. Но не как игра, а как часть процесса планирования работ, комплектации и последующего мониторинга исполнения.

Предиктивная аналитика

Использование в этой сфере big data и искусственного интеллекта увеличивает количество влияющих факторов и расширяет возможности анализа и прогнозирования в строительстве. Использование таких сервисов дает более конкретный и «холодный» взгляд на ситуацию, чем оценка человеком.

Какие решения есть на рынке

У строительного рынка определенно есть потребность к цифровизации: сегодня существует порядка 750 инициатив и решений в сфере цифровизации стройки. Однако не все они одинаково полезны, и у каждого есть своя специфика:

Системы от крупных корпораций. Это, например, Primavera, SAP, 1C. В этом случае не всегда понятно, кто на кого работает: крупные компании на клиента или наоборот. Для их использования часто приходится ломать систему, переобучать людей — и не всегда в итоге удается хорошо выстроить работу.

Инструменты для строителей от IT-компаний. Такие компании пытаются разработать что-то для строительной сферы, так как спрос на это есть, но выходит обычно плохо из-за недостаточной экспертизы.

Узкоспециализированные сервисы — например, беспилотники, сканирование, СКУД. Это хорошие решения, но они приносят пользу только на каком-то ограниченном этапе строительства.

Небольшие доработки для решения конкретных задач внутри самих заказчиков. Такие системы бывают полезными, но тоже помогают решить лишь узкий круг задач. Кроме того, из-за недостатка экспертизы в IT такие решения часто оказываются «костылями».

5 – 10 проектов с действительно глубоким пониманием потребности строителей и разными вариантами реализации.

Кирилл Поляков
Кирилл Поляков

Прогноз: что ждет цифровизацию стройки в России?

Цифровизация стройки могла бы стать главной возможностью для прорыва в строительной отрасли и она будет продолжать набирать обороты. Вероятно, на рынке возникнут объединения: сейчас есть много разрозненных решений, постепенно будут отсеиваться менее успешные игроки, а более сильные будут договариваться о коллаборациях. Участникам рынка еще предстоит слаженная работа, чтобы цифровизация стала не хайпом, а работающим инструментом и средством для достижения цели.

33
10 комментариев

Интересно, есть ли у цифровых инструментов решение проблемы дефицита кадров. Строить скоро будет некому

Абсолютно разделяю Ваше мнение и это действительно проблема строительной отрасли. В нашей платформе Pragmacore один из модулей (Workforce) как раз посвящен рабочим как ресурсу строительства. Сейчас модно называть продукты с разными функционалами - экосистемами. Так вот, мы делаем Экосистему рабочего. Многим кажется, что рабочий на стройке это бракодел с двумя правыми руками, но на самом деле это Главный человек на любом проекте. И мы хотим сделать для рабочего комфортную среду. В нашем модуле есть возможность найти потребность, устроиться на работу, легко проходить мобилизацию и демобилизацию на объект строительства, получать обратную связь от заказчика и оценивать заказчика, будет возможность повысить квалификацию, пройти аттестацию. Будет и много сопутствующих возможностей, таких как: страхование, заказ спецодежды, билеты до объекта, банковские инструменты и тд.

Очень интересно! Подскажите, а какие функции предусмотрены для работодателей? У него будут какие-то критерии отбора рабочих, например, по регионам и специальностям?

Каким образом реализована цифровизация в МТО? Показатели, аналитика?

В платформе Pragmacore реализована цифровизация функции комплектации, позволяющая минимизировать риски по обеспечению МТР. За счет ведения корректного учета обеспечивается исключение дефицита поставки, образования неликвида и «заморозки» оборотного капитала. Контрольные точки позволяют определить статус проработки, контрактации, отгрузки, поступления и выдачи МТР. Основные показатели отчетности: текущая обеспеченность и прогноз будущих поставок, в т.ч. предиктивная аналитика обеспеченности на выбранную дату будущих периодов.

Продукт заинтересовал. Есть возможность получить доступ к демо-версии?

Роман, конечно, можете оформить доступ к демо-версии на нашем сайте.