5 советов самому себе 10 лет назад, когда я только создал digital-агентство
Представим, что у вас есть машина времени. Но такая, немного поломанная. На ней можно отправиться только в прошлое на 5 минут и встретиться с собой. Какие советы вы бы дали самому себе, например 10 лет назад?
В декабре 2012го прошел ровно год, как я организовал компанию по разработке и продвижению Интернет-проектов. Проще говоря, digital-агентство. Тогда я ничего не знал про P&L и стратегию, а термины CAC и OMTM звучали как набор случайных букв. Но я был готов много работать с горящими глазами, чем вообщем-то и спешил заниматься 24/7.
Учитывая тот факт, что тот самый я мало что поймет, советы максимально упрощены. Т.к. проще всего научиться на ошибках, которые проживаешь сам здесь и сейчас. А слушать советы о том, в чем плохо разбираешься - задачка со звездочкой. Да и в целом навыку слышать мне только предстояло научиться.
Итак, привет я в прошлом, это я из будущего! Послушай, пожалуйста, внимательно. Возможно эта информация сможет сэкономить тебе годы жизни.
В самозанятости нет ничего плохого. Это достойное занятие, особенно, если тебе приносит удовольствие. Но не питай иллюзий по-поводу масштабируемости системы, где узким местом являешься ты сам. Поэтому изначально отстраивай процессы, если хочешь растить бизнес, в котором через какое-то время передашь операционное управление.
Планируй финансовые результаты, декомпозируй выручку в сделки, сделки в лиды, а лиды в действия. Без объемного плана на год все что ты будешь делать больше похоже на фантазии, которые могут по счастливой случайности материализоваться. Но скорее всего нет. Точно нет несколько лет подряд, так как у тебя сложный продукт и конкурентный рынок.
Здесь хочется сделать небольшое лирическое отступление. Когда я только начинал "планировать", план строился примерно так - через 2-3 месяца мы каким-то образом начнем увеличивать выручку и будем постоянно это делать дальше. Конечно же этого не происходило, т.к. "план" строился только на моих галлюцинациях, а иногда коллективных. Поэтому после 3-4 неудачных итераций я на какое-то время оставил попытку создать рабочий P&L. Оставил до тех пор, пока не узнал, что план - это не просто фантазии пусть даже и о цифрах, а последовательность действий по его реализации, а лучше в нескольких вариантах.
Делегировать - это передать знание/навыки, а также критерии желаемого результата. Нужно думать о том, как именно это будут делать сотрудники, в чем им нужна будет помощь, как долго понадобится наставник и т.д.
Это точно не про то, когда ты пытаешься любым способом снять с себя ответственность за компетенции, которые тебе не интересны. И если в результате делегированной задачи или функции ты не получаешь желаемый результат - вернись на шаг назад и переделай.
Твой продукт или услугу заказывают для того, чтобы что-то изменить, решить какую-либо задачу, упростить или автоматизировать процесс, улучшить лидогенерацию. Интересуйся конечными целями заказчиков, это поможет в разы увеличивать средний чек.
И еще одно лирическое отступление. Масштабировать конкретный продукт гораздо легче, чем услугу "делаем все для всех". Просто потому, что основной драйвер для роста в B2B - это прямые продажи. И чем быстрее новый специалист по продажам проходит онбординг, чем меньше он проводит времени на переговорах и работе с возражениями, тем лучше будет финансовый результат. Это возможно при предварительной правильной упаковке услуги в продукт, выделению УТП и проработке индивидуальных воронок.
И иногда даже более важно, чем сам продукт/услуга. Потому, что как бы ты классно не делал свое дело, когда ломаются коммуникации с клиентом - жди проблем.
Такая вот воскресная ретроспектива. Спасибо, что дочитали. Буду рад вашим комментариям, советам самому себе в прошлое, а может быть и в будущее!
Подписывайтесь на мой ТГ-канал @pixelcorn - я пишу про бытие предпринимателя для таких же предпринимателей, а также про разработку цифровых продуктов и психологию. Куда без нее :-)
С 10 годами все просто. Купи биткоин. На все.
простых путей я не искал 🤪
Я тоже. К сожалению. А мой знакомы купил 5биткоинов на 5 долларов. А потом на них квартиру в испании. Эх, знать бы.
слышали слышали, еще про пиццу расскажите))
Про пиццу это было не с моим знакомым. Поэтому эта история не задевает.
ничего не изменилась, совет все тот же - покупайте биткойн
и на такой дистанции скорее всего больше будет чем траты времени и денег на бизнесы
Вау, ваш знакомый купил биткоин в 2011 и хранил их 10 лет, не поддавшись соблазну продать их раньше? Невероятная история.
Комментарий недоступен
Нет история интересна как раз тем фактом, что покупка была разовая.
Самая большая проблема была в их продаже. Было страшновато.
Кто не рискует, тот не пьёт. Может в то время никто не ожидал такого скачка от биткоина, но уверен, он не один единственный боялся его продавать)
Ошибся с 10 годами. В 2020 продал.
10 лет назад? Дал бы в рот тому "себе". Дело как раз на 5 минут ))
Вам не смешно такие вопросы задавать?
В сериале "Жена путешественника во времени" он там примерно такое провернул)))
Там он хоть с тёткой такое провернул, а не с самим собой
нет, с собой
Все так, местами смешно, конечно.
Но это не сильно мешает рефлексии.
И получил воспоминания о сексуальном насилии и травме на жизнь, норм у тебя идея ;)
Бля.. xD..
Вам бы режиссером. Многочисленные блокбастеры с заезженным сценарием про машину времени явно стали бы интереснее.
З.Ы. автор просто взял шаблон примеров из книжки "говнопиар для школьников". Там первым идёт "интервью с самим собой", а вторым как раз "машина времени". Ума и фантазии на что-то другое у руководителя "digital-агентства" не нашлось..
Пропагандируете? ))))
Кстати, идея не нова! Был такой фильм 2014 года "Патруль времени" - там как раз девка дала самой себе из будущего, сменившей пол и залетела собой от себя же.
Комментарий недоступен
Думаю все же не биткоин, сколько вцелом крипто-индустрия, web3.0 и вот это вот все. А так да, вполне себе путь, путь криптоторговли ;-)
нет никакого web3.0 есть web3 для криптоцыган и web 3.0 для остального мира. и это разные вещи.
Прекрасные советы! До многих дошло естественным образом тоже) Было очень полезно прочитать!
Спасибо, любой информации свое время.
Когда готовил пост думал - а если бы действительно 10 лет назад была бы возможность это прочитать или услышать. Побежал бы я что-то менять? Наверное нет, ну если биткоин только купил бы на всякий случай 😂
Полезно изучать не только бизнес своих клиентов, но и анализировать успехи конкурентов.
Владимир, спасибо за уточнение. Все так!
Григорий, а если выделить только один совет? Что бы выбрал?
Самый первый. Если выбирать модель "я + много помощников", то все остальные советы не так важны, т.к. у этой модели сильные ограничения для роста, хотя в начале расти можно более бодро.
Спасибо, хороший материал. Особенно про "правильное делегирование" - до этого, действительно, нужно "дойти". Не скидывать ответственность, а получить нужный результат "другими руками".
Спасибо за теплый комментарий.
Это мотивирует, чтобы делиться пользой в следующих статьях!
Конкретный продукт это очень опасно.
Два примера.
1. Агентство собаку съело на продвижении автосалонов. Потери после 24 февраля были такие, что решили тупо закрыться.
2. Пришел к нам клиент. Надо ВК продвигать. Спросили про предыдущего подрядчика. Были ребята, очень мощно вели инсту, много хороших лидов. После блокировки переползли в ВК, но там не смогли совсем.
А вообще диджитал-агентство это не бизнес для больших денег. Если только это не мега-бутик, либо галера на 100-200 человек.
Но это хорошая школа. Я разбираюсь в каком-то неадекватном количестве разных бизнесов. Хотя и не мега-глубоко. Надеюсь, что когда-нибудь пригодится.
Согласен, поэтому важно уметь быстро сделать пивот, а также по мере распространения на рынке смотреть в сторону альтернативных продуктов.
Я разбираюсь в каком-то неадекватном количестве разных бизнесов. Хотя и не мега-глубоко. Надеюсь, что когда-нибудь пригодится.Конечно пригодится. Как один из вариантов - можно под эти профили клиентов сделать продукт, который будет восстребован сразу во многих сегментах smb.
красиво написал, спасибо
Рад, что понравилось. Делал от души :-)
5 попаданий прямо в точку
Спасибо, рад, что зашло, т.к. советы обычно штука неблагодарная, пусть даже и самому себе 🤪
Комментарий недоступен
Спасибо! Возможность быстрой проверки гипотез - один из ключевых моментов для роста.
Перечитала 2 раза)) осталось интегрировать в жизнь) спасибо!
2 раза меня еще никто не перечитывал 😂
Много полезных советов, важно уметь делегировать обязанности, с другой стороны жаль, когда научил всему процессу, а сотрудник уходит и приходится заново обучать.
Все так, есть такие позиции, на которых сотрудники часто уходят. Как вариант - отстраивать онбординг, делать вход более быстрым, а найм недорогим.
расскажу себе, что началась СВО, вот я 10 лет назад афигею от этой новости
+++
🔥