Почему образованцам пора прекратить ненавидеть инфобизнес и перенять его приемы

Объясняет руководитель Full House School Наталия Ландау

В закладки

Раздражение, зависть, любопытство и даже благодарность — мы, образованцы, испытываем в отношении инфобизнесменов самые разные эмоции. Мы не можем игнорировать инфобизнес, потому что делим с ним одну аудиторию. И мы не так сильно от инфобизнеса отличаемся, чтобы отгораживаться от него глухой стеной.

Страх, ненависть и немного любви

Образовательный рынок не умолкает, обсуждая проекты, которые обещают научить зарабатывать миллионы, сидя у океана и работая час в день. Трудно остаться равнодушным, когда ты сам создаешь качественный образовательный проект, тщательно работаешь над методологией, а в это время кто-то приходит и уводит твою аудиторию, завлекая ее нереалистичными обещаниями и громкими лозунгами.

Образованцы высказывают полярные точки зрения на инфобизнес и понимают под этим словом разное. Есть те, кто инфобизнес категорически не приемлет, поскольку он разрушает доверие к образовательному рынку: “Слышишь слово "инфобизнес" — бери огнемёт и действуй”. Здесь проявляются очевидные противопоставления: они про деньги — а мы про миссию, они врут — а мы предлагаем реально достижимый результат, они продают контент — а мы обучаем.

Инсайт: "Инфобизнес — это мошенничество на выученной беспомощности". Честно скажу, после того, как я это написал, я плакал: настолько это определение было реальным, а не номинальным.

Старший научный сотрудник ВШЭ

Есть и те, что видят в инфобизнесе очевидную пользу для образовательной отрасли: инфобизнесмены подогревают рынок и популяризируют образовательные услуги, а еще заставляют клиентов самосовершенствоваться.

Для меня инфобизнес — про быстрое и легкое достижение целей (что часто неправда) и более агрессивную подачу информации. Но я считаю, что инфобизнес ничем не хуже образования, ведь скольких людей это мотивирует хоть что-то сделать!

директор по маркетингу SkyEng

Образованцы часто испытывают раздражение и недоумение, сталкиваясь с продуктами инфобизнесменов. Я сама не исключение, но все же занимаю примирительную позицию в споре о том, как инфобизнес влияет на образовательный рынок.

Если говорить о некачественных информационных продуктах, то их расцвет связан с нехваткой опыта у аудитории. Возможно, однажды услуги плохого качества научат людей разбираться, отличать плохое от хорошего, читать отзывы, глубже вникать в то, что им предлагают. Впрочем, пока я вижу лишь подорванное “плохим” инфобизнесом доверие к рынку.

Мы привыкли называть инфобизнесом низкокачественные услуги, продажа которых основана на пестовании ложных надежд. Но далеко не всегда это так: многие высококлассные услуги — консультационные и образовательные — это та же продажа информации. Просто значение слова инфобизнес было дискредитировано.

Я раньше очень верила в то, что рынку нужны регуляторы, селекция, сноб-контроль от лидеров сообщества (ведь каждый плохой продукт убивает клиента для рынка), но сейчас верю в то, что без разнообразия не будет роста.

директор по развитию в Профилум

Я сам не заметил, как ушел из лагеря ярых противников инфобиза — во многом потому, что понял: четкую грань тут провести довольно сложно, да и у каждого она будет своя. Как и образование, инфобиз есть плохой, а есть — хороший (субъективно), к тому же, это не постоянная величина, а качели. Хороший образовательный проект тоже может со временем скатиться в стыд.

руководитель академии “Лайфхакера”

Что инфобизнес делает по-другому?

Очевидно, что информационный бизнес и образование — не одно и то же, и между ними есть грань, которая и порождает попытки образованцев отгородиться от инфобизнеса. Но где она находится, да и есть ли она вообще?

Я опросила своих коллег по отрасли: сотрудников вузов, корпоративных университетов и компаний, которые занимаются дополнительным образованием (среди них — Нетология, ИКРА), о том, что же все-таки отличает образовательный проект от инфобизнесового. И вот основные отличия.

Цель, отраженная в названии

Инфобизнес ставит своей ключевой задачей получение прибыли, образовательный проект — научить людей, дать им новые знания и навыки. Несмотря на то, что коммерческий учебный проект обязан быть финансово успешным, образованцы часто забывают о том, что им нужно еще и зарабатывать.

Различие по цели зашито в название. Инфобизнес целится в бизнес — сделать деньги из информации, отсюда главное: упаковать то и так, чтобы это лучше продавалось. Цель образования — человека образовать, привести к какому-то образу: что-то с ним должно в этом пути случиться (родиться, трансформироваться, вырасти, поменяться). Все усилия истинного образования направлены на то, как помочь этому изменению случиться наилучшим образом и с наибольшей вероятностью. Инфобизнес о каких-либо результатах и лучших путях не парится, только о лучших и самых продаваемых обещаниях.

ex. руководитель направления развития персонала в Microsoft

Коммуникации

Инфобизнес выбирает панибратский тон и агрессивный маркетинг. Оставьте заявку на участие в тренинге или бесплатном вебинаре, и вы точно получите мегатонны писем, десятки навязчивых звонков и смс. Главная фишка таких проектов — обещание золотых гор и головокружительных успехов за короткий срок. Часто лицом и единственным драйвером инфобизнеса становится его владелец.

В коммуникациях образовательных проектов, как правило, “нет огня” и обещания реалистичные и приземленные. Люди, которые всерьез занимаются методологией и работают над мотивацией студентов, держат в голове множество вводных, которые могут помешать учащимся добиться результата. И у них язык не поворачивается произносить громкие лозунги. Как следствие — сдержанные, даже консервативные коммуникации, отсутствие эмоций и личного контакта с потенциальными клиентами. Образованцы на фоне инфобизнесменов, как правило, выглядят довольно скучно.

Методы

В образовательных проектах используются отраслевые наработки в области педагогического дизайна, андрагогики, психометрики и других наук. Учебный продукт держится на теоретической базе, на которую, как на каркас, надеваются практические наработки и иногда экспериментальные образовательные форматы и методики. В идеальной ситуации знания упаковываются так, чтобы студент смог использовать их в различных жизненных ситуациях и усваивать свежую информацию по теме самостоятельно. Образованцы предпринимают честную, но не всегда успешную попытку передать людям новые навыки.

Инфобизнес идет по другому пути: в центре продукта — передача готовых схем для достижения какой-либо цели (как правило, быстрого обогащения). Часто учебный продукт вроде вебинара или онлайн-курса предваряет продажу консультационного продукта — более дорогого.

Образование базируется на фактических, эмпирических данных, результатах длительных исследований как теоретических, так и практических, и научных трудах.

Инфобизнес берет верхи этих знаний или даже “ощущения знаний”, добавляет удобные в интерпретации материалы под конкретный курс и сверху шлифует эмоциональной составляющей, чтобы цепляло! Но практической и информационной значимости — минимум.

консультант в сфере администрирования проектов и малого бизнеса

Что образованцам стоит перенять у инфобизнеса?

И образованцы, и бизнесмены сейчас существуют на молодом рынке, который сам отсеет некачественные и плохо упакованные услуги. В этих условиях главная цель образованцев — научиться продавать свои продукты. Для этого они могут перенять приемы инфобизнеса в продвижении:

  • Автодозвон: можно использовать, чтобы напомнить о предстоящем бесплатном вебинаре или дне открытых дверей, на который человек регистрировался
  • White-paper или “белая книга” — документ, который поможет клиенту выбрать именно вашу компанию.
  • Бесплатный демо-продукт, вебинар: даем клиенту проверить качество продукта перед покупкой. Сейчас на рынке уровень доверия очень низок, поэтому актуальность бесплатного демо как никогда высока.
  • Активное использование личного бренда создателей образовательного проекта в рекламе услуг.
  • Оригинальный и яркий дизайн посадочных страниц.
  • Тексты и промо-материалы, погружающие читателя в финальный результат обучения.
  • Триггерные смс и емейл-рассылки.
  • Хорошо отработанная цифровая воронка продаж с индивидуально настроенным скриптом для каждого из ее этапов.
  • Система скидок и спецпредложений, позволяющая человеку выгодно приобрести продукт, в случае если он сомневается в нем (через ретаргетинг, авторассылки или персональное общение с менеджером).
  • Онлайн-чаты с пользователем.
  • Рассрочки и системы кредитования.
  • Использование статистики для доказательства финансовой выгоды от покупки образовательного продукта (например, уровень зарплаты по специальности, которой вы обучаете, рассказ об успехах студентов).
  • Гарантии и возвраты денег в случае, если пользователь останется недоволен продуктом на старте.

А что у инфобизнеса брать не стоит?

Если маркетинговые принципы инфобизнеса — это то, к чему образованцам стоит присмотреться, то есть вещи, которые перенимать не надо. Это и развязный стиль коммуникаций, и навязчивость, и декларирование ложных обещаний.

Я бы также посоветовала с осторожностью выходить в сферы, традиционно занятые инфобизнесменами. Одна из них — это софт-скиллз.

Играйте на рынке софт-скилз с осторожностью или выходите на него тогда, когда у вашего проекта за плечами несколько лет работы и прочная репутация.

Когда Full House School, которой я руковожу, еще начинала свою работу, мы взялись за создание курса по личному брендингу. Мы собрали психологов, ученых, карьерных консультантов, бизнесменов, специалистов по продвижению в интернете, выстроили курс на базе серьезной методологии… и не смогли этот курс окупить.

Эта неудача связана с тем, что мы ступили на выжженную землю: в этой нише уже долгое время работали инфобизнесмены и продавали не самые качественные продукты, обещая гарантированный результат. К тому времени, как мы подготовили курс, на рынке воцарилась атмосфера недоверия и мы не смогли ее преодолеть.

Нужно признать, что в коммерческом смысле инфобизнес дает сто очков вперед образовательным проектам. А если инфобизнес добросовестный, он еще и приводит своих клиентов к результатам.

В то же время не все образовательные проекты оказывают качественные услуги. И нам, тем кто занимается образованием, стоит отнестись к соседям по рынку с меньшим снобизмом и взять лучшее из их практики.

Спасибо всем, кто помог в подготовке этого материала и поучаствовал в дискуссии на Facebook.

Если вам есть что сказать по теме этой колонки, напишите мне

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Nataly Landau-Goryacheva", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 13, "likes": 17, "favorites": 63, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 58794, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 18 Feb 2019 13:06:35 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 58794, "author_id": 256961, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/58794\/get","add":"\/comments\/58794\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/58794"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
13 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

слабый наброс...
"Инфобизнес идет по другому пути: в центре продукта — передача готовых схем для достижения какой-либо цели (как правило, быстрого обогащения)" - нужно уточнить быстрого обогащения инфоцыгана

Ответить
0

Но покупатель-то уверен в другом.

Ответить
1

да. Еще отличные франшизы каждый ученик должен создать и продать дальше. Мне тут предлагали супер успешную международную франшизу по раскрашиванию матрешек..

Ответить
1

Звучит прибыльно. Ещё можно Иван-чай и сушеную калину заготавливать.

Ответить
3

По заголовку подумал, что это текст-оправдание инфоцыган.
Оказалось, нет. Спасибо за материал, в сферу образовательных курсов действительно можно много чего добавить со стороны коммуникации с потребителем/клиентом.

Ответить
2

Жаль, что нет информации чему «инфобизнесу» стоит поучиться у «образованцев»...

Ответить
3

Инфоцыгане необучаемые.

Ответить
2

Инфобизнес нацелен на аудиторию мечтающую о халяве. Таких большинство, поэтому недостатка в заработке у инфоцыган никогда не будет. Максимум, что можно получить от годных семинаров и конференций - вдохновение и наводки. За это можно иной раз заплатить. Только проблема в том, что годных мероприятий одно на тысячу, а шарлатанов толпы. Реальные знания и опыт получаются исключительно классическими образованием и долгой практикой, но это путь не для всех.

Ответить
1

".... есть вещи, которые перенимать не надо. Это и развязный стиль коммуникаций, и навязчивость, и декларирование ложных обещаний."-как будто не переняли,уже давно и вовсю используют. А вообще-то на мой взгляд статья нормальная, есть о чем поспорить.

Ответить
–1

Вообще странная статья,
проблема то в том, что в инфобизе работают и развивают современные инструменты интернет маркетинга, а действительно образовательные проекты (малых масштабов) верят только в продукт. Пренебрегая "маркетинговой упаковкой и функционалом", не обращая внимания на комфортность пользователей.
Как бы парадоксально не звучало, но благие образовательные проекты (большая часть), просто напросто лентяи, с синдромом всезнания. Относится в основном это к проектом с посещаемостью менее 1000 человек в месяц.
Ну как образовательный проект может "быть в интернете", хотеть от туда "благодарных клиентов" и ничего не делать. А потом видеть что инфобиз собрал 1000 человек на платный вебинар и говорить что они плохие (а они работают над воронками, обратной связью, юзабилити, развивают ленды, пушат емэйл и т. д.).

"Инфобиз работает над интернет-маркетингом - продукт плохой.
Образованы не работают над интернет-маркетингом - продукт хороший" на что жаловаться то.

Ответить
1

Так и я о том же в статье)

Ответить
0

Школа, ВУЗ, курсы повышения квалификация и то, чем занимаются так называемые "образованцы" - это всё инфобизнес. Религия - самый прибыльный инфобизнес. Меняется только упаковка и ценник.

Смешно выглядят "образованцы", которые также впаривают свои образовательные продукты, но при этом хейтят инфобизнесменов, являясь ими сами. Типа мы не такие, они плохие, а мы хорошие.

Большинство курсов, что я проходил за последние 11 лет были высокого качества, нацеленные на конкретный результат. И уж точно качество продукта в достойных инфобизнесовых проектах выше, чем учебные программы большинства вузов.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }