5 советов самому себе 10 лет назад, когда я только создал digital-агентство

Представим, что у вас есть машина времени. Но такая, немного поломанная. На ней можно отправиться только в прошлое на 5 минут и встретиться с собой. Какие советы вы бы дали самому себе, например 10 лет назад?

В декабре 2012го прошел ровно год, как я организовал компанию по разработке и продвижению Интернет-проектов. Проще говоря, digital-агентство. Тогда я ничего не знал про P&L и стратегию, а термины CAC и OMTM звучали как набор случайных букв. Но я был готов много работать с горящими глазами, чем вообщем-то и спешил заниматься 24/7.

Учитывая тот факт, что тот самый я мало что поймет, советы максимально упрощены. Т.к. проще всего научиться на ошибках, которые проживаешь сам здесь и сейчас. А слушать советы о том, в чем плохо разбираешься - задачка со звездочкой. Да и в целом навыку слышать мне только предстояло научиться.

Примерно так я бы слушал свои советы. Как впрочем и воспринимал окружающую меня полезную информацию.
Примерно так я бы слушал свои советы. Как впрочем и воспринимал окружающую меня полезную информацию.

Итак, привет я в прошлом, это я из будущего! Послушай, пожалуйста, внимательно. Возможно эта информация сможет сэкономить тебе годы жизни.

1. Разделяй самозанятость и бизнес

В самозанятости нет ничего плохого. Это достойное занятие, особенно, если тебе приносит удовольствие. Но не питай иллюзий по-поводу масштабируемости системы, где узким местом являешься ты сам. Поэтому изначально отстраивай процессы, если хочешь растить бизнес, в котором через какое-то время передашь операционное управление.

2. Сделай P&L, а потом переделывай.

Планируй финансовые результаты, декомпозируй выручку в сделки, сделки в лиды, а лиды в действия. Без объемного плана на год все что ты будешь делать больше похоже на фантазии, которые могут по счастливой случайности материализоваться. Но скорее всего нет. Точно нет несколько лет подряд, так как у тебя сложный продукт и конкурентный рынок.

Здесь хочется сделать небольшое лирическое отступление. Когда я только начинал "планировать", план строился примерно так - через 2-3 месяца мы каким-то образом начнем увеличивать выручку и будем постоянно это делать дальше. Конечно же этого не происходило, т.к. "план" строился только на моих галлюцинациях, а иногда коллективных. Поэтому после 3-4 неудачных итераций я на какое-то время оставил попытку создать рабочий P&L. Оставил до тех пор, пока не узнал, что план - это не просто фантазии пусть даже и о цифрах, а последовательность действий по его реализации, а лучше в нескольких вариантах.

3. Учись делегировать, делегируй и переделывай.

Делегировать - это передать знание/навыки, а также критерии желаемого результата. Нужно думать о том, как именно это будут делать сотрудники, в чем им нужна будет помощь, как долго понадобится наставник и т.д.

Это точно не про то, когда ты пытаешься любым способом снять с себя ответственность за компетенции, которые тебе не интересны. И если в результате делегированной задачи или функции ты не получаешь желаемый результат - вернись на шаг назад и переделай.

4. Изучай бизнес своих клиентов

Твой продукт или услугу заказывают для того, чтобы что-то изменить, решить какую-либо задачу, упростить или автоматизировать процесс, улучшить лидогенерацию. Интересуйся конечными целями заказчиков, это поможет в разы увеличивать средний чек.

И еще одно лирическое отступление. Масштабировать конкретный продукт гораздо легче, чем услугу "делаем все для всех". Просто потому, что основной драйвер для роста в B2B - это прямые продажи. И чем быстрее новый специалист по продажам проходит онбординг, чем меньше он проводит времени на переговорах и работе с возражениями, тем лучше будет финансовый результат. Это возможно при предварительной правильной упаковке услуги в продукт, выделению УТП и проработке индивидуальных воронок.

5. Клиентский сервис и информационная среда - это важно

И иногда даже более важно, чем сам продукт/услуга. Потому, что как бы ты классно не делал свое дело, когда ломаются коммуникации с клиентом - жди проблем.

Такая вот воскресная ретроспектива. Спасибо, что дочитали. Буду рад вашим комментариям, советам самому себе в прошлое, а может быть и в будущее!

Подписывайтесь на мой ТГ-канал @pixelcorn - я пишу про бытие предпринимателя для таких же предпринимателей, а также про разработку цифровых продуктов и психологию. Куда без нее :-)

5656
46 комментариев

С 10 годами все просто. Купи биткоин. На все.

17
Ответить

простых путей я не искал 🤪

3
Ответить

10 лет назад? Дал бы в рот тому "себе". Дело как раз на 5 минут ))
Вам не смешно такие вопросы задавать?

9
Ответить

В сериале "Жена путешественника во времени" он там примерно такое провернул)))

5
Ответить

Все так, местами смешно, конечно.
Но это не сильно мешает рефлексии.

2
Ответить

И получил воспоминания о сексуальном насилии и травме на жизнь, норм у тебя идея ;)

2
Ответить

Бля.. xD..
Вам бы режиссером. Многочисленные блокбастеры с заезженным сценарием про машину времени явно стали бы интереснее.

З.Ы. автор просто взял шаблон примеров из книжки "говнопиар для школьников". Там первым идёт "интервью с самим собой", а вторым как раз "машина времени". Ума и фантазии на что-то другое у руководителя "digital-агентства" не нашлось..

1
Ответить