Что не надо делать при подаче заявки на стартап конкурсы и в акселераторы?

Если у вас есть стартап и вы решили податься на конкурс стартапов или программу, помните, что заявка — это не формальность, а важная информация о вашем проекте. Основываясь на ней, менеджеры, аналитики программы или инвесторы будут решать, хотят ли они вкладывать в ваш стартап время и деньги.

После анализа первых 100 заявок от стартапов со всего СНГ на EMERGE CHALLENGE 2019, наш стартап-лид Алина Розанова решила поделиться чек-листом, по которому стоит пройтись перед заполнением формы.

Мне доводилось принимать участие в отборе команд на различные стартап конкурсы, и часто возникала ситуация, когда у меня уходило 30-40 минут просто на то, чтобы понять, в чем вообще суть того или иного стартапа. Это даже без изучения его рынка, конкурентов, возможностей развития и тд. Элементарно — что они вообще делают?

Алина Розанова, Startups & Community Lead at EMERGE

Есть вопросы, на которые стартапы дают неполные или противоречивые ответы. Поделюсь своими наблюдениями.

1. Описание проекта или продукта

Стартап-конкурс EMERGE CHALLENGE в рамках конференции EMERGE,  Минск, 2018 г.

Во-первых, всегда читайте внимательно, что точно от вас требуется. Если нужно описание проекта — напишите в 2-3 предложениях. Оно должно быть четким, логичным и очень понятным. Знаете как проверить, да? Если пятилетний ребенок вас поймет — вы на верном пути :)

Во-вторых, если от вас просят elevator pitch, погуглите, что это, найдите примеры, и сформулируйте действительно elevator pitch.

У каждой программы свое видение, какие проекты им нужны. Нельзя во все заявки вставлять один и тот же текст.

Нужна дополнительная информация в заявке? Расскажите же то, что важно знать организаторам. Отвечайте именно на тот вопрос, который вам задали. Скопированный текст из одной заявки в другую, который примерно отвечает на вопрос, не сработает.

Наконец, будьте точны в определении вашего продукта. Если это софт — то какой: web-based платформа, SaaS, CRM, мобильное приложение, IoT программа. Расскажите в чем ценность вашего продукта и как он делает жизнь пользователей легче. Помогите организаторам понять, что вы делаете и какие эксперты могут быть вам полезны.

2. Сверх-концентрация на проблеме

Нет необходимости писать огромное сочинение про очевидные проблемы, которые решает ваш проект или продукт. Поле с определением проблемы (как в заявках, так и в питч-деках) необходимо для того, чтобы очертить ваш потенциальный рынок и аудиторию, чью “боль” вы решаете.

Часто встречала описание проблемы на 10 слайдов, которое могло бы поместиться на одной странице. Главное, чтобы вы, на самом деле, определили проблему рынка, которую можете решить, а не подогнали проблему под свою бизнес-идею. В моменты сомнений — остановитесь и спросите себя "Зачем мы это делаем?".

3. Статус “Все очень сложно”

Не каждая компания попадает под цикл стартапа и может быть хорошим кандидатом на конкурс стартапов. Есть узконишевые компании, которые решают проблему определенного рынка или отрасли. Это может быть отличное решение, но не все инвесторы смогут оценить его по достоинству, т.к. могут быть не знакомы с вашим рынком.

Может быть, и не надо ни в чем убеждать инвесторов, а стоит просто найти этих самых клиентов, которым нужен ваш продукт, и продать им решение их проблемы.

Точно так же и с большим количеством источников дохода. Тут у меня и подписка, и рекламу можно будет втиснуть, а еще я корпоративным клиентам буду продавать пакеты, а для девелоперов — фримиум, и комиссию с транзакций обязательно буду снимать. Возникает вопрос: а вы точно знаете, как будете зарабатывать деньги своим продуктом?

Исследовательские проекты чаще всего не подходят для конкурсов стартапов. В таких случаях, я предлагаю ребятам обратить внимание на программы и гранты, которые направлены на развитие науки. Часто крупные компании заинтересованы в проведении исследований на релевантную для компании тему. Если же хотите попробовать себя в стартап-конкурсе — все в ваших руках! Организаторам может понравиться именно ваша идея для стартап-конкурса или какой-то другой возможности в рамках конференции.

4. Микс достигнутого, планов и мечтаний

Выступление Андрея Гершфельда, Flint Capital VC. EMERGE, Минск, 2018 г.

Не смешивайте в один ответ информацию о ваших достижениях и планах. Был случай, когда ребята рассказывали, что у них уже есть кастомизированные AI-решения для их клиентов, а на их лэндинговой странице они приглашали потенциальных партнеров предоставить данные для тестирования их продукта. Немного расхождение в стадиях, согласитесь?

Будьте честными, когда рассказываете о том, что уже сделано, и куда вы движетесь. Проверьте, что вы прикрепляете к форме актуальные файлы. В декабре 2018 года я получила презентацию, где говорилось, что к этому моменту у компании должно быть 100 клиентов, а было только 3. Бывает, путь стартапов непредсказуем, но не забывайте обновлять ваши файлы.

5. Технология vs продукт на основе технологии

Стартап-конкурс EMERGE CHALLENGE в рамках конференции EMERGE, Минск, 2018 г.

Как исследовательские проекты, так и технологические стартапы хотят решить существующие проблемы. Разница в том, как они это делают и какое финансирование необходимо. Если вы занимаетесь научными разработками, клиническими испытаниями/ сертификацией — обращайтесь к государственным программам поддержки исследований и ищите гранты от университетов. Корпорации инвестируют большие суммы в новые технологии, так что им также может быть интересно поддержать вашу идею.

Если вам ближе бизнес, то конкурсы для стартапов — то, что вам нужно, чтобы быть замеченными и получить поддержку.

6. Какие вы используете каналы привлечения клиентов? — Разные

Цель этого вопроса — понять, определили ли вы, какие каналы привлечения клиентов работают для вас и знаете ли вы, где ваша целевая аудитория. Это не тест на знание теории, организаторы хотят убедиться, что вы понимаете, что делать с вашим бизнесом и где искать клиентов.

7. Scale or not to scale? вот в чем вопрос

"Масштабируемость" — этого ждут многие инвесторы. Вопрос к вам — подходит ли это вашему стартапу? Вы решаете проблемы локального рынка или ваш продукт/ услуга актуальны и для других рынков? Если вы решили податься на конкурс, где ищут компании с потенциалом выхода на глобальный рынок, в том время как ваш фокус — локальный рынок, вы все равно можете участвовать в конференции в качестве посетителя. На конференциях представлено множество форматов: питчи стартапов, вопросы от инвесторов и экспертов, можно получить обратную связь от потенциальных партнеров.

Возможно, это поможет вам понять, какой может быть ваша стратегия масштабирования на другие рынки. Может быть, вам просто нужно больше времени для вашего плана по освоению новых рынков. Посещение конференции может стать одним из этапов знакомства со стартап-экосистемой региона, возможностью пообщаться с фаундерами других стартапов, инвесторами, найти классных ребят в команду или даже потенциальных клиентов. Если в этот раз вы не прошли на конкурс — всегда есть новая попытка!

И напоследок еще несколько важных моментов:

  • Гуглите все, что вам непонятно прежде, чем отвечать на вопросы.

  • Если вопросы в заявке на английском — заполняйте все поля на английском. Убедитесь, что вся информация в вашем питч-деке и других прикрепленных документах — тоже на английском.
  • Проверьте, что все финансовые показатели конвертированы в одну из международных валют (USD, EUR, GBP).

Даже если конкурс проходит в вашей стране, но официальный язык конкурса — английский, заполняйте заявку на английском. В противном случае, организаторы и эксперты из разных стран не смогут прочитать вашу заявку и не передадут ее инвесторам.

  • Переведите ваш сайт на английский или хотя бы основные страницы сайта: Описание продукта, Цены, Команда, Контакты.
  • Прочтите блок "Часто задаваемые вопросы" или "FAQ" на сайте организатора, а также письма от организаторов в почте. Если вы задаете вопрос, на который уже отвечали — это значит, что вы невнимательны:( Если же ознакомились с имеющейся информацией и вам что-то непонятно — смело связывайтесь с командой организаторов. Лучше уточнить, чем ошибиться!
  • Ознакомьтесь внимательно с определением термина “Стартап”. У вас точно быстрорастущий, основанный на передовых технологиях, способный к быстрой и легкой репликации или масштабированию проект?

Удачи!

0
4 комментария
passer2003

"...Мне доводилось принимать участие в отборе команд на различные стартап конкурсы, и часто возникала ситуация, когда у меня уходило 30-40 минут просто на то, чтобы понять, в чем вообще суть того или иного стартапа. .."

А разве это не может говорить о низкой квалификации тех, кто отбирает стартапы?
Вы же не пятилетние дети, чтобы вам на пальцах все объяснять...

Ответить
Развернуть ветку
Denis Lazarenkov

Ну как бэ элевейтор питч на то и нужен, что если мама будет случайно в лифте, поняла тоже и потом рассказала папе вечером, какое их чадо молодец. Win-win

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Mirchev

"...Точно так же и с большим количеством источников дохода... Возникает вопрос: а вы точно знаете, как будете зарабатывать деньги своим продуктом?"

Кстати, именно диверсификация монетизационной модели - нынче модный шаг, который активно и очень успешно используют китайские компании. Это позволяет быть очень гибким при тех или иных привратностях судьбы. На мой взгляд, в современных реалиях это большое заблуждение, мерить качество бизнес-модели стартапа по колличеству источников дохода.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда