Как я решил создать конкуренцию очень крупной компании без бюджета и что из этого вышло

Меня зовут Евгений Сухин — основатель Антифраншизы «Базилик» и компании, реализующей торговое оборудование (пока без названия) . Нашему бизнесу всего 1,5 года, но за это время мы многое сделали, пережили и осознали. Начало этой истории вполне прозаичное.

Магазин Базилиk
Магазин Базилиk

Названия сторонних компаний изменены. Все совпадения случайны.

Декабрь 2020. Год выдался для многих тяжёлый и вряд ли нужно объяснять почему. Все ждут его окончания и новых, желательно хороших событий и новостей. В это время я работал в компании Гетро, где занимался развитием франшизы “Бобы”. Продавал франшизу, проектировал, открывал магазины и делал многое другое, иногда не очень важное и нужное, как это часто бывает в больших компаниях. И вот, в преддверии Нового года, по секретным, но очень надёжным источникам я и мои коллеги узнаëм, что Новый год, от которого мы ждали только хорошее, несёт в наши ряды новости о значительном уменьшении нашего дружного коллектива.

В отношении меня было всë понятно, т. к. на моей должности было только 2 человека, и моя коллега, по разным причинам, точно останется в компании. В следующие пол года мне предстояло с удовольствием ходить на работу и улыбаться начальству, делая вид, что я ничего не знаю. Однако надо было решать чем заниматься после увольнения.

Я не печалился, потому что для меня Гетро — это не компания мечты. Было много проблем, бесполезной работы, табличек, отчётов, глупых решений и, что самое печальное, проект, в котором я работал, менялся не в лучшую сторону, опять же, по моему мнению. Но, несмотря на всë это, мне очень нравилась моя непосредственная работа, я понимал, что при изменении некоторых условий и процессов такая деятельность может принести много пользы обществу и спасти множество бизнесов! И если мой работодатель не хочет ничего менять, то мне ничего не остаётся, как создать альтернативу.

Было принято решение создать такой продукт, который будет работать на клиента и для клиента, при этом исключить момент постоянного и незаслуженного обогащения франчайзера. Франшиза должна быть честной, прозрачной и нести максимум пользы для франчайзи. Я решил избавиться от роялти и любых обязательств по закупкам чего либо, оставив только паушальный взнос.

Итак, я буду продавать услуги по созданию конкурентоспособных продуктовых магазинов, право пользования брендом и консультационное сопровождение после открытия магазина. Франчайзи будет иметь полную независимость и свободу в финансовой и операционной деятельности, соблюдая лишь рекомендации и поддерживая репутацию бренда на высоком уровне.

И тут я понял, что продукт будет устроен так, что это скорее антифраншиза, чем франшиза. Решено! Я буду делать антифраншизу!

Понемногу продумывая механику будущего бизнеса и подготавливая необходимые материалы я дожидался приглашения hr-менеджера для серьезного разговора. Как и многим начинающим предпринимателям мне было страшновато и я пытался найти партнёра, но никто из моих коллег не поддерживал мою идею, никто не верил в успех, кто-то смеялся за глаза, а некоторые и прямо мне в лицо.

Никогда не забуду фразу моего коллеги: «почему ты решил, что у тебя получится? Даже у Гетро, с его огромными возможностями не вышло ничего хорошего, а у тебя получится?.. » С такой поддержкой, но большой верой в себя и свою идею я начал свой бизнес.

В начале июня 2021 года мне предложили покинуть компанию «по соглашению сторон», наградив небольшим выходным пособием. Я человек гордый, поэтому не стал упираться и трясти трудовым кодексом. Решил доработать до конца месяца и уйти.

В это время мне позвонил один из франчайзи “Бобы” и попросил приехать для личной беседы. Дело оказалось в том, что он хочет провести реконструкцию одного из своих магазинов, сделать его красивым, современным, но не прибегая к услугам моего бывшего работодателя. В беседе с ним я рассказал о том, что совсем скоро покину компанию Гетро и собираюсь развивать свою собственную антифраншизу, рассказал о том, как она будет работать и чем будет полезна. Не долго думая мой первый будущий франчайзи сделал мне предложение, от которого я не смог отказаться. Так и была продана моя первая антифраншиза, у которой на тот момент даже не было названия, за символические деньги, которых хватило только на создание брендбука и бензин. Но я был счастлив!

С этого дня я начал активную деятельность по поиску названия. Подобрав примерно 7 более менее подходящих слов я сделал рассылку по всем своим друзьям, знакомым, клиентам с просьбой проголосовать за одно из них. Победил «Базилик».

Далее начался мучительный поиск дизайнеров для разработки логотипа и полного брендбука. Перебрав нескольких дизайнеров и потратив часть, и без того мизерного, бюджета я нашёл ту самую дизайн-студию и спустя месяц брендбук первой продуктовой Антифраншизы “Базилик” был готов.

Логотип Антифраншизы Базилиk
Логотип Антифраншизы Базилиk

Кстати, о бюджете: в моëм распоряжении было 100000 рублей. С такими деньгами я решил составить конкуренцию Гетро и их франшизе “Бобы”. Безумие.

Так или иначе, первый магазин Базилик был открыт. Небольшой магазинчик у дома, 60 кв. м. в спальном районе станицы Ленинградская Краснодарского Края. Проект оказался успешным, магазин оправдал мои ожидания и ожидания моих франчайзи, и даже превзошёл их.

Первый магазин Базилик
Первый магазин Базилик

Именно в этот счастливый день где-то в офисе Гетро в Москве на очередном собрании команды франчайзинга на полном серьёзе был поставлен вопрос о появлении дерзкого конкурента — Антифраншизы Базилик. Моим бывшим коллегам была поставлена задача узнать всë о том, что это за антифраншиза, еë условия и вообще всë, что только можно узнать. Такое внимание и долгие, неоднократные обсуждения Базилика в офисах крупной международной компании мне льстили и, без сомнения, подстёгивали.

На следующий день, после открытия первого Базилика, я продал вторую антифраншизу, а потом ещё одну… А потом я понял, что передо мной стоит дилемма, которую нужно срочно решить. Дело в том, что благодаря очень шаткой финансовой модели моего бизнеса я не могу перебирать клиентами. Я должен постоянно продавать франшизу, чтобы бизнес жил и развивался, ведь деньги поступали только от паушального взноса франчайзи. С другой стороны, я должен думать о репутации бренда, а это означало, что я не могу вешать вывеску на любой сарай и должен тщательно отбирать франчайзи по психотипам, чтобы не допустить нанесения вреда репутации в будущем. Также я принципиально отказался от предлагаемых откатов со стороны поставщиков и подрядчиков проекта, что лишало меня приятных бонусов.

Работать честно сложно, это долгий путь. Но я верю, что в долгую я выиграю больше именно с таким, честным подходом. Репутация важнее сиюминутной выгоды.

Так к концу 2021 года у нас появилась услуга ребрендинга, которая означала оказание клиенту всех тех же услуг, что и при покупке антифраншизы, но без предоставления бренда. Этим решением мы значительно расширили клиентуру и обезопасили себя от негативного влияния слабых сторон нашего бизнеса.

Мы не зависим от роялти и поставок товара нашим франчайзи, поэтому количество магазинов, открытых именно под брендом Базилик не так важно. Намного важнее их качество.

Мы стали предлагать ребрендинг тем клиентам, которые не подходили нам по психотипу, тем, у кого не хватало денег, чтобы открыть магазин такого качества, чтобы соответствовать требованиям бренда Базилик, тем, у кого уже была небольшая сеть и свой бренд им был дорог, а также тем, кто хотел с нуля построить собственную сеть именно под своим брендом. Для таких клиентов мы разрабатываем их собственный брендбук, освежая имеющийся бренд или создавая новый.

Услуга стала настолько популярной, что вскоре мы стали работать с такими клиентами, с которыми никогда бы не смогли сотрудничать, будучи традиционной франшизой или антифраншизой. Одному из клиентов мы даже упаковали его собственную франшизу и привели трёх первых клиентов.

В апреле 2022 года упор на качество дал первые плоды. И это стало первой громкой победой Антифраншизы Базилик. Ко мне обратился мой бывший клиент из проекта “Бобы” с просьбой приобрести нашу антифраншизу. Казалось бы, ничего необычного. Но нам предстояло снять с его магазина вывеску “Бобы”. А это уже было дерзко и означало объявление войны крупной международной компании. Всë осложнялось ещё и тем, что это был новый, открытый 4 месяца назад, магазин, в который было вложено огромное количество средств. Магазин с отличным ремонтом и дизайном, красивым, дорогим оборудованием, ритейл-оптикой, с кулинарией и пекарней полного цикла, собственным разрубом мяса, отличным сервисом, классной локацией, с торговым залом на 600 кв.м., очень продуманным, редким ассортиментом и ещё кучей классных фишек. По моему мнению — это был самый крутой магазин франшизы “Бобы”!

Ну разве я мог устоять?) Конечно же я согласился и мы начали ребрендинг. В мае 2022 года мы заменили всю визуализацию на Базилик. Фото ниже.

Справедливости ради, я должен упомянуть, что этот магазин спроектировал я, будучи ещё сотрудником Гетро. Подобрал поставщиков оборудования, помогал франчайзи с решением многих других вопросов, я целый год трудился над этим проектом, но открыть магазин как “Бобы” не успел, это уже прошло без меня.

Спустя несколько месяцев работы собственник магазина был вынужден принять решение о срочной замене бренда с целью спасения магазина и многомиллионных инвестиций. Бренд Базилик на тот момент оказался лучшим решением. Также важно, что выручка магазина с момента его ребрендинга в Базилик выросла в 4 раза! Считаем это успехом. Кроме того, у магазина появилось собственное приложение доставки продуктов Базилик, что очень актуально сегодня. Такое приложение теперь доступно для каждого нашего франчайзи и это ещё одна наша победа и отличие от конкурентов.

Я не стану раскрывать всех причин перехода франчайзи в антифраншизу Базилик, т.к. это будет «некрасиво» по отношению к конкурентам. Но до сих пор не могу понять как можно было потерять такой великолепный магазин и такого образцового франчайзи! Пишите отчёты господа, рисуйте таблички, пока мы работаем в полях. Своей бюрократией Вы даёте нам отличную фору!

Вот так, с бюджетом в 100000 рублей, мы начали очень сложный бизнес, история которого только начинается. История рассказана только до мая 2022 года. Продолжение в следующей статье.

Имея в арсенале только навыки продаж и переговоров, и опыт открытия нескольких десятков магазинов для другой сети я решил продавать антифраншизу с вложениями от 3-х млн. руб. Возможно всë дело в ежедневном, кропотливом, тяжёлом труде и вере в успех и пользу, которую несёт наша деятельность обществу… Мы испытали много сложностей, о которых расскажу в другой статье, но мы всë ещё в деле! И наш бизнес стал крепче и прибыльнее!

Если Вам интересен наш путь самурая, то подпишитесь на мой блог и поставьте лайк. Спасибо Вам!)

88
8 комментариев

Что ж?! Очень даже необычный пример из жизни, как при огромном желании и хороших мозгах можно вырваться вперед и обогнать даже самые большие компании)) Удачи тебе, автор, в твоём непростом деле. Уверен, дальше - больше;)

2
Ответить

Спасибо за добрые пожелания!)

Ответить

Последний два года показали , что работа в огромной фирме ,соц пакеты и прочие блага наемного труда , не защищают тебя , а больше отегащают и скорее похожи на якорь у ноги чем на трамплин в светлое будущее и финансовое благополучие .
Личные знания и компетенции , принципы и умении игнорировать мнение посторонних людей, приведут тебя Женя к большим свершениям 👍 Каждая вывеска это твое имя и твой успех , а не лавры подземки и непричастных бесконечных руководителей и директоров .
Ждем открытие 100го магазина и автобиографическую книгу .
Желаю тебе сохранения принципов и запала и все будет хорошо 😌
Твой коллега ( который поверил ) 😉

2
Ответить

Интрига)) Ну кто же Вы, коллега?) Спасибо! Полностью согласен с комментарием про якорь. Проблема, как я вижу, в том, что этот якорь тяжело отцепить. Золотая клетка, из которой даже при открытой двери трудно вылететь.

Ответить

Про таблички было лишним, а всё остальное отлично. Молодцы, так держать. Удачи.

1
Ответить

Спасибо Галина, учту. Но это лишь моё мнение об излишне раздутой бюрократии, присущей большим, неповоротливым компаниям менеджеров.

1
Ответить