Как я в свои 45 лет пошел на онлайн курсы, потратил 56 000 рублей, но так и не попал в IT

Исследователь готовится брифовать заказчика :-) 
Исследователь готовится брифовать заказчика :-) 

Последнее время буквально из каждого утюга транслируется реклама обучений в сфере IT. Поэтому я решил поведать свою историю прохождения курсов в онлайн университете и к чему это все в итоге привело. На 45 - году жизни я поверил рекламе и решил попробовать кардинально поменять свою жизнь. Сразу оговорюсь, что речь пойдет не о программистах, в IT компаниях есть много и других профессий в которых компании также нуждаются, по крайне мере я так думал на середину 2021 года.

Предыстория.

С 2019 по настоящее время работаю в роли интернет – маркетолога.

Один из удачных кейсов в это роли, менее чем за пол года, более чем на 200% увеличил лидогенерацию разработчика ПО для салонов красоты «Арника» (arnica.pro).

Для этого я опросил отдел продаж и отдел тех поддержки, на основании их ответом я сформировал 3 типовых портрета потребителя (персонажа), список триггеров для каждого из них. Совместно со специалистами по рекламе (контекстная реклама, таргет) для каждого персонажа создали отдельные рекламные кампании со своим офферам и посадочные страницы с «описанием продукта». Что быстро привело к ошеломляющим результатам.

После этого случая на одной из конференций я случайно попал на презентацию менеджера по продукту из «Skyeng». На этой презентации я узнал о «Дизайне мышления».

Именно тогда я понял, что, по сути, я занимался этим всегда, просто не знал об этом и действовал интуитивно.

Дело в том, что я всегда внутренне встаю на сторону заказчика и это обеспечивало мне успешное достижение бизнес – целей.

А именно.

Так с 2004 по 2016 я работал на должностях связанных с развитием дилерское сети. Вместо того чтобы «продавливать» партнеров, вести жесткие переговоры, я всегда выстраивал взаимовыгодные отношения по принципу «win – win».

Я пытался выяснить, что интересует представителей партнера на всем пути следования товара внутри дилера и просто пытался им это дать.

Кладовщику я давал уверенность, что его не штрафуют за тот товар, что он закупит, если тот «залежится», т к он покупал только те модели которые гарантированно уйдут со склада. Для этого я регулярно предоставлял кладовщику статистику по лидерам продаж по всей РФ и он закупал только эти модели.

Руководителю отдела продаж я давал уверенность, что он выполнит план продаж потому, что я лоббировал различные совместные рекламные кампании с их компанией, что привлекало больше покупателей в магазин в принципе и гарантировало продажи.

Продавцов я учил, предоставляя информацию о продукте и особенностях технологии у всех брендов, включая конкурентов. Тем самым повышал их квалификацию и они становились увереннее, что смогут продать любой товар и в благодарность за это часто продавали именно тот товар за который я отвечал.

Маркетологу я давал уверенность, что совместная кампания пройдет гладко и результативно, предоставляя готовые шаблоны отчетных документов, чтобы ему не нужно было тратить время на согласование отчетности.

Директору я давал уверенность, что обороты и прибыль его компании будут расти, так как я предоставлял комплекс сервиса на всех этапах следования товара по его компании. А за выполнение плана закупок компания – дилер получит бэк рибейты и прибыльность компании будет выше с товаром который я продвигал, а от конкурирующих товаров – меньше. Благодаря такому подходу директор магазина охотно шел на постепенное увеличение объемов по моей продукции. А владелец кампании всегда был рад мои визитам и был лоялен к моему бренду.

Благодаря такому клиентоцентричному подходу мне действительно удавалось построить прочные, долговременные отношения, постоянно наращивать количество партнеров и выполнять планы по продажам.

Например, из падения курса рубля в 2015 году относительно 2014 цены на телекоммуникационную продукцию, за которую я тогда отвечал, выросли в 2! раза. Несмотря на это я долбился роста продаж на 53% (год к году), при среднем падении продаж по компании.

Именно благодаря такому подходу с 2016 по 2019 я запустил три СтартАпа и один из них вырос в успешный коммерческий проект.

Для этого я интуитивно проводил исследования, читал и изучал различные статьи и тут же применял их, проводил интервью, вел наблюдения за пользователями, учился тестировать гипотезы с помощью контекстной и таргетированной рекламы в интернете и создавать посадочные страницы.

Вернемся в 2019 год, я начал искать информацию о книгах которые мог бы изучить, чтобы лучше погрузиться в тему. Так я познакомился с методологиями CJM, JBTD, blueprint service, CustDev и т д.

После того как я смог повысить конверсию в 2 раза в лидогенерации, запустить СтартАп и развивал дилерскую сеть я просто не мог по другому работать, не используя «Сustdev».

Я захотел освоить эту профессию и заниматься только этим. Но как оказалось на нормальном уровне этой профессии просто нигде не учат, я обращался в «Wonderfull» (Лаборатория дизайн-мышления и клиентского опыта), «Usabilitylab», «Бюро сервисного дизайна», «Русская школа сервисного дизайна».

Везде меня ждал отказ или обучение связанное с дизайном интерфейса, как в случае с «Русской школа сервисного дизайна», но я же не дизайнер…

Пришлось существовать как есть… пытаться использовать накопленный опыт в текущей своей профессиональной деятельности (интернет – маркетинг) и продолжать читать статьи… отчего у меня в голове образовался полный «винегрет». Я прочитал о множестве различных методах проведения исследовании, но совершенно не понимал какой именно дизайн исследования выбирать в каком случае, а главное у меня не было возможности практиковаться, в итоге все быстро забылось и в душе моей царил мрак и сумбур…

Пока в 2021 году совершенно случайно я не наткнулся на курс в онлайн университете (не буду указывать его название) – «Исследователь в ИТ». Меня покорила программа обучения с совокупностью с тем, что я мог себе позволить потратить на свое образование такую сумму, в отличии от курсов которые я нашел у ВШЭ.

Я с удовольствием и надеждой записался на курс. Как же я ждал начала обучения…

Мне так понравилось учиться, хотя иногда было не легко. Мне очень структурировано и подробно объяснили, какие исследования применять в каких случаях, какие у них есть недостатки и т д В общем могу сказать, что у меня в голове начал складываться порядок и умиротворение, стала зарождаться надежда, что это действительно та профессия с которой я могу связать свою жизнь на долгие годы и кайфовать от ее выполнения буквально каждый день…

Я не терял времени даром и кроме того, что я учился на курсах и работал на основной работе, я параллельно искал работу ну или хотя бы какую-то исследовательскую практику.

Так я параллельно прошел 2-х недельную стажировку в Usabilitylab, 2-х месячную стажировку в акселераторе СКБ-Контура.

В середине 2-й четверти обучения на онлайн - курсах, нам не сообщили, что курс замораживается на неопределенный срок и продолжить обучение мы не сможем.

Сказать, что я был в шоке от таких новостей – это ни сказать ни чего…

Очень хотелось закончить обучение и получить возможность реализоваться…справедливости ради надо сказать, что мне вернули все деньги, которые я заплатил за курс, в полном объеме.

В мае методист курса написала в чатик, что организуется курс “Продуктовые исследования” в Летней школе (далее ЛШ) в Москве. Академическим директором снова выступил тот же авто, что и на курсах, которые я проходил, а так же исследователи из Циан.

Радости моей небыло предела, опять учиться профессии моей мечты, очно, погрузиться в атмосферу, конечно я загорелся. Но нужно было пройти отбор, для этого было необходимо было сделать тестовое задание и написать мотивационное письмо.

Позже я узнал, что конкурс на курс “Продуктовые исследования” составил 6 человек на место.

Я успешно прошел испытание и летом поехал в Летнюю школу, для меня было несколько непривычно тратить свой единственный отпуск в году на учебу, но сказать, что в ЛШ было круто - это ничего не сказать.

С утра нам рассказывали теорию, а второй половине дня мы работали над своим исследовательским проектом. Первую половину ЛШ проходила в офисе Циан, я погрузился в атмосферу компании с высокой исследовательской культурой и это был просто …… нереально.

В компании настолько нежно и бережно относятся к личным границам сотрудников в целом, ценят исследовательский труд… что в это просто казалось фантазией…

Вечером я шел с группой учеников к метро и спросил ребят, встречали ли они раньше аналогичную атмосферу, что царила на ЛШ и все сошлись во мнении, что мы попали в какую-то сказку… насколько не верилось в реальность происходящего.

Вторая половина ЛШ проходила в лагере на Волге и … там была атмосфера еще круче… на территории лагеря одновременно работало более 25 различных мастерских и как сказала одна из учениц, в лагере она увидела идеальное общество… настолько участники ЛШ соблюдали границы личного пространства и уважительно относились к свободе самовыражения и самореализацию, что на самом деле это походило на что-то идеальное.

В лагере продолжали начитывать теорию и делиться опытом действующие исследователи, а во второй половине дня, а иногда и по ночам мы продолжали работу над своим проектом, я с напарницей провел полноформатное качественное исследование, которое мы в итоге с успехом защитили перед преподавателями курса. Большие им спасибо, за то, что они занимались с нами все это время.

По возвращении с ЛШ я начал искать практику или работу на позиции Джуна и … как выяснилось Джуны никому не нужны, всем подавай Мидлов или Мидлов + … а практики в многих компаниях в 2022 году попросту отменили.

И тут я подхожу к главному… как мне кажется, все дело в возрасте, мне на тот момент уже исполнилось 46 лет.

Чаще всего я получил отказы под предлогом, что у меня “опыт в сфере маркетинга” или что нашли более “релевантного претендента”, но после того вакансии часто оставались висеть на известном сайте…

А после того как я начал скрывать возраст в CV и проходил успешно тестовые испытания, некоторые работодатели мне начали говорить о отказе из-за возраста в открытую…

Что в итоге…да ничего, я не унываю и продолжаю попытки найти работу в качестве исследователя, а 3 недели назад я с командой (те самые ученики ЛШ) занял 3-е место на Хакатоне “Портала поставщиков”, мы разработали и защитили UX концепцию дизайна “Центра поддержки” пользователей “Портала поставщиков”. Учитывая, что 1 и 2 второе место получили профессиональные дизайнерские компании, а со мной были девочки с факультета статистики (4-й курс), я считаю результат более чем достойный.

Так, что “вода камень точит”.

С надеждой, Игорь С.

88 показов
687687 открытий
7 комментариев

Запишите как-то документально отказ компании из-за возраста и ее ждут большие проблемы :)

Ответить

И что мне это даст? Мне кажется кроме репутации скандалиста - ничего...

Ответить

Исследователь в ИТО чём это? %)

Ответить

UX-исследователь — это специалист, который изучает потребности целевой аудитории: ее «боли», задачи, проблемы, мотивацию и предпочтения. Используя количественные и качественные исследования, UX-специалист собирает инсайты и формирует контекст, в котором предстоит работать дизайнерам и разработчикам. Это — посредник между продуктовой командой и конечными потребителями.

Ответить

Классная статья, прочитал с интересом. Спасибо!

Ответить

Спасибо за обратную связь, мне очень приятно.

Ответить