{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нидерланды? Испания? Германия? — Счастливого путешествия в Мексику

Как я съездила в Мексику по программе студенческой мобильности. Часть 1

Привет, меня зовут Настя, я редактор проекта Opportunity_ladder. Сейчас учусь в Вышке на четвёртом курсе факультета права. А ещё пять месяцев с августа по декабрь 2022 года я провела в Автономном Технологическом Институте Мехико (ITAM). В этой статье мне бы хотелось рассказать о своём опыте.

Автор на улице Мехико, украшенной в цвета национального флага в честь Дня Независимости Мексики

Предыстория

То, как я оказалась в Мексике, было (как и многие другие вещи в жизни), с одной стороны, случайно, с другой, — закономерно.

В России существует культ западного образования, бытует мнение, что оно качественнее отечественного и открывает перед тобой все двери мира. И я не могу сказать, что этот культ прошёл мимо меня. Будучи студенткой 1-2 курсов я огромными глазами смотрела на знакомых ребят постарше, которым удалось поучиться в Европе и думала о том, какие же они крутые, прямо таки небожители.

Летом 2021, в конце второго курса, после которого можно подаваться на программу обмена, я пошла сдавать IELTS, весьма неожиданно для себя получив результат в 8.0 баллов — это верхняя граница уровня С1, почти С2 (о том, как сдать этот экзамен на высокий балл, можно почитать здесь). Но на тот момент конкретного плана насчёт страны, в которую я хочу поехать, у меня ещё не было, и заявку на весенний семестр третьего курса я не подавала.

А затем случилось 24 февраля. На тот момент я встречалась с IT-стартапером, нацеленным на вывод своих проектов на международный уровень. И к действиям меня подтолкнул страх оказаться в случае ухудшения ситуации перед выбором: оказаться внутри потенциального железного занавеса с отношениями на расстоянии или уехать, не окончив образования (на тот момент позиция моего факультета была такова: никакого больше дистанционного обучения, единственная уважительная причина для онлайна — болезнь). Идея с программой обмена в европейском университете казалась в моменте идеальным выходом.

Итак, в марте 2022 года я отправила заявку на обучение по программе мобильности в три университета, в Испании, Нидерландах и Германии. Свой выбор делала, исходя из курсов, которые преподавались на английском и были мне интересны. И… я узнаю, что один вуз за другим прекращает партнёрские программы с Россией, моим знакомым поступают отказы, а на моей почте — ни ответа, ни привета. Так проходит два месяца.

Наконец, в мае мне приходит электронное письмо из Центра студенческой мобильности, в котором говорится, что есть свободное место в Автономном Технологическом Институте Мехико. Ничего не зная про этот вуз, я соглашаюсь это место занять.

Университет

ITAM — небольшое частное учебное заведение, в числе предлагаемых областей знания — математика, IT, экономика и бизнес, гуманитарные и социальные науки — в общем, всё, кроме естественных наук и медицины, которые, вероятно, требуют больших затрат на оборудование лабораторий и государственной поддержки. Но несмотря на то, что учиться в ITAM чему угодно не получится, университет входит в число лучших в Мексике, особенно славится экономический факультет. Студенты востребованы на местном рынке труда: например, одна из моих соседок по общежитию работает аналитиком в Amazon.

Вот так выглядит кампус здания, в котором учатся бакалавры

То, что они делают, они делают качественно: есть действительно удобные электронные сервисы для записи на курсы, загрузки документов и среда онлайн-образования, в которой можно посмотреть программу курсов, узнать свои оценки, скачать материалы от преподавателя и загрузить домашнее задание. За всё моё время обучения в вузе ничего ни разу не вылетало и не падало (читающие меня вышкинцы с вечно ломающимся LMS поймут). Университет проводит грамотную кадровую политику: одни преподаватели, которые у меня вели, были приглашёнными профессорами из европейских, канадских и американских вузов, другие были выпускниками бакалавриата или магистратуры самого ITAM, получавшими затем МВА или PhD за границей.

С одной стороны, меня порадовал факт организации процесса на высоком уровне. Типичное российское “Ой, я про контрольную три пары назад забыл, давайте напишем её сейчас” тут немыслимо — даты всех тестов и экзаменов известны заранее. С другой, — понравилась поголовная вовлечённость преподавателей в то, что они рассказывают студентам и интерес к каждому, понимание того факта, что у людей с разным бэкграундом в интернациональных классах разный уровень подготовки, умение объяснять сложные вещи в доступной форме, на релевантных примерах. В качестве примера индивидуального подхода могу, например, вспомнить как преподавательница экономического анализа права, которой достался класс из двадцати с чем-то мексиканцев, одного сальвадорца, одного испанца и одной россиянки (меня) ради последней переводила все учебные материалы на английский язык.

Расслабляться система при этом не даёт. Чтобы сдать предмет, надо набрать по нему не менее 6 из 10 баллов (в той же ВШЭ достаточно 4), 10 из 10 получить почти невозможно. Оценка складывается из активности в классе, различных письменных работ (в зависимости от предмета это могли быть кейс-стади, задачи, презентации, тесты, эссе…), промежуточного и финального экзамена, который тоже нужно было написать как минимум на 6. Следят и за прогулами — при пропуске без уважительных причин более 20% занятий преподаватель имеет право не допускать вас к экзамену. В этом случае студенту ITAM или тому, кто решил продлить мобильность ещё на семестр, курс придётся проходить заново. А ещё нет деления на лекции и семинары — каждый предмет у вас ведёт только один преподаватель, форму подачи материала он может выбирать сам, часто каждая пара содержит и лекционную, и семинарскую часть. Пары за редким исключением стоят дважды в неделю в одно и то же время по каждому из предметов. Я считаю это очень удачным решением: всё же концентрироваться на одном и том же три часа подряд сложно.

типичная формула оценивания в ITAM

Кстати, обучение организовано не по курсам, а по семестрам — начать учиться можно и в августе, и в январе. Это очень упрощает жизнь тем, кто поступил куда-то и понял, что программа ему не подходит — не нужно ждать весь год для смены направления.

Как и у любого студента по обмену, мои курсы были факультативными и могли никак не пересекаться с программой. Я имела право выбрать любое количество курсов, но не менее четырёх. Решила взять максимум от возможности поучиться не праву, а чему-то новому, так что набрала семь — студентов с большим числом выбранных предметов я, кстати, не встречала.

Расписание пар

С одной стороны, наконец-то появилась возможность выбирать то, что тебе нравится и не тратить силы на неинтересный, но обязательный для всех предмет. С другой, — не было привычной атмосферы группы, в которой все всех знают, на каждом предмете были те, с кем ты общаешься и те, с кем не общаешься. Неочевидный минус такого варианта — сложнее организовать совместную подготовку, когда каждый пишет конспект по части материала в общем гуглдоке или вы собираетесь на созвон для объяснения друг другу непонятных тем: каждый сам за себя.

Отдельно скажу о предметах, которые я выбрала для изучения на этот семестр.

  • public choice — курс, в описании которого было сказано, что он посвящён тому, как общества принимают свои решения. Большая часть программы была посвящена основам теории игр, также мы успели поговорить об эволюции и о политике. Например, преподаватель предложил делить всех политических деятелей на тех, кто воспринимает процессы в обществе как игры с нулевой суммой (преимущественно правые) и как игры с положительной (преимущественно левые). Например, Трамп — яркий пример первого типа политиков, а такой его взгляд — вероятное следствие многолетнего опыта работы в строительном бизнесе, где компании конкурируют за очень ограниченный ресурс — участки земли в конкретных локациях.
Одна из задач, которую мы решали на курсе. Достаточно забавным получается то, что все избиратели с левыми взглядами проголосуют за умеренно правого политика — чтобы к власти не пришёл ещё более правый
  • маркетинг — преимущественно лекционный теоретический курс. Но важной частью оценки был проект, над которым небольшие подгруппы работали весь семестр. Примерно раз в месяц мы выступали с частью большой презентации придуманного бизнес-проекта, а идеей финального выступления была защита проекта перед потенциальными инвесторами. Я оказалась в команде вместе с парнем и девушкой из Франции, которые решили “запустить” маркетплейс алкогольных напитков в родной стране.
  • экономический анализ права — курс, предназначенный для студентов юридического и экономического факультетов. Было интересно взглянуть на изучаемую в течение трёх предшествующих лет материю с точки зрения формул и графиков и получить математическое подтверждение тому, почему слишком жёсткое или слишком мягкое наказание причинителя вреда государством неэффективно, или рассчитать налог, которым нужно обложить химический завод, расположенный по соседству с плантацией роз, дабы уравновесить негативное влияние выбросов на растениеводческий бизнес. Кстати, на этот курс как слишком сложный не рекомендовали идти студентам, не изучавшим углублённо ранее экономику — я не послушалась и не пожалела, разве что пришлось немного вспомнить материал математического спецкурса времён старших классов школы
  • развитие soft skills — единственный класс, занимавший сдвоенную пару и проводившийся раз в неделю. Для большинства студентов ITAM — обязательный предмет. Курс состоял из изучения того, что по мнению составителей, должно было помочь построить успешную карьеру: лайфхаки для публичных выступлений (почти каждую пару нужно было представлять подготовленный доклад или придумывать структурированную речь за пять минут), эффективные презентации, проблемы женщин в продвижении по карьерной лестнице и пути их преодоления, построение команд, прохождение собеседований: мы разбились на пары и поочерёдно отыгрывали роли HR, задавая вопросы из серии «где вы видите себя через пять лет?” и »почему мы должны нанять именно вас?” При этом преподавательница была настроена строго против использования телефонов в классе, требовалось внимательно слушать выступления всех студентов, а не просто не мешать им. С одной стороны, дисциплина как в школе, с другой, — действительно, нужно уметь выслушать чужое выступление и задать вопросы. Несмотря на то, что содержательно курс был очень простым, работать требовалось в течение всех трёх часов, что подчас выматывало.

Самое яркое воспоминание моей мексиканской учёбы — расчёты окупаемости в последнюю ночь, в которых я использовала данные Сбермаркета о количестве заказов, собираемых сотрудником даркстора за смену, информацию Минздрава Евросоюза о том, сколько литров спиртного разных видов потребляет за год средний француз 18-30 лет, какой-то французский сервис аренды нежилых помещений и график цен на электричество в ЕС.

  • политика международных экономических отношений — предмет, в рамках которого различные события экономической истории ХХ-XXI века (например, кризисы и войны) и проблемы современности, такие как глобализация, деятельность транснациональных корпораций, пандемия, энергетические отношения, — рассматривались с точек зрения разных теоретических подходов и учений: Смита, Кейнса, Хайека, Ленина… Финальное эссе на экзамене нужно было написать на тему того, как изменили мировую политику и экономику коронавирус и [Роскомнадзор] России с Украиной, используя разные теоретические концепции, применяя одни (например, соперничество государств за право быть гегемоном или колониальную теорию) и отвергая другие (такие как идея о “конце истории” и светлом коммунистическом неолиберальном будущем).
  • стратегия бизнеса — курс о том, почему одни компании становятся успешными, а другие — нет. Здесь интересно то, что несмотря на наличие общих принципов, у каждой компании есть свои особенности, которые оказались нужны конкретным покупателям. Мы обсуждали много разных кейсов. Например, одна из важнейших причин успеха Старбакса и обоснование столь высокой цены за не самый хороший кофе — то, что компания выбирает локации с учётом интенсивности потока людей в данной точке. А игра на одной из последних пар, в рамках которой нужно было прийти к решению о том, что сейчас делать с акциями Netflix (покупать, продавать или удерживать) на фоне падения, одним из аргументов нашей команды против продажи стало… существование выражения “Netflix & chill” — то есть название компании уже имеет стойкую ассоциацию с приятным времяпрепровождением, которая вряд ли уйдёт в прошлое из-за падения курса акций.
  • испанский, начинающий уровень — курс преимущественно разговорного испанского языка, весьма нужный в стране, где мало кто говорит по-английски, а приложения с переводчиком может не оказаться под рукой — уже спустя несколько занятий стресса при попытках узнать дорогу или выяснить стоимость услуги заметно поубавилось, за что спасибо нашему профессору — колоритному мужчине с чёрными густыми усами в клетчатой рубашке. К сожалению, курс был слишком “лайтовым”: мы редко писали проверочные работы, у нас не было домашних заданий, так что по прошествии месяца в неиспаноязычной среде я хотя и помню кое-что из лексики, крохи грамматики ушли совсем.
Первый заказ автора в кафе, при котором не было сказано ни одного слова по-английски

Следующая части расскажу про студенческое сообщество, людей, культуру и быт Мексики.

0
1 комментарий
Ренат Сигунов

Крутая публикация! Спасибо автору за подробный разбор!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда