Зачем мы назвали школу английского «english yopta» и несли этот крест больше 3 лет

В 2022 году громких и не очень ребрендингов и ренеймингов было непривычно много. Под занавес прошлого года мы тоже «переобулись», но не для выхода на новые рынки, не из-за политики или смены позиционирования. Просто дальше так двигаться уже было нельзя. Делюсь историей и уроками нашего фейла с неймингом.

Было → стало
Было → стало

Почему мы вообще назвались english yopta

Наша школа английского выросла из паблика ВКонтакте. Мы создали его в 2015 — тогда это было модненько, аудитория стоила сравнительно недорого, механика привлечения была понятна, а за счет продажи рекламы можно было уже через пару месяцев начать что-то зарабатывать. На старте нас устраивала перспектива рекламировать чужие курсы и блоги и радоваться, что получается «на приколах» генерировать 20-30 тысяч рублей в месяц. Делать образовательный продукт мы не планировали.

Тогда (да и сейчас) контент в 95% пабликов и каналов про английский состоял из перепощенных в сотый раз сканов учебников из 2000-х, картинок с Pinterest, бесполезных подборок слов под ситуации («at the airport», «shopping») и ежедневных посланий в стиле «good morning, have a nice day!».

Отдельные ребята на полном серьезе делали и делают такое:

Почему-то из того цикла запомнилось trustworthy — трастуёзи. 
Почему-то из того цикла запомнилось trustworthy — трастуёзи. 

У нас не было никакого опыта в создании продуктов, что такое «нейминг», «позиционирование», «отстройка от конкурентов» даже не слышали. Было лишь внутреннее ощущение, что если у них британские флаги, статуи свободы, Елизавета II (царствие небесное) , «трастуёзи», «пойми английский за 2 часа без усилий» и «English is easy» — значит у нас должно быть совершенно другое.

Решили, что «english yopta» — то самое «другое», что это вызов и, господи прости, разрыв шаблона. Мы публиковали пацанско-непосредственный контент 18+ (мемы с 9GAG и перевод на английский важнейших цитат типа «брат за брата — так за основу взято») и общались с подписчиками как с друзьями. Было классно, аудитории заходило, на этом этапе название у нас вопросов не вызывало.

Через 3-4 года после создания группы пришлось убрать -pta из названия, потому что ВК начал на нас ругаться. Но название «engilsh yopta» продолжало использоваться большинством подписчиков в ВК, оставалось на сайтах и в других аккаунтах.
Через 3-4 года после создания группы пришлось убрать -pta из названия, потому что ВК начал на нас ругаться. Но название «engilsh yopta» продолжало использоваться большинством подписчиков в ВК, оставалось на сайтах и в других аккаунтах.

Дерзковатый паблик с мемными фразами и названием «english yopta» еще куда ни шло, но мы оставили нейминг, даже когда запустили школу английского: академический образовательный продукт про разумное-доброе-вечное.

У людей со стороны, не целевой аудитории, а тех, кто про нас и знать не знает, название вызывало скорее негатив, отторжение и то, что сейчас именуется «кринж».

Пока школа оставалась side-проектом и хобби, у нас не было амбиций и нужных компетенций, еще не выстроились процессы и не сформулировалось понимание, чего мы сами хотим, — так и были english yopta.

Но чем дальше развивался проект, чем быстрее росло количество учеников и сотрудников, чем активнее усложнялись процессы и увеличивался оборот — тем больше название вызывало дискомфорт. Знаете, как иногда натирают ботинки: сначала в них не получается идти быстро, потом сложно идти уже хоть как-то, а дальше, если ничего с ними не сделать, они натрут до кровавых мозолей и станут источником страданий — так постепенно стало у нас с неймингом.

И как название вышло вам боком?

Сначала — никак. Но с ростом проекта и амбиций «звоночки» превратились в удары гонга прям над ухом и игнорировать их уже было нельзя.

  • Мы сами перестали верить в это «yopta» — наверное, выросли, изменились. Словили знакомое многим ощущение, что некогда крутые и драйвовые вещи спустя время такими не кажутся.
  • На встречах предпринимателей/стартаперов каждый раз было физически неприятно после рассказа о нас и продукте отвечать на «Слушай, как круто! А как вы называетесь?».
  • Название почти закрывало возможность роста в b2b — да, некоторые ЛПР говорили: «Вау, мы тоже смелые-классные, давайте работать», но большинство, по понятным причинам, были настроено совершенно иначе.
  • Осознали, что название отталкивает большую часть аудитории, у которой есть полное право встретить по одежке и тут же не захотеть узнавать, есть ли там ум, чтобы по нему проводить.
  • Некоторым сотрудникам было некомфортно говорить друзьям и родственникам, где они работают. Да, у кого-то мамы/папы тоже «в теме», но это скорее исключение. Традиционно, слово «yopta» хороших ассоциаций не вызывает, особенно в контексте школы.
Скрин переписки в одном из админских чатов.
Скрин переписки в одном из админских чатов.

И в итоге поменяли название, да?

Да. собрались, покумекали, и решили вот так:

english yopta → kakrodnoy | школа английского
english yopta → kakrodnoy | школа английского

До ренейминга мы уже вносили значимые визуальные изменения проект и по опыту знали, что первый отклик аудитории — 70/30 в пользу «что за ужас, раньше было лучше».

От смены названия школы некоторых подписчиков «бомбануло». В нас полетело:

Рыночек порешал, понятно, рест ин пис.

Это просто отвратительно, отписка.

Увидел незнакомое название, сначала подумал спам — потом зашел и понял, что это вы выстрелили себе в коленку. Жаль вас.

А кто-то даже выдал рассуждения, мол вы раньше рвали и ломали систему, а теперь сами прогнулись, предали свои идеалы и стали поганой серой массой, как все остальные.

Признаться, сначала эти аргументы удивили, но после личного общения с некоторыми ребятами удивление прошло, а планы ренейминга/ребрендинга даже не пошатнулись.

За «фасадом» школы ничего не изменилось. Мы не отказались ни от одного из своих идеалов и принципов в создании образовательных продуктов:

  • занятия с нами, как ламповое общение с другом на кухне;
  • объясняем так, чтобы стало понятно, даже если нужны примеры с шутками про пиво;
  • нанимаем только тех, у кого сами бы хотели учиться;
  • контент, который создаем, все так же актуален, уникален и самобытен.

Кажется, если уж даже с таким сомнительным, особенно в контексте образования, названием у нас что-то получилось, то с другим, более понятным и менее провокационным, должно быть полегче. Как создатель проекта, я эмоционально почувствовал себя так, будто из неразношенных жестких ботинок сунул наконец ноги в уютные кеды, которые как родные.

Советы и наблюдения для тех, кто тоже думает о выборе или смене названия проекта

Пункт 0. Изучите, какие есть методологии нейминга и выберите для себя хотя бы начальное направление. В гугле тьма вариантов, особенно если читаете на английском. Например вот: 10 методов генерации названия.

  • Выкатите несколько вариантов, обсудите их с узким кругом тех, кому доверяете больше остальных (1-3 человека, не больше). Когда работал в найме, в той компании при подготовке контент-плана была практика «спросить Алену Викторовну из бухгалтерии, у нее сын вроде в этом тоже понимает» — так не надо;
  • Проконсультируйтесь с юристом, который разбирается в регистрации товарного знака и названия. Не буду здесь детально расписывать, но чтобы название и лого юридически стали вашими, нужны определенные манипуляции и пара десятков тысяч рублей;
  • Держите планы в секрете: представьте, приходите вы в тематические чаты обсудить черновые варианты названия, а ушлые ребята за три копейки покупают под них домены, которые потом перепродают вам же, но уже за дорого;
  • Кстати, про домены: проверьте, чтобы для вашего гениального нейминга был свободен соответствующий домен;
  • Подключите SEO-специалистов и сделайте все необходимые настройки и редиректы, чтобы не потерять трафик на сайте — иначе люди будут гуглить ваше старое название или переходить по сохранившимся где-то ссылкам, но не находить ваши сайты;
  • Усильте или запустите рекламу (да, придется потратиться): стоит охватить как можно больше аудитории и показать им новое название, опять же, чтобы не терять трафик и чтобы предупредить о ребрендинге тех, кто о вас уже знает;
  • Если есть аудитория, которая следит за вами в соцсетях или мессенджерах — первое время обязательно используйте название формата: new name (ex old name) . Это потенциально снизит количество отписок. Но помните, что часть аудитории все равно не станет разбираться и просто отпишется, думая, что их добавили в очередной спам;
  • Несколькими контентными касаниями подготовьте базу к изменениям, не меняйте все в один день;
  • Помните, что 100% кому-то не понравится нейминг и вам прилетит хейт, от этого нельзя защититься, поэтому можно просто забить.

Дальше будем развивать школу английского под именем kakrodnoy. Опыт с english yopta был классный и забавный, но мы рады, что он остался в прошлом.

Пара ссылок, которые могут вас заинтересовать:

  • kakrodnoy.com — сайт школы, где можно записаться на бесплатное персонализированное тестирование уровня языка.
  • Telegram-канал, где весело и добродушно рассказываем про изучение английского. Со всякими безобидными выходками.
7979
98 комментариев

english kakrodnoy yopta

41
Ответить

Что-то вспомнилось

Ответить

Когда я подписался на вас, мне было около 20-ти. Привлекло нестандартное название. Сейчас мне 25, и я полностью поддерживаю Ваше решение. Аудитория растёт, и вы с ними тоже :)

22
Ответить

каеф!

4
Ответить

да, но при этом молодая аудитория приходит на смену той которая выросла.

Ответить

Комментарий недоступен

18
Ответить

В переводе с японского «ЁбиДоёби» означает "День недели - суббота".

1
Ответить