Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Привет. Я думаю, что каждый хотя бы размыто, но знаком с системой Getting Things Done. Если нет, то лучше начните с основ, таких как "сбор входящих". В этой же статье я расскажу о том, как я упростил стандартную GTD-цепочку, начал получать от таск-менеджмента больше удовольствия и той самой полу мифической продуктивности.

Основная философия Дэвида Аллена — это сбор, обработка и организация мыслей, которые подходят под определение "задача", т.е то, что нужно (можно) сделать. Эти три этапа мы и будем максимально упрощать, используя для этого Omnifocus 3.

Важный момент. Omnifocus — это эксклюзив macOS и iOS, но подходы, которые я применяю можно достаточно легко адаптировать под практически любой популярный "задачник". Делитесь в комментариях своими инсайтами и "воркфлоу", которые придут в голову после прочтения.

Очисти разум: Сбор "входящих"

Один из самых сложных моментов в GTD — это приучить себя максимально автоматизировано выгружать любые мысли с приставкой "надо" и "хочу" в специальный буфер. Это позволяет снизить нагрузку на мозг и освободить достаточно большие ресурсы: думать становится проще, снижается тревожность и ясность ума.

И тут проявляется первое из преимуществ именно OF3 — количество способов наполнение "Входящих". Их действительно много:

Стандартный интерфейс программы. Через "плюсик", шорткат CMD+N или по нажатию на клавишу "Ввод".

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Мобильное приложение. Про него в идеале стоит рассказать отдельно, но если коротко — функции точно такие же как на десктопе, добавление задач происходит через основной интерфейс или виджет. Есть отдельные версии для iPhone и для iPad.

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Контекстное меню Finder. Службы —> Отправить в Omnifocus 3. Удобно отправлять файлы.

Глобальный шорткат (сочетание горячих клавиш). Выбирается в настройках, через него можно добавить задачу из любой точки MacOS.

Zapier или Ifttt. Эти штуки позволяют создавать задачи в автоматическом режиме, например из писем, которые приходят вам на Gmail. У Zapier более ста интеграций.

Специальный Email. Выглядит таким образом — user.mtmdr@sync.omnigroup.com

Расширение для Chrome. Отличный инструмент, если приходится работать за Windows.

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Alfred 3. Сам не пользуюсь, но знаю много фанатов.

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Apple Watch. Отдельное, адаптированное приложение.

Сири. Нативно умеет выполнять четыре команды, новые добавляются через Siri Shortcuts.

Можно быть уверенным — если мысль пришла в голову, то вы сможете ее отправить в омнифокус. Причем во всех случаях вы можете не только добавить сам факт задачи, но и сразу же указать дополнительные параметры: теги, проект, текстовый или аудио комментарий, дедалйн и так далее.

Дополнение на основе комментариев. Адепты программы Things утверждают, что в OF3 задачи добавлять целое приключение. Поэтому я записал сравнительную гифку, которая это опровергает.

Как видите, разница незначительная. В обоих случаях это занимает 10-15 секунд, без использования мышки.

В OF3 добавление задач во "Входящие" через основной интерфейс возможно по нажатию клавиши "Ввод", что максимально просто и интуитивно. В Things только "пробел" или шорткат CMD+N, который так же есть и в Омнифокусе.

Упрощение процессе "инбоксирования" я внес только одно — не добавлять ни одного из вышеописанных параметров. Задача всегда отправляется в "Инбокс" в виде одной строчки текста и необходимых вложений (фото\аудио\ссылки). Только потом, при обработке я уделяю этому внимание.

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Исключением являются срочные и актуальные прямо сейчас задачи, которым стоит задавать все поля с самого начала, дабы она сразу же попала в "Прогноз". Об этом позже.

Из интересных моментов, облегчающих формирование привычки "инбоксировать" могу выделить один момент — закидывайте в "входящие" абсолютно всё. Мысли, идеи, заметки, ссылки, списки покупок, новые имена, номера телефонов, фотографии чеков из магазина и т.д.

Теперь давайте перейдем к следующему звену в нашей цепочке продуктивности.

Мысли в кучу: обработка задач во "входящих"

Самый главный момент, который стоит для себя определить — столько раз в день разгребать эти авгиевы конюшни. Моя философия тут проста: актуальные на сегодня задачи я просто не помещаю в "Инбокс", остальные сортирую один раз, в конце дня.

Изначально, если это что-то актуальное, то при добавлении в "Омни" я присваиваю ей тег, что автоматически исключает задачу из буфера "Входящих". Для этого используется специальная настройка.

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

И так как это актуальная задача, то чаще всего ей назначается все остальные уточняющие параметры — дедлайн, примерное время выполнения, комментарий.

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

На примере выше можно увидеть, что строка "Проект" не заполнена. Часто с задачами, которые вклиниваются в рабочей день внезапно и без предупреждения указывать проект просто не имеет смысла. Ты просто делаешь ее, отмечаешь завершенной и забываешь о ее существовании.

Если же вы перфекционист и любите, чтобы все желало по полочкам, то нет никаких проблем. Главное тут другое — упрощение взаимодействия с задачами. Теперь же давайте поговорим о том потоке, который вы сохраняете на перспективу.

Одна из вещей, которая пугает как новичков, так и опытных адептов продуктивности — оптимальное использование инструментов "проекты" и "теги". Моё изобретение — использование только трех тегов, которые регламентируют отношение к задаче:

Сейчас или никогда. Те самые, активные проекты и задачи, которые нужно сделать или взять в работу на этой неделе или в течении дня.

Важно, но позже. Приостановленные проекты и задачи, которые актуальны, но не в ближайшее время. Их судьба будете решена во время еженедельного обзора.

Мусор. Все задачи\идеи, которые потеряли ценность в моих глаза. Этот тег используется очень редко, в основном для тех единиц информации, которые жалко удалять. Обычно провисев в этом статусе примерно месяц, я окончательно удаляю задачу, так как вижу ее абсолютную бесполезность.

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Для меня теги — это установка приоритета для задачи, возможность отделять самое важное от того, что в целом есть в моем поле зрения и будет важно уже на следующей неделе. Для работы с приоритетами и ключевыми задачами я использую методологию Agile Rusults вкупе с сервисом Notion.so, но об этом я расскажу в следующей статье, ибо тема еще обширнее чем GTD + OF3.

Сейчас же давайте закончим тему обработки задач, рассмотрев один из главных инструментов — проекты.

Жизнь по полочкам: три типа проектов

Мой подход в отношении этого инструмента все такой же и в отношении тегов — минимализм. Все проекты я храню двух папках: бизнес (работа) и жизнь (все остальное).

Плюс еще один проект типа "отдельные дела", который программа генерирует автоматически. Это технический проект, в который попадают либо мелкие дела, либо те, где затраты на придумывание называния отдельного проекта не стоят свеч.

Для примера я создал еще одну папку, на которой я проиллюстрирую для вас как силу самой программы, так мой подход подойдет далеко не всем. Начнем с названия папки — "Большая область жизни". Почему именно так?

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Мне нравится концепция "сфер жизни человека" (упер ее из Agile Results), но я упростил ее еще больше, сведя лишь к двум знаменателям. Для меня это удобно, но я заметил, что большинству из моего окружения намного удобнее 8 стандартных папок из "колеса жизни", по которым можно более изысканно раскидывать свои дела. Поэтому будем использовать именно этот подход.

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Т.е первая важная сущность в нашем таск-менеджемнте — папка. Это сфера жизни или группа областей, в которых вы варитесь ежедневно. Внутри папок могут быть подобласти. Например, если мы остановимся на том, что наша папка — это Здоровье, то внутри можно оформить подпапки тело (походы к стоматологу), разум (психотерапевт), спорт (утренние пробежки) и т.д. Все зависит от ваших проектов, которые эти области будут наполнять.

Проекты — это второй неоспоримый плюс именно Omnifocus 3, так как и в нем существует целых три типа, под разные сценарии.

Параллельные проекты. Самый распространенный тип, когда в рамках проекта имеется список задач, которые можно выполнять в любой последовательности и по завершению всего списка проект можно считать завершенным (для этого есть отдельная галочка).

Параллельные проекты хороши тем, что практически ничем вас не ограничивают. Вы можете создавать в их рамках как жесткие GTD-проекты (у которых должно быть явная стартовая точка "А" и финальная точка "Б"), так и что-то, где концы затерялись во времени и пространстве. Вас ничем не ограничивают.

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Последовательные проекты. То же самое, что и параллельный проект, но с жесткой последовательностью дел — пока не завершишь предыдущий шаг, следующий не будет доступен для отметки.

Благодаря жесткой и однообразной структуре, данный тип задач очень часто делают повторяющимся. Т.е созданный проект можно зациклить, чтобы после завершения он автоматически дублировался на следующий день\неделю, в точно таком же виде. И так до бесконечности или до установленного лично вами дедлайна, это тоже можно настроить. Как и оповещения, но это уже такая банальность, о которой я не буду распыляться — все стандартно.

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Список отдельных дел. Данная сущность — это и не совсем проекты. Они даже на уровне идеологии называются "списки". По сути, это разновидность папок, в которые вы можете складывать тематические задачи, мало связанные друг с другом.

Часто это что-то, у чего нет явного "финала", той задача после которой проект можно считать оконченным. Это просто дела, объединенные местом, целью или чем-то еще. У меня, например, есть список дел "утро", в который я закидываю всякую мелочь уровня "купить булку хлеба".

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Со временем у вас формируется набор нужных папок, списков дел и повторяющихся проектов. Остается только наполнять их создавать новые, по мере поступления задач\идей. Где-то на этом месте начитает проклевываться вторая волна продуктивности (первая была после внедрения "входящих" и очистки головы) — вы намного четче начинаете понимать, из чего состоит ваша жизнь.

Теперь мы перейдем давайте поговорим о том, как работать с задачами и проектами в рамках дня, недели и целого месяца.

Планы на будущее: Прогноз

Третьем ключевым преимуществом OF3 является вкладка "Прогноз", в которой можно очень удобно распланировать целую неделю или даже месяц, причем сделать это максимально понятно с визуальной точки зрения.

Для меня тут два самых важных момента — возможность указать дедлайн и примерное время на выполнение задачи, а также выставление приоритетов с помощью "флажков". В плане приоритетов я сторонник правила "3х3", которое является частью все той же Agile Results. Почитайте по ссылке о том, что это если не в курсе или ждите мою статью про AR, в которой я расскажу о ней в контексте моей глобальной системы продуктивности.

Кроме этого, в эту вкладку можно интегрировать ваш Apple или Google-календарь. Я таким не пользуюсь, но подсветка праздников и дней рождения из контакт-листа (он синхронизируется с календарем) — это очень удобно.

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Взгляд свысока: Еженедельная проверка

Финальный инструмент, без которого сложно представить как GTD, так и Agile Results — это "Проверка". Если в рамках последней — это ежедневная, вечерняя проверка, то в рамках GTD и Omni — это еженедельны обзор или пятничная проверка.

Эта та штука, которую многие туду-приложения игнорируют, а ведь это один из ключевых инструментов, позволяющих избегать неприятных неожиданностей, забытых обещаний и постоянного откладывания на потом чего-то, что вы запланировали пару недель назад, отчего эта задача или проект уже успела покрыться слоем из новых, более актуальных вещей.

Суть этого мероприятия — пройтись по всем проектам, вспомнить что-то из отложенного, оценить прошедшую неделю и расставить приоритеты на следующие 7 дней.

Идеальная пара: методика GTD и таск-менеджер Omnifocus 3

Основная работа состоит в том, чтобы расставить статусы, теги, даты и дедлайны. Занимает это от 30 минут до одного часа, если неделя была насыщенная и напряженная.

Для "пятнички" у меня имеется отдельный чек-лист, который вы могли видеть на предыдущем скриншоте. Выглядит он следующим образом:

Его я использую в те моменты, когда мозг совсем не хочет варить и есть шанс что-то упустить. Пользуйтесь, если для вас такая процедура непривычна, чек-листы — это сила.

***

Это статья рассчитана на тех, кто только присматривается к GTD или хочет упростить свой таск-менеджер на его основе. Именно поэтому тут не упоминания "Перспектив", других подходов к тегам или проектам. Это "Zen GTD", в котором только самое важное для ежедневной работы и жизни.

Я не могу сказать, что этот подход идеально подойдет для Todoist, Things или любого другого популярного таск-менеджера, но отдельные его части абсолютно универсальны. Поэтому расскажите в комментариях, какие у вас впечатления от статьи, что из этого вы уже используете и что планируете интегрировать в свою систему в основе который лежит не Omnifocus 3.

И конечно же, если было полезно, то ставьте статье плюсец и подписывайтесь на мой телеграм-канал или группу ВК, где я стараюсь выпускать такой полезный контент на регулярной основе.

Спасибо за внимание!

2323
41 комментарий

Я пытался пользоваться OF но пришел к выводу что я тону в его заполнении сортировке и управлении им. И не ощутил прироста производительности/фокуса/счастья/денег при его использовании. Расскажите как вы понимаете, что OF дает вам прирост в деньгах/эффективности например. Что бы вы точно делали хуже без него чем с ним ?

1
Ответить

Согласен, что ОФ при первом знакомстве далек от интуитивности, но спустя год с небольшим я почти все упростил и стало очень хорошо. Об этом и написал в статье)

Эффективность возросла, конечно же, но дело тут в GTD и примеси Agile. OF просто хорошо подошел мне в нужное время, в нужный момент. Сейчас в нем есть все, что мне нужно и чего нет в другом софте. Прогноз и проверка, в первую очередь.

Ответить

Спасибо!

1
Ответить

Я думаю каждому будет полезно присмотреться к такому или подобному подходу.
Раньше был сторонником "не записываемого" метода работы с задачами, то есть хранил все в голове с расчетом что сознание или подсознание будет обрабатывать информацию и выделять важные моменты. Записывал только самые простые вещи, типа распорядок встреч.
Но теперь понимаю, что такой метод не сработал, и стоило вести заметки и хранить информацию более структурировано.

А есть идеи, почему мозг не может обойтись без письменного фиксирования всех дел\задач?

3
Ответить

Я слышал объяснение, что нашим предкам в африканских прериях не требовалось держать в голове больше ~7 единиц информации, поэтому у нас такая маленькая оперативка. Т.е у нас просто мозг не приспособлен для больших объемов данных.

И такие костыли как GTD — это наше спасение, пока не произойдет очередной скачек эволюции серого вещества.

Ты сейчас ведешь какой-то "инбокс"?

1
Ответить

Things 3 во всём лучше, начиная с меню слева. Иконка и название в одну строчку читается гораздо проще, чем квадратики с 2 строчками: иконка и название
Единственное, чего мне не хватает в Things 3 — это возможности создать список дел в рамках области. Не проект, который заполняется и имеет конечную точку, а именно как "подпапку" для дел в области

1
Ответить

Мне лично Omni и прочие только размывают всякий «фокус». Больше времени трачу на их ведение, чем экономлю.

«Сири напомни мне про...», планировщик встреч в Outlook, Google Keep для разнообразного мусора.

Для проектов и мусора, кстати, и Trello сок.

1
Ответить