Педагог, методист или продюсер? Кто из них нужен, чтобы сделать онлайн-курс или запустить корпоративное обучение?

Анастасия Карпова, руководитель образовательного проекта Edmarket, подразделения «Нетологии-групп», компании TalentTech.

Педагог, методист или продюсер? Кто из них нужен, чтобы сделать онлайн-курс или запустить корпоративное обучение?

Со школьной скамьи мы знали, что учитель по физике учит нас "сила равна массе умноженной на ускорение", завуч отчитывает за прогулы или отправляет на районную олимпиаду, а директор управляет "линейками" и чем-то серьезным.

В институте «образовательная архитектура» стала понятнее: преподаватели несут знания и занимаются научной деятельностью, деканат администрирует учебный процесс факультета и контролирует "зачетки" и успеваемость, а ректор - недосягаемый административный ресурс. Каждый занимается той деятельностью, которую выбрал или до которой довела карьера.

Но если вы решили войти в образовательный бизнес, теснящий магистерские программы и курсы ДПО, или начальство поставило задачу поставить “на рельсы” обучение в компании, то у вас обязательно возникнет ряд вопросов. Кто же создает онлайн-курсы и чем этим людям приходится заниматься? Может ли руководитель онлайн-школы быть методистом или продюсером и нужны ли вам эксперты без преподавательского опыта? Давайте рассмотрим, чем отличаются эти специализации и что каждый из них вкладывает в понятие “создание курса”.

  • Руководитель образовательного онлайн-проекта

Руководитель образовательного онлайн-проекта, скорее всего, видит создание онлайн-курса как большую бизнес-задачу. Он мыслит в масштабах проекта и линейки продуктов. Руководитель не просто занимается административными задачами, но и руководит командой и отвечает за финальный продукт. А также:- участвует в разработке учебной программы наравне с экспертом и методистом;- разрабатывает стратегию продвижения готового курса;- предлагает эффективные методы монетизации.Руководитель может совмещать навыки методиста, режиссера, арт-директора, маркетолога и многих других.Он руководит командой и отвечает за финальный продукт.

  • Методист онлайн-обучения

Создавая курс, методист задумывается об обучающих стратегиях. Его задача - предложить такой образовательный сценарий, который поможет слушателю курса достичь результата и получить удовольствие от обучения. А также не бросить курс на полпути. В ход идут традиционные и неформальные методы обучения, исследования аудитории и контекста, в котором слушатели курса получают образовательный опыт.Словом, методист хорошо разбирается в современных образовательных трендах и умеет выбирать лучшее, чтобы создать качественный онлайн-курс.

  • Продюсер онлайн-курсов

Думали, что продюсеры бывают только в кинопроизводстве? А вот и нет. В мире онлайн-образования это человек, который привлекает на курс интересных преподавателей и организует их работу, но может также отвечать за “упаковку” и продвижение образовательного продукта, участвовать в составлении программы наравне с методистом. В ряде проектов продюсер также берет на себя функции контент-менеджера и создает тексты, инфографику и другой контент.

  • Эксперт

Экспертом в онлайн-образовании называют человека, обладающего знаниями и готового этими знаниями делиться. Эксперт наравне с методистом формирует учебную программу и продумывает уроки. Он же часто готовит презентации, проводит вебинары, отвечает на вопросы студентов.

Можно ли совмещать все эти роли?

На самом деле в создании онлайн-курса может быть занято куда больше специалистов. Полная картина ролей образовательного проекта может выглядеть примерно так:

Педагог, методист или продюсер? Кто из них нужен, чтобы сделать онлайн-курс или запустить корпоративное обучение?

Но что если ваши ресурсы ограничены и у вас нет возможности нанять для создания онлайн-курса целый штат?

Вы можете попробовать запустить образовательный онлайн-проект самостоятельно, однако специалисты онлайн-образования утверждают, что для создания успешного продукта нужны хотя бы три специалиста:

  • Эксперт, который проведет занятия и создаст обучающий контент (эту роль может на себя взять, например, и руководитель онлайн-школы);
  • Методист, который выстроит обучающую стратегию и поможет эксперту выбрать из массива знаний самое нужное и полезное;
  • Продюсер (он же контент-менеджер), который возьмет на себя написание текстов, создание инфографики, а также продвижение проекта в целом.

Где всему этому научиться?

Можно - на собственном бесценном опыте. Придумать идею своего образовательного проекта, провести анализ конкурентов и рынка в целом, оценить потенциальный спрос на ваши услуги, создать программу обучения, сверстать лендинг, найти преподавателей, запустить рекламу в соцсетях, провести бесплатный вебинар, и так далее, и тому подобное.

А можно - пройти обучение, чтобы не наломать дров на любом из перечисленных выше этапов.

Если будете выбирать подходящие курсы среди множества предложений, обратите внимание на следующие факторы:

  • лучшее обучение - проектное обучение. Выберите те курсы, где вы будете учиться на практике, разрабатывая собственный образовательный проект. Так вы и закрепите знания на практике, и пройдете все этапы создания онлайн-курса под присмотром наставников;
  • специализация рулит. Отложите в сторону курсы, где вас обещают научить всему и ничему. И сосредоточьтесь на тех образовательных программах, которые готовят нишевых специалистов. Например, если вы хотите работать на рынке онлайн-образования, постарайтесь найти, где учат маркетологов образовательных продуктов, а не просто интернет-маркетологов
  • весомыми плюсами также станут преддипломная практика, домашние задания с обязательной обратной связью.

Обратите внимание также на проекты, которые специализируются на обучении профессионалов сферы онлайн-образования. В качестве примера можно назвать онлайн-университет EdMarket (который, кстати, недавно запустил модульную систему обучения), Full House School, РАкурс.

Советы для тех, кто хочет работать в онлайн

1) Не гонитесь за “модными” дипломами. Лучше копите компетенции

На современном рынке труда работодатели чаще смотрят не на диплом соискателя “лакомой” вакансии, а на перечень его навыков и компетенций.

Уже работаете в сфере онлайн-образования? Подумайте, какие навыки вам пригодятся, чтобы подняться по карьерной лестнице или выйти на новый уровень дохода. И найдите способы приобрести их.

2) Не учитесь “на будущее”. Выбирайте специальность, которая нужна вам сейчас

Можно выбирать профессию будущего, ориентируясь на “Атлас профессий, востребованных в 2030 году” и советы футурологов. Но 2030 год далеко, мир меняется быстрее, чем можно представить, и где гарантия, что “профессия будущего” не окажется завтра в длинном списке устаревших специальностей?

Поэтому отдайте предпочтение практикоориентированные курсы и получайте навыки, которые пригодятся вам уже сейчас.

3) Привыкайте учиться всю жизнь

Концепция “образования длиною в жизнь” находит все более и более востребованной. Раньше можно было закончить школу, институт и считать, что теперь вы знаете о мире все, что нужно. Сейчас это уже не так. Помните Алису? “Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее”.

Под этими словами подпишутся большинство профи сферы EdTech.

33
Начать дискуссию