{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Взрывная FoodTech-инновация в Кыргызстане: автоматизация доставки в сельском магазине

Этой осенью я и другие партнеры KTS оказались в кыргызском пансионате с ближайшим продуктовым магазином в двух километрах. Нам быстро надоело тратить час на дорогу за чипсами: в статье рассказываю, как всего за пару дней мы создали местный сервис доставки.

Почему Кыргызстан

В конце сентября мы решили изменить наше местоположение. Предпочтений по релокаций не было, зато был один сдерживающий фактор. У одного из сооснователей KTS загранпаспорт лежал в посольстве на получении Шенгенской визы. Поэтому выбирали из трёх стран: Казахстана, Армении и Кыргызстана. Армению мы быстро отмели, так как билеты туда стоили как крыло самолёта. В итоге прилетели на юг Кыргызстана, в город Ош.

Скоро мы осознали, что ситуация не становится понятнее, поэтому решили подождать загранпаспорт в Кыргызстане.

Найти подходящую квартиру в столице Бишкеке для пятерых парней в тот период было практически невозможно. Мы нашли один вариант на AirBnB, но он отменился. Спасением стала информация про коворкинг-резорт на озере Иссык-Куль в одном из мануалов для удалёнщиков.

Да кто такой этот ваш Иссык-Куль

Иссык-Куль — озеро, которое со всех сторон обрамлено горами. Это живописное место с горными лесами и ущельями.

Мы жили там на берегу Иссык-Куля в пансионате «Акжол». В нём было почти всё, что нужно для комфортной жизни: трёхразовое питание, коворкинг, хорошо отремонтированные номера. Мы взяли три номера на шесть человек: по деньгам вышло всего 35 000₽ в месяц с проживающего. И это при 3-разовом питании!

Сытный рацион нас быстро разбаловал, и мы захотели вредностей: чипсов, пива и шоколадок. Проблема в том, что в пансионате выбор этих продуктов был совсем невелик, а ближайший магазин находился в 2 километрах. Туда хорошо пройтись поутру и растрясти жирок, но если вечером захочется сладенького, придётся идти 4 километра по неосвещённой просёлочной дороге. Мы оценили это удовольствие на три с минусом.

Цифровые волки воют в чате

В нашем пансионате собралась компания разных IT-специалистов и предпринимателей. Конечно же, мы сразу создали чат в телеге, где обсуждали все бытовые вопросы. Там мы и узнали изначально, где искать магазин. Вскоре ребята-предприниматели сообразили, как оптимизировать покупку продуктов, и организовали их доставку из ближайшего магазина за 200 рублей.

Они просто отправили в чат фотографию бумажки с телефоном и именем владельца магазина — Току. Механика была простая: нужно было позвонить Току и сделать заказ.

Это не «тот самый» магазин Току, но он так же называется и выглядит почти как брат-близнец.

Закажи то, не знаю что

Заказывать стало легче, но всё равно была большая проблема: мы не знали ассортимент магазина. Конечно, там были и международные бренды, но также и много местных. Когда Току спрашивал «Так, будете сухарики. А какие именно сухарики?» мы впадали в ступор. Привычных позиций было мало, а на заморские продукты хотелось бы сперва взглянуть. Логичным выходом стало создание онлайн-магазина.

В этом нам помог наш конструктор магазинов и кафе в Телеграм, Shopback — оставалось лишь собрать на нём бота. Главной задачей было уговорить Току сделать онлайн-магазин. Мы волновались, что он не согласится и придётся долго объяснять, как это может помочь его бизнесу. Уже почти пошли договариваться лично, но решили испытать судьбу и просто ему позвонили. Слова вроде «IT-продукт» и «SaaS-решение» могли повредить коммуникации. Мы не придумали ничего лучше, чем как сказать: «Току, в Телеграм теперь можно делать магазины. Давай и у тебя сделаем?»

Он сразу же согласился и сам предложил сфотографировать товары. Правда, вместо фото он прислал видео того, как ходит по магазину и показывает продукты. Однако этого было достаточно, чтобы определить ассортимент и загрузить нужные картинки в каталог. Мы собрали за пару часов наш магазин в Телеграме и сделали первый заказ.

Единственным «пиаром» было сообщение в чате постояльцев пансионата.

Как выглядел онлайн-магазин

И онлайн-, и офлайн-магазин называется «Бай азык», что в переводе означает «Много еды»: ссылка на него. В каталоге мы определили четыре жизненно важные категории: сухарики, чипсы, пиво и шоколад:

В каждой из них пользователь мог выбрать нужную позицию.

Если какой-то товар заканчивался в магазине, Току перезванивал и уточнял, на что можно поменять позицию в заказе. Мы сделали совместный чат с владельцем магазина, где вели поддержку. Нас поразила ответственность Току: все заказы он подтверждал в течение пяти-семи минут сообщениями «Принял».

Также мы добавили возможность оставить комментарий к заказу, чтобы пользователи могли заказать товары, которые есть в наличии у Току, но ещё не добавлены в онлайн-магазин.

Зачем нам это было нужно

Первая и, безусловно, основная причина — нежелание ходить 2 км или мучиться от покупки «кота (пива) в мешке».

Вторая причина немного духовнее. По неведомой причине сотрудники коворкинг-резорта обращались к нам в чате не иначе как «инноваторы». Например:

Уважаемые инноваторы! Рады сообщить вам, что теперь коворкинг работает круглосуточно. Подробнее — в прикреплённом гайде.

Мы чувствовали себя немного неуютно из-за этого. В чате ребята задавались вопросом, инноваторы ли они вообще, если их работа — «красить кнопки» в интерфейсе. Мы хотели доказать и себе, и людям, которые нас так назвали, что мы можем хотя бы претендовать на звание «инноваторов».

И как же нам было приятно, когда через день после запуска магазина нам написала одна из основателей сети коворкингов, к которой относится и наш пансионат.

Она подарила нам их мерч: лонгсливы.

Я, Саша Опрышко и Сергей Чернобровкин в мерче

Финал

Пансионат, где мы остановились, не работает зимой. Он просуществовал до 1-го ноября, а потом закрылся. Некоторые постояльцы переехали в другой пансионат с коворкингом сети ololo — он был уже слишком далеко от магазина Току. Поскольку до создания магазина мы добрались только через три недели пребывания на Иссык-Куле, то и запустили его незадолго до закрытия коврокинг-резорта. В итоге наш бот проработал всего две недели. За это время через него прошло 11 заказов.

Магазинчик Току продолжает работать в прежнем режиме. Мы же предоставим первому пользователю сервиса из Кыргызстана бесплатный доступ к нашему конструктору онлайн-магазинов, если он вновь захочет открыть его следующим летом.

Примеры заказов пользователей. Сом — валюта Кыргызстана. По последнему курсу 1 рубль равен 1,4 сом.

***

Если и вы хотите удобный онлайн-магазин в Телеграм, который не обрезает конверсию при переходе с Телеграм-канала, можете оставить заявку на сайте.

А своими мыслями о рынке и развитии IT делимся в Телеграм-канале Программисты делают бизнес: приходите, у нас интересно!

0
53 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton S

Зашёл в профиль, чтобы убедиться, что бот...
Оказалось, что лучше бы это был бот.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Vitaly Karasik

Я не автор, но отвечу - чтобы заниматься инновациями, а не участвовать в преступной агрессивной войне.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Moroshka O

Капитал никто не дает, его зарабатывают
Образование дала не страна, а учителя и преподаватели, чьи услуги были оплачены учениками и их родителями.

Ответить
Развернуть ветку
FroileinMuller

Почему не все буквы капсом?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов

а разве их родители не платили налоги, которые пополняют бюджет, из которого финансируется образование? первоначальный капитал им выделили из бюджета или может они сами его заработали?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sasha

Образование, медицину и вообще все, что могла дать страна, она дала на налоги родителей, бабушек-дедушек, и так до седьмого колена, болезный ты бот.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Павлов
Автор

Ну насчет никому не нужный кроме нас это неправда. Нужность подтверждена фактами заказов:)

А насчет прогуляться то это правда не супер экспириенс неосвещенная степь и проселочная дорога после рабочего дня выглядят не очень вдохновляюще

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
LETS DO SMTH

Вам пора франшизу открывать во все республики СНГ.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Емельченков

Коворкинг «ололо» и сельпо с международными брендами? С подачи материала я просто пацталом ))) Ну, успех он может быть и таким, да :). Я б, может, и сам пользовался вашим сервисом.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Павлов
Автор

На самом деле, это целая сеть коворкингов по всему Кыргызстану и довольно большое комьюнити вокруг этой сети, оч крутые ребята

А насчет магазина — как и в любой точке мира, там есть кола, пиво, те же самые шоколадки от Mars и других глобальных FMCG компаний

Очень рад, что есть человек, который знает толк в доставке вкусняшек по клику:))

Ответить
Развернуть ветку
Максим

На самом деле очень полезный инструмент для регионов куда не пойдут крупные курьерские службы. Дожимайте идею.
Рынок есть. На Иссык куль в сезон в среднем приезжает 1.5 млн иностранных туристов, плюс 2 млн местных граждан. Все сидят по пансионатам, особого желания и возможности выезжать в сельский магазин или на городскую ярмарку нет.
Я сам по вотсапу заказывал у такого магазинчика в отель спиртное, закуску, снежки и тд. Разговорились с «поставщиком», он озвучил что в сезон ежедневная выручка от заказов с доставкой от 70 тыс рублей и выше.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Павлов
Автор

Воу! Спасибо за ценные данные:)

Если серьёзно, то мы действительно рассчитывали вернуться на Иссыккуль поработать на природе следующим летом, так что может проедем по этим магазинчикам и организуем что-то более массовое

Ответить
Развернуть ветку
Opjat Dvoika

Тоже не понял, кто доставляет заказ в итоге)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Опрышко

В магазине Току заказы доставляли сотрудники магазина

Ответить
Развернуть ветку
Антон Большаков

Вот так небольшие группы it туристов и поднимают местные экономики ))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Павлов
Автор

Надеюсь, что наш пример кого-нибудь вдохновит на что-то более серьезное:)

Ответить
Развернуть ветку
Адам Ньюман

Изобрели телеграм-бот в Киргизии, круто

Ответить
Развернуть ветку
Максим Павлов
Автор

Инновация не в том, чтобы изобрести технологию, а в том, чтобы по-новому применить технологию с новым результатом:)

Ну и справедливости ради, телеграм-бот это только меньшая часть этого продукта, основа — это всё-таки каталог в web app-е

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Так вы использовали фичу телеграма, по продаже товаров через мессенджер, и стали инноваторами Кыргызстана?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Павлов
Автор

Фича телеграма, о которой мы сказали владельцу магазина — это упрощенное описание нашего сервиса https://shopback.ru/ без употребление всяких слов типа SaaS, конструктор магазинов, чат-боты и т д

И как следствие да, стали инноваторами:))

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Serkov

Адрес доставки и иные детали заказа обсуждаются с продавцом отдельно?
И как в целом строится доставка таких заказов? Владелец магазина отдельно вызывает такси или доставляет своими силами?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Опрышко

Все зависит от текущего бизнес-процесса заказчика. Можно добавить интеграцию со СДЕКом, например. Можно отправлять заказы в текущую CRM

Ответить
Развернуть ветку
Максим Павлов
Автор

В магазине Току доставка была прямо в пансионат, так что адрес был стабильным:)

А детали заказа да — если что-то надо добавить, то пользователь пишет это в комментариях к заказу просто

Насчет того, как строится доставка таких заказов написал Александр

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ivan Levashov

"У одного из сооснователей KTS загранпаспорт лежал в посольстве на получении Шенгенской визы" - как раз для таких случаев и полезно иметь сразу два действующих загранпаспорта.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Опрышко

Некоторые страны просят отдать 2 заграна сразу, это был как раз этот случай (

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Павлов
Автор

Эх если бы знать об этом заранее... :)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sukhoveev

"Заказывать стало легче, но всё равно была большая проблема: мы не знали ассортимент магазина."-ахах смешной момент

Ответить
Развернуть ветку
Максим Павлов
Автор

Да, было прям оч непривычно:) Как будто общаешься с джинном из бутылки, который может выполнить твое желание, а может и не выполнить. Ну и надо прикладывать фантазию к формулированию желаний

И если честно, вы не представляете, на сколько было непривычно заказывать что-то из магазина без ассортимента.

На сколько всё-таки мозг привык к модели "схожу в магаз, куплю что-нибудь вкусненькое, посмотрю что больше понравится из ассортимента магаза", а не "хочу продукт X"

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Артур Клименко

Прикольно получилось
Гайд, чо б поделать в деревне, да еще с продуктовым подходом и метриками :)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Павлов
Автор

Спасибо
Будем ждать новых инноваторов, которые тоже что-то придумают:)

Ответить
Развернуть ветку
Серж

Молодцы,че.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Павлов
Автор

Спасибо за поддержку!

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Раскрывать всегда