Взрывная FoodTech-инновация в Кыргызстане: автоматизация доставки в сельском магазине
Этой осенью я и другие партнеры KTS оказались в кыргызском пансионате с ближайшим продуктовым магазином в двух километрах. Нам быстро надоело тратить час на дорогу за чипсами: в статье рассказываю, как всего за пару дней мы создали местный сервис доставки.
Почему Кыргызстан
В конце сентября мы решили изменить наше местоположение. Предпочтений по релокаций не было, зато был один сдерживающий фактор. У одного из сооснователей KTS загранпаспорт лежал в посольстве на получении Шенгенской визы. Поэтому выбирали из трёх стран: Казахстана, Армении и Кыргызстана. Армению мы быстро отмели, так как билеты туда стоили как крыло самолёта. В итоге прилетели на юг Кыргызстана, в город Ош.
Скоро мы осознали, что ситуация не становится понятнее, поэтому решили подождать загранпаспорт в Кыргызстане.
Найти подходящую квартиру в столице Бишкеке для пятерых парней в тот период было практически невозможно. Мы нашли один вариант на AirBnB, но он отменился. Спасением стала информация про коворкинг-резорт на озере Иссык-Куль в одном из мануалов для удалёнщиков.
Да кто такой этот ваш Иссык-Куль
Иссык-Куль — озеро, которое со всех сторон обрамлено горами. Это живописное место с горными лесами и ущельями.
Мы жили там на берегу Иссык-Куля в пансионате «Акжол». В нём было почти всё, что нужно для комфортной жизни: трёхразовое питание, коворкинг, хорошо отремонтированные номера. Мы взяли три номера на шесть человек: по деньгам вышло всего 35 000₽ в месяц с проживающего. И это при 3-разовом питании!
Сытный рацион нас быстро разбаловал, и мы захотели вредностей: чипсов, пива и шоколадок. Проблема в том, что в пансионате выбор этих продуктов был совсем невелик, а ближайший магазин находился в 2 километрах. Туда хорошо пройтись поутру и растрясти жирок, но если вечером захочется сладенького, придётся идти 4 километра по неосвещённой просёлочной дороге. Мы оценили это удовольствие на три с минусом.
Цифровые волки воют в чате
В нашем пансионате собралась компания разных IT-специалистов и предпринимателей. Конечно же, мы сразу создали чат в телеге, где обсуждали все бытовые вопросы. Там мы и узнали изначально, где искать магазин. Вскоре ребята-предприниматели сообразили, как оптимизировать покупку продуктов, и организовали их доставку из ближайшего магазина за 200 рублей.
Они просто отправили в чат фотографию бумажки с телефоном и именем владельца магазина — Току. Механика была простая: нужно было позвонить Току и сделать заказ.
Это не «тот самый» магазин Току, но он так же называется и выглядит почти как брат-близнец.
Закажи то, не знаю что
Заказывать стало легче, но всё равно была большая проблема: мы не знали ассортимент магазина. Конечно, там были и международные бренды, но также и много местных. Когда Току спрашивал «Так, будете сухарики. А какие именно сухарики?» мы впадали в ступор. Привычных позиций было мало, а на заморские продукты хотелось бы сперва взглянуть. Логичным выходом стало создание онлайн-магазина.
В этом нам помог наш конструктор магазинов и кафе в Телеграм, Shopback — оставалось лишь собрать на нём бота. Главной задачей было уговорить Току сделать онлайн-магазин. Мы волновались, что он не согласится и придётся долго объяснять, как это может помочь его бизнесу. Уже почти пошли договариваться лично, но решили испытать судьбу и просто ему позвонили. Слова вроде «IT-продукт» и «SaaS-решение» могли повредить коммуникации. Мы не придумали ничего лучше, чем как сказать: «Току, в Телеграм теперь можно делать магазины. Давай и у тебя сделаем?»
Он сразу же согласился и сам предложил сфотографировать товары. Правда, вместо фото он прислал видео того, как ходит по магазину и показывает продукты. Однако этого было достаточно, чтобы определить ассортимент и загрузить нужные картинки в каталог. Мы собрали за пару часов наш магазин в Телеграме и сделали первый заказ.
Единственным «пиаром» было сообщение в чате постояльцев пансионата.
Как выглядел онлайн-магазин
И онлайн-, и офлайн-магазин называется «Бай азык», что в переводе означает «Много еды»: ссылка на него. В каталоге мы определили четыре жизненно важные категории: сухарики, чипсы, пиво и шоколад:
В каждой из них пользователь мог выбрать нужную позицию.
Если какой-то товар заканчивался в магазине, Току перезванивал и уточнял, на что можно поменять позицию в заказе. Мы сделали совместный чат с владельцем магазина, где вели поддержку. Нас поразила ответственность Току: все заказы он подтверждал в течение пяти-семи минут сообщениями «Принял».
Также мы добавили возможность оставить комментарий к заказу, чтобы пользователи могли заказать товары, которые есть в наличии у Току, но ещё не добавлены в онлайн-магазин.
Зачем нам это было нужно
Первая и, безусловно, основная причина — нежелание ходить 2 км или мучиться от покупки «кота (пива) в мешке».
Вторая причина немного духовнее. По неведомой причине сотрудники коворкинг-резорта обращались к нам в чате не иначе как «инноваторы». Например:
Мы чувствовали себя немного неуютно из-за этого. В чате ребята задавались вопросом, инноваторы ли они вообще, если их работа — «красить кнопки» в интерфейсе. Мы хотели доказать и себе, и людям, которые нас так назвали, что мы можем хотя бы претендовать на звание «инноваторов».
И как же нам было приятно, когда через день после запуска магазина нам написала одна из основателей сети коворкингов, к которой относится и наш пансионат.
Она подарила нам их мерч: лонгсливы.
Финал
Пансионат, где мы остановились, не работает зимой. Он просуществовал до 1-го ноября, а потом закрылся. Некоторые постояльцы переехали в другой пансионат с коворкингом сети ololo — он был уже слишком далеко от магазина Току. Поскольку до создания магазина мы добрались только через три недели пребывания на Иссык-Куле, то и запустили его незадолго до закрытия коврокинг-резорта. В итоге наш бот проработал всего две недели. За это время через него прошло 11 заказов.
Магазинчик Току продолжает работать в прежнем режиме. Мы же предоставим первому пользователю сервиса из Кыргызстана бесплатный доступ к нашему конструктору онлайн-магазинов, если он вновь захочет открыть его следующим летом.
***
Если и вы хотите удобный онлайн-магазин в Телеграм, который не обрезает конверсию при переходе с Телеграм-канала, можете оставить заявку на сайте.
А своими мыслями о рынке и развитии IT делимся в Телеграм-канале Программисты делают бизнес: приходите, у нас интересно!
Комментарий недоступен
Зашёл в профиль, чтобы убедиться, что бот...
Оказалось, что лучше бы это был бот.
Я не автор, но отвечу - чтобы заниматься инновациями, а не участвовать в преступной агрессивной войне.
Капитал никто не дает, его зарабатывают
Образование дала не страна, а учителя и преподаватели, чьи услуги были оплачены учениками и их родителями.
Почему не все буквы капсом?
а разве их родители не платили налоги, которые пополняют бюджет, из которого финансируется образование? первоначальный капитал им выделили из бюджета или может они сами его заработали?
Комментарий недоступен
Образование, медицину и вообще все, что могла дать страна, она дала на налоги родителей, бабушек-дедушек, и так до седьмого колена, болезный ты бот.
Комментарий недоступен
Ну насчет никому не нужный кроме нас это неправда. Нужность подтверждена фактами заказов:)
А насчет прогуляться то это правда не супер экспириенс неосвещенная степь и проселочная дорога после рабочего дня выглядят не очень вдохновляюще
Вам пора франшизу открывать во все республики СНГ.
Коворкинг «ололо» и сельпо с международными брендами? С подачи материала я просто пацталом ))) Ну, успех он может быть и таким, да :). Я б, может, и сам пользовался вашим сервисом.
На самом деле, это целая сеть коворкингов по всему Кыргызстану и довольно большое комьюнити вокруг этой сети, оч крутые ребята
А насчет магазина — как и в любой точке мира, там есть кола, пиво, те же самые шоколадки от Mars и других глобальных FMCG компаний
Очень рад, что есть человек, который знает толк в доставке вкусняшек по клику:))
На самом деле очень полезный инструмент для регионов куда не пойдут крупные курьерские службы. Дожимайте идею.
Рынок есть. На Иссык куль в сезон в среднем приезжает 1.5 млн иностранных туристов, плюс 2 млн местных граждан. Все сидят по пансионатам, особого желания и возможности выезжать в сельский магазин или на городскую ярмарку нет.
Я сам по вотсапу заказывал у такого магазинчика в отель спиртное, закуску, снежки и тд. Разговорились с «поставщиком», он озвучил что в сезон ежедневная выручка от заказов с доставкой от 70 тыс рублей и выше.
Воу! Спасибо за ценные данные:)
Если серьёзно, то мы действительно рассчитывали вернуться на Иссыккуль поработать на природе следующим летом, так что может проедем по этим магазинчикам и организуем что-то более массовое
Тоже не понял, кто доставляет заказ в итоге)
В магазине Току заказы доставляли сотрудники магазина
Вот так небольшие группы it туристов и поднимают местные экономики ))
Надеюсь, что наш пример кого-нибудь вдохновит на что-то более серьезное:)
Изобрели телеграм-бот в Киргизии, круто
Инновация не в том, чтобы изобрести технологию, а в том, чтобы по-новому применить технологию с новым результатом:)
Ну и справедливости ради, телеграм-бот это только меньшая часть этого продукта, основа — это всё-таки каталог в web app-е
Так вы использовали фичу телеграма, по продаже товаров через мессенджер, и стали инноваторами Кыргызстана?
Фича телеграма, о которой мы сказали владельцу магазина — это упрощенное описание нашего сервиса https://shopback.ru/ без употребление всяких слов типа SaaS, конструктор магазинов, чат-боты и т д
И как следствие да, стали инноваторами:))
Адрес доставки и иные детали заказа обсуждаются с продавцом отдельно?
И как в целом строится доставка таких заказов? Владелец магазина отдельно вызывает такси или доставляет своими силами?
Все зависит от текущего бизнес-процесса заказчика. Можно добавить интеграцию со СДЕКом, например. Можно отправлять заказы в текущую CRM
В магазине Току доставка была прямо в пансионат, так что адрес был стабильным:)
А детали заказа да — если что-то надо добавить, то пользователь пишет это в комментариях к заказу просто
Насчет того, как строится доставка таких заказов написал Александр
"У одного из сооснователей KTS загранпаспорт лежал в посольстве на получении Шенгенской визы" - как раз для таких случаев и полезно иметь сразу два действующих загранпаспорта.
Некоторые страны просят отдать 2 заграна сразу, это был как раз этот случай (
Эх если бы знать об этом заранее... :)
"Заказывать стало легче, но всё равно была большая проблема: мы не знали ассортимент магазина."-ахах смешной момент
Да, было прям оч непривычно:) Как будто общаешься с джинном из бутылки, который может выполнить твое желание, а может и не выполнить. Ну и надо прикладывать фантазию к формулированию желаний
И если честно, вы не представляете, на сколько было непривычно заказывать что-то из магазина без ассортимента.
На сколько всё-таки мозг привык к модели "схожу в магаз, куплю что-нибудь вкусненькое, посмотрю что больше понравится из ассортимента магаза", а не "хочу продукт X"
Прикольно получилось
Гайд, чо б поделать в деревне, да еще с продуктовым подходом и метриками :)
Спасибо
Будем ждать новых инноваторов, которые тоже что-то придумают:)
Молодцы,че.
Спасибо за поддержку!